Патриотическое воспитание обучающихся при изучении истории в основной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 апреля, печатный экземпляр отправим 15 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (277) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 26.09.2019

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Пристапчук Е. С. Патриотическое воспитание обучающихся при изучении истории в основной школе // Молодой ученый. — 2019. — №39. — С. 256-258. — URL https://moluch.ru/archive/277/62582/ (дата обращения: 29.03.2020).



В настоящее время наибольшее значение придаётся воспитанию подрастающего поколения. В современной России особое внимание уделяется патриотическому воспитанию, привитию гордости и уважению к собственной стране. Программа Правительства РФ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» подразумевает целенаправленную и системную деятельность органов государственной власти, семьи и институтов гражданского общества по формированию у граждан высоких патриотических ценностей и сознания, гордости за свою родину, проявления уважения к истории своей страны, развития чувства долга и ответственности перед своим Отечеством.

Определений понятия «патриотизм» существует большое количество, поэтому рассмотрим некоторые из них. Раскрывается значение понятия «патриотизм» как «преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу» в словаре С. И. Ожегова (Ожегов, 2014).

Лушников И. Д. считает, что в отечественной духовной культуре патриотизм понимается исключительно как любовь к Родине. Он же говорит о том, что на первое место в понятие патриотизм должно входить не психологическое чувство любви, а нравственное отношение к Родине, ответственность за нее, переживание за ее судьбу как результат воспитания. Следуя приоритетам, по его мнению, патриотизм — «это преданность Отечеству, основанная на осознанной ответственности за судьбу страны, на любви к своему народу и воплощаемая в личной практической деятельности на благо Родины» (Лушников, 2014).

Но, пожалуй, в самом обобщённом виде патриотизм  это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите, вплоть до самопожертвования, а патриот — человек, любящий свою Родину.

Патриотизм — часть целостного процесса воспитания. И если воспитание рассматривается в методологии, как система, то патриотическое воспитание — неотъемлемая ее подсистема, имеющая особую цель, свою структуру, совокупность внутренних связей, механизм развития (Лушников, 2014).

Патриотическое воспитание в современной школе — это процесс воздействия на обучающихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны.

В первую очередь любовь к Родине прививается учителем на уроках истории, при изучении истории собственной страны и стран, находящихся на нашей планете.

Воспитание настоящего патриота является одной из задач современного образования. Задача учителя привить любовь к своей родине и уважение к другим народам и нациям при изучении истории. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» предусматривает применение при изучении школьного курса истории, отбор учебного материала, исходя из базовых национальных ценностей. В процессе реализации данной концепции содержание исторического школьного образования в интеграции с внеклассной воспитательной работой способствует расширению знаний истории своего края, нашей страны, формирует чувство сопричастности к событиям прошлого, гордость за свою Родину.

Школьный предмет «история» помогает пережить исторические события прошлого, окунуться в период того или иного времени, как бы поучаствовать в происходящих событиях и почувствовать атмосферу определенного периода. История дает представление о прошлом нашей страны, сопричастность к судьбе Отечества. Уроки истории помогают раскрыть подвиги героев страны, представляют исторические личности со всех их сторон, демонстрируют успехи и представляют нам неудачи и ошибки, которые мы осмысливаем вместе с учениками. В интеграции с внеурочной работой по предмету и целенаправленной воспитательной работой классного руководителя при изучении истории у обучающихся проявляются чувства сопереживания к участникам исторического процесса, чувства благодарности за стойкость и мужество патриотов Родины, идёт процесс мотивации на принятия чувства долга перед Отчеством, готовность встать на его защиту в любую минуту.

История даёт нам представление о прошлом и настоящем, выявляет причинно-следственные связи, помогает установить историческую оценку поступкам и действиям людей. Она формирует осознание принадлежности к историческому процессу в целом, демонстрирует нам, что мы являемся частью истории, ее творцами, которые должны ответственно подойти к вершению судьбы страны и быть в ответе за свои поступки.

Конечно, на ярких исторических примерах и строится отношение учащегося к Родине, развиваются и воспитываются его патриотические чувства к Отечеству. Нельзя не сопереживать и не гордиться теми людьми, которые сражались за нашу Родину в периоды нападений на нашу страну врагов. Нельзя не гордиться отечественными учеными, писателями, поэтами, художниками, которые приносили вклад в науку и искусство нашей страны не смотря ни на что. Великие полководцы и защитники нашей страны, являющиеся эталоном патриота.

Изучение истории играет огромную роль в воспитании патриотизма. Для формирования патриотических качеств личности в процессе изучения истории необходимо обратиться к внеурочным мероприятиям. При изучении истории могут быть использованы такие приемы и методы, как разработка проектов, исторических квестов, организация викторин и конкурсов, посвященных памятным датам, посещение музеев воинской славы, проведение мероприятий, посвященных дням воинской славы. Поэтому для привития патриотических чувств и качеств личности ребенка необходимо использовать не только урочную форму, но и внеурочную для того, чтобы одновременно были задействованы когнитивная, аффектная и поведенческие сферы личности воспитуемого.

Патриотическое воспитание является важной частью воспитательного процесса в основной школе, в ходе которого необходимо повысить уровень сознания подрастающего поколения перед Отечеством, привить чувства долга и ответственности перед своим народом, научить уважать историю своей страны, ее законы и граждан. Это возможно при интеграции учебной программы и внеклассных мероприятий, нацеленных на повышения уровня заинтересованности обучающихся к изучению истории Родины.

