Основания, формы и процесс ликвидации юридического лица | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №36 (274) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 06.09.2019

Статья просмотрена: 5120 раз

Библиографическое описание:

Мухина, Е. В. Основания, формы и процесс ликвидации юридического лица / Е. В. Мухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 36 (274). — С. 111-116. — URL: https://moluch.ru/archive/274/62296/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье изучены основания, по которым может быть ликвидировано юридическое лицо, рассмотрен процесс добровольной и принудительной ликвидации юридического лица.

Ключевые слова: юридическое лицо, ликвидация, добровольная ликвидация, принудительная ликвидация, порядок добровольной ликвидации.

В условиях экономических преобразований, проводимых в России, процессы реорганизации и ликвидации юридического лица приобретают все большее значение.

Актуальность исследования проблем, касающихся ликвидации юридических лиц, обусловлена прежде всего особой общественной значимостью этого правового института. Об этом свидетельствует постоянное совершенствование соответствующих норм гражданского права путём внесения изменений и дополнений в действующий Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Как само законодательство о ликвидации юридических лиц, так и практика его применения требуют постоянного изучения и анализа, с целью своевременного выявления основных тенденций, осмысления проблем, вызванных постоянно меняющимися общественными отношениями, и поиска оптимальных вариантов их решения, что является непосредственной задачей науки гражданского права.

Настоящая статья посвящена изучению оснований, по которым может быть ликвидировано юридическое лицо, рассмотрен процесс добровольной и принудительной ликвидации юридического лица, применяемый в настоящее время.

Юридическом лицом согласно действующему законодательству Российской Федерации признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

Правовое регулирование юридического лица как субъекта гражданского права включает в себя основания и порядок его возникновения, изменения в процессе существования (реорганизация) и прекращения.

Согласно ст. 61 ГК РФ одним из главных оснований для прекращения юридического лица является ликвидация.

Юридическое лицо может быть ликвидировано в добровольном или принудительном порядке. Отличие между ними заключается в том, что в первом случае решение о ликвидации принимают учредители (участники) или орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами, а во втором — суд, чаще всего на основании иска государственного органа или органа местного самоуправления. Перечень таких органов является открытым и ограничивается исключительно предметной компетенцией самого органа. Органы государственной власти самостоятельно оценивают возможность сохранения правового статуса юридического лица либо необходимость возбуждения процедуры его принудительной ликвидации.

В добровольном порядке ликвидация юридического лица происходит по следующим основаниям:

− истечение срока, на который создано юридическое лицо;

− достижение цели, ради которой создано юридическое лицо.

При этом само решение о ликвидации не обусловлено ничем иным, как волей учредителей (участников). В данном случае добровольная ликвидация сходна с процессом реорганизации, поскольку предполагает необходимость принятия решения учредителями и представления этого решения одновременно с иными необходимыми документами в регистрирующий орган, который вносит в ЕГРЮЛ сведения о начале процедуры ликвидации.

Принудительно ликвидировать юридическое лицо можно по основаниям, предусмотренным законом:

1) в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

5) в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется. Например, судом может быть удовлетворено требование о ликвидации, если учредители (участники) юридического лица уклоняются от участия в нем, делая невозможным принятие решений в связи с отсутствием кворума, в результате чего становится невозможным достижение целей, ради которых создано юридическое лицо, в том числе если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется, в частности, ввиду длительной невозможности сформировать органы юридического лица [14]. В данном случае иск подается учредителями (участниками) юридического лица.

Указанное основание также может применяться, например, для разрешения корпоративного конфликта, если решить его другими способами невозможно (пп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ).

6) ликвидация в процессе банкротства, которая осуществляется в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве). Особенности, которые позволяют сформировать здесь отдельный правовой режим, указываются в ст. 65 ГК РФ, которая устанавливает, что основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливаются Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

8) в иных случаях, предусмотренных законом. Следует отметить, что в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.06.2018 N 133-ФЗ установлено, что особенности ликвидации хозяйственных обществ в отдельных сферах деятельности в исключительных случаях могут устанавливаться Президентом Российской Федерации. Таким образом, указы и распоряжения Президента Российской Федерации могут в настоящее время не только служить основанием для ликвидации юридического лица, но и устанавливать особенности такой ликвидации (порядка и последствий ликвидации отдельных юридических лиц — хозяйственных обществ (акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью)).

