Правосознание учащейся молодежи в Республике Саха (Якутия) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №37 (275) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 16.09.2019

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Адамов А. Е. Правосознание учащейся молодежи в Республике Саха (Якутия) // Молодой ученый. — 2019. — №37. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/archive/275/61258/ (дата обращения: 19.11.2019).



Актуальность исследования. Современное российское государство и общество претерпевают фундаментальные изменения в сфере права, конец ХХ и начало ХХI вв. положили новую юридическую основу развития государства, провозгласив право ведущим социальным институтов, воздействующим на конкретно взятую личность и общество. На сегодняшний день правосознание является необходимым (основным) составляющим связи между государством и гражданским обществом, личностью.

Социологический опрос представляется наиболее оптимальным методом исследования правового сознания, включающего в себя знание действующего законодательства, а также оценочного момента и поведенческой установки. Социальное поведение людей демонстрирует оценочное отношение к действующему праву, установленного государством, через призму признаваемых им определенных жизненных ценностей и различными установками правового сознания.

Объект исследования: студенты очной формы обучения юридического факультета СВФУ им. М. К. Аммосова. Представляется, что правовые установки молодежи ярко демонстрируют современное состояние правового сознания общества и личности, а также показывают уровень и динамику развития гражданского общества в Республике Саха (Якутия) (далее — Республика).

Предмет исследования: анализ формирования и уровня развития правосознания личности в современном обществе, как отражающее реальную действительность состояния правового сознания в Республике.

Целью данной работы выступает исследование правового сознания, в том числе поведенческих установок молодежи Республики, на примере проведения опроса студентов юридического факультета СВФУ им. М. К. Аммосова, путем анкетирования.

Для достижения поставленной цели и подтверждения одной из гипотез необходимо поставить следующие задачи:

– пределить число и процент студентов, владеющих знанием нормативных актов;

– определить оценочное отношение студентов к действующему законодательству (отрицательное, положительное, нейтральное);

– выяснить мнение студентов о состоянии гражданского общества в Республике;

– рассмотреть причины деформации правосознания учащейся молодежи на современном этапе;

– осуществить анализ полученных эмпирических данных.

Гипотезой исследования является предположение о том, что:

– формирование правосознания личности и общества, на примере молодежи, имеет положительную динамику и находится на высоком уровне;

– формирование правосознания личности и общества, на примере молодежи, имеет отрицательную динамику и находится на низком уровне;

– формирование правосознания личности и общества, на примере молодежи, не имеет динамики и находится на среднем уровне.

Основные понятия:

Правовая культураобщий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

Правосознание это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права, то есть, это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Гражданское обществоэто сфера самопроявления граждан и добровольно сформировавшихся некоммерчески направленных ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти, а также других внешних факторов.

Социологическое исследование показало следующие результаты.

На вопрос, каково Ваше общее отношение к институту права в современном российском обществе, большинство респондентов положительно относятся к институту права в современном обществе — 90,9 %, нейтрально относятся — 8,1 %, а отрицательно — 0 %. Полученные данные показывают, что, с одной стороны, в молодежной среде большинство составляют те, кто позитивно относится к институту права.

На вопрос, как часто Вам приходится нарушать нормы морали, совершать безнравственные поступки, большинство респондентов не нарушают вообще нормы морали и не совершают безнравственных поступков — 82,3 %. Вместе с тем 14,1 % все же нарушают нормы морали и совершают безнравственные поступки в разных временных промежутках. Затруднились с ответом 3,6 % участников исследования. Абсолютное большинство респондентов не нарушают нормы морали и не совершают безнравственные поступки, это довольно высокий показатель.

На вопрос, оцените Ваш уровень правовой информированности, большинство ответивших обладают высоким уровнем правовой информированности — 77,7 %. Низкий уровень характерен для 8,1 %, а средним — обладает лишь 10,4 % ответивших. Затруднились с ответом — 3,8 % участников исследования. Полученные данные показывают наличие тенденции, которая может рассматриваться в качестве одного из факторов деформации правосознания. Именно средний и низкий уровень правовой информированности не дает сформировать у молодежи адекватное, полноценное правосознание.

