Компоненты, критерии, показатели и уровни сформированности ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности у будущих специалистов высшей военной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Булохов, А. М. Компоненты, критерии, показатели и уровни сформированности ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности у будущих специалистов высшей военной школы / А. М. Булохов, И. А. Лисогор, Е. Л. Орлова, П. В. Старокожев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 138-141. — URL: https://moluch.ru/archive/275/62357/ (дата обращения: 19.04.2024).



Статья посвящена повышению качества подготовки будущих военных специалистов, обучающихся в военных вузах; раскрываются аксиологический, образовательный, личностный, мотивационный и деятельностный компоненты ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности; определяются критерии и показатели сформированности ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности у будущих военных специалистов.

Ключевые слова: ценностные компетенции, будущие военные специалисты, физкультурно-спортивная деятельность, компонент, критерий, показатель.

Формирование образцовой модели современного военного специалиста в высшей военной школе не представляется возможным без формирования ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности, занимающих особое место в системе подготовки офицерских кадров и играющих важную роль в становлении физически развитой, духовно богатой и ценностно-ориентированной в соответствующем направлении личности.

В общем смысле под ценностными компетенциями нами понимается, аксиологическая доминанта в перечне ключевых компетенций в структуре военно-профессиональной компетентности, вбирающая в себя аксиологические представления, выполняющие смыслообразующую функцию и обеспечивающие успешность ценностной ориентации будущих военных специалистов в окружающей действительности. Исходя из этого, можно предположить, что ценностные компетенции физкультурно-спортивной деятельности − это система аксиологических представлений (ценностные знания, умения и навыки), позволяющие будущим военным специалистам ценностно ориентироваться в физкультурно-спортивной деятельности и эффективно проектировать свое развитие (физическое, интеллектуальное, валеологическое, эстетическое) на ценностной основе с целью обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. При этом в основе ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности лежит концептуальное теоретическое осмысление будущими военными специалистами собственных возможностей в физкультурно-спортивной деятельности, перспектив развития в ней, отношение к физической подготовке как ценности.

Мы считаем, что ценностные компетенции физкультурно-спортивной деятельности должны предполагать следующие умения будущих военных специалистов:

– выявлять, осознавать и закреплять в индивидуальном сознании новые ценностные знания (ориентиры) физкультурно-спортивной деятельности, признавать их личную и профессиональную значимость;

– формулировать собственные ценностные ориентиры в этой области;

– владеть способами самоопределения в ситуациях проблемного выбора ценностных ориентиров, исходя из собственных позиций, целей в отношении физкультурно-спортивной деятельности;

– уметь действовать на основе выбранных аксиологических установок;

– владеть на уровне умений, навыков и личного опыта способами осуществления физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;

– уметь осознавать, оценивать и корректировать собственное ценностное и физическое развитие.

В содержании ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности нами были определены пять компонентов: аксиологический, образовательный, личностный, мотивационный и деятельностный. Рассмотрим подробно каждый из них.

Аксиологический компонент подразумевает под собой собственно саму интериоризированную систему физкультурно-спортивных ценностных отношений и ориентаций. Отражает целевую и мотивационную направленность будущих военных специалистов в этой сфере, способность ориентироваться в мире ценностей и определять собственное аксиологическое поле в физкультурно-спортивной деятельности.

Образовательный компонент представляет собой определенный уровень теоретической, методической и практической подготовленности будущих военных специалистов в сфере физкультурно-спортивной деятельности, позволяющий им в дальнейшем саморазвиваться и самосовершенствоваться в ней.

Личностный компонент включает совокупность важных индивидуально-психологических качеств личности, обеспечивающих аксиологическое поведение будущих военных специалистов в ходе физкультурно-спортивной деятельности.

Мотивационный компонент отражает стремление будущих военных специалистов к проявлению ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности в учебной и служебной сфере.

Деятельностный компонент характеризуется умениями осуществлять личностно значимую ценностно-ориентационную физкультурно-спортивную деятельность, определять ценностные основания осуществляемых в ней действий.

Названные компоненты позволяют нам выделить критерии и показатели сформированности ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности.

При определении критериев мы учитывали, что критерий — это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. Показатели — данные, по которым можно судить о развитии и ходе чего-нибудь [2]. Другими словами, если критерий — это качества, свойства изучаемого объекта, то показатели — это мера сформированности того или иного критерия [1].

Критерии и показатели сформированности ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности у будущих специалистов высшей военной школы, мы определили согласно выделенным структурным компонентам ценностных компетенций. В результате были установлены ориентационно-аксиологический, мотивационный, когнитивный и операционально-деятельностный критерии.

Ориентационно-аксиологический критерий связан с положительной мировоззренческой позицией будущих военных специалистов в отношении ценностей физкультурно-спортивной деятельности, с их личными аксиологическими приоритетами в этой сфере. Показателями, раскрывающими данный критерий, являются:

– осознание будущими военными специалистами аксиологической значимости занятий физкультурно-спортивной деятельностью, ее социальной и профессиональной необходимости, положительной векторальностью в сторону ценностных отношений и ориентаций в этой сфере;

– принятие ценностей физкультурно-спортивной деятельности в качестве ориентиров, обусловливающих личностное и профессиональное развитие.

