Условия формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №38 (276) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 22.09.2019

Статья просмотрена: 370 раз

Библиографическое описание:

Григорян, А. А. Условия формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации / А. А. Григорян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62486/ (дата обращения: 26.02.2021).



Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на условие формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации.

Воспитатель является личностью, которая оказывает фундаментальное влияние на развитие дошкольника. Складывающиеся отношения воспитателя с детьми дошкольного возраста одновременно являются результатом образовательного процесса и фактором эмоционального благополучия ребенка. В процессе педагогического общения воспитатель реализует следующие функции: создание благоприятного психологического климата в группе, установление доброжелательных взаимоотношений детей, осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку в отдельности.

Ключевые слова: дошкольное воспитание, формирование положительных отношений, педагогические условия.

The article is devoted to the study of factors influencing the condition for the formation of a positive attitude of older preschool children to the teacher in the preschool educational organization.

The educator is a person who has a fundamental impact on the development of the preschooler. The evolving relations of the educator with preschool children are both the result of the educational process and a factor in the emotional well-being of the child. In the process of pedagogical communication, the educator implements the following functions: creating a favorable psychological climate in the group, establishing benevolent relationships between children, implementing an individual approach to each child individually.

Key words: preschool education, the formation of positive relations, pedagogical conditions.

Эффективная педагогическая деятельность подразумевает направленность на всестороннее развитие личности с учетом природы и культуры как ребенка, так и педагога.

Исследователи дают различные определения термину «педагогические условия». Одно из них звучит следующим образом: «Педагогические условия — комплекс мер, содержание, методы (приемы) и организационные формы обучения и воспитания» (В. И. Андреев).

А. Д. Кошелева, В. Р. Лисина подчеркивают, что проблема эмоционального благополучия ребенка в детском саду является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Действительно, ребенок с радостью идет в тот детский сад, где воспитатели демонстрируют собственное расположение и искренний интерес к нему, где его ждут, где ему помогают преодолевать неудачи, радуются его успехам, стараются увидеть в нем потенциально равноправного партнера.

Отметим, что исследованием данного вопроса очень серьезно занимается Е. А. Панько, которая выделила ряд показателей отношения дошкольников к личности воспитателя: частота и содержание обращений к нему, форма обращений, характер ответных реакций на его воздействие, доминирующий тип поведения ребенка в присутствии воспитателя.

Итак, с целью нарисовать образ успешного в своей деятельности педагога, как его видят сегодня дети, был составлен опросник для определения положительного или отрицательного отношения к воспитателю. В исследовании участвовали 23 детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет), которым задавались 10 вопросов, составленных на основе вышеперечисленных показателей отношения к педагогу дошкольников по Панько Е. А. Детям задавались следующие вопросы:

Вопрос № 1: Нравится ли тебе ходить в садик?

Вопрос № 2: По какой причине тебе хочется/не хочется туда идти?

Вопрос № 3: Нравится ли тебе в садике? Что тебе нравится больше всего?

Вопрос № 4: Нравится ли тебе твой воспитатель?

Вопрос № 5: Что тебе нравится в твоем воспитателе больше всего?

Вопрос № 6: Нравится ли тебе, как она выглядит?

Вопрос № 7: Ты всегда понимаешь то, что воспитатель объясняет? Тебе нравится, как она объясняет на занятии материал?

Вопрос № 8: Чему учит вас воспитательница на занятии?

Вопрос № 9: В чем воспитательница помогает тебе?

Вопрос № 10: Какие качества тебе нравятся в твоей воспитательнице? Какая она по характеру?

Проанализировав ответы детей на вопрос № 1, участвующих в эксперименте, можно сделать вывод, что 70 % (17 человек) детей ходят в сад с удовольствием, и 30 % (7 человека) сказали, что нет. И если взять за основу ответы на вопрос № 2, можно сделать вывод о причине того, почему в сад ходить не нравится: «приходится рано вставать», кто-то скучает по маме, -- что никак не связано с личность и отношением самого педагога. Судя по ответам на второй вопрос, можно отметить, что детей привлекает в детском саду, прежде всего, игра, как все еще ведущий вид деятельности, также музыкальные занятия, прогулки, а также уроки рисования. На вопрос о том, что больше всего нравится детям в садике, также были отмечены игры, интерес к учебе, а также разнообразные занятии.

