Кейс-метод в обучении иностранному языку для профессиональной коммуникации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (278) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 04.10.2019

Статья просмотрена: 154 раза

Библиографическое описание:

Молчанова, Т. Ю. Кейс-метод в обучении иностранному языку для профессиональной коммуникации / Т. Ю. Молчанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 220-222. — URL: https://moluch.ru/archive/278/62771/ (дата обращения: 07.03.2021).



Актуальность статьи обусловлена необходимостью повышения качества профессиональной подготовки специалистов в условиях практико-ориентированной парадигмы образования. В статье рассмотрены особенности и возможности использования метода ситуационного анализа в процессе обучения иностранному языку в профессиональных целях.

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, кейс-метод, интерактивные методы обучения, проблемная ситуация, оптимизации образовательного процесса.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения целью освоения дисциплины «Иностранный язык» является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, которая предполагает владение всеми видами речевой деятельности на иностранном языке в сфере профессиональной коммуникации, формирование способности и готовности будущих специалистов выполнять задачи поиска и анализа информации в профессиональных целях, а также работать с аутентичными источниками в области выбранной специализации. Иноязычная коммуникативная компетенция позволяет квалифицированному специалисту осуществлять эффективное межличностное общение во всех сферах своей деятельности [1].

Для решения задач подготовки специалистов определенного профиля в условиях практико-ориентированной парадигмы образования наиболее эффективными методами обучения иностранному языку являются интерактивные, позволяющие активно вовлекать обучающихся в различные индивидуальные, групповые, коллективные формы обучения и побуждать их к продуктивной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом [4].

Метод ситуационного анализа или кейс-метод (case-study) считается одним из наиболее эффективных развивающих способов обучения навыкам решения типичных проблем на основе реальных ситуаций (cases), так как он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного уровня обучающихся для осуществления успешной профессиональной коммуникации.

Поскольку кейс-метод направлен на развитие всех видов речевой деятельности, наиболее эффективно его использование на завершающем этапе работы над темой, когда обучающимся предоставляется возможность активно использовать изученный лексико-грамматический материал в речи, а преподаватель может оценить уровень сформированности речевых навыков обучающихся, степень усвоенности тематической лексики и грамматических структур.

В комплект кейса входят несколько компонентов: изложение проблемы (ситуации), основные задания, письменные тексты презентаций, карточки с критериями оценки работ, образцы представления результатов обсуждения в письменной форме. Функция преподавателя заключается в организации коллективной работы, оптимизации хода работы, подведении итогов обсуждения кейса и оценке работы каждого обучающегося.

Примером кейс-метода может послужить case-study «Выбор путешествия» на завершающем этапе работы над темой «Родной город» с обучающимися 1 курса юридического вуза. Целями кейс-метода на практическом занятии по английскому языку являются:

– активизация тематической лексики;

– выработка навыков обобщения информации;

– развитие творческого мышления;

– развитие навыков проведения презентации (умение публично представить свою работу на иностранном языке);

– развитие умения вести дискуссию, аргументировать ответы (развитие речевых навыков без опоры на готовый текст);

– совершенствование навыков чтения и обработки информации;

– формирование навыков работы в команде.

Технология проведения кейс-метода

  1. Преподаватель описывает проблемную ситуацию: вы собираетесь провести отпуск (каникулы) в каком-то интересном месте в Европе, в туристическом агентстве вам предлагают проспекты с информацией о тех местах, которые можно посетить.
  2. Преподаватель делит обучающихся на три команды и раздает карточки A, B, C с описанием ситуации, предлагает выбрать роли:

A — семья (родители и двое детей-подростков) хочет посетить музеи мировой известности и испытать что-то новое необычное.

B — компания веселых друзей хочет принять участие в каком-либо интересном мероприятии во время поездки.

C — группа студентов, выигравших тур в качестве приза за победу в проекте «Мировые культуры», они должны представить доклад о поездке и своих впечатлениях.

  1. Каждая команда изучает информацию о трех разных турах, обсуждает преимущества и недостатки предлагаемого тура (используется список «плюсов» и «минусов», также предложенный в виде раздаточного материала или представленный на доске или на слайде).
  2. Участники каждой команды делают сообщение о выбранном туре всей группе, аргументируя свой выбор (даются модели высказываний, участники своей команды дополняют отвечающего, участники других команд могут задавать вопросы).
  3. Каждая команда составляет и представляет короткое сообщение для Интернет-блога о предстоящей поездке.
  4. Преподаватель подводит итоги обсуждения кейса (командная работа) и оценивает работу каждого обучающегося.

Подготовка комплекта кейса включает в себя следующий раздаточный материал:

– карточки A, B, C с описанием ситуаций;

– проспекты с информацией о турах;

– список «плюсов» и «минусов» тура для аргументирования выбора;

речевые модели для построения высказываний.

Кейс-метод «Выбор путешествия» способствует:

– оптимизации образовательного процесса;

– эффективной организации коллективной работы;

– развитию всех видов речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование;

– выработке навыков самостоятельной работы, умения дискутировать;

– проявлению обучающимися инициативы.

