Специфика использования современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе в контексте ФГОС НОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 августа, печатный экземпляр отправим 2 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (277) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 26.09.2019

Статья просмотрена: 176 раз

Библиографическое описание:

Манжосова, В. В. Специфика использования современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе в контексте ФГОС НОО / В. В. Манжосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 248-250. — URL: https://moluch.ru/archive/277/62615/ (дата обращения: 06.08.2020).



В данной статье рассматриваются вопросы технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО.

Ключевые слова: современные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, литературное чтение, интерактивное обучение, ИКТ, синквейн.

В настоящее время современные образовательные технологии используются в преподавании всех без исключения учебных предметов начальной школы. Однако использование таких технологий в ходе преподавания каждого конкретного предмета имеет свою специфику, определяемую исходя из целей и задач учебного предмета, тематики урока, уровня подготовки младших школьников. Рассмотрим особенности применения некоторых современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах.

Учитель в обучении литературному чтению чаще всего использует такие современные образовательные технологии, как проблемное обучение, технология развития критического мышления, метод проектов, интерактивные методы обучения, элементы игровых технологий, информационно-коммуникационные технологии.

Е. Н. Ильин в своих трудах отмечал: «Нужно создать условия, при которых не читать или тем более читать невнимательно невозможно, т. е. так поставить вопрос, чтобы поиски ответа на него требовали напряжения мысли, вдумчивого отношения к прочтению текста» [1, c.231]. Уметь ставить вопросы и искать пути их решения — основа проблемного обучения. Именно проблемное обучение способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, а также формированию их способности к самообучению, к творческой деятельности.

На уроках литературного чтения может быть использована технология развития критического мышления. С целью развития критического мышления применяются следующие приемы: прием «Кластер», таблица, учебно-мозговой штурм, интеллектуальная разминка, зигзаг, зигзаг-2, прием

«Инсерт», эссе прием «Корзина идей», прием «Составление синквейнов», метод контрольных вопросов, прием «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…», ролевой проект, прием «Чтение с остановками», прием «Перепутанные логические цепочки» и другие. Большое распространение получил прием, основанный на составлении синквейнов. Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, которая возникла в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси. Она опиралась на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хокку и танка. Пишется это стихотворение оно по определенным правилам:

Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом, главным и ключевым. Это существительные.

Вторая строка уже состоит из двух слов, которые раскрывают основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные.

В третьей строчке, посредством использования глаголов описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляется высказывание к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка.

Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой вывод [3].

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия базируется на сотрудничестве, взаимообучении: учитель — обучающийся, учитель — класс, обучающийся — класс, обучающийся — обучающийся, группа — группа. При этом учитель и ученик — равноправные, равнозначные субъекты обучения. На уроках литературного чтения в начальной школе применяются разнообразные методы интерактивного обучения: ролевая игра, работа в группах, «мозговой штурм», дискуссия, дебаты, проекты, словесные ассоциации, воспроизведение информации, поиск соотношений, технология «Ключевой момент» и другие. Пример использования метода «словесные ассоциации» и работа в группах на уроках литературного чтения [2].

Использование ИКТ на уроках в начальной школе — важное условие современного образования. На уроках литературного чтения используются презентации, которые помогают обучающимся образно представить изучаемое произведение любого жанра. Для того чтобы проверить осознанность чтения применяются различные тестовые оболочки и система электронного голосования. При разработке урока с использованием ИКТ следует уделять особое внимание здоровью обучающихся. Такой урок должен включать в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий [4].

Таким образом, применение современных образовательных технологий на уроках литературного чтения имеет ряд специфических особенностей и преимуществ. Уроки литературного чтения с использованием современных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся, но и позволяют решать две основные проблемы, связанные с чтением: формирование читательской самостоятельности и поддержание читательского интереса.

Литература:

  1. Кудряшев, Н. И. Вопросы методики преподавания литературы / Н. И. Кудряшев. — М.: Просвещение, 2001. — 324 с.
  2. Майорова, Т. Н. Интерактивное обучение младших школьников литературному чтению / Т. Н. Майорова // Начальная школа. — 2016. — № 4. — С.34–36.
  3. Матюшкин, М. А. Мышление, обучение, творчество / М. А. Матюшкин. — М.: Просвещение, 2009. — 132 с.
  4. Олешков, М. Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие / М. Ю. Олешков. — Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. — 144 с.
Основные термины (генерируются автоматически): литературное чтение, интерактивное обучение, критическое мышление, начальная школа, проблемное обучение, прием, урок, технология развития, обучающийся, слово.


