Ключевые слова: высшее образование, процесс обучения, адаптация, студент.
Keywords: higher education, learning process, adaptation, student.
Проблема подготовки высококачественных специалистов на педиатрическом факультете очень актуальна в настоящее время.
Самообучающий характер современного обучения определяет все возрастающие требования к качеству подготовки будущего врача. Самостоятельная работа формирует познавательную активность студентов, способствует проявлению их самостоятельности, ответственности и организованности, разевает творческий подход к решению как учебных, так и профессиональных проблем [1, с. 158].
Очень важно, чтобы молодые люди преодолевали проблемы, связанные с приспособлением к новой системе обучения, и активно включались в учебный процесс уже с начальных этапов, так как именно в этот период закладываются основы профессиональной деятельности [2, с. 67].
За время первых трех курсов обучения у студентов формируется отношение к учебе, происходит процесс активного поиска своего направления. Сначала студентам недостает различных навыков и умений, которые необходимы для формирования будущего врача. Однако пройдя пропедевтику детских болезней, патофизиологию, патологическую анатомию и фармакологию, студентам кажется, что предел их обучения достигнут. Это профессиональное заблуждение связаны с недостаточным пониманием специфики выбранной специальности. Поэтому некоторые студенты стремятся просто получить диплом и завершить процесс обучения.
Было проведено анкетирование, в котором приняли участие 94 студентов 4 курса педиатрического факультета Дальневосточного государственного медицинского университета. По результатам проведенного анкетирования, 25 % студентов испытывают трудности в обучении. Около 43 % студентов имеют огромный интерес к учебе, но не всегда охотно идут на занятия. Большинство студентов (52 %), закончившие три курса обучения, отметили, что имели неправильные представления о процессе обучения в высшей школе. Первые три курса обучения казались им слишком простыми и все поставленные задачи могли решаться по однотипной схеме.
Реальное представление о своих возможностях определяет активность студентов в общественной жизни университета, участие в студенческих научных обществах, публикация тезисов и научных статей. Однако, обучение в медицинском университете определяется множеством мало изученных внешних и внутренних факторов.
После половины время обучения в вузе, большинство студентов преобразуют для себя дальнейшее обучение, чтобы уделять время для работы средним медперсоналом в медицинских организация. Интересным, на наш взгляд, является неизменным эмоциональное отношение к клиническим кафедрам, с которыми студентам не приходилось сталкиваться ранее.
Однако практический опыт показал, что многие выпускники медицинских вузов, владеющие достаточным объемом теоретических и практических навыков в различных областях медицины, считают себя не готовыми приступить к самостоятельной работе врача ввиду отсутствия опыта общения с детьми, родителями, а также коллегами по работе [3, с. 47].
Для эффективной организации учебного процесса студентов необходимо соблюдать несколько принципов:
- Любой студент, имеющий академические задолженности, в состоянии получить время для сдачи отработки после учебного дня. Для решения этой проблемы необходимо давать возможно сдачи отработки в устной форме или с помощью компьютерных тестов.
- Студент всегда должен иметь учебный маршрут, чтобы, выполнив определенные задачи в течение семестра, он смог получить зачёт и успешно сдать экзамены.
- Важно отметить организацию учебно-методических мероприятий, обеспечивающих обмен опытом между представителями различных отечественных педиатрических школ.
- Преподаватели должны совместно со студентами должны участвовать в различных уровнях научной деятельности: научно-исследовательские работы студентов, тезисы, научные статьи, гранты, патенты, рационализаторские предложения.
Сегодня медицинским учреждениям и обществу нужны высококвалифицированные врачи, способные своевременно и компетентно перестраивать направление и содержание своей профессиональной деятельности в связи с потребностью отрасли [4, c. 2].
Учебно-образовательная деятельность в университете организована таким образом, что за все шесть лет обучения, происходит модернизация студента в настоящего педиатра.
Главная задача ДВГМУ это готовить специалистов, отличающиеся способностью осуществлять успешную практическую деятельность. Важная цель медицинского университета сегодня заключается в том, чтобы будущие педиатры вошли в современное общество, проявляя способность обучаться на протяжении всей жизни.
Литература:
- Коновалова С. В. Самостоятельная работа студентов медицинского вуза/ С. В. Коновалова, А. Ф. Амиров // Журнал высшее образование в России. — 2010. — С. 156–159.
- Солтаева М. Трудности в обучении у студентов первого курса/ М. Солтаева, Л. Юнаева // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. — 2017. — С. 67–68.
- Жексембаева С. О. Ролевая игра как способ активизации деятельности врачей-интернов/ С. О. Жексембаева //Журнал достижения науки и образования. — 2019. — С. 47–48.
- Белякова, Н. А. Российская модель последипломного медицинского образования в контексте тенденций развития медицины на рубеже 20–21 вв. / Н. А. Белякова // Биомедицинский журнал. — 2012. — № 3. — С. 1–7.