В ходе практического использования кейс-метода могут возникать трудности, особенно у обучающихся со слабым уровнем языковой подготовки, поэтому дифференциация заданий по уровню сложности и объему выполнения, стимулирование и наводящие вопросы преподавателя должны способствовать снятию трудностей и осуществлению эффективной речевой коммуникации всех обучающихся в заданной ситуации.

Использование кейс-метода в сочетании с традиционными формами обучения способствует оптимизации образовательного процесса, позволяет добиться успешного усвоения учебного материала и его продуктивного применения, повышает мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка. Важно то, что у обучающихся появляется возможность творчески применять пройденный языковой материал на базе своих профессиональных знаний и позволяет им адаптироваться к реальным и потенциально возможным ситуациям [2].

Следует отметить, что в обучении иностранному языку в профессиональных целях метод кейсов служит для создания языковой среды и условий формирования потребности в использовании иностранного языка как средства межкультурного взаимодействия, интеграции знаний из разных областей знаний вокруг решения одной общей проблемы, а также развития иноязычной коммуникативной компетенции в рамках активной совместной исследовательской и творческой деятельности [3].

Таким образом, в условиях переориентации современного образования на формирование компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности использование кейс-метода в обучении иностранному языку показывает высокую эффективность и имеет хорошие перспективы.

Литература:

  1. Долматова Н. С. Проблема формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового ВУЗа // Психология, социология и педагогика. 2014. № 5. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/05/3053 (дата обращения: 07.02.2019).
  2. Павленко В. Г. Применение кейс-метода при обучении английского языка в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 17. — С. 534–538. URL: http://e-koncept.ru/2016/46282.htm.
  3. Пахтусова Е. Э. Метод кейсов в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. — 2014. — № 7. — С. 532–534. URL https://moluch.ru/archive/66/11034/ (дата обращения: 25.09.2019).
  4. Шепшинская И. М. Кейс-стади как активный метод обучения иностранным языкам в педагогическом вузе // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-stadi-kak-aktivnyy-metod-obucheniya-inostrannym-yazykam-v-pedagogicheskom-vuze (дата обращения: 27.09.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, образовательный процесс, обучающийся, речевая деятельность, коллективная работа, проблемная ситуация, раздаточный материал, ситуационный анализ, тематическая лексика.


Похожие статьи

Использование современных педагогических методов...

иностранный язык, метод проектов, коммуникативная компетенция, интерактивный метод обучения, умение, иноязычное общение

иностранный язык, традиционная методика, коммуникативное обучение, коммуникативный подход, язык, речевая деятельность...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения коммуникации...

Использование ИКТ для формирования коммуникативной...

- речевой компетенции (совершенствование коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности: говорении

- учебно-познавательной компетенции (развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

– Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих — речевой.

Речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в 4-х основных видах

Анализируя опыт работы на уроках английского языка, можно сделать вывод о том...

Самостоятельная работа с ИКТ при формировании продуктивных...

иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, обучение, основной объект обучения, язык, межличностное общение

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку. Учет особенностей родного языка учащихся; Единство...

Использование метода кейсов при обучении иностранному языку...

Ключевые слова:метод кейсов, обучение иностранному языку, профессиональная коммуникативная компетенция на иностранном языке, учебный процесс. В современном мире предъявляются жесткие требования к профессиональной составляющей специалиста.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технических вузов при использовании активных методов обучения иностранному

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, обучение...

Кейс-технология как средство реализации компетентностного...

иностранный язык, коммуникативный подход, обучение, учащийся, язык, учитель, коммуникативное обучение, коммуникативная компетенция, английский язык, процесс обучения. Особенности формирования профессиональной иноязычной...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как...

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе...

Похожие статьи

Использование современных педагогических методов...

иностранный язык, метод проектов, коммуникативная компетенция, интерактивный метод обучения, умение, иноязычное общение

иностранный язык, традиционная методика, коммуникативное обучение, коммуникативный подход, язык, речевая деятельность...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения коммуникации...

Использование ИКТ для формирования коммуникативной...

- речевой компетенции (совершенствование коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности: говорении

- учебно-познавательной компетенции (развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

– Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих — речевой.

Речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в 4-х основных видах

Анализируя опыт работы на уроках английского языка, можно сделать вывод о том...

Самостоятельная работа с ИКТ при формировании продуктивных...

иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, обучение, основной объект обучения, язык, межличностное общение

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку. Учет особенностей родного языка учащихся; Единство...

Использование метода кейсов при обучении иностранному языку...

Ключевые слова:метод кейсов, обучение иностранному языку, профессиональная коммуникативная компетенция на иностранном языке, учебный процесс. В современном мире предъявляются жесткие требования к профессиональной составляющей специалиста.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технических вузов при использовании активных методов обучения иностранному

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, обучение...

Кейс-технология как средство реализации компетентностного...

иностранный язык, коммуникативный подход, обучение, учащийся, язык, учитель, коммуникативное обучение, коммуникативная компетенция, английский язык, процесс обучения. Особенности формирования профессиональной иноязычной...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как...

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе...

Задать вопрос