На вопрос № 4 и № 5 10 детей ответило, что им нравится их воспитатель, однако каждый из них отметил разные качества, которые привлекают его в воспитателе больше всего. Так, 4 человека отметили такое качество как доброта, при этом 5 человек отметили внешний вид и красоту воспитателя. Из чего можно сделать вывод, что дети особо чувствительны к внешнему виду педагога, а затем они уже отмечают его личные качества. Трое из опрошенных отметили ум, как самое привлекательное качество в воспитателе. Особое значение в исследовании имели ответы на вопрос № 10, в котором воспитанникам необходимо было отметить то качество характера, которое нравится и в своем педагоге. Были получены следующие ответы: заботливая, добрая, много знает, веселая, любит детей, умная.

Опираясь на ответы детей, можно сделать вывод, как ранее отмечала и Панько Е. А., что старшие дошкольники оценивают педагога неразборчиво, особо отмечая какие-то детали во внешнем виде педагога, его качествах личности. Кроме того, опираясь на то, что дети этого возраста демонстрируют интеллектуальную готовность и тягу к школе, в своих ответах дети часто давали оценку знаниям воспитателя и его способности объяснять материал.

Полученные результаты в ходе опроса детей, дают возможность сделать следующие выводы:

  1. первоначально дети оценивают внешний вид воспитателя, переходя к оценке его деятельности, а затем к оценке его нравственных качеств;
  2. отношение детей к воспитателю взаимосвязано с отношением к детям самого воспитателя;
  3. чем старше дети становятся, тем больше они могут давать обоснованную оценку своего отношения к педагогу.

Важнейшим фактором повышения эффективности педагогического взаимодействия является организация совместной деятельности педагога с детьми. Организацией деятельности является стиль общения, присущий педагогу.

  1. Первое впечатление о воспитателе может быть основано на сформированных прежде представлениях о людях или представлениях о воспитателе авторитетных для ребенка лиц, которые дошкольники могут принимать на веру. Однако отношение к воспитателю у ребенка неустойчиво и может меняться как в худшую, так и в лучшую сторону. И потому именно от самого педагога по большей части зависит отношение к нему воспитанников.
  2. Как правило, дети хорошо относятся к воспитателям. Оцениваются нравственно-эстетические и операционно-деловые качества. Нравятся добрые и привлекательные воспитатели, которые уделяют достаточно внимания ребенку.
  3. Отрицательное отношение к воспитателям встречается нечасто, его вызывают обычно педагоги с авторитарным стилем воспитания и негативным отношением к детям. Плохое отношение к педагогу является следствием того, что воспитатель закрыт, не расположен к детям, проявляет сухость при общении, резкость в тоне голоса, сдержанность чувств, не выражает доброту и внимание, навязывает свою точку зрения воспитанникам, неинициативен, необщителен, не обладает чувством юмора и креативностью.
  4. Положительное отношение старших дошкольников к воспитателю проявляется в приязни, доверии, интересе, спокойствии, стремлении подражать ему и выполнять его требования. Хорошее отношение детей к педагогам способствует созданию благоприятного психологического климата, что, в свою очередь, помогает ребенку гармонично развиваться, раскрывать свой потенциал.

Таким образом, взаимоотношения воспитателя и дошкольника, будут эффективными только в том случае, если каждый из участников общения способен понимать эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями.

Литература:

  1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во КГУ, 1988. — 238 с.
  2. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во МГУ, 1982; Буре Р. С., Островская Л. Ф. Особенности отношений воспитателя с детьми // Детский сад со всех сторон. — 2002. — № 12. — С. 1–5;
  3. Дрёмина И. Е., Савельева Л. Р. Воспитатель детского сада: каким его видят дети // Детский сад от А до Я. — 2010. — № 1 (43). — С. 54–59.
  4. Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. — СПб.: Речь, 2003;
  5. Карандашов Ю. Н. Как дети понимают взрослых? — Минск: Изд-во БГУ, 1981;
  6. Карташева Т. Р. Своеобразие мотивов отношения детей дошкольного возраста к личности воспитателя // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. — Л., 1967;
  7. Кошелева А. Особенности взаимоотношений взрослого и ребенка // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 8. — С. 91–96; Панько Е. А. Психология деятельности воспитателя детского сада. — Минск: Высшая школа, 1986.
  8. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.;
  9. Лисина В. Р. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника // Дошкольное воспитание. — 1994. — № 3. — С. 45–50.
  10. Петрова О. В. Формирование благоприятного социально-психологического климата в ДОУ // Евразийский союз ученых. — 2016. — № 2–5 (23). — С. 35–37.
  11. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под редакцией В. К. Котырло. — М.: Просвещение, 1987. — 144 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитатель, детский сад, педагог, благоприятный психологический климат, внешний вид педагога, отрицательное отношение, самый педагог, старший дошкольный возраст, твой воспитатель.


