Меры пресечения, применяемые для предотвращения незаконной добычи янтаря | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №38 (276) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 23.09.2019

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Захарова, В. А. Меры пресечения, применяемые для предотвращения незаконной добычи янтаря / В. А. Захарова, В. С. Монина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62522/ (дата обращения: 06.03.2021).



По Конституции РФ янтарь, как и другие полезные ископаемые, является государственным достоянием, принадлежит всему народу. Его разработка и добыча, а также экспорт, как и различных других природных ресурсов, относиться к основным средствам наполнения федерального и регионального бюджетов.

На территории Калининградского региона находится до 90 % мировых запасов янтаря. По оценке экспертов, ежегодная мировая добыча янтаря составляет 500–800 тонн. Из них более 65 % приходится на долю России, а остальные разработки осуществляют Украина, Литва, Латвия и Польша.

Государство, которому принадлежит 100 % акций «Калининградского янтарного комбината» (КЯК), вкладывает средства в его развитие в размере около 50 млн. долларов. Часть этих денег пойдет для осуществления борьбы с лица, занимающиеся незаконной добычей и сбытом янтаря так называемыми, «чёрными старателями». Они ежегодно нелегально добывают и вывозят за границу до 150 тонн «солнечного камня», являющегося общенародным достоянием РФ. Незаконной добычей и обработкой янтаря занимаются до нескольких тысяч жителей Калининградского региона и приезжих граждан. Ущерб от такой деятельности причиняется бюджетам всех уровней. Его размер, по официальным данным, исчисляется в несколько десятков миллиардов рублей, [7] и сопоставим с областным бюджетом Калининградской области.

По экспертной оценке, специалистов «чёрные старатели» фактически ежегодно добывают около 150 тонн янтаря-сырца и даже более. Это более 35 % от объёма официальной легальной добычи, который составляет 450–500 тонн. В 2018 году объём добычи КЯК составил 500 тонн, что является рекордным за последние более чем 40 лет. [1]

Добычей янтаря в Калининградской области «чёрные старатели» занимаются последние более 70 лет. Их основными способами добычи «солнечного камня» являются выкапывание, вымывают помпами из глубин земли, ловля сачками в море после штормов, ныряние с аквалангами на дно Балтийского моря.

Основными районами незаконной разработки янтаря является посёлок Янтарный, окрестности посёлков Муромское и Филино, и мелководный прибрежный шельф по периметру морского побережья.

Чтобы защитить природных ресурсов от «чёрных старателей», в районах расположения основного месторождение «солнечного камня» поселке Янтарный, создается сложная система безопасности. Для развития янтарного производства государство вкладывает большие средства, инвестируя в создание уникальных производственных мощностей, стоимость которых оцениваются около 5,5 миллиарда рублей. Расходы на борьбу с нелегальными добытчиками янтаря также входят и эту сумму. Большое значение для этой борьбы в последнее время, приобретают установленные законодательством РФ, как меры уголовного, так и административного пресечения правонарушений и преступлений.

Рассматривая весь комплекс мер пресечения, установленный уголовными и административными нормативными актами, остановимся только на тех мерах, которые применяются правоохранительными органами для предотвращения незаконной добычи янтаря в Калининградском регионе.

Традиционно в правовой литературе выделяются следующие виды мер административного пресечения:

1 группу составляют общие меры пресечения, к которым принадлежат:

− задержание лица;

− принудительное лечение нуждающихся в нем граждан;

− административный надзор за лицами, ранее осужденными;

− предписание об устранении нарушения;

− запрет на эксплуатацию объектов, технических устройств;

− остановка работ до устранения нарушений и некоторые другие.

Из этих перечисленных мер для предотвращения незаконного оборота янтаря сотрудники внутренних органов применяют только превентивное задержание лица, предписание об устранении нарушения, запрет на эксплуатацию объектов, технических устройств.

2 группу составляют специальные меры пресечения, к которым относятся:

− средства физического действия на нарушителей в виде приемов специальной борьбы или использования специально обученных собак;

− применение воздействия на нарушителей технических средств в виде резиновых дубинок, специальных газов, наручников и других;

− для задержания нарушителей или пресечения преступлений применение оружия.

Все указанные меры пресечения применяются сотрудники внутренних органов для предотвращения незаконного оборота янтаря

3 группу составляют специальные меры пресечения, установленные процессуальным законодательством, к которым можно отнести:

− принудительное доставление в специальные учреждения;

− привод нарушителей;

− личный досмотр граждан и их вещей;

− изъятие различных вещей и документов, являющихся предметом правонарушения;

− отстранение от управления транспортными средствами нарушителей правил дорожного движения;

− задержание технического транспортного средства, применяемого при совершении правонарушений;

− замена ареста исправительными работами. [4, с. 115]

Все они, за исключением меры замена ареста исправительными работами, применяются сотрудники внутренних органов для предотвращения незаконного оборота янтаря.