Мотивационный критерий ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности характеризуется положительным отношением будущих военных специалистов к процессу и результатам физкультурно-спортивной деятельности, активным желанием добиться эффективных результатов в ней. В качестве показателей, раскрывающих мотивационный критерий, определены:

– степень удовлетворенности физкультурно-спортивной деятельностью (к процессу и результатам занятий);

– наличие интереса к аксиологическому и физическому развитию в процессе физкультурно-спортивной деятельности;

– готовность будущих военных специалистов осуществлять активную физкультурно-спортивную деятельность, потребность в регулярных занятиях в этой сфере.

Когнитивный критерий образован интегрированной системой знаний, умений и навыков об эффективных способах осуществления физкультурно-спортивной деятельности. Показателями данного критерия являются:

– знание теоретических и методологических основ физкультурно-спортивной деятельности;

– широта диапазона и регулярность использования знаний, умений, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, саморазвития и самосовершенствования в ней.

Операционально-деятельностный критерий ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности представлен умениями и навыками использования средств и методов данной деятельности для содействия достижения будущими военными специалистами жизненных и профессиональных целей, как в образовательном процессе в высшей военной школе, так и в ходе физического саморазвития и самосовершенствования. Основными показателями этого критерия выступают:

– владение будущими военными специалистами методами, средствами, умениями и навыками необходимыми для физического развития и совершенствования в физкультурно-спортивной деятельности;

– способность анализировать и выбирать из большого числа вариантов средств, методов наиболее эффективные и целесообразные средства, методы решения какой-либо задачи (двигательной, воспитательной, оздоровительной, аксиологической и др.) по физическому воспитанию будущих военных специалистов.

Представленные выше критерии оценки сформированности ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности взаимодействуют между собой.

Так мотивационный критерий ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности проявляется в основном через интерес, необходимость аксиологического и физического развития, во взаимосвязи с личностно-профессиональными мотивами и потребностями влияет на когнитивный и операционально-деятельностный критерий, обусловливая применение эффективных способов осуществления физкультурно-спортивной деятельности в процессе получения будущими военным специалистами профессионального образования. Мотивационный критерий детерминирует качество знаний, умений и навыков, мобилизует познавательную и творческую активность будущих военных специалистов.

Когнитивный критерий влияет на операционально-деятельностный, создавая базу для его осуществления. Овладев необходимыми теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками будущие военные специалисты получают возможность добиться высокого уровня личностного развития в физкультурно-спортивной и военно-профессиональной деятельности.

Ориентационно-аксиологический критерий влияет на все критерии, потому что признание физкультурно-спортивной деятельности, как самоценности, активизирует, определяет, направляет и организовывает образовательную и самостоятельную деятельность будущих военных специалистов (поведение, поступки, мотивы, степень овладения знаниями, умениями, навыками) в этой сфере.

В соответствии с выделенными критериями и показателями сформированности ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности будущих военных специалистов, мы определили четыре уровня развития ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности: критический, допустимый, средний, высокий.

Критический уровень сформированности ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности подразумевает:

– неосознанность аксиологической роли и места физкультурно-спортивной деятельности в подготовке будущих военных специалистов;

– низкую мотивацию к овладению ценностными компетенциями физкультурно-спортивной деятельности;

– минимальный объем знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта;

– отсутствие способности применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности как в процессе физкультурно-спортивной деятельности, так и в ходе физического самовоспитания и самосовершенствования.

Допустимый уровень сформированности ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности подразумевает:

– осознание аксиологической роли и места физкультурно-спортивной деятельности в подготовке будущих военных специалистов;

– положительную мотивацию к овладению ценностными компетенциями физкультурно-спортивной деятельности;

– недостаточность знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта;

– способность с помощью преподавателя выбирать наиболее рациональные способы решения задач физкультурно-спортивной деятельности;

– способность использовать небогатый арсенал знаний, умений, навыков в индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности.

Средний уровень характеризуется:

– достаточным пониманием аксиологической значимости и необходимости физкультурно-спортивной деятельности в подготовке будущих военных специалистов;

– положительной мотивацией к овладению ценностными компетенциями физкультурно-спортивной деятельности;

– достаточностью знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта;

– способность самостоятельно выбирать наиболее рациональные способы решения задач физкультурно-спортивной деятельности;

– способностью использовать значительный арсенал знаний, умений и навыков в индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности.

Высокий уровень сформированности ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности характеризуется:

– ярко выраженным пониманием аксиологической значимости и необходимости физкультурно-спортивной деятельности в подготовке будущих военных специалистов;

– высокой степенью мотивации к овладению ценностными компетенциями физкультурно-спортивной деятельности;

– наличием глубоких знаний, прочных умений и навыков в области физической культуры и спорта;

– способностью самостоятельно выбирать и грамотно применять рациональные способы решения задач физкультурно-спортивной деятельности;

– способностью использовать богатый арсенал знаний, умений и навыков в индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности.