На вопрос, в настоящее время распространено утверждение, что россияне не нарушают закон лишь потому, что бояться наказания в виде лишения свободы, большинство респондентов согласны с утверждением, что якутяне не нарушают закон лишь потому, что бояться наказания в виде лишения свободы — 74,2 % (совокупные ответы полностью согласен и скорее согласен). Противоположной точки зрения придерживаются 21,7 % ответивших (совокупные ответы скорее не согласен и абсолютно не согласен). Затруднились с ответом 4,1 % участников исследования. Соответственно, эти данные свидетельствуют о наличии некоторых предпосылок для деформации правосознания, так как большинство респондентов продемонстрировали лишь мотив законопослушного поведения как страха перед неизбежными государственными санкциями.

На вопрос, если бы кто-то из Ваших близких родственников оказался обвиненным в уголовном преступлении, стали бы Вы рассматривать вариант дачи взятки для облегчения его участи, большинство респондентов не стали бы давать взятку должностному лицу, чтобы избежать наказания или облегчить участь своего родственника — 89,2 %. Вместе с тем пошли бы на такой шаг 6,4 %, действовали бы в зависимости от обстоятельств 0,8 % и затруднились с ответом — 3,6 % участников исследования. Полученные данные подтверждают наличие признаков деформированного правосознания у учащейся молодежи.

На вопрос, каково Ваше отношение к криминальной культуре, молодые якутяне в целом относятся отрицательно к криминальной культуре (83,9 %) — ответы «отрицательно» или «скорее отрицательно». Противоположной точки зрения придерживаются 12,7 % опрошенных (ответы «положительно» или «скорее положительно»). Затруднились с ответом 3,4 % участников исследования. Полученные данные в целом соответствуют информации, представленной по результатам анализа ответов респондентов на другие вопросы. Исследование выявило «сегмент риска», в который входят порядка меньше четверти опрошенных, для которых характерна деформация правосознания, толерантное отношение к криминальной культуре.

На вопрос, есть ли в Вашем окружении люди, осужденные за уголовные преступления, большинство респондентов ответили, что в их окружении нет людей, осужденных за уголовные преступления (82,4 %), лишь у 11,3 % такие знакомые есть. Затруднились с ответом 6,3 %. Следовательно, подавляющее большинство опрошенной молодежи свободно от рискованных коммуникаций с людьми, имеющими криминальное прошлое и/или настоящее.

На вопрос, всегда ли вы соблюдаете законы, большинство респондентов ответили, что соблюдают законы в зависимости от обстоятельств — 55,3 %, всегда стараются соблюдать законы 27,1 %, практически не соблюдают 13,9 % опрошенных. Затруднились с ответом 3,7 %. Полученные данные подтверждают существование значительной по размеру группы респондентов, обладающей явными признаками деформации правового сознания и, безусловно, правового поведения. При этом почти каждый шестой молодой человек признался (и это принимая во внимание феномен социально приемлемых ответов), что «практиче6ски не соблюдает» законы.

Исходя из вышеизложенного, правосознание по-разному усваивается индивидами, а уровень и оценка его освоения служит дифференцирующим признаком в обществе — от правового нигилизма (или низкого уровня правосознания) до полностью сформированного правосознания. В этой связи большинство юристов и социологов склонны считать, что стабильное общество (а то и государство) невозможно без нормально функционирующей системы правосознания.

Основные термины (генерируются автоматически): большинство респондентов, правовое сознание, ответ, норма морали, гражданское общество, криминальная культура, деформация правосознания, правовая информированность, формирование правосознания личности, высокий уровень.


Похожие статьи

Проблема формирования правосознания в России | Статья...

