Использование метода проектов для формирования у учащихся социокультурной компетенции на завершающей ступени обучения иностранному языку в современной общеобразовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (273) август 2019 г.

Дата публикации: 02.09.2019

Статья просмотрена: 624 раза

Библиографическое описание:

Коробова, М. А. Использование метода проектов для формирования у учащихся социокультурной компетенции на завершающей ступени обучения иностранному языку в современной общеобразовательной организации / М. А. Коробова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 125-128. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62241/ (дата обращения: 25.04.2024).



Основной целью обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе становится развитие личности учащегося, желающей и способной принимать участие в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности [4].

Практический компонент данной цели состоит в формировании у школьников социокультурной компетенции, обеспечивающей их основные познавательно- коммуникативные потребности на каждом этапе обучения и возможность приобщения к культурным ценностям народов — естественных носителей изучаемых языков. Социокультурная компетенция — это «сложное и поликомпонентное понятие, которое выступает объектом исследования таких наук, как педагогика, культурология, социальная психология, методика преподавания иностранных языков» [5, с. 42]. В Федеральном государственном образовательном стандарте формирование социокультурной компетенции обозначено как важнейшая составляющая коммуникативной иноязычной компетенции [4].

Социокультурную компетенцию принято рассматривать в качестве совокупности следующих субкомпетенций: страноведческой, поведенческой, психологической и лингвокультурной.

В современных условиях традиционные методы преподавания не в состоянии в достаточной мере обеспечить необходимый потенциал интеллектуального опережения, который выражается в готовности обучающихся к восприятию и усвоению новых идей, технологий и знаний. В связи с этим появляется необходимость поиска новых методов, способных обеспечивать подготовленность учащихся к быстрой смене технологий, характерных для современного общества.

В последние годы большое распространение в практике обучения иностранным языкам, в том числе и в процессе совершенствования социокультурной компетенции, получает метод проектов. Его популярность объясняется тем, что в силу своей дидактической сущности, метод проектов даёт учащимся возможность самостоятельно развивать их творческие возможности, а также умения самостоятельно добывать знания, систематизировать и использовать их для решения практических задач. Он также позволяет ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию. В различные моменты познавательной, прикладной, экспериментальной и творческой деятельности учащиеся могут совокупно применять ранее сформированные и формируемые интеллектуальные навыки и умения.

Метод проектов даёт учащимся возможность переместить акцент с лингвистического аспекта языка на содержательный. Школьники учатся выделять проблему, четко формулировать гипотезу, искать необходимую информацию с применением разных информационных ресурсов, осуществлять планирование возможных вариантов решения проблемы, формулировать выводы и проводить анализ полученных результатов на иностранном языке.

Успешность использования метода проектов объясняется тем, что он не только помогает учащимся успешно осваивать учебный материал, но и развивает у школьников творческий потенциал, интеллектуальные умения критического мышления, умение анализировать информацию, умение систематизировать полученные знания, способность использовать сформированные знания, навыки и умения для решения практических и познавательных задач. Проектный метод направлен на получение практического результата, он также ориентирован на способности и интересы учащихся, что делает его незаменимым для современного образования.

В связи с вышесказанным была определена проблема исследования: как организовать эффективное использование метода проектов на уроках английского языка на завершающей ступени обучения в средней общеобразовательной школе с целью формирования у обучающихся социокультурной компетенции.

Объектом исследования выступает процесс формирования социокультурной компетенции учащихся на завершающей ступени обучения иностранному языку в современной общеобразовательной организации (школе).

Предметом исследования является специфика использования метода проектов для формирования у обучающихся социокультурной компетенции.

Цель исследованиязаключается в разработке научно обоснованной методики использования метода проектов на уроке иностранного (английского) языка для формирования у старшеклассников социокультурной компетенции.