Таким образом, соответствие будущих военных специалистов как минимум среднему уровню сформированности ценностных компетенций говорит об их потенциальной способности самостоятельно выстраивать индивидуальную физкультурно-спортивную деятельность, грамотно используя и эффективно сочетая знания, умения и навыки этой сферы в зависимости от меняющихся требований конкретной ситуации или проблемы.

Литература:

  1. Насырова, Э. Ф. Критерии и показатели оценки уровня профессиональной подготовки будущих учителей технологии при модульном обучении / Э. Ф. Насырова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — 2012. — № 1(09).
  2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / Российская АН.; Российский фонд культуры; — 3-е изд., стереотипное — М.: АЗЪ, 1996–928 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физкультурно-спортивная деятельность, компетенция, критерий, умение, навык, индивидуальная физкультурно-спортивная деятельность, мотивационный критерий, подготовка будущих военных специалистов, физическая культура, физическое развитие.


Ключевые слова

показатель, компонент, критерий, физкультурно-спортивная деятельность, ценностные компетенции, будущие военные специалисты

Похожие статьи

Особенности формирования профессиональной компетентности...

Курс «спортивные игры» на факультетах физической культуры и спорта для студентов не в полной мере обеспечивает необходимое качество их профессиональной подготовки.

- будут выявлены основные критерии и уровни развития ППУ студентов физкультурного профиля

Формирование компетенций по физическому воспитанию в вузе...

А так же необходимость формирования компетенций с учетом профессиограммы будущих специалистов.

В статье рассмотрены возможности оценки приобретенных компетенций по дисциплине физическая культура в высших учебных заведениях не профильного типа.

Физическая культура и спорт как важный аспект в формировании...

Физкультурно-спортивная деятельность развивает волевые качества: упорства в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость, т. е. стремление достичь отделенную во времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности...

Индивидуальный подход на занятиях по физической культуре

физическая культура, индивидуальный подход, физическое воспитание, педагогический процесс, оздоровительная физическая культура, спортивная подготовка, психофизический показатель студентов, принцип...

Формирование физической культуры личности будущего педагога

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Психолого-педагогические основы формирования физической...

физическая культура, физическая культура личности, физкультурно-спортивная деятельность, ориентированная физическая культура, физическая культура личности студента-боксера, физическое воспитание...

Влияние спортивных игр на формирование личностных...

Спортивные игры и физическая культура в целом — средства формирования личностных особенностей занимающихся [2; 4; 5]. Они помогают сосредоточиться на достижение поставленных целей, формируют потребность в здоровом образе жизни, повышают...

Подготовка к спортивным состязаниям, как фактор...

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового

Физическая культура и спорт являются наиболее универсальным способом физического и

Совместная деятельность педагогов и ребенка по определению и формулированию...

Организационно-педагогические условия развития...

Организационно-педагогические условия развития профессионализма специалистов физической культуры и спорта.

4. Усвоение узкопрофессиональных знаний, умений и навыков, не

Результатом деятельности в физической культуре является физическая.

Похожие статьи

Особенности формирования профессиональной компетентности...

Курс «спортивные игры» на факультетах физической культуры и спорта для студентов не в полной мере обеспечивает необходимое качество их профессиональной подготовки.

- будут выявлены основные критерии и уровни развития ППУ студентов физкультурного профиля

Формирование компетенций по физическому воспитанию в вузе...

А так же необходимость формирования компетенций с учетом профессиограммы будущих специалистов.

В статье рассмотрены возможности оценки приобретенных компетенций по дисциплине физическая культура в высших учебных заведениях не профильного типа.

Физическая культура и спорт как важный аспект в формировании...

Физкультурно-спортивная деятельность развивает волевые качества: упорства в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость, т. е. стремление достичь отделенную во времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности...

Индивидуальный подход на занятиях по физической культуре

физическая культура, индивидуальный подход, физическое воспитание, педагогический процесс, оздоровительная физическая культура, спортивная подготовка, психофизический показатель студентов, принцип...

Формирование физической культуры личности будущего педагога

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Психолого-педагогические основы формирования физической...

физическая культура, физическая культура личности, физкультурно-спортивная деятельность, ориентированная физическая культура, физическая культура личности студента-боксера, физическое воспитание...

Влияние спортивных игр на формирование личностных...

Спортивные игры и физическая культура в целом — средства формирования личностных особенностей занимающихся [2; 4; 5]. Они помогают сосредоточиться на достижение поставленных целей, формируют потребность в здоровом образе жизни, повышают...

Подготовка к спортивным состязаниям, как фактор...

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового

Физическая культура и спорт являются наиболее универсальным способом физического и

Совместная деятельность педагогов и ребенка по определению и формулированию...

Организационно-педагогические условия развития...

Организационно-педагогические условия развития профессионализма специалистов физической культуры и спорта.

4. Усвоение узкопрофессиональных знаний, умений и навыков, не

Результатом деятельности в физической культуре является физическая.

Задать вопрос