В статье раскрыты основные особенности применения упрощенного режима налогообложения в Российской Федерации, проанализирован процесс перехода на упрощенную систему налогообложения, а также основные «входные» критерии для перехода на УСН, проанализированы особенности исчисления доходов для целей упрощенного налогообложения, рассмотрены особенности судебной практики.
Ключевые слова: упрощенный режим налогообложения, УСН, доходы, расходы, налоговый контроль, уведомление, единый налог, объект налогообложения, налоговая ответственность.
В соответствии с главой 26.2 НК РФ, переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется в добровольном порядке, по заявлению налогоплательщика (то есть, законодателем установлен уведомительный порядок перехода).
Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему. В уведомлении необходимо указать выбранный объект налогообложения, а также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, который предшествовал календарному году. Вновь созданная организация (ИП) имеет право уведомить о переходе на упрощенную систему не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учёт в налоговом органе. Переход на УСН возможен только в первого января следующего года. Таким образом, не подача заявления о переходе в указанные сроки, лишает дальнейшей возможности произвести переход в течение ближайшего года.
В соответствии с письмом Минфина России от 10.10.2017 г. № 03–11–11/66025 [9] отсчет срока уведомления о переходе на упрощенный режим налогообложения ведется со дня, следующего за днем, указанным в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. При этом, необходимо указать на противоречивость судебной практики. Некоторые время была распространена позиция арбитражный судов, в соответствии с которой было определено, что в главе 26.2 НК РФ четко прописаны правила перехода на УСН для вновь созданных организаций и зарегистрированных ИП. Нарушение предписанного законодателем порядка приводит к невозможности применения УСН (например, постановление АС Северо-Западного округа от 23.05.2018 по делу № А21–7633/2017 [4]).
Другая судебная позиция заключалась в том, что если вновь созданная компания начала использовать УСН с момента регистрации, платила авансовые платежи по «упрощенному» налогу, представляла соответствующие декларации и налоговики без проблем их принимали, то факт несвоевременного уведомления о переходе на УСН не может служить основанием для отказа в применении УСН (например, постановление АС Центрального округа от 31.05.2017 по делу № А36–2881/2016 [5]).
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 НК РФ [3] был признан правомерным именно последний подход. ВС было указано, что налоговые органы обязаны своевременно осуществлять налоговый контроль и принимать меры в отношении состоящих на учете налогоплательщиков, в том числе требовать представления налоговой отчетности, приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках в случае ее непредставления по установленной форме в отношении тех налогов, которые налогоплательщик обязан уплачивать (п. 2 ст. 22, подп. 1 и 5 п. 1 ст. 31, п. 2 ст. 32 НК РФ).
К примеру, если компания с момента создания применяла УСН, однако уведомление о переходе не представила в установленный срок, при этом никаких претензий со стороны налогового органа не поступало, то налоговая служба таким отношением фактически считается признавшей правомерность применения УСН.
Форма уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения утверждена приказом Федеральной налоговой службы РФ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения» [1]. В нем устанавливается форма № 26.2–1уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения, в которой указан перечень реквизитов, которые должны быть в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Подать уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения возможно и в электронном виде. Формы документов утверждены приказом ФНС России «Об утверждении форматов представления документов для применения упрощенной системы налогообложения в электронной форме» [2]. Закрепление возможности подачи уведомления в электронной форме существенно упрощает переход субъектов малого предпринимательства на упрощённую систему налогообложения, что является её явным достоинством.
Анализ судебной практики по данной категории дел показал, что при заполнении заявления заявитель несёт полностью самостоятельно ответственность за предоставленные данные при некотором исключении. Так, к примеру, если налогоплательщик хотел перейти на УСН с объектом «доходы минус расходы», но допустил ошибку в заявлении, и указал «доходы», но при этом реально применял объект налогообложения «доходы минус расходы» с самого начала деятельности, несмотря на допущенную в заявлении ошибку, то источником информации об объекте налогообложения, прежде всего, является поданная налогоплательщиком налоговая декларация [6].
В целом «входные» критерии перехода на упрощенную систему налогообложения законодательство содержат еще много пробелов, если сравнивать с другими странами. В частности, налоговые органы при переходе организаций на данный специальный налоговый режим, проверяют лишь одно — размер дохода за последние девять месяцев, предшествующие началу применения УСН. В соответствии со ст. 346.12 НК РФ организация может перейти на упрощенную системы налогообложения, если доходы по итогам девяти месяцев не превысили 112,5 млн. рублей. Таким образом, неоднозначна позиция на вопрос, для чего установлены остальные входные критерии: по численности работников, остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов и т. д.