Гипотеза исследованиясостоит в следующем: использование метода проектов на уроках английского языка на завершающей ступени обучения в средней общеобразовательной школе может способствовать повышению уровня социокультурной компетенции обучающихся:

− если разработана технология обучения проектной деятельности учащихся на завершающей ступени обучения иностранному языку;

− если отобранные проблемы для проектной деятельности будут соотнесены с программой обучения иностранному языку на завершающей ступени обучения в общеобразовательной школе, с одной стороны, а с другой, — будут доступны по сложности и подобраны с учётом возрастных особенностей и интересов учащихся.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

− проанализировать понятие социокультурной компетенции;

− изучить проблемы формирования социокультурной компетенции;

− рассмотреть условия формирования социокультурной компетенции на уроках иностранного языка;

− изучить особенности применения метода проектов для формирования у обучающихся социокультурной компетенции;

− провести эмпирическое исследование влияния метода проектов на уровень развития социокультурной компетенции учащихся;

− сформулировать методические рекомендации по применению метода проектов на уроках иностранного языка на завершающей ступени обучения в общеобразовательной школе.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

теоретические: критический анализ специальной литературы; вероятностное прогнозирование; анализ и синтез; классификация; обобщение; проектирование; моделирование;

эмпирические: наблюдение за организацией педагогического процесса и деятельностью учителя и учащихся во время прохождения педагогической практики; педагогический эксперимент; анкетирование; тестирование; статистическая обработка, обобщение и интерпретация полученных данных.

С учётом отсутствия методик для диагностики уровня развития социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка, нами использовались тесты, позволяющие выявить уровень развития ее составляющих: страноведческой, лингвокультурной, поведенческой и психологической субкомпетенций. Для экспериментального исследования нами был использован следующий комплекс методик: тесты «Страноведение. Великобритания» [2] и «Страноведение» [3] для выявления уровня сформированности страноведческой субкомпетенции у учащихся; тест «Семантическое сравнение английских и русских пословиц и поговорок» [1] для выявления уровня лингвокультурной субкомпетенции; составленная нами анкета для определения уровня поведенческой субкомпетенции школьников и составленный нами тест для определения психологической субкомпетенции школьников на уроках английского языка.

Первоначально учащиеся должны были пройти тест для выявления уровня страноведческой субкомпетенции. У большинства учащихся (60 %) был определен средний уровень развития. После дополнительно проведенного опроса было выявлено, что у них есть сложности в восприятии материала в форме лекции-монолога, т. к. факты и события сливаются воедино и это мешает запоминать материал.

По результатам теста «семантическое сравнение английских и русских пословиц и поговорок» было выявлено, что у 56,6 % учащихся преобладает средний уровень развития лингвокультурной субкомпетенции. Так, им знакомы многие пословицы и поговорки, однако никто им не объяснял подробно, по какому принципу в них употребляются некоторые слова. В процессе беседы с учащимися удалось выяснить, что подобные пословицы, поговорки и фразеологизмы они изучают следующим образом: учитель выдает список фраз, которые необходимо запомнить к следующему уроку. Данные фразы не прорабатываются, не объясняются школьникам, поэтому многие справились с заданиями теста, но объяснить свой выбор не смогли.

По результатам оценки поведенческой субкомпетенции было выявлено, что у 56,6 % учащихся преобладает средний уровень ее развития — они знают особенности общения с носителями английского языка, обращения к людям, однако не в полной мере знакомы с нормами этикета и с особенностями невербального общения.

Оценка уровня развития психологической субкомпетенции показала, что у 60 % испытуемых преобладает средний уровень ее развития. При этом учащиеся отметили, что изучению особенностей менталитета англичан не уделяется должного внимания.

Таким образом, можно сказать, что у учащихся преобладает средний уровень развития социокультурной компетенции и для того, чтобы его повысить, необходимо работать над каждой из субкомпетенций отдельно.

В связи с обозначенной целью был разработан ряд уроков, подразумевающих применение проектного метода. Все уроки были организованы в соответствии с единой технологией обучения: наличие проблемы (практической, исследовательской, информационной), проектирование (планирование), осуществление поиска информации, получение некоего продукта, его презентация [6, с. 13]. В процессе экспериментального обучения были реализованы различные типы проектов по направленности деятельности: практико-ориентированный, информационный, исследовательский, творческий и ролевой с элементами информационного проекта; по срокам реализации: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проекты.