К административным правонарушениям в янтарной сфере, в виде самовольной добычи и сбыте незаконно добытого янтарного сырья, также относятся и их транспортировка или хранение в целях сбыта в натуральном или переработанном виде. Для предотвращения этих деяний и применяются специальные меры пресечения. Эти процессуальные основания, по их применению, закреплены и в последних изменениях Кодекса об административных правонарушениях РФ, усиливших многократно размер административной ответственности. [2]

Таблица 1

Задержания иизъятия при рейдах по предотвращению незаконной добычи янтаря

п/п

Страна

Годы

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

1.

Кол-во мероприятий (рейдов)

225

345

247

200

32

2.

Протоколов нарушения по ст. 7.5 КоАП РФ (друг. ст.)

350

(113)

1109

(48)

3.

Сумма штрафов

(млн. руб.)

2,7

8

8,7

3,5

13

4.

Задержано (чел.)

463

1229 (В карьере-800)

2300

2100

696 (В карьере 251

36

5.

Изъято янтаря (кг)

31,6

142

242

27

215

17

6.

Изъято других средств (шт.)

Мотопомп-117; Электрогенератор-1; Экскаваторов-6

Мотопомп-163

Бульдозеров-5; Экскаваторов-25

Мотопомп-173;

Бульдозеров-5; Экскаваторов-14

Мотопомп-380

Автомобилей -5;

Тракторов-1, Гидроциклов1

Экскаваторов-4

Различной техники-307

Мотопомп-94;

Бульдозеров-1;

Различной техники-270

Различной техники- 151

7.

Ущерб почвам (руб.)

1,3 млн.

8.

Кол-во преступлений (шт.)

20

9

20

17

В таблице № 1 приведены результаты деятельности правоохранительных органов по предотвращению незаконной добычи янтаря и статистика применения ими мер административного пресечения.

Анализируя представленные в таблице административные меры пресечения, можно сделать выводы:

  1. Основными мерами пресечения, применяемыми правоохранительными органами, являются общие меры, такие как превентивное задержание и запрещение эксплуатации различных технических средств, используемых для незаконной добычи янтаря.
  2. Основными мерами пресечения, применяемыми правоохранительными органами, являются процессуальные меры пресечения, такие как задержание и изъятие, а также доставление, привод и личный досмотр вещей.

Однако эффективность данных мер пресечения явно недостаточно. По данным Калининградских областных органов внутренних дел, начиная с 2016 года, ежегодно привлекается к административной ответственности более одной тысячи незаконных добытчиков янтаря. Каждый год сотрудники внутренних органов конфискует примерно 25 тонн янтаря. За последние три года стоимость изъятого янтаря дошла до 5 миллиардов рублей. [6, с. 4] Это только по официально представленным данным. Фактически же эти цифры в разы больше.

Незаконной добычей янтаря также занимаются и морские копатели, которые ничем не отличаются от тех, кто лопатами и помпами уродует земли в приморских районах. Ужесточение административного наказания за незаконную добычу янтаря-сырца (с 2018 года штрафы для физических лиц были увеличены до 200–500 тыс. руб.), только перераспределили потоки незаконных копателей в сторону моря. [5, с. 119] В море проще уйти от любой ответственности, представившись дайвером-любителем.

Все это свидетельствует о недостаточности использования мер пресечения, применяемые для предотвращения незаконной добычи янтаря.

Поэтому, Правительством РФ разработан законопроект об установлении уголовной ответственности за самовольную добычу янтаря или других полудрагоценных камней. В нем предусматривается статья 191 Уголовного кодекса, определяющая ответственность за совершение действий по незаконному обороту драгоценных камней и связанных с самовольной добычей янтарем. Наказание за преступления по статье 191 УК РФ составит до пяти лет лишения свободы. [3]

Литература:

  1. Аксенова А. И. Янтарный комбинат в Калининграде продал на первом аукционе года янтарь на 104 млн. рублей. // ТАСС. https://tass.ru/ekonomika/6121182
  2. ФЗ № 414 от 20.12.2017 «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях».
  3. Распоряжение Правительства РФ от 28.02.2019 № 297-р.
  4. Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник для вузов. // М., 2015. С.452
  5. Волчецкая Т. С., Малевский Г. М., Ренер Н. А. Противодействие незаконному обороту янтаря в Калининградской области // Балтийский регион. 2017. Т. 9. № 4. С. 114–128
  6. Козлова Н. «Штрафы и наказания за незаконную добычу янтаря в 2019 году будут значительно ужесточены. Не время собирать камни». // Российская газета № 43(7801) от 26.02.2019.
  7. Раскин А. «Золотая смола. Как в России нелегально добывают и вывозят янтарь». // РИА Новости. 25.12.2018.
Основные термины (генерируются автоматически): незаконная добыча янтаря, Калининградский регион, незаконный оборот янтаря, орган, предотвращение, специальная мера пресечения, административная ответственность, административное пресечение, Калининградская область, незаконная добыча.