Суд при этом учитывает, что ликвидация — это исключительная мера, которая должна быть соразмерна допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям. И даже неоднократность нарушения закона сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации общества [14].

Рассмотрим подробнее процесс добровольной ликвидации юридического лица.

Этап 1. Принятие решения о ликвидации, назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об определении порядка и сроков ликвидации (п. 2 ст. 61 ГК РФ).

Решение о ликвидации общества с ограниченной ответственностью принимает общее собрание участников общества. Если в ООО один участник, то он просто письменно оформляет такое решение (п. 2 ст. 33, ст. 39 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО).

Порядок принятия решения о ликвидации общества с ограниченной ответственностью:

1) созыв общего собрания участников в соответствии с требованиями законодательства и устава общества;

2) проведение собрания и принятие решения по вопросам (п. 2 ст. 57 Закона об ООО, п. 3 ст. 62 ГК РФ):

− о ликвидации общества;

− о назначении ликвидатора или ликвидационной комиссии;

− об определении порядка и сроков ликвидации. Порядок ликвидации должен соответствовать установленному ст. 63 ГК РФ, а ее срок, указываемый в решении, не может превышать один год (п. п. 5, 6 ст. 57 Закона об ООО).

Решения принимаются единогласно всеми участниками общества с ограниченной ответственностью (п. 8 ст. 37 Закона об ООО).

3) оформление решения в виде протокола с указанием в нем сведений, предусмотренных п. 2 ст. 57 Закона об ООО. Протокол подписывается председателем собрания и секретарем (п. 3 ст. 181.2 ГК РФ).

Протокол общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью по вопросу ликвидации составляется в письменной форме с включением в него сведений, предусмотренных п. 4 ст. 181.2 ГК РФ.

Решение о ликвидации акционерного общества принимает общее собрание акционеров. Если в акционерном обществе один акционер, то он просто письменно оформляет такое решение (п. 3 ст. 47, пп. 3 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО).

Порядок принятия решения о ликвидации акционерного общества:

1) созыв общего собрания акционеров (очередное или внеочередное) в соответствии с требованиями законодательства и устава общества;

2) проведение собрания и принятие решения по вопросу ликвидации. В решение о ликвидации включаются вопросы о назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии) и определении порядка и сроков ликвидации (п. 3 ст. 62 ГК РФ, п. 2 ст. 21 Закона об АО).

Решения принимаются:

− о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) — 3/4 голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров. Привилегированные акции также являются голосующими по вопросам ликвидации (п. 4 ст. 32, п. 4 ст. 49 Закона об АО);

− об определении порядка и сроков ликвидации — большинством голосов — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров. Привилегированные акции не голосуют по данному вопросу (п. 4 ст. 32, п. 2 ст. 49 Закона об АО);

3) оформление решения в виде протокола.

Решение должно быть оформлено письменно. Подписывает решение сам акционер.

Решение о ликвидации бюджетного учреждения принимает государственный орган или орган местного самоуправления, осуществляющий функции учредителя (п. 2 ст. 61 ГК РФ).

Порядок принятия решения установлен для бюджетных учреждений (ч. 5 ст. 18 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях):

1) федерального уровня — в Постановлении Правительства РФ от 26.07.2010 N 539 (далее — Постановление N 539);

2) субъектов РФ — в постановлениях высших исполнительных органов государственной власти субъекта РФ [12, 13];

3) муниципального уровня — в актах местной администрации.

Решение о ликвидации бюджетного учреждения оформляется актом, в котором содержатся (Постановление N 539):

− наименование учреждения с указанием его типа;

− наименование государственного органа-учредителя;

− наименование государственного органа, ответственного за проведение ликвидации.