Проведение контрольной диагностики подтвердило предположение о том, что использование метода проектов на уроках английского языка на завершающей ступени обучения в общеобразовательной школе может способствовать повышению уровня социокультурной компетенции обучающихся.

В таблице 1 представлены итоги диагностики, полученные с помощью методик для определения уровней развития субкомпетенций, составляющих социокультурную компетенцию.

Таблица 1

Сводная таблица уровней развития субкомпетенций, составляющих социокультурную компетенцию: до ипосле внедрения метода проектов

Уровни развития

Страноведческая

субкомпетенция

Лингвокультурная

субкомпетенция

Поведенческая

субкомпетенция

Психологическая

субкомпетенция

до

после

до

после

до

после

до

после

Низкий

23,3 %

10,0 %

26,7 %

13,4 %

26,7 %

10,0 %

26,7 %

10,0 %

Средний

60,0 %

50,0 %

56,6 %

43,3 %

56,6 %

50,0 %

60,0 %

46,7 %

Высокий

16,7 %

40,0 %

16,7 %

43,3 %

16,7 %

40,0 %

13,3 %

43,3 %

Из таблицы видно, что процент учащихся с низким уровнем социокультурных субкомпетенций снизился по всем субкомпетенциям, в то время как процент учащихся с высоким уровнем — значительно вырос.

Таким образом, можно сказать, что поставленная гипотеза подтвердилась: использование метода проектов на уроках английского языка на завершающей ступени обучения в общеобразовательной школе может способствовать повышению уровня социокультурной компетенции обучающихся: если разработана технология обучения проектной деятельности учащихся на завершающей ступени обучения иностранному языку; если выявленные проблемы для проектной деятельности будут соотнесены с программой обучения иностранному языку на завершающей ступени обучения в общеобразовательной школе, с одной стороны, а с другой, будут доступны по сложности и подобраны с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся.

Использование метода проектов на уроках английского языка способствует повышению показателей развития всех видов субкомпетенций, составляющих социокультурную компетенцию. Чем выше показатели страноведческой, лингвокультурной, поведенческой и психологической субкомпетенций, тем, соответственно, выше уровень развития социокультурной компетенции

В дальнейших исследованиях рассмотренной темы представляется целесообразным рассмотреть использование метода проектов на начальной и средней ступенях обучения иностранному языку, а также провести сравнительный анализ эффективности использования метода проектов в процессе обучения школьников иностранному языку на всех ступенях обучения в общеобразовательной организации.

Литература:

  1. Тест по английскому языку «Семантическое сравнение английских и русских пословиц и поговорок» [Электронный ресурс]. — URL: https://infourok.ru/material.html?mid=7475 (дата обращения: 15.11.2017)
  2. Тест по английскому языку на тему «Страноведение. Великобритания» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.metod- kopilka.ru/test_po_angliyskomu_yazyku_na_temu_stranovedenie._velikobritaniya- 7132.htm (дата обращения: 15.11.2017).
  3. Тест по английскому языку на тему «Страноведение» (10–11 класс) [Электронный ресурс]. — URL: https://infourok.ru/test-po-angliyskomu-yaziku- na-temu-stranovedenie-klass-2477952.html (дата обращения: 15.11.2017).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ug.ru/new_standards/5 (дата обращения: 07.11.2017).
  5. Шишканова, В. В. Социокультурная компетенция как компонент иноязычной подготовки студентов неязыкового вуза в аспекте поликультурного образования [Текст] / В. В. Шишканова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогические науки. — 2013. — № 3 (663). — С. 41–52.
  6. Phillips, D. Projects with Young Learners / D. Phillips, S. Burwood, H. Dunford. — Oxford: Oxford University Press, 1999. — 365 p.
Основные термины (генерируются автоматически): социокультурная компетенция, завершающая ступень обучения, иностранный язык, английский язык, общеобразовательная школа, уровень развития, использование метода проектов, метод проектов, урок, учащийся.