Правосознание — это совокупность идей, чувств, в которых выражается право и деятельность людей, связанные с ним. Правосознание — это одна из сфер общественного сознания, оно имеет свой предмет, правовые явления о правовой действительности.

Место правового воспитания в формировании правосознания...

Правосознание есть отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установлений в сознании общества, личности.

Чем выше уровень правосознания граждан государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм.

Проблемы профессионального правового сознания и пути...

Первой формой деформации правового сознания является, правовой нигилизм

правовая культура, правовой нигилизм, правовое сознание, культура, российская правовая культура

Выделяют четыре вида деформации правосознания: 1. Правовой инфантилизм...

Низкий уровень правосознания как элемент социума

В статье рассматривается понятие правосознания (Т. В. Синюкова, В. Н. Корнев, И. А. Ильин, А. Ч. Чупанова), основные причины низкого уровня правосознания и пути их решения. Ключевые слова: правосознание, правовая культура, общество, правовое государство.

Взаимосвязь правосознания и правовой культуры в рамках...

Правовая культура общества – это разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка...

Проблемы правового воспитания на современном этапе

В статье рассмотрены проблемы правового воспитания на современном этапе. Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан...

Формирование правовой культуры в Российской Федерации

Правовая культура тесно связана с правосознанием, опирается на него, но представляет собой

Правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а

Высокий уровень правовой культуры — один из признаков правового государства.

Превенция деформации правового сознания обучающихся

Ключевые слова. правовая культура, правовое сознание, деформация, превенция

Ключевые слова: правовое сознание, правовая культура, гражданин, государство

Таким образом, правовое развитие личности есть процесс формирования правового сознания и...

Правовое сознание будущего учителя | Статья в журнале...

Стоит обратиться к понятию правового сознанияформирование правосознания педагога, системы знания, умений и навыков, связанные с правовым положением человека в обществе, а также правовых установок, которые регулируют поведение будущего педагога в практике.

Похожие статьи

Проблема формирования правосознания в России | Статья...

Правосознание — это совокупность идей, чувств, в которых выражается право и деятельность людей, связанные с ним. Правосознание — это одна из сфер общественного сознания, оно имеет свой предмет, правовые явления о правовой действительности.

Место правового воспитания в формировании правосознания...

Правосознание есть отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установлений в сознании общества, личности.

Чем выше уровень правосознания граждан государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм.

Проблемы профессионального правового сознания и пути...

Первой формой деформации правового сознания является, правовой нигилизм

правовая культура, правовой нигилизм, правовое сознание, культура, российская правовая культура

Выделяют четыре вида деформации правосознания: 1. Правовой инфантилизм...

Низкий уровень правосознания как элемент социума

В статье рассматривается понятие правосознания (Т. В. Синюкова, В. Н. Корнев, И. А. Ильин, А. Ч. Чупанова), основные причины низкого уровня правосознания и пути их решения. Ключевые слова: правосознание, правовая культура, общество, правовое государство.

Взаимосвязь правосознания и правовой культуры в рамках...

Правовая культура общества – это разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка...

Проблемы правового воспитания на современном этапе

В статье рассмотрены проблемы правового воспитания на современном этапе. Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан...

Формирование правовой культуры в Российской Федерации

Правовая культура тесно связана с правосознанием, опирается на него, но представляет собой

Правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а

Высокий уровень правовой культуры — один из признаков правового государства.

Превенция деформации правового сознания обучающихся

Ключевые слова. правовая культура, правовое сознание, деформация, превенция

Ключевые слова: правовое сознание, правовая культура, гражданин, государство

Таким образом, правовое развитие личности есть процесс формирования правового сознания и...

Правовое сознание будущего учителя | Статья в журнале...

Стоит обратиться к понятию правового сознанияформирование правосознания педагога, системы знания, умений и навыков, связанные с правовым положением человека в обществе, а также правовых установок, которые регулируют поведение будущего педагога в практике.

Задать вопрос