Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №36 (274) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 06.09.2019

Статья просмотрена: 737 раз

Библиографическое описание:

Кравцова, Т. Р. Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации / Т. Р. Кравцова, М. А. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 36 (274). — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/archive/274/62284/ (дата обращения: 29.03.2024).



Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим ядром вхождения в мир технологий, включающих социальные, материальные, информационные, педагогические, коммуникационные и когнитивные.

Ключевые слова: концепция; технология; программа; общеобразовательная организация.

Введение. Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, разработанная и опубликованная в декабре 2018 года, способствует реализации основных общеобразовательных программ [4].

Имеющийся в России опыт преподавания предметной области «Технология» является базой для ее модернизации. Успешный опыт включения России в международное движение «WorldSkills International» является основой для оценки качества технологического образования и содержания профессионального обучения. Школа не дает специального профессионального образования, но является хорошей базой для профориентационной деятельности и введения обучающихся в мир профессий. Актуальность темы исследования определяется особым вниманием к технологическому образованию в школе.

Д. Н. Песков акцентирует внимание на том, что национальная технологическая инициатива имеет несколько особенностей, которые являются важными при формировании реализуемых программ [3].

М. Д. Китайгородский называет одной из возможностей опережающего обучения современным технологиям в школе ориентир Национальной технологической инициативы. Автор считает наиболее эффективными некоторые рынки, представленные в Национальной технологической инициативе. Например, автонет (AutoNet), аэронет (AeroNet) и маринет (MariNet), связанных с авиационными, авиационно-космическими системами управления; энерджинет (EnergyNet), основанного на создании интеллектуальной распределенной энергетики; нейронет (NeuroNet), новые технологии которого будут разрабатываться на основе результатов изучения человеческого мозга и нервной системы; университет НТИ виртуальный университет, позволяющий способствовать профессиональному развитию человека в цифровой экономике; кружковое движение НТИ, цель которого создание самоорганизующегося сообщества энтузиастов, участвующих в различных конкурсах, олимпиадах, увлеченных своим делом и принимающих технологические вызовы новых рынков [2].

Р. А. Галустов, Г. Н. Зеленко, Н. В. Зеленко поднимают проблему технологического образования, определив научные, технико-технологические и социально-экономические основы развития технологического образования школьников [1].

Целью нашей работы было исследование, направленное на изучение теоретических и методологических основ обучения предмету «Технология» в общеобразовательной организации в рамках реализации инновационной Концепции.

Задачи: разработать программу индивидуального развития на основе инновационной Концепции; провести анализ научно-содержательного уровня преподавания предмета «Технология» и на основе полученных данных провести коррекцию методов преподавания предмета.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие обучающиеся 5–9 классов (выборочно) МБОУ СОШ № 95 города Воронежа. Начало исследования — февраль 2019 года. Данные, представленные в статье, являются промежуточными, полученными при проведении мониторинга в мае 2019 года. Эксперимент будет продолжен до 2021 года.

Для исследования теоретических и методологических основ обучения предмету «Технология» на основе реализации инновационной Концепции была использована методика «Экспертная оценка преподавания предмета «Технология». Анализировалось мнение учеников о качестве преподавания предмета. В утверждениях анкеты отражены особенности проводимых занятий, их качество и значимость для овладения знаниями. Утверждения необходимо было оценить по 5 — бальной шкале, где «5» — да, всегда; «4» — скорее «Да», чем «Нет»; «3» — и «Да», и «Нет»; «2» — скорее нет, чем «Да»; «1» — «Нет».

Получены среднеарифметические данные, которые представлены в анкете № 1.

Анкета № 1

Утверждения, вопросы

Оценка

1

Создана система преемственного технологического образования.

3,7

2

Модернизировано содержание, методики и технологии преподавания предметной области «Технология».

3,4

3

Ведется проектно-исследовательская деятельность по предмету «Технология».

4,2

4

Формируются ключевые навыки в сфере информационных и коммуникационных технологий.

4,8

5

Создана система повышения мотивации обучающихся к изучению предмета «Технология».

3,9

6

Системная подготовка к олимпиадам и участие в них.

4,4

7

Введение в мир профессий, включая профессии будущего.

4,7

8

Формировании универсальных учебных действий.

4,8

9

Прививается ответственное отношение к труду и навыки сотрудничества.

4,3

10

Происходит знакомство с историей развития технологий, традиционных ремесел, современных перспективных технологий.

4,6

Анкеты не подписывались обучающимися. По каждой анкете находилось среднее арифметическое значение. Полученный результат свидетельствует об уровне выше среднего и высоком уровне профессионального преподавания предмета «Технология». Выявлены западения по пунктам 1, 2 и 5. Однако, объективное значение выявлялось в результате рационалистического анализа на основе логико-гносеологического подхода. Освоение значения знаний направлено на осознание его логической структуры, системно-структурных отношений изучаемых понятий и сопровождается включением в активную технологическую деятельность обучающихся.

Научно-содержательный уровень методологии позволил правильно сформулировать и обосновать закономерности педагогической науки, теорию и методику обучения обучающихся предмету «Технология». Анализ анкетирования с точки зрения научно-содержательного уровня методологии обучения предмету «Технология», показал, что не менее важным является формирование личности учащегося, его мировоззренческой и профориентационной направленности.

С этой целью была разработана программа индивидуального развития в рамках реализации инновационной Концепции преподавания предмета «Технология». Программа включает в себя следующие элементы: освоение рукотворного мира в форме его воссоздания через создание и использование учебных моделей, стимулирующего мотивацию и интерес к предмету; изготовление объектов, знакомящее с профессиональными компетенциями и практиками; обучение через интеграцию с практиками, реализованными в движении Ворлдскиллс; приобретение практических умений и навыков, необходимых для организации собственной жизни.

