Правовые основы административного статуса гражданина Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (278) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 01.10.2019

Статья просмотрена: 398 раз

Библиографическое описание:

Чикирина, Е. В. Правовые основы административного статуса гражданина Российской Федерации / Е. В. Чикирина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 155-158. — URL: https://moluch.ru/archive/278/62722/ (дата обращения: 04.03.2021).



В статье анализируются совокупность нормативных актов, которые направлены на регулирование административно-правового статуса гражданина. Административно-правовой статус гражданина представляет собой совокупность прав, свобод и обязанностей, которые гарантированы Конституцией Российской Федерации и действующим административным законодательством. Все дееспособные граждане могут осуществлять своими действиями субъективные права и обязанности, вступив при этом в административно-правовые отношения с органом исполнительной власти, государственного управления и местного самоуправления. Административно-правовые нормы реализуются при вступлении гражданина в административно-правовые отношения. Таким образом, можно сформулировать цель настоящей статьи, которая заключается в исследовании правовой основы административного статуса гражданина Российской Федерации.

Ключевые слова: Конституция РФ, нормативно-правовые акты, правовой статус, гражданин, местное самоуправление, государственное управление, акт.

В обществе и государстве юридический статус человека и гражданина в своем объеме проявляется как достаточно непростой и многоаспектный конституционно-правовым механизм. Указанный статус гражданина тесно смыкается с социальной структурой общества, а также пребывает в зависимости от уровня демократии и состояния законности в государстве.

Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую 22 ноября 1991 года [2] необходимо назвать среди нормативно-правовых актом, регулирующих права человека, как имеющую весьма весомое значение. Данный документ является фундаментальной основой, содержащей общепризнанные международные принципы и стандарты в сфере прав человека. Декларация явилась основанием и Конституции Российской Федерации 1993 года, в части основ правового статуса человека и гражданина в РФ.

В ходе проведенного анализа законодательства, мы можем выделить те нормативные правовые акты, в которых содержаться нормы, регулирующие административный правовой статус граждан России. Перечислим те, в которых эти нормы содержаться в достаточно большом объеме: на первом месте стоит Конституция РФ, далее идут акты, изданные органами представительной власти; следующие можно назвать акты, издаваемые Правительством Российской Федерации; далее следуют акты Министерств и ведомств Российской Федерации; после чего необходимо упомянуть акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации и затем акты, издаваемые органами местного самоуправления.

Содержание данных актов различное: они упорядочивают общепринятые правила; направлены на получение отдельными категориями граждан, установленных льгот; устанавливают порядок работы разных инспекций, учреждений и другое.

Конституция Российской Федерации в своей статье восемнадцатой провозглашает о том, что «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Положения конституционного права во многом определяют положение гражданина в весьма значимых сферах жизнедеятельности человека. Однако подробный порядок содержится в положениях иных отраслей права.

Во второй статье Конституции Российской Федерации содержится главная мысль, что: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». В связи чем, можно говорить о том, что сам человек, его положение в России является сосредоточением правового регулирования. Вышеуказанная в Конституции мысль говорит о призвании права и государства, его соответствующих органов и должностных лиц служить в целом обществу, каждой отдельной личности и каждому отдельному человеку.

Основу правового статуса личности, в больше мере касающиеся регулирования именно его статуса в административной сфере, хотелось бы назвать следующие: право на жизнь (ч. 1 ст. 20); право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23); право на неприкосновенность жилища (ст. 25); право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию (ст. 27) и другие

Необходимо отметить и то, что в положениях Основного закона содержатся обязанности человека и определенные запреты, среди которых можно назвать запрет на занятие экономической деятельностью, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), запрет на принудительный труд (ч. 2 ст. 37).

Административно-правовой характер носят нормы, которые содержаться в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и могут быть ограничены федеральным законом. Необходимо в данном случае назвать норму, содержащуюся в федеральному законе «О полиции», которая дает сотрудникам полиции когда есть на то основания, которые предусмотрены должными административно-правовыми нормами, ограничить право на неприкосновенность жилища. Это ограничение допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

1) «для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая».

