Изучение немецкого языка при вербальном общении по анализу фонематической стороны речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (276) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 23.09.2019

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Шакирзянова, М. Р. Изучение немецкого языка при вербальном общении по анализу фонематической стороны речи / М. Р. Шакирзянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 185-187. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62480/ (дата обращения: 24.04.2024).



Язык является ключевым звеном в общении. Без его существования не было бы развития человеческого общества, как и человека с эволюционной точки зрения. В современном обществе изучение иностранного языка стало необходимым элементом жизни. Путешествия в другие страны по работе или туристические поездки, общение и налаживание контактов с людьми разных национальностей, интерес к иностранной музыке, книгам, фильмам. Однако при его изучении возникает ряд проблем и сложностей, главный из которых — отсутствие или незнание методов, которые бы соответствовали индивидуальным особенностям изучающего иностранный язык. Фонематическая сторона речи вербального общения является одним из методов при изучении языка.

Изученность данной темы располагает как теоретической информацией, так и методиками. Еще в середине 19 века проводились исследования звукового уровня языка. Звуки, из которых складывается речь, оказывается подвержена различным изменениям. Речевой аппарат человека устроен таким образом, что в зависимости от высоты, тембра, силы и длительности одна и та же буква будет звучать по-разному. Научиться опознавать и уметь различать их на слух — основа при изучении языка.

Именно при вербальном общении проявляется фонематическая сторона речи.

Вербальное общение — «процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка» [1, c. 46]. Именно с него начинается познание языка, преодоление языкового барьера между людьми.

При вербальном общении среди непрерывного потока речи правильно расчленить их на отдельные звуковые отрезки и умение различать их –основная задача в изучении грамматического строя языка и словарного состава. Фонематическая сторона речи как раз и занимается изучением структуры и закономерностями звукового строя языка.

Для определения фонематической стороны речи, стоит рассмотреть понятие «фонема».

Происхождение теории фонем связано с ученым-языковедом, а также основателем Казанской лингвистической школы Бодуэном де Куртенэ. Именно он ввел данное понятие в раздел науки о языке и разработал основные положения [4, с. 2].

Л. В. Щерба понятие «фонема» определяется как «мельчайшая линейная единица звукового строя языка» [4, c. 3]. Именно из нечленимой единицы звуковой системы языка строятся единицы языка, наделенные смысловым значением. Фонемы служат для объединения и отличия значимых единиц языка: морфем, слов.

Одна из важнейших функций фонемы — комбинационная зависимость. Благодаря ей одна и та же фонема будет различаться по звучанию в зависимости от положения, которое она занимает: в начале, середине или конце слова, между гласными, рядом с глухими или звонкими согласными и т. д.

Дистинктивная (смыслоразличительная) функция строится на отличии фонемой пары слов, которая будет напрямую связана со значением.

Фонематическая сторона речи вербального общения на немецком языке имеет ряд особенностей, отличающий его от других иностранных языков.

В системе гласных звуков немецкого языка различают 15 простых гласных фонем [2]. Также в системе немецких гласных фонем есть три звука, которые будут двугласными — дифтонги [ae], [ao], [ɔø].

[ae] — данный дафтонг произносится как «ай»: mein [maen] — мой;

[ao] — дифтонг будет звучать как «ау» с акцентом на первый гласный звук: haus [haos] — дом;

[ɔø] –этот дифтонг произносится на русский лад как «ой» и обозначается в немецком письме в разных сочетаниях: neun [nɔøn].

В немецком языке значительная часть звуковой системы гласных различается на пары по качеству и длительности, на долгие и краткие звуки: (er) — fehlt [e:] — (отсутствует), (er) — fählt [ἐ] — (падает).

Так как качество и длительность гласных будет различаться по фонематическим признакам, именно на них следует обратить свое внимание при изучении немецкого произношения.

В системе согласных звуков в немецком языке отсутствуют различия по твердости и мягкости, что сказывается на их количестве [3]. Она насчитывает 24 фонемы, которые легко противопоставляются при одинаковых произносительных условиях: reiben [b], reimen [m], reisen [z] и т. д.

При артикуляции согласных язык будет звучать пассивно, и находиться в нейтральном, плоском положении.

Также в немецком языке не будут смягчаться согласные перед «е», а будет узким долгим или широким кратким: «denn» — [dɛn] — день.

Общий состав фонем определяется по наиболее цельному словарю современного немецкого языка. В ее лексике, как и в любом иностранном языке, есть заимствованные слова, которые следует верно оценить с точки зрения звукового строя как явления заимствующего языка. Например, носовой [a] в заимствованном слове «chance» из французского языка, неверно включать в состав гласных фонем немецкого языка из-за произношения слова не только как [jaἠsə], но и [ja:sə].

При изучении иностранного языка данным методом совершенствуется: узнавание звука в потоке речи, возможность правильно подобрать слово на заданный звук, различие в повышении или понижении громкости речи и замедлении или ускорении темпа.

В дальнейшем данная методика облегчит процесс установления и поддержания целенаправленного контакта между людьми при помощи языка.

Таким образом, фонематическая сторона речи вербального общения является ключевым образцом при изучении немецкого языка. Данный метод для тех людей, у кого хорошо развит фонематический слух, что позволит выделить слоги или слова или различить близкие по звучанию фонемы.

