Академик: приветствует коллег, обращает внимание, что в лаборатории беспорядок, все бумаги разбросаны по полу (возмущается, как же так, ведь гостей пригласили), знакомит коллег с лабораторией, рассказывает, что здесь проводятся различные опыты для детей и взрослых. Зовет профессора.
Профессор: Входит в зал, замечает разбросанные листы. Никак не может понять, что случилось, кто натворил этот беспорядок, ежится. Начинает лихорадочно на столе, на полу, что — то искать.
Профессор: Боже мой, моя формула, где она. Зовет лаборантов.
Лаборанты входят в лабораторию. Лаборанты садятся за рабочие столы
Лаборант: Профессор, что произошло, почему так холодно, осматривается, да ведь окно раскрыто. Профессор Вы вчера забыли закрыть окно, совсем забыли, что передали штормовое предупреждение. Вот ветер все и раскидал.
Профессор: Да неужели ветер мог навести весь этот беспорядок?
Лаборант: Еще, как мог. Уважаемые коллеги давайте поможем профессору, покажем, как сила ветра способна сдвинуть предметы.
Педагоги приглашаются за оборудованные рабочие места.
Опыт № 1 «Ветер бывает сильный и слабый»
Во время опыта профессор несколько раз акает, переспрашивает
Цель: Показать, что ветерможет быть сильным и слабым. Предложить детям подуть на полоску бумаги слегка, сильно, умеренно.
Вывод: Если сильно дуть на полоску бумаги, то движения воздуха будет очень быстрым, получится «ветрище», а если дуть легко — движение воздуха будет слабым, получится «ветерок».
Ветер— это движение воздуха.
А теперь давайте поднимем голову к небу и немного помечтаем!
«Весёлая полоска»
Цель: Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.
Материал: Полоски цветной бумаги
Лаборант: Будем мы сейчас играть, и полоску оживлять
Раз, два, три — посмотри!
Полоску бумаги надо держать вертикально за один конец и дуть на неё. Почему она движется? (она лёгкая). Полоску бумаги держать горизонтально за оба конца, поднести к губам и втянуть воздух. Что произойдёт? Почему? (полоска прилипнет к губам — на неё действует сила воздуха). Положить полоску бумаги на стол, подуть на неё. Что произойдёт? (полоска «запрыгает», как лягушка).
Вывод: Полоска бумаги лёгкая, поэтому она реагирует на движение воздуха.
Опыт № 2 «Веер»
(педагоги могут сделать сами веер из полоски бумаги, сложив ее «гармошкой»)
А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? (в жаркую погоду веер дает нам ветерок, который охлаждает и помогает нам). А теперь пусть попробует помахать веером над водой. Что происходит с водой в тазу? Откуда взялись волны?
А чем заменили веер в нашей жизни? (вентилятором, кондиционером).
Вывод:Ветер — это движение воздуха, он ощутим.…
Лаборант: Профессор теперь Вам понятно?
Профессор говорит громко: Я понял, надо закрывать окна, чтобы не было сквозняка
Профессор: Ступайте — ка, посмотрите, остальные окна, закрыты ли
Профессор назидательно: А окна открывать нужно строго по СанПину!
Лаборант: Профессор, профессор, что Вы так кричите
Профессор: Что — то, чувствую, ухо мне продуло, слышу, что — то плохо
Лаборант: Профессору нужно помочь, давайте сконструируем для профессора вспомогательное слуховое устройство для усиления звука
Опыт № 3 «Откуда берется звук»
Лаборант: Слышали ли вы, как про кого-то говорят «У него ушки на макушке?», о ком можно так сказать?
Высказывают свои предположения
Лаборант: Это выражение говорит нам, про человека, который внимательно к чему — то прислушивается, и говорят, что у него ушки на макушке.
Лаборант: Как вы думаете, зачем зверям нужны большие уши?
В какой сказке девочка интересовалась размером ушей своей бабушки?
Что ответил Красной Шапочке Волк?
Лаборант: Так Вы хотите узнать, зачем зверям большие уши?
Для этого мы проведем эксперимент. Вы будете сидеть на месте, а я отойду от вас и загадаю вам загадку.