Для того чтобы это подтвердить, нами было проведено эмпирическое исследование в 7–9 классах основной школы в течение двух лет. На констатирующем этапе уровень патриотического воспитания, который замерялся с помощью специальных воспитательных методик, был примерно одинаковым в контрольном и экспериментальном классах. В ходе формирующего этапа исследования в экспериментальном классе были реализованы все ранее описанные подходы: интеграция основной программы по предмету «история» с внеурочной работой и воспитательной деятельностью классного руководителя по патриотическому воспитанию, апробация современных интерактивных форм воспитания, где учащиеся становились субъектами деятельности (проекты, квесты, целенаправленное посещение музеев, патриотические акции). На завершающем этапе исследования через два года были сделаны замеры по тем же методикам, которые показали, что у обучающихся экспериментального класса изменились многие индикаторы патриотического воспитания на несколько порядков выше, это отношение к величайшим ценностям Отечества, готовность глубже изучать историю Родины, действовать в её интересах. Изменились также патриотические чувства и переживания, которые выражались обучающимися в подготовленных ими сочинениях-эссе «За что я люблю свою Родину?», «Что мне даёт история для моего личностного развития?»

Таким образом, это свидетельствует, что выбранное нами направление патриотического воспитания при изучении истории в основной школе имеет высокую эффективность.

Литература:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf
  2. Лушников, И.Д.,Системная методика изучения патриотического воспитания: методические рекомендации / И. Д. Лушников — Вологда: ВИРО, 2014. — 64 с. (Серия «Современное патриотическое воспитание учащихся общеобразовательной школы на ценностной основе»; вып.1).
  3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М.: Мир и образование, 2014. — 1376 с.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, изучение истории, Родина, основная школа, собственная страна, классный руководитель, исторический процесс, воинская слава, внеурочная работа, экспериментальный класс.


Похожие статьи

Программы и проекты, направленные на воспитание...

В данной работе представлены материалы, раскрывающие инновационный опыт работы школы с детьми младшего школьного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию, а также программы и проекты...

Воспитание патриотизма на уроках истории | Статья в журнале...

-изучение истории Отечества. Именно уроки истории открывают широкие возможности для

Воспитание гражданина и патриота России, основанное на изучении её правовой и

Работа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста должна быть последовательна...

Патриотическое воспитание на уроках географии и во...

Воспитанию патриотизма способствует внеурочная краеведческая работа. В школе работает научное общество, в котором состоят дети с

Но патриотическое воспитание невозможно осуществлять только в процессе изучения. клумб, высажены саженцы елей, установлены...

Музей сельской школы — центр патриотического воспитания

1) изучение военной истории. В музее представлен богатый материал по истории Великой Отечественной войны.

3) История школы неразрывно связана с историей села, поэтому сбор сведений по истории села и колхозного движения является для нас также одной из основных...

Формирование гражданско-патриотического воспитания...

Патриотическое воспитание обучающихся в школе — также, является одним из главных

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из

Военно-исторический компонент предполагает изучение этапов героического прошлого...

Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной...

Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, Пермский край, внеурочная деятельность, учащийся, викторина, Пермь, патриотическое воспитание школьников, Патриотическое воспитание граждан РФ, малая родина, VII. Похожие статьи.

Особенности патриотического воспитания обучающихся...

Цель нашего исследования состояла в изучении особенностей патриотического воспитания в общеобразовательных школах.

Преподавателям было предложено высказать собственную точку зрения о состоянии нравственного и патриотического воспитания учащихся в своем...

Формирование нравственно-патриотической направленности...

Во внеурочное время проводятся классные часы с использованием электронных

Внеурочная деятельность как фактор формирования нравственно-патриотической

Результатом целостного процесса формирования нравственно-патриотической...

Патриотическое воспитание младшего школьника

Безусловно, гражданско-патриотическое воспитание в школе должно охватывать всю педагогическую деятельность, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Похожие статьи

Программы и проекты, направленные на воспитание...

В данной работе представлены материалы, раскрывающие инновационный опыт работы школы с детьми младшего школьного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию, а также программы и проекты...

Воспитание патриотизма на уроках истории | Статья в журнале...

-изучение истории Отечества. Именно уроки истории открывают широкие возможности для

Воспитание гражданина и патриота России, основанное на изучении её правовой и

Работа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста должна быть последовательна...

Патриотическое воспитание на уроках географии и во...

Воспитанию патриотизма способствует внеурочная краеведческая работа. В школе работает научное общество, в котором состоят дети с

Но патриотическое воспитание невозможно осуществлять только в процессе изучения. клумб, высажены саженцы елей, установлены...

Музей сельской школы — центр патриотического воспитания

1) изучение военной истории. В музее представлен богатый материал по истории Великой Отечественной войны.

3) История школы неразрывно связана с историей села, поэтому сбор сведений по истории села и колхозного движения является для нас также одной из основных...

Формирование гражданско-патриотического воспитания...

Патриотическое воспитание обучающихся в школе — также, является одним из главных

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из

Военно-исторический компонент предполагает изучение этапов героического прошлого...

Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной...

Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, Пермский край, внеурочная деятельность, учащийся, викторина, Пермь, патриотическое воспитание школьников, Патриотическое воспитание граждан РФ, малая родина, VII. Похожие статьи.

Особенности патриотического воспитания обучающихся...

Цель нашего исследования состояла в изучении особенностей патриотического воспитания в общеобразовательных школах.

Преподавателям было предложено высказать собственную точку зрения о состоянии нравственного и патриотического воспитания учащихся в своем...

Формирование нравственно-патриотической направленности...

Во внеурочное время проводятся классные часы с использованием электронных

Внеурочная деятельность как фактор формирования нравственно-патриотической

Результатом целостного процесса формирования нравственно-патриотической...

Патриотическое воспитание младшего школьника

Безусловно, гражданско-патриотическое воспитание в школе должно охватывать всю педагогическую деятельность, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Задать вопрос