Похожие статьи

Применение технологии критического мышления на уроках...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (сокращенно

Поэтому неотъемлемой частью проблемного подхода для формирования критического мышления

Васюта И. Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы...

Использование технологии критического мышления в обучении...

Технологиякритического мышления формирует у учащихся образовательные мотивации: повышение интереса к процессу обучения и

Приемы работы стекстами по технологии критического мышления (из опыта работы). На занятиях смыслового чтения используются...

Технология развития критического мышления как средство...

Технология развития критического мышления направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем — представить условия для осмысления нового материала и...

Технология развития критического мышления...

Ключевые слова: мышление, критическое мышление, рефлексия. Современные требования к образовательному процессу в рамках ФГОС повысились, современные реалии диктуют и новые подходы к учебно-воспитательному процессу.

Об использовании технологии развития критического...

Технология развития критического мышления дает возможность так построить процесс обучения, что личность ученика и получаемая информация взаимодействуют на научных основаниях, и направлена она на развитие и совершенствование навыков принятия...

Метод кластера в технологии развития критического...

Существуют различные методы развития критического мышления младших школьников

метод (отдельный прием, стратегия) занятия. Критическое мышление — это точка

Метод синквейна в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах.

Технология развития критического мышления через чтение...

Тема: Развитие критического мышления через чтение иписьмо (РКМЧП) при обучении

Проанализировать учебники литературного чтения для 1–4 классов различных УМК (на

критическое мышление, технология развития критического мышления, способы развития...

Нам нужно учиться мыслить критически! (Приемы развития...)

(Приемы развития критического мышления через чтение и письмо)

Именно на это направлена технология развития критического анализа через чтение и письмо (ТРКМЧП).

Данная технология предлагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения...

Проблемно-поисковые технологии на уроках в начальной школе

Проблемно-поисковый метод обучения часто использую при постановке исследовательских задач. Характеризуется он тем, что содержание учебного материала усваивается учащимся в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.

Похожие статьи

Применение технологии критического мышления на уроках...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (сокращенно

Поэтому неотъемлемой частью проблемного подхода для формирования критического мышления

Васюта И. Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы...

Использование технологии критического мышления в обучении...

Технологиякритического мышления формирует у учащихся образовательные мотивации: повышение интереса к процессу обучения и

Приемы работы стекстами по технологии критического мышления (из опыта работы). На занятиях смыслового чтения используются...

Технология развития критического мышления как средство...

Технология развития критического мышления направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем — представить условия для осмысления нового материала и...

Технология развития критического мышления...

Ключевые слова: мышление, критическое мышление, рефлексия. Современные требования к образовательному процессу в рамках ФГОС повысились, современные реалии диктуют и новые подходы к учебно-воспитательному процессу.

Об использовании технологии развития критического...

Технология развития критического мышления дает возможность так построить процесс обучения, что личность ученика и получаемая информация взаимодействуют на научных основаниях, и направлена она на развитие и совершенствование навыков принятия...

Метод кластера в технологии развития критического...

Существуют различные методы развития критического мышления младших школьников

метод (отдельный прием, стратегия) занятия. Критическое мышление — это точка

Метод синквейна в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах.

Технология развития критического мышления через чтение...

Тема: Развитие критического мышления через чтение иписьмо (РКМЧП) при обучении

Проанализировать учебники литературного чтения для 1–4 классов различных УМК (на

критическое мышление, технология развития критического мышления, способы развития...

Нам нужно учиться мыслить критически! (Приемы развития...)

(Приемы развития критического мышления через чтение и письмо)

Именно на это направлена технология развития критического анализа через чтение и письмо (ТРКМЧП).

Данная технология предлагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения...

Проблемно-поисковые технологии на уроках в начальной школе

Проблемно-поисковый метод обучения часто использую при постановке исследовательских задач. Характеризуется он тем, что содержание учебного материала усваивается учащимся в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.

Задать вопрос