Вывод: проведенное исследование является стартом для реализации Концепции преподавания предмета «Технология». Учебный предмет «Технология» обеспечивает активное введение в образовательную деятельность, адекватно отражающего смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности.

Литература:

  1. Галустов Р. А., Зеленко Г. Н., Зеленко Н. В. Национальная технологическая инициатива в перспективах технологического образования. Материалы XXIV Международной научно-практической конференции по проблемам технологического образования «Современное технологическое образование». МГПУ, Москва, 2018 — с. 19–25.
  2. Китайгородский М. Д. Национальная технологическая инициатива в перспективах технологического образования. Материалы XXIV Международной научно-практической конференции по проблемам технологического образования «Современное технологическое образование». МГПУ, Москва, 2018 — с.15–19.
  3. Песков Д. Н. Национальная технологическая инициатива: цели, основные принципы и достигнутые результаты. URL: http://government.ru/media/files/T9Crayp8PsBQU6hdVAl0SsDlu2XvCvYG.pdf (дата обращения 31.08.2019).
  4. Концепция преподавания учебного предмета «Технология» URL: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa
Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальное развитие, предметная область, инновационная Концепция, Национальная технологическая инициатива, технологическое образование, методологическая основа обучения, мир профессий, общеобразовательная организация, рамка реализации, реализация Концепции преподавания предмета.


Похожие статьи

Сущность и нормативные характеристики технологического...

технологическое образование, профильное обучение, трудовое обучение, образовательная область, школа, общее образование, трудовая

В соответствии с Концепцией профильного обучения содержание и структура общего среднего образования в последних двух классах...

Реализация комплексной программы дополнительного...

Реализация комплексной программы дополнительного технологического образования как средство

В «Концепции развития дополнительного образования детей» отмечено, что

Сама по себе технологическая подготовка во внеурочной деятельности не является новым...

Реализация инновационных технологий в процессе подготовки...

Рассмотрены вопросы реализации инновационных технологий при подготовки будущих

Реализация рефлексивно-деятельностного подхода предполагает развитие способности

Реализация этих подходов возможна в следующих процессах в образовании студентов...

Инновационное развитие системы профессионального...

Инновационное развитие системы профессионального образования. Автор: Савенкова Татьяна Ивановна.

В Европе существует большой интерес к развитию обучения предпринимательству и в углублении сотрудничества на уровне ЕС в этой области.

Технологизация образовательного процесса при реализации...

- проектирование технологической карты по каждому предмету на весь период обучения через систему микроцелей — компетенций

Применение активных форм организации обучения, применения современных педагогических технологий можно считать одним из основных путей...

Современные тенденции развития системы дополнительного...

Интеграция общей и дополнительной образовательной системы является средством реализации вариативного обучения детей

Особая значимость в интеграции двух образовательных системы отражена в Законе об образовании, Концепции долгосрочного...

Инновационный подход в обучении информатике как основа...

На сегодняшний день инновации в образовании заключаются во введении нового в цели, в содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности преподавателей и студентов; изменения в стиле профессионального педагогического мышления.

Инновационные технологии в образовательном процессе

Инновационные технологии в образовании позволяют регулировать обучение, направлять его в нужное русло.

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении.

Поэтому инновационные методы обучения в школе способствуют развитию...

Новые образовательные технологии как механизм повышения...

В последнее время российская система образования столкнулась с рядом проблем, которые оказались принципиально новыми, не имеющими уже отработанных путей решения. Эти проблемы были сформулированы современным этапом развития общества...

Похожие статьи

Сущность и нормативные характеристики технологического...

технологическое образование, профильное обучение, трудовое обучение, образовательная область, школа, общее образование, трудовая

В соответствии с Концепцией профильного обучения содержание и структура общего среднего образования в последних двух классах...

Реализация комплексной программы дополнительного...

Реализация комплексной программы дополнительного технологического образования как средство

В «Концепции развития дополнительного образования детей» отмечено, что

Сама по себе технологическая подготовка во внеурочной деятельности не является новым...

Реализация инновационных технологий в процессе подготовки...

Рассмотрены вопросы реализации инновационных технологий при подготовки будущих

Реализация рефлексивно-деятельностного подхода предполагает развитие способности

Реализация этих подходов возможна в следующих процессах в образовании студентов...

Инновационное развитие системы профессионального...

Инновационное развитие системы профессионального образования. Автор: Савенкова Татьяна Ивановна.

В Европе существует большой интерес к развитию обучения предпринимательству и в углублении сотрудничества на уровне ЕС в этой области.

Технологизация образовательного процесса при реализации...

- проектирование технологической карты по каждому предмету на весь период обучения через систему микроцелей — компетенций

Применение активных форм организации обучения, применения современных педагогических технологий можно считать одним из основных путей...

Современные тенденции развития системы дополнительного...

Интеграция общей и дополнительной образовательной системы является средством реализации вариативного обучения детей

Особая значимость в интеграции двух образовательных системы отражена в Законе об образовании, Концепции долгосрочного...

Инновационный подход в обучении информатике как основа...

На сегодняшний день инновации в образовании заключаются во введении нового в цели, в содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности преподавателей и студентов; изменения в стиле профессионального педагогического мышления.

Инновационные технологии в образовательном процессе

Инновационные технологии в образовании позволяют регулировать обучение, направлять его в нужное русло.

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении.

Поэтому инновационные методы обучения в школе способствуют развитию...

Новые образовательные технологии как механизм повышения...

В последнее время российская система образования столкнулась с рядом проблем, которые оказались принципиально новыми, не имеющими уже отработанных путей решения. Эти проблемы были сформулированы современным этапом развития общества...

Задать вопрос