Литература:

  1. Папян Г. Б. Вербальная и невербальная коммуникации в процессе обучения русскому языку как иностранному — М: Вестник РУДН, № 4. — 2011. — 89 с.
  2. Г. Г. Ивлева, М. В. Раевский Немецкий язык — изд-во Московского университета. — 2007 г. — 289с.
  3. Козьмин О. Г., Сулейменова Г. А. Практическая фонетика немецкого языка — М: «Просвещение».– 1960.
  4. Камалова Л. А. Фонема и фонологическая система русского литературного языка в Московской и Ленинградский (Санкт-Петербургской) фонологических школах -https://kpfu.ru/docs/F1856424430/Kamalova.L. A. Lekciya_3..Fonetika.pdf– (дата обращения 11. 09. 19).
Основные термины (генерируются автоматически): немецкий язык, вербальное общение, фонематическая сторона речи, иностранный язык, изучение, изучение языка, процесс установления, фонема.


Похожие статьи

Развитие фонетических навыков у студентов неязыковых вузов

В современном мире английский язык стал языком международной коммуникации. Изучение иностранного языка имеет глубокий личностный смысл и персонально значимые мотивации совершенствования навыков и умений общения...

Особенности обучения фонетической стороне речи в начальной...

Стоит заметить, что слишком раннее изучение иностранных языков может привести в

Эта проблема возникает у всех детей на первом этапе изучения языка, очень важно работать

В процессе отработки и устранения последствий, педагог должен использовать данную методику...

Проблема фонетической интерференции при обучении...

При этом изучение второго иностранного языка в современных условиях является предметом внимания многих лингвистов и методистов, так как всегда необходимо учитывать, как положительное, так и отрицательное влияние первого иностранного языка.

Развитие фонематического восприятия учащихся на уроках...

Обучение иностранному языку в начальной школе направлено на то, чтобы заложить основы для

Фонема (греческое «звук») — минимальная единица звукового строя языка; фонемы

Низкий уровень фонематического восприятия выражается в нечетком различении фонем на...

Роль фонетической зарядки в изучении студентами...

Изучая чужой язык, студенты бессознательно стремятся сравнить его с принципами функционирования родного.

Основные задачи речевой зарядки — настройка слухового и речевого аппарата на иностранный язык и развитие речи студентов, главным образом...

Особенности обучения восприятию и пониманию иноязычной...

С учетом ограниченного времени, отводимого на изучение иностранного языка в техническом вузе, аудирование следует рекомендовать студентам и для индивидуальной самостоятельной работы дома. Для подобной организации работы необходима определенная мотивация, в...

Связь аудирования как речевой деятельности с говорением...

Основной целью изучения русского языка — это обучение общению, т. е. коммуникации на русском языке.

иностранный язык, видео, речевая деятельность, урок, устная речь, фонематический слух, этап, использование видео, иностранная речь, учебный процесс.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

Изучением звукового состава речи занимается фонетика.

- фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется...

Применение сопоставительного метода при обучении немецкому...

Стремительно развивающееся современное общество требует от выпускников общеобразовательных учреждений знания иностранного языка на достаточно высоком уровне. Этот уровень позволяет выпускникам продолжить изучение одного иностранного языка...

Лингвострановедческий аспект в преподавании иностранного...

Изучение языка на фоне истории и культуры страны представляет большой интерес в

Мир познаётся через язык, благодаря языку, сущность которого заключается не только в

Второй принцип заключается в понимании процесса изучения и преподавания языка как процесса...

Похожие статьи

Развитие фонетических навыков у студентов неязыковых вузов

В современном мире английский язык стал языком международной коммуникации. Изучение иностранного языка имеет глубокий личностный смысл и персонально значимые мотивации совершенствования навыков и умений общения...

Особенности обучения фонетической стороне речи в начальной...

Стоит заметить, что слишком раннее изучение иностранных языков может привести в

Эта проблема возникает у всех детей на первом этапе изучения языка, очень важно работать

В процессе отработки и устранения последствий, педагог должен использовать данную методику...

Проблема фонетической интерференции при обучении...

При этом изучение второго иностранного языка в современных условиях является предметом внимания многих лингвистов и методистов, так как всегда необходимо учитывать, как положительное, так и отрицательное влияние первого иностранного языка.

Развитие фонематического восприятия учащихся на уроках...

Обучение иностранному языку в начальной школе направлено на то, чтобы заложить основы для

Фонема (греческое «звук») — минимальная единица звукового строя языка; фонемы

Низкий уровень фонематического восприятия выражается в нечетком различении фонем на...

Роль фонетической зарядки в изучении студентами...

Изучая чужой язык, студенты бессознательно стремятся сравнить его с принципами функционирования родного.

Основные задачи речевой зарядки — настройка слухового и речевого аппарата на иностранный язык и развитие речи студентов, главным образом...

Особенности обучения восприятию и пониманию иноязычной...

С учетом ограниченного времени, отводимого на изучение иностранного языка в техническом вузе, аудирование следует рекомендовать студентам и для индивидуальной самостоятельной работы дома. Для подобной организации работы необходима определенная мотивация, в...

Связь аудирования как речевой деятельности с говорением...

Основной целью изучения русского языка — это обучение общению, т. е. коммуникации на русском языке.

иностранный язык, видео, речевая деятельность, урок, устная речь, фонематический слух, этап, использование видео, иностранная речь, учебный процесс.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного...

Изучением звукового состава речи занимается фонетика.

- фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется...

Применение сопоставительного метода при обучении немецкому...

Стремительно развивающееся современное общество требует от выпускников общеобразовательных учреждений знания иностранного языка на достаточно высоком уровне. Этот уровень позволяет выпускникам продолжить изучение одного иностранного языка...

Лингвострановедческий аспект в преподавании иностранного...

Изучение языка на фоне истории и культуры страны представляет большой интерес в

Мир познаётся через язык, благодаря языку, сущность которого заключается не только в

Второй принцип заключается в понимании процесса изучения и преподавания языка как процесса...

Задать вопрос