Похожие статьи

Метод проектов на уроках иностранного языка

Метод проектов — это деятельность учащихся, направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы [1]. По мнению Ю. В. Рындиной, данный метод является «гибкой моделью организации процесса обучения иностранному языку...

Формирование социокультурных компетенций на уроках...

Обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с культурой другой страны является в настоящее время одним из основных

Развитие социокультурной компетенции учеников на уроках... иностранный язык, социокультурная компетенция, язык, культура...

Обучение говорению с использованием метода проектов на...

Главной задачей, стоящей перед школой на сегодняшний день, является в первую очередь внедрение и эффективное использование новых педагогических технологий, какой, по моему мнению, и является метод проектов.

Развитие социокультурной компетенции учеников на уроках...

Использование родного языка на уроках иностранного при изучении культуры страны изучаемого языка

иностранный язык, социокультурная компетентность, социокультурная компетенция, английский язык, социокультурный компонент, содержание обучения...

Проект как метод реализации коммуникативного подхода...

Проект – это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески

Применение метода проектов в современной школе является одним их самых главных стимулов

Таким образом, метод проектов способствует не только развитию...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, метод проектов, коммуникативная компетенция

Аннотация: Статья посвящена использованию интерактивных методов обучения в развития профессиональной коммуникативной...

Понятие социокультурной компетенции в обучении...

На уроках английского языка социокультурная компетенция формируется путем знакомства учащихся с

Социокультурная компетенция предполагает знание о том, что язык может быть средством

3. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.

Использование современных педагогических методов...

В статье рассматриваются современные методы и технологии обучения иностранному языку, способствующие развитию иноязычной коммуникативной

Одной из современных технологий обучения ИЯ является метод проектов. Под методом проектов Поллат понимает способ...

Использование метода проектов в обучении английскому...

При обучении базовому английскому языку в Томском политехническом университете метод проекта является важным компонентом в системе педагогических технологий. Однако на данном этапе формирования языковой компетенции выбор использовать или нет метод проектов...

Похожие статьи

Метод проектов на уроках иностранного языка

Метод проектов — это деятельность учащихся, направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы [1]. По мнению Ю. В. Рындиной, данный метод является «гибкой моделью организации процесса обучения иностранному языку...

Формирование социокультурных компетенций на уроках...

Обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с культурой другой страны является в настоящее время одним из основных

Развитие социокультурной компетенции учеников на уроках... иностранный язык, социокультурная компетенция, язык, культура...

Обучение говорению с использованием метода проектов на...

Главной задачей, стоящей перед школой на сегодняшний день, является в первую очередь внедрение и эффективное использование новых педагогических технологий, какой, по моему мнению, и является метод проектов.

Развитие социокультурной компетенции учеников на уроках...

Использование родного языка на уроках иностранного при изучении культуры страны изучаемого языка

иностранный язык, социокультурная компетентность, социокультурная компетенция, английский язык, социокультурный компонент, содержание обучения...

Проект как метод реализации коммуникативного подхода...

Проект – это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески

Применение метода проектов в современной школе является одним их самых главных стимулов

Таким образом, метод проектов способствует не только развитию...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, метод проектов, коммуникативная компетенция

Аннотация: Статья посвящена использованию интерактивных методов обучения в развития профессиональной коммуникативной...

Понятие социокультурной компетенции в обучении...

На уроках английского языка социокультурная компетенция формируется путем знакомства учащихся с

Социокультурная компетенция предполагает знание о том, что язык может быть средством

3. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.

Использование современных педагогических методов...

В статье рассматриваются современные методы и технологии обучения иностранному языку, способствующие развитию иноязычной коммуникативной

Одной из современных технологий обучения ИЯ является метод проектов. Под методом проектов Поллат понимает способ...

Использование метода проектов в обучении английскому...

При обучении базовому английскому языку в Томском политехническом университете метод проекта является важным компонентом в системе педагогических технологий. Однако на данном этапе формирования языковой компетенции выбор использовать или нет метод проектов...

Задать вопрос