Помимо обязательной в этот акт можно включить следующую информацию:

− состав ликвидационной комиссии;

− срок сообщения о ликвидации в налоговый орган;

− срок для направления в СМИ извещения о ликвидации с указанием порядка и срока приема требований кредиторов;

− срок, в который нужно письменно уведомить кредиторов.

К такому выводу можно прийти, анализируя ст. 62 ГК РФ, ст. 19 Закона о некоммерческих организациях, п. п. 26, 27 Постановления N 539, разд. 5 Постановления Правительства Москвы от 21 декабря 2010 N 1075-ПП «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений города Москвы».

К акту нужно приложить пояснительную записку. Такое требование установлено регламентом рассмотрения проектов федеральных, муниципальных актов и актов субъектов РФ. Например, в отношении федеральных бюджетных организаций такой регламент утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 N 260.

Если бюджетному учреждению были переданы полномочия государственного органа по выплате пособий, стипендий, такая информация указывается в пояснительной записке, кому эти полномочия будут переданы после ликвидации (п. 27 Постановления N 539).

С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

Этап 2. Уведомление регистрирующего органа о принятом решении (п. 1 ст. 62 ГК РФ, п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о государственной регистрации юридических лиц и ИП)) по форме N Р15001 после принятия решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии.

Этап 3. Опубликование в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщения о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (этот тот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации) (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

Этап 4. Выявление кредиторов и получение дебиторской задолженности. Уведомление кредиторов в письменной форме о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

Этап 5. После окончания срока предъявления требований кредиторами составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 2 ст. 63 ГК РФ).

Этап 6. Подача в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о работниках юридического лица, предусмотренных пп. 1 — 8 п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон о персонифицированном учете) и ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (п. 2 ст. 9, п. 3 ст. 11 Закона о персонифицированном учете).

Этап 7. Расчёты с кредиторами. В случае если останется имущество, то передача его учредителям (участникам) (п. 5, 8 ст. 63 ГК РФ).

Этап 8. Составление и утверждение ликвидационного баланса (п. 6 ст. 63 ГК РФ).

Этап 9. Регистрация ликвидации юридического лица. По окончании регистрации ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование (п. 9 ст. 63 ГК РФ).

Всю процедуру ликвидации нужно провести в течение года. Продлить срок можно на шесть месяцев, но только в судебном порядке.

Общий срок ликвидации бюджетного учреждения законом не установлен.

Для обществ, осуществляющих отдельные виды деятельности, законом могут быть установлены особенности в проведении процедуры ликвидации. Например, это предусмотрено для кредитных организаций.

При принудительной ликвидации суд возлагает обязанность по ликвидации юридического лица на участников общества или на орган, уполномоченный на это его учредительными документами. При этом участники должны являться таковыми на момент принудительной ликвидации, поскольку нельзя возложить обязанности ликвидатора на бывшего участника юридического лица (п. 5 ст. 61 ГК РФ).

Но если при вынесении решения о ликвидации юридического лица суд придет к выводу о невозможности возложения обязанности по ликвидации на участников или на орган, уполномоченный на это уставом общества, то ликвидатором может быть назначен арбитражный управляющий (п. 5 ст. 61 ГК РФ, п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 N 84).

Основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (п. 5 ст. 62 ГК РФ) за счет имущества юридического лица является неисполнение решения суда. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (п. 2 ст. 62 ГК РФ).

Лицо, на которое суд возложил обязанность по ликвидации юридического лица, должно совершить те же действия, что и при добровольной ликвидации. Это связано с тем, что иного порядка ликвидации законом не предусмотрено.

Единственное, при принудительной ликвидации не нужно принимать решение о ликвидации, так как его принял суд. Также не нужно уведомлять регистрирующий орган о ликвидации юридического лица, так как суд сам направит ему свое решение [16].