Лаборант: отходит подальше и говорит тихим шепотом:
Кто осенью холодной, ходит хмурый и голодный?
Вы не расслышали? Представьте, что делает плохо слышащий человек, чтобы услышать что говорят?
Конечно, прикладывает руку к уху, тем самым делает свое ухо больше. У зверей уши больше, чем у человека, они хорошо улавливают звук.
Как размер уха влияет на остроту слуха?
Чем больше ухо, тем лучше слышно. Как вы думаете, почему природа наделила их такими большими ушами?
А связано это как раз с тем, что с помощью органа слуха они получают намного больше информации, чем с помощью зрения. Им нужна возможность слышать звуки со всех сторон, и для этого им не обязательно поворачивать голову. Слух для животных очень важен, ведь все живые существа издают какие-то звуки. Наверное, каждый наблюдал, как собаки настораживают уши, а лошади поводят ими, чтобы лучше слышать. Это объясняется тем, какое значение для животных имеет ушная раковина. Наружный слуховой проход у них — очень важный орган для улавливания самых разнообразных звуков. Поэтому и имеет коническую форму или форму воронки. Ухо у них — как локатор, оно улавливает звуковые волны. Это все нужно для того, чтобы лучше распознавать звуки и их источник. Так для чего нам понадобятся воронки?
Лаборант предлагает из бумажной заготовки сделать воронку.
Попробуйте догадаться, что нужно сделать, чтобы лучше слышать?
Проводится самостоятельный эксперимент с воронками.
Вывод: Мы поговорили о том, как лучше слышать. Звук — это колебание воздуха, который проходит сквозь тоненькую щель и создает звуковые волны. Звуки — это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат.
Лаборант отдает свой рожок профессору
Профессор встает со стула: Ох, спасибо, спасибо.
Звонок телефона: Академик интересуется у профессора, как проходят эксперименты, сообщает, что нужно показать разработанный новый эксперимент
Лаборант: Посмотрите, это переговорное устройство изобрел наш профессор, очень удобная штука, если оставили мобильник дома. Хотите испытать? (Педагоги испытывают самодельный телефон)
Профессор: Что-то и колени болеть стали, надо бы косточки размять
Лаборант: Профессор давайте, сделаем разминку!
Проводится физкультминутка «Стойкий оловянный солдатик»
Наклонитесь все вперед, а потом наоборот (Дети выполняют наклоны вперед)
Влево, вправо наклонитесь, наклоняйтесь, не ленитесь! (Дети выполняют поочередно наклоны вправо, влево)
На одной ноге постой — ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Руки ты прижми к груди,
Да смотри, не упади! (Дети стоят на одной ноге, руки прижаты к груди)
Руки вверх, руки в бок (Дети подымают руки вверх и разводят в стороны)
И на месте — скок, скок, скок! (Дети прыгают на месте на двух ногах)
Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже, а потом… (Дети выполняют дыхательное упражнение)
Опыт ждет Вас за столом (Дети маршируют на месте и рассаживаются на свои места)
Профессор: Как взбодрился, хорошо мне стало. Все теперь в порядке, спасибо зарядке.
Профессор: Держится за живот. Зарядка — это хорошо, но пора и подкрепиться.
Берет со стола бутылку кока — колы и чипсы.
Лаборант: Профессор, это, что такое, эти продукты ведь вредные!
Профессор: «Разве чипсы вредные, посмотрите какие они зажаристые, послушайте как они, хрустят, а как они вкусно пахнут, и они такие солененькие просто пальчики оближешь. Так почему же они вредные, они такие аппетитные?
Лаборант: Сейчас мы Вам покажем
Опыт № 4 «Вредные чипсы»
Положите большой чипсна бумагу и согните его пополам, раздавив его на сгибе бумаги. Теперь уберите кусочки чипсов на тарелочку и посмотрите бумагу на свет.
Бумага покрылась жирными пятнами. Это можно объяснить тем, что чипсы жирные. Чем больше жира содержит продукт, тем больше размер пропускающего свет пятна.
Вывод: Чипсы содержат большое количество жиров. А желтый цвет обозначает присутствие в продукте красителей.