Перечислим нормативно-правовые акты, которые содержат в себе самые весомые аспекты правового статуса личности:

– Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации»;

– Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации»;

– Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Далее назовем федеральные законы и кодексы, которые также содержат нормы, регулирующие правовой статус личности:

– Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ (последняя редакция);

– Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

– Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ (последняя редакция);

– Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ (последняя редакция);

– Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 N 114-ФЗ (последняя редакция);

– Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ (последняя редакция);

– Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

– Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ (последняя редакция);

– Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с изменениями и дополнениями);

– Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528–1 (ред. от 26.07.2019) «О беженцах»;

– Закон РФ от 19.02.1993 N 4530–1 (ред. от 27.12.2018) «О вынужденных переселенцах»;

– Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ (последняя редакция);

– Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 N 10-ФЗ (последняя редакция);

– Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 N 95-ФЗ (последняя редакция);

– Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019);

– Гражданский Кодекс Российской Федерации (части 1–4);

– Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019);

– Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019)

– Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019),

– также другие федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты, нормативные акты субъектов Российской Федерации, и муниципальных образований.

Бесспорно, признанные всем мировым сообществом принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, касающиеся прав человека, включены в правовую систему России. И данные нормы Конституцией Российской Федерации признаны приоритетными над внутригосударственными нормами. Кроме названной выше Декларации, можно здесь указать также Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года [3]. Более 100 государств взяли за основу данную декларацию при подготовке своих конституций.

В настоящее время государства обязаны основываться на содержащихся в данной декларации нормах, несмотря на то, подписана она ими или нет, а также подписаны или нет прочие основные международные акты по правам человека, так как большая доля данных норм обязательна (ius codena) для всех государств.

ООН в 1966 году были приняты два Международных пакта:

1) «Международный пакт о гражданских и политических правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН));

2) «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).

Принятые пакты являются продолжением развития норм Всеобщей декларации прав человека, и в своей совокупности образуют своеобразную Международную Хартию прав человека.

Российская Федерация — участник вышеуказанных деклараций, и подписала другие международно-правовые акты, содержащие нормы, относящиеся к правам человека.

Российская Федерация является членом Совета Европы, что тем самым и способствовало присоединению России к международно-правовым актам по правам человека, которые действуют в Европе. Среди них можно упомянуть:

– «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года (и соответствующих протоколов к ней);

– «Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания» (ETS N 126) [рус., англ.] (Вместе с «Привилегиями и иммунитетами», «Пояснениями») (Заключена в г. Страсбурге 26.11.1987) (с изм. от 04.11.1993);

– «Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств» (ETS N 157) [рус., англ.] (Заключена в г. Страсбурге 01.02.1995)

– и другие документы.

Российская Федерация также участник Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в связи с чем Россия также подписала многочисленные немаловажные документы, часть из которых касается прав человека.

Роль местного самоуправления, а также органов государственного управления немаловажны в формировании и реализации прав и обязанностей, составляющих административно-правовой статус человека.

Реализуя свои функции, они издают правовые акты, которые влияют на содержание статуса граждан, которые влекут приобретение им прав и обязанностей в той или иной сфере (образование, право собственности и др.); участвуют в организации исполнения нормативно-правовых актов, которые имеют отношение к административно-правовому положению граждан; оказывают помощь гражданам в реализации их конкретных субъективных прав; выполняют охрану прав и свобод граждан.

В своем большинстве акты, издаваемые органами местного самоуправления, представляются собой нормативно-правовой акт, содержащий конкретные права и обязанности, которые уже были определенны в достаточно общем виде конституциями и некоторыми законодательными актами.

Можно в качестве примера, указать Правила дорожного движения Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 04.12.2018) «О Правилах дорожного движения», которые являются базовыми и устанавливают права и обязанности граждан, в том числе административно-правового характера.

Можно говорить о том, что нормами административного права урегулированы в определенной части порядок разрешения органами местного самоуправления и государственной власти большое количество дел индивидуального значения. Также можно отметить, что данными нормами установлены определенные гарантии их прав и обязанностей.

Тем самым, можно сделать вывод о содержании административно-правового статуса гражданина. Он включает в себя права и обязанности, которые содержаться в Конституции Российской Федерации, и которые может осуществлять при реализации административно-правовых правоотношений с надлежащими субъектами. Данные права и обязанности принадлежат всем гражданам и не объединены с теми или другими частностями. Среди них можно говорить о различных личных, политических, экономических, социально-культурные правах и свобод граждан, указав в том числе и на права по защите этих прав и законных интересов гражданина.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года // Электронный ресурс — ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019.
  3. Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 N 1920–1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина // Электронный ресурс — ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019.
  4. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О полиции» Электронный ресурс — ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, последняя редакция, местное самоуправление, акт, ETS, гражданин, норма, страсбург, Генеральная Ассамблея ООН, государственное управление.


Похожие статьи

Механизм исполнения решений комитетов ООН, проблемы по их...

В законодательстве стран-членов ООН все еще редко можно встретить нормы, которые сообщали бы решениям органов ООН и региональных органов по защите прав человека статус судебных решений, подлежащих принудительному исполнению.

Соблюдение основ международного права в контексте...