Таким образом, несмотря на различие форм и оснований ликвидации юридического лица в общем смысле процессы добровольной и принудительной ликвидации практически одинаковы:

1) принимается решение о ликвидации юридического лица, назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор) юридическим лицом (в случае добровольной ликвидации) или судом (в случае принудительной ликвидации);

2) уведомляется регистрирующий орган о принятом решении о ликвидации юридического лица ликвидатором (в случае добровольной ликвидации) или судом (в случае принудительной ликвидации);

3) ликвидатор с использованием данных бухгалтерского учета должника выявляет кредиторов и уведомляет их о начале ликвидации, кроме того, он размещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о принятии решения о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке о ликвидации заявления требований его кредиторами;

4) ликвидатор проводит инвентаризацию имущества должника, собирает деньги с дебиторов, определяет ликвидность активов и возможность их продажи;

5) ликвидатор принимает заявления и требования кредиторов и формирует собственный список (реестр) кредиторов;

6) по итогам формирования списка кредиторов, инвентаризации и прочих действий ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором указывается состав имущества ликвидируемого юридического лица, перечень заявленных требований кредиторов, результат их рассмотрения, а также перечень требований, удовлетворенных вступившими в законную силу решениями суда. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества должника-унитарного предприятия или учредителем (участником) юридического лица;

7) ликвидатор проводит расчёты с кредиторами;

8) по итогам расчета с кредиторами ликвидатор составляет ликвидационный баланс. Ликвидационный баланс утверждается собственником имущества должника-унитарного предприятия или учредителем (участником) юридического лица;

9) проводится регистрация ликвидации юридического лица.

По окончании регистрации ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование.

Литература:

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019);
  2. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 03.07.2019) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.07.2019);
  3. Федеральный закон от 04.06.2018 N 133-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 15 статьи 5 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»;
  4. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  5. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 15.04.2019) «Об акционерных обществах»;
  6. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019);
  7. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019);
  8. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
  9. Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;
  10. Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 539 (с изм. от 19.08.2016) «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений»;
  11. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 (ред. от 27.05.2019) «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации»;
  12. Постановление Правительства Ленинградской области от 30 апреля 2015 N 139 «Об утверждении Порядка принятия решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных учреждений Ленинградской области, проведения реорганизации и ликвидации государственных учреждений Ленинградской области и изменения их типа»;
  13. Постановление Правительства Москвы от 21 декабря 2010 N 1075-ПП «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений города Москвы»;
  14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 — п. 28, 29;
  15. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 N 84 — п.9;
  16. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 N 50 — п. 11;
  17. Юридические лица в российском гражданском праве: Монография: В 3 т. Т. 3: Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц / А. В. Габов, К. Д. Гасников, В. П. Емельянцев, Ю. Н. Кашеварова; отв. ред. А. В. Габов. М., 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): юридическое лицо, ГК РФ, ликвидация, принудительная ликвидация, ликвидационная комиссия, добровольная ликвидация, решение, государственная регистрация, ограниченная ответственность, Российская Федерация.


Ключевые слова

юридическое лицо, ликвидация, принудительная ликвидация, добровольная ликвидация, порядок добровольной ликвидации

Похожие статьи

Особенности добровольной ликвидации юридического лица

Статья посвящена рассмотрению особенностей, оснований, а также самой процедуры добровольной ликвидации юридического лица.

Банкротство как один из специально предусмотренных законом «исключительных» способов прекращения деятельности юридического лица

В статье рассмотрены особенности и роль банкротства как способа прекращения деятельности юридического лица, изучен порядок перехода от добровольной ликвидации к ликвидации в процессе банкротства, а также их отличия, определены юридические лица, котор...

Процедура ликвидации общества с ограниченной ответственностью

В данной статье рассматриваются отдельные этапы ликвидации общества с ограниченной ответственностью, а также порядок удовлетворения требований кредиторов. Рассматриваются как законодательные позиции на различные вопросы, так и позиции правоприменител...

Срок ликвидации юридических лиц

В статье автор пишет о наличии пробеле в праве, связанным со сроком ликвидации юридических лиц в Российской Федерации.