Профессор: Тянется за бутылкой с колой
Лаборант: Не надо, профессор, эту гадость пить. Вы только посмотрите, как кола все растворяет.
Опыт № 6 «Кока-кола с молоком»
Разделитесь на пары: одни наливает в прозрачный стаканчик «Колу» до половины, второй — добавляет туда ложечку молока. Посмотрите, что происходит?
Вывод:Почему же это произошло?
В «Кока — коле» есть вещество, которые соприкасаясь с молоком, вступает в реакцию, возникает такой неприятный осадок на дне стакана, как при скисании молока. Если пить «Кока- колу» вместе с молочными продуктами, то такой же осадок появиться в нашем желудке.
Профессор огорченно: А, что же мне пить?
Лаборант: Попейте простой воды.
Профессор: Не хочу я простую воду, я хочу лимонад
Лаборант: Хорошо, мы Вас научим делать вкусный и полезный лимонад
Приготовление лимонада
Приготовление кефира (в стакан с молоком добавить немного лимонной кислоты и сахара)
Лаборант: Профессор Вы поняли, что есть вредная еда и полезная, и лучше использовать полезные продукты
Профессор: Да, да, я понял.
Профессор: Я хочу Вам тоже показать магию волшебства
Опыт № 7 «Эксперименты с магнитом»
Какие материалы притягивает магнит?
Возьмите предметы, сделанные из разных материалов: кусок ткани, бумажку деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик, алюминиевую крышку и т. п. Предложите детям подносить к ним по очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту?
Для детей обычно бывает большим открытием, что не все блестящие штучки сделаны из железа. Оказывается, что не все, они привыкли называть «железкой» (а это и алюминий, и никель, и другие металлы) магнит не притягивает.
Вывод: Магнит притягивает к себе только железо
Магнит имеет два полюса
Если взять два любых кусочка магнита и поднести их друг к другу, то окажется, что они одним концом притягиваются, а другим — отталкиваются. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита и помечается знаком "+". Другой конец — северный (отрицательный) полюс магнита, помечается знаком "-". Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.
Попросите ребенка взять два магнита и определить, складывает он их одинаковыми полюсами или разными?
Профессор: Хочет достать платок, а достает банку с краской, делает удивленное лицо, а потом начинает, что — то себе под нос бормотать, перечисляя какие — то ингредиенты (краска, сода, лимонная кислота).
Эврика, я вспомнил, вот оно, моя формула, записывает быстро на доске
Профессор: Лаборанты мне нужна Ваша помощь, сейчас мы проведем эксперимент, над которым я в последнее время так много работал. Для этого нам понадобиться….
Опыт № 8 «Вулкан»
Насыпьте две чайные ложки соды в горлышко бутылки и добавьте столовую ложку средства для мытья посуды. Налейте в стакан уксус и подкрасьте пищевым красителем. Вылейте жидкость в вулкан и увидите, как из жерла потечет густая окрашенная пена. Дети будут в восторге от эффектного извержения вулкана!
Чтобы опыт протекал более бурно, вместо воды можно использовать газированную воду.
Чтобы немного отложить начало реакции, не смешивайте непосредственно воду и лимонную кислоту. Предварительно растворите лимонную кислоту или уксус в воде, а соду предварительно заверните в бумажную салфетку или бумажное полотенце.
Реакция будет более эффектной, если добавить к ингредиентам краситель (можно использовать гуашь, но больше подходят сухие пищевые красители для пасхальных яиц или жидкие красители для самодельного мыла).
Для более густой и устойчивой пены добавьте в вулкан капельку моющего средства.
Также реакция будет интереснее, если в смесь для вулкана добавить блестки или мелкие пайетки. Выходящая из вулкана пена будет вытаскивать и пайетки. Таким же образом, выходящая из настоящего вулкана лава выносит на поверхность земли камни из глубоких недр.
Вывод: Газ, образовавшийся при воздействии уксуса на соду, поднимает «лаву» и происходит «извержение». Вулкан — это чудо природы.
Академик: Заключительная речь о проведенном мастер-классе.