Единый налог, который уплачивается в связи с применением упрощённой системы налогообложения, обладает всеми обязательными элементами налогообложения, присущими всем налогам: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
Установленные законодателем порядок и сроки уплаты налога предполагают, что по итогам налогового периода ООО предоставляется налоговая декларация (не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом). Порядок исчисления налога предполагает, что сумма налога определяется налогоплательщиком самостоятельно.
По единому налогу по УСН предусмотрено два вида объектов налогообложения:
– доходы;
– доходы, уменьшенные на величину расходов.
При выборе объекта налогообложения — «доходы», ставка составляет всего лишь шесть процентов, которые должны уплачиваться с суммы доходов организации.
Если объектом налогооблагаемой базы считаются «доходы минус расходы», то ставка будет составлять пятнадцать процентов. В этом случае для того, чтобы рассчитать налог, доход необходимо уменьшить на величину расхода. При этом региональными законами могут утверждаться дифференцированные ставки налога по «упрощенке» в районе от пяти до пятнадцати процентов.
В случае, когда расходы налогоплательщика составляют более 60 % доходов, следует выбирать такой объект налогообложения как доходы, уменьшенные на величину расходов. В случае, когда расходы налогоплательщика составляют менее 60 % доходов, рекомендуется применять «Доходы», как объект налогообложения [8].
В соответствии со сложившейся судебной практикой, доход для целей упрощенного налогообложения возникает на дату зачисления денежных средств на расчетный счет налогоплательщика, а не в момент их отправки контрагентом. Так, организацию привлекли к налоговой ответственности в связи с тем, что она не включила в базу налогообложения за 2015 год сумму, которую контрагент отправил в ее адрес 31 декабря 2015 года. При этом, банк получил деньги на свой корреспондентский счет 31 декабря 2015 года, а на счет самого налогоплательщика их зачислены 3 января 2016 года. ФНС посчитала, что налогоплательщик был обязан включить эти деньги в доходы и пересчитали «упрощенный» налог, а также привлекли к ответственности за неуплату. Налогоплательщик с данной позицией не согласился и обратился в суд. Арбитражный суд Уральского округа постановлением от 04.10.17 № Ф09–5536/17 [7] разрешил данное противоречие, сославшись на положения ст. 346.17 НК РФ и отметив, что при УСН доходы определяются по кассовому методу. Следовательно, датой получения доходов при УСН признается день поступления денежных средств на банковский счет налогоплательщика или в кассу. Даже несмотря на то, что денежные средства поступили на корреспондентский счет банка 31 декабря 2015 года, на счету самого налогоплательщика они оказались уже в следующем году. На основании чего был сделан вывод, что возможность распоряжаться этими средствами у налогоплательщика возникла уже в 2016 году, а вывод представителей налоговой службы, что данный доход возник в 2015 году, является ошибочным.
Стоит отметить, что последние изменениями российского налогового законодательства свидетельствуют о том, что ведётся постепенная работа по улучшению положения налогоплательщиков, которые применяют УСН. Государство имеет прямую заинтересованность в росте числа малых и средних предприятий, особенно в производственной сфере, что благоприятно скажется на экономическом состоянии нашего государства, социальной сфере и позволит увеличить количество налоговых поступлений.
Литература:
- Приказ ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7–3/829@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения» // Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение). № 46. 23.11.2012.
- Приказ ФНС России от 16.11.2012 № ММВ-7–6/878@ «Об утверждении форматов представления документов для применения упрощенной системы налогообложения в электронной форме» // Правовая система «Консультант Плюс», 2019.
- Президиум Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.2018 г. «Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства». [Электронный ресурс]. URL: www.eg-online.ru.
- Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу № А21–7633/2017 от 23.05.2018 г. [Электронный ресурс]. URL: http://ras.arbitr.ru/.
- Постановление Арбитражного суда Центрального округа по делу № А36–2881/2016 от 31.05.2017 г. [Электронный ресурс]. URL: http://ras.arbitr.ru/.
- Постановление Арбитражного суда Центрального округа по делу № А54–6296/2016 от 19.10.2017 г. [Электронный ресурс]. URL: http://ras.arbitr.ru/
- Постановление № Ф09–5536/17 по делу № А76–306/2017 от 04.10.2017 г. [Электронный ресурс]. URL: http://ras.arbitr.ru/.
- Вялкина В. С., Кокоева А. С., Яненко Е. Н. Критерии выбора оптимального объекта налогообложения на упрощенной система налогообложения // Вестник науки и образования. — 2019. — № 10 (64). — С. 35–39.
- Письмо Минфина РФ от 10.10.2017 № 03–11–11/66025. [Электронный ресурс]. URL: http://www.v2b.ru (дата обращения: 14.08.2019).