Актуальные проблемы ликвидации юридического лица

В статье отмечены правовые проблемы, возникающие при ликвидации юридических лиц в судебном и внесудебном порядке. Сформулированы наиболее спорные вопросы, возникающие в связи с осуществлением процедуры ликвидации юридического лица.

Проблемы ликвидации юридических лиц

В статье рассмотрены спорные вопросы, которые возникают в процессе ликвидации юридического лица.

Место несостоятельности (банкротства) в системе способов прекращения деятельности юридического лица

В статье проведён анализ места несостоятельности (банкротства) в системе способов прекращения деятельности юридического лица. Показаны особенности правового регулирования отношений сфере законодательства о банкротстве. Выявлены отличительные черты пр...

Проблемы разграничения имущественной и материальной ответственности руководителя коммерческой организации

В статье рассматриваются проблемы о разграничения имущественной и материальной ответственности руководителя коммерческой организации. В случае возникновения у юридического лица убытков поиск источников их возмещения, как правило, начинается с руковод...

Административное приостановление деятельности юридического лица

В данной статье рассматриваются особенности реализации административного приостановления деятельности как разновидности административного наказания. Исследуются отдельные проблемы исполнения постановлений о назначении административного приостановлени...

Возникновение юридического лица

В статье автор разъясняет необходимость официального оформления отношений, направленных на получение прибыли. Рассмотрен порядок действий, в результате которых образуется юридическое лицо, а также дает возможность избежать некоторых ошибок, препятств...

Похожие статьи

Особенности добровольной ликвидации юридического лица

Статья посвящена рассмотрению особенностей, оснований, а также самой процедуры добровольной ликвидации юридического лица.

Банкротство как один из специально предусмотренных законом «исключительных» способов прекращения деятельности юридического лица

В статье рассмотрены особенности и роль банкротства как способа прекращения деятельности юридического лица, изучен порядок перехода от добровольной ликвидации к ликвидации в процессе банкротства, а также их отличия, определены юридические лица, котор...

Процедура ликвидации общества с ограниченной ответственностью

В данной статье рассматриваются отдельные этапы ликвидации общества с ограниченной ответственностью, а также порядок удовлетворения требований кредиторов. Рассматриваются как законодательные позиции на различные вопросы, так и позиции правоприменител...

Срок ликвидации юридических лиц

В статье автор пишет о наличии пробеле в праве, связанным со сроком ликвидации юридических лиц в Российской Федерации.

Актуальные проблемы ликвидации юридического лица

В статье отмечены правовые проблемы, возникающие при ликвидации юридических лиц в судебном и внесудебном порядке. Сформулированы наиболее спорные вопросы, возникающие в связи с осуществлением процедуры ликвидации юридического лица.

Проблемы ликвидации юридических лиц

В статье рассмотрены спорные вопросы, которые возникают в процессе ликвидации юридического лица.

Место несостоятельности (банкротства) в системе способов прекращения деятельности юридического лица

В статье проведён анализ места несостоятельности (банкротства) в системе способов прекращения деятельности юридического лица. Показаны особенности правового регулирования отношений сфере законодательства о банкротстве. Выявлены отличительные черты пр...

Проблемы разграничения имущественной и материальной ответственности руководителя коммерческой организации

В статье рассматриваются проблемы о разграничения имущественной и материальной ответственности руководителя коммерческой организации. В случае возникновения у юридического лица убытков поиск источников их возмещения, как правило, начинается с руковод...

Административное приостановление деятельности юридического лица

В данной статье рассматриваются особенности реализации административного приостановления деятельности как разновидности административного наказания. Исследуются отдельные проблемы исполнения постановлений о назначении административного приостановлени...

Возникновение юридического лица

В статье автор разъясняет необходимость официального оформления отношений, направленных на получение прибыли. Рассмотрен порядок действий, в результате которых образуется юридическое лицо, а также дает возможность избежать некоторых ошибок, препятств...

Задать вопрос