Ключевые слова

педагогические условия, дошкольное воспитание, формирование положительных отношений

Похожие статьи

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

Роль воспитателя в развитии познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Следовательно, педагог должен, увлечь, заинтересовать и развить познавательную

ребенок, дошкольный возраст, детское экспериментирование, ребенок среднего, познавательная...

Совместная работа заведующей, старшего воспитателя...

Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое

Педагог внедряет в свою работу новые технологии (здесь работа заведующей и старшего

Поэтому заведующая и старший воспитатель детского сада к каждому педагогу подходит...

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог...

Детское дошкольное учреждение является учреждением общественного воспитания детей и нуждается в управлении, т. е. целенаправленном

Дети — это зеркало взрослых, особенно воспитателей, с которыми они проводят весь день. И воспитатель должен постоянно помнить...

Воспитатель — это звучит гордо! | Статья в журнале...

Хороший педагог заботится не только об условиях жизни ребёнка, но и о душевном комфорте его родителей.

Не последнюю роль в приобретении авторитета является доброжелательное отношение к окружающим. Без доброты и милосердия работать с детьми невозможно.

Развитие мотивации в образовательной деятельности...

Рассмотрим типы мотивации дошкольников в детском саду при организации

В начале образовательной деятельности мы используем психологические тренинги, чтобы дети могли

Воспитатель передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом...

Социальный педагог дошкольного учреждения на защите прав...

По предупреждению негативного отношения взрослых к детям, социальный педагог

Показателями благоприятного климата семьи являются стремление ее членов проводить

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение...

Роль педагога дошкольного учреждения в развитии...

Библиографическое описание: Лосик Е. И. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста во многом будет зависеть от методов, с помощью которых педагог...

Формирование у детей доброжелательного отношения...

То, как педагог будет относиться к детям, насколько профессионально сможет показать и оценить

Задача педагога состоит в том, чтобы родители стали полноправными партнёрами

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного... Уже в группе детского сада...

Роль воспитателя детского сада в подготовке детей к школе

Работа воспитателя — это постоянный контакт с детьми. Поэтому необходимо устанавливать с детьми такие отношения, какие у них установлены с близкими людьми, чтобы дети начали так же доверять воспитателю, как и доверяют близким людям.

Похожие статьи

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

Роль воспитателя в развитии познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Следовательно, педагог должен, увлечь, заинтересовать и развить познавательную

ребенок, дошкольный возраст, детское экспериментирование, ребенок среднего, познавательная...

Совместная работа заведующей, старшего воспитателя...

Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое

Педагог внедряет в свою работу новые технологии (здесь работа заведующей и старшего

Поэтому заведующая и старший воспитатель детского сада к каждому педагогу подходит...

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог...

Детское дошкольное учреждение является учреждением общественного воспитания детей и нуждается в управлении, т. е. целенаправленном

Дети — это зеркало взрослых, особенно воспитателей, с которыми они проводят весь день. И воспитатель должен постоянно помнить...

Воспитатель — это звучит гордо! | Статья в журнале...

Хороший педагог заботится не только об условиях жизни ребёнка, но и о душевном комфорте его родителей.

Не последнюю роль в приобретении авторитета является доброжелательное отношение к окружающим. Без доброты и милосердия работать с детьми невозможно.

Развитие мотивации в образовательной деятельности...

Рассмотрим типы мотивации дошкольников в детском саду при организации

В начале образовательной деятельности мы используем психологические тренинги, чтобы дети могли

Воспитатель передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом...

Социальный педагог дошкольного учреждения на защите прав...

По предупреждению негативного отношения взрослых к детям, социальный педагог

Показателями благоприятного климата семьи являются стремление ее членов проводить

родитель, Ребенок, детский сад, воспитатель, семья, Педагог, дошкольное учреждение...

Роль педагога дошкольного учреждения в развитии...

Библиографическое описание: Лосик Е. И. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста во многом будет зависеть от методов, с помощью которых педагог...

Формирование у детей доброжелательного отношения...

То, как педагог будет относиться к детям, насколько профессионально сможет показать и оценить

Задача педагога состоит в том, чтобы родители стали полноправными партнёрами

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного... Уже в группе детского сада...

Роль воспитателя детского сада в подготовке детей к школе

Работа воспитателя — это постоянный контакт с детьми. Поэтому необходимо устанавливать с детьми такие отношения, какие у них установлены с близкими людьми, чтобы дети начали так же доверять воспитателю, как и доверяют близким людям.

Задать вопрос