Похожие статьи

Необходимость экологической защиты янтарных запасов...

Незаконная добыча янтаря портит экологическую репутацию Калининградской области. Регион занял в 2017 году 64 место из 85-ти в

Кроме перечисленных выше мер, для предотвращения незаконной добычи янтаря и нанесения этим экологического вреда землям...

Основные сферы теневой экономики и масштабы их развития...

Калининградская область, являясь самым западным регионом страны, занимает

Еще одним важным направлением теневой экономики является незаконная добыча янтаря.

По данным правоохранительных органов, в 2014-2016 годы за незаконную добычу янтаря ежегодно...

Захарова Виктория Алексеевна — Информация об авторе

Меры пресечения, применяемые для предотвращения незаконной добычи янтаря. №38 (276) сентябрь 2019 г.

Анализ показателей экономической безопасности административно-территориальных образований Калининградской области.

Монина Валерия Сергеевна — Информация об авторе

Меры пресечения, применяемые для предотвращения незаконной добычи янтаря.

Библиографическое описание: Захарова В. А., Монина В. С. Необходимость экологической защиты янтарных запасов Калининградской области с применением мер пресечения...

Административная ответственность за правонарушения...

(Самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней)

Объектом административного правонарушения в области недропользования являются охраняемые законом общественные отношения, складывающиеся в области охраны и использования недр.

Уголовная ответственность за нарушение правил охраны...

Юридическая ответственность — важнейшее средство охраны и обеспечения конституционности, законности и правопорядка. Основной целью юридической ответственности является предупреждение и пресечение правонарушений в сфере недропользования...

Уголовная ответственность за незаконную добычу...

Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов традиционно является наиболее часто совершаемым экологическим преступлением — согласно данным судебной статистики, удельный вес приговоров по ст. 256 УК РФ среди прочих экологических преступлений...

Актуальные проблемы выявления и пресечения незаконной...

Основными проблемами выявления и пресечения незаконной рубки лесных насаждений в Иркутской области являются

Петрова Т. Г. Современное состояние экологической проблемы, связанной с незаконной рубкой, нелегальной заготовкой и оборотом древесины в России и за...

Контрабанда стратегически важных ресурсов | Статья в журнале...

Незаконный оборот заготовленной древесины влияет на экономическую безопасность страны так, как наносит значительный вред экономике, ухудшают имидж лесной промышленности России и зарубежных стран — потребителей российского круглого леса.

Похожие статьи

Необходимость экологической защиты янтарных запасов...

Незаконная добыча янтаря портит экологическую репутацию Калининградской области. Регион занял в 2017 году 64 место из 85-ти в

Кроме перечисленных выше мер, для предотвращения незаконной добычи янтаря и нанесения этим экологического вреда землям...

Основные сферы теневой экономики и масштабы их развития...

Калининградская область, являясь самым западным регионом страны, занимает

Еще одним важным направлением теневой экономики является незаконная добыча янтаря.

По данным правоохранительных органов, в 2014-2016 годы за незаконную добычу янтаря ежегодно...

Захарова Виктория Алексеевна — Информация об авторе

Меры пресечения, применяемые для предотвращения незаконной добычи янтаря. №38 (276) сентябрь 2019 г.

Анализ показателей экономической безопасности административно-территориальных образований Калининградской области.

Монина Валерия Сергеевна — Информация об авторе

Меры пресечения, применяемые для предотвращения незаконной добычи янтаря.

Библиографическое описание: Захарова В. А., Монина В. С. Необходимость экологической защиты янтарных запасов Калининградской области с применением мер пресечения...

Административная ответственность за правонарушения...

(Самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней)

Объектом административного правонарушения в области недропользования являются охраняемые законом общественные отношения, складывающиеся в области охраны и использования недр.

Уголовная ответственность за нарушение правил охраны...

Юридическая ответственность — важнейшее средство охраны и обеспечения конституционности, законности и правопорядка. Основной целью юридической ответственности является предупреждение и пресечение правонарушений в сфере недропользования...

Уголовная ответственность за незаконную добычу...

Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов традиционно является наиболее часто совершаемым экологическим преступлением — согласно данным судебной статистики, удельный вес приговоров по ст. 256 УК РФ среди прочих экологических преступлений...

Актуальные проблемы выявления и пресечения незаконной...

Основными проблемами выявления и пресечения незаконной рубки лесных насаждений в Иркутской области являются

Петрова Т. Г. Современное состояние экологической проблемы, связанной с незаконной рубкой, нелегальной заготовкой и оборотом древесины в России и за...

Контрабанда стратегически важных ресурсов | Статья в журнале...

Незаконный оборот заготовленной древесины влияет на экономическую безопасность страны так, как наносит значительный вред экономике, ухудшают имидж лесной промышленности России и зарубежных стран — потребителей российского круглого леса.

Задать вопрос