Как известно Резолюции Генеральной Ассамблеи принимаются открытым голосованием и

Все они сформулировали указанные международно-правовые нормы о предоставлении

Эти две резолюции позволили ООН и её представителям действовать свободно на территории...

Основные принципы местного самоуправления в рамках...

− на органах местного самоуправления и должностных лицах лежит серьезная

Этот принцип муниципального управления закреплен в Конституции и законодательстве о местном

Винников А. А. Государственное управление, исполнительная власть и местное...

Всеобщая декларация прав человека и её действие в Российской...

Всем гражданам стран-участников Организации Объединенных Наций, (далее — ООН), соприкасающимся с правовой культурой, знакомо название «Всеобщей декларации прав человека», документа, принятого на третьем собрании Генеральной Ассамблеи ООН...

Нормативно-правовые акты, регулирующие сферу...

Кратко рассмотрим сперва международные правовые акты, к которым Российская Федерация

«Декларация ООН о меньшинствах» стала своего рода уточнением к Уставу ООН и

Действие конвенции СНГ не распространяется на граждан одного государства СНГ, если...

К вопросу о современном состоянии законодательства об...

...организациями являются Устав Организации Объединенных Наций (1945 г.) (далее — ООН), Декларация о принципах международного права (1970 г. Федерация, Украина, Совет Безопасности ООН, Совет Европы, государство, Генеральная Ассамблея, Европейский союз.

Международно-правовые аспекты регулирования поощрительных...

Сходные нормы о праве равного доступа (на общих условиях равенства) к государственной

- о праве женщин на равных условиях с мужчинами поступать на государственную службу, занимать

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН...

Право граждан Российской Федерации на участие в управлении...

Право граждан Российской Федерации на участие вуправлении делами государства на примере общественного контроля. Воробьева Елена Игоревна, магистрант. Кубанский государственный университет.

Правовое регулирование международной экономической...

Согласно ст. 10 Устава ООН, ее Генеральная Ассамблея по основным вопросам деятельности ООН формирует лишь рекомендации.

Важными нормотворческими документами с точки зрения международного экономического права являются также резолюции Генеральной...

Похожие статьи

Механизм исполнения решений комитетов ООН, проблемы по их...

В законодательстве стран-членов ООН все еще редко можно встретить нормы, которые сообщали бы решениям органов ООН и региональных органов по защите прав человека статус судебных решений, подлежащих принудительному исполнению.

Соблюдение основ международного права в контексте...

Как известно Резолюции Генеральной Ассамблеи принимаются открытым голосованием и

Все они сформулировали указанные международно-правовые нормы о предоставлении

Эти две резолюции позволили ООН и её представителям действовать свободно на территории...

Основные принципы местного самоуправления в рамках...

− на органах местного самоуправления и должностных лицах лежит серьезная

Этот принцип муниципального управления закреплен в Конституции и законодательстве о местном

Винников А. А. Государственное управление, исполнительная власть и местное...

Всеобщая декларация прав человека и её действие в Российской...

Всем гражданам стран-участников Организации Объединенных Наций, (далее — ООН), соприкасающимся с правовой культурой, знакомо название «Всеобщей декларации прав человека», документа, принятого на третьем собрании Генеральной Ассамблеи ООН...

Нормативно-правовые акты, регулирующие сферу...

Кратко рассмотрим сперва международные правовые акты, к которым Российская Федерация

«Декларация ООН о меньшинствах» стала своего рода уточнением к Уставу ООН и

Действие конвенции СНГ не распространяется на граждан одного государства СНГ, если...

К вопросу о современном состоянии законодательства об...

...организациями являются Устав Организации Объединенных Наций (1945 г.) (далее — ООН), Декларация о принципах международного права (1970 г. Федерация, Украина, Совет Безопасности ООН, Совет Европы, государство, Генеральная Ассамблея, Европейский союз.

Международно-правовые аспекты регулирования поощрительных...

Сходные нормы о праве равного доступа (на общих условиях равенства) к государственной

- о праве женщин на равных условиях с мужчинами поступать на государственную службу, занимать

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН...

Право граждан Российской Федерации на участие в управлении...

Право граждан Российской Федерации на участие вуправлении делами государства на примере общественного контроля. Воробьева Елена Игоревна, магистрант. Кубанский государственный университет.

Правовое регулирование международной экономической...

Согласно ст. 10 Устава ООН, ее Генеральная Ассамблея по основным вопросам деятельности ООН формирует лишь рекомендации.

Важными нормотворческими документами с точки зрения международного экономического права являются также резолюции Генеральной...

Задать вопрос