Музыкальное воспитание детей-логопатов в условиях ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (273) август 2019 г.

Дата публикации: 31.08.2019

Статья просмотрена: 382 раза

Библиографическое описание:

Соколова, Е. А. Музыкальное воспитание детей-логопатов в условиях ДОУ / Е. А. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 157-158. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62218/ (дата обращения: 19.04.2024).



В музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста важно создавать и поддерживать атмосферу радости и психологического комфорта. Особенно необходима она для детей с нарушениями речи, поскольку у этих воспитанников наблюдаются нарушения и в других видах деятельности: изобразительной, некоторых видов музыкальной, мелкой и общей моторики. Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющихся в недостаточно развитии восприятии, внимания и памяти, слабой ориентировке в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).

Помимо решения общих задач музыкального воспитания с детьми- логопатами следует работать над решением коррекционных задач. К ним относятся: оздоровление психики; воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Важно помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; формирование двигательных навыков и умений. Исправление ряда речевых недостатков: невнятное произношения, скороговорки, проглатывания окончания слов. Главный же принцип, которым следует руководствоваться педагогу — внимание к каждому ребенку, учет его возрастных, речевых, индивидуальных особенностей и потребностей.

Виды музыкальной деятельности

Виды музыкальной деятельности в группах компенсирующей направленности традиционные: слушание музыки, исполнительство (включающее пение, музыкально — ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах), творчество. Отметим особенности в работе над этими видами деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения.

Слушание музыки

Слушание музыки является самостоятельным видом деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. При этом оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач. У детей с речевыми нарушениями важно развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т. е. способствовать решению важнейших коррекционных задач. После прослушивания музыкального произведения полезно не только поговорить о нем, что у детей с речевыми нарушениями может вызвать большие затруднения, но и предложить им подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали ее характер, передали свои чувства. Следует ориентироваться на интересы детей. И если он отсутствует или выражен слабо, особое внимание надо обратить на подбор музыкальных произведений для слушания. Работая над развитием музыкального восприятия, желательно использовать не только музыку, но и другие виды искусства: поэзию, живопись. Живой отклик находит у детей предложение нарисовать то, о чем рассказала музыка. У детей в группах компенсирующей направленности наблюдаются проблемы с запоминанием названий произведений, фамилий композиторов. В решении этой проблемы помогут следующие рекомендации: объединение ряда музыкальных произведений общим рассказом; посвящение ряда занятий творчеству одного композитора; сравнение контрастных по содержанию и по названию произведений или близких по названию, но разных по характеру.

Исполнительство

Несколько слов о специфике такого вида музыкальной деятельности как игра на музыкальных инструментах, помогающего в решении коррекционных задач, а именно: развитию внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку, играющему в оркестре; координации движений при игре на таких музыкальных инструментах как бубен металлофон, маракас, барабан. Развитию дыхания при игре на духовых инструментах; фонематического слуха в музыкально — дидактических играх типа «На каком инструменте я играю?»; развитию координации пения с движением, музыкально- ритмического чувства.

Пение

Пение — один из важнейших видов музыкальной деятельности. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т. д.) расширению кругозора; нормализация деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны. Пение помогает исправить ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха.

Произносительная сторона речи обладает определенной окраской: как и в музыке, в музыкальной речи используются такие средства выразительности, как темповые изменения, характерный ритм, определенная звуковысотность, динамическая и тембровая окраска. Поэтому музыкально- дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного слуха, окажут косвенное воздействие и на развитие речи.

Требования кподбору песен для детей снарушениями речи

При выборе песен для разучивания с детьми-логопатами необходимо обратить внимание на их соответствие возможностям детей, включающие следующие характеристики: доступное содержание, удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, но много гласных звуков. Лучше, если в песне несложная, запоминающаяся мелодия, желательно с повторами, с ясной ладовой основой, без больших скачков, нисходящая мелодия песен. Темп песен медленный, или средний, постепенно переходящий в более быстрый. Несложный аккомпанемент, который не заглушает мелодию, а лишь украшает и поддерживает ее.

Коррекционная направленность песен позволяющая закрепить правильное произношение звуков, способствующая развитию внимания и памяти или выработка правильного дыхания и т. д.

Музыкально-ритмические движения

Музыкально-ритмические движения — вид исполнительства, включающий упражнения, пляски, игры. Они оказывают на детей коррекционное воздействие, развивают память, внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений. Ребенку с нарушениями речи при наличии определенных двигательных навыков легче передавать характер музыки в движении, чем описать его словами.

Логоритмика

Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных задач. Эти занятия проводит логопед и музыкальный руководитель. В занятия логоритмикой входят различные виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах. Пение включает упражнения и попевки для тренировки периферических отделов речевого аппарата, а также упражнения для развития мелкой моторики и игры с пением, координации пения с движением. Восприятие музыки (слушание) используется для релаксации и развития слухового внимания, а так же для развития волевых черт характера. Музыкально-ритмические движения предполагают упражнения, игры с пением и словом, инструментальные игры для развития внимания, памяти, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма и т. д.

Игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма и мелкой моторики. В работе с детьми-логопатами следует придерживаться 2 принципов: персональное внимание к каждому ребенку и взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения (логопеда, музыкального руководителя, психолога) с воспитателями при активной поддержке родителей. В этом случае можно достичь максимального эффекта в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Литература:

  1. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972
  2. Орлова Т. «Учим петь» Система упражнений для развития музыкального слуха и голоса. // Музыкальный руководитель 2004. № 3, 2005. № 2
  3. Щербакова Н. «Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи». // Музыкальный руководитель 2005. № 2-№ 5; 2006. № 2-№ 5; 2007. № 1
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальная деятельность, игра, развитие внимания, ребенок, координация движений, слушание музыки, движение, память, пение, развитие речи.


Похожие статьи

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

 формирование координации движений при игре на ложках, бубне, барабане, погремушке

При подготовке к инсценировке у детей развивается слуховое внимание, память, речь

ребенок, игра, развитие, музыкальная деятельность, мелкая моторика, логопедическая...

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с приёмами, включающими в себя музыкальные игры и творческие задания. Интересные игровые творческие задания...

Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей

«Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, оказывает благотворное влияние на повышение качества движения. Она способствует выразительности, четкости, координации движений; эмоциональному переживанию музыкальных образов...

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей...

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени

Наибольшее внимание ребенка привлекают пальчиковые игры с пением.

Развитие музыкально-пластических способностей; — Развитие у детей точности и выразительности...

Развитие музыкально-ритмических движений у детей...

В статье рассматриваются тенденции развития музыкально-ритмических движений дошкольников.

Музыкально-ритмические движения- вид музыкальной деятельности детей (значение

Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры...

Роль логоритмических упражнений в формировании устойчивого...

Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека.

Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом.

- Взаимодействие слова, музыки и движения. - Развитие слухового и зрительного восприятия.

Игротренинг на музыкальных занятиях в детском саду как...

Музыкально-дидактические игры объединяют разделы пения, слушания, движения под музыку, игры на музыкальных инструментах.

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи. Психолого-логопедическое сопровождение ребенка с ОНР включает в...

Фольклор и музыка как средство коррекции тяжелых нарушений...

Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Музыка — это одно из средств развития голоса и артикуляционного аппарата.

Чтобы дети почувствовали влияние дыхания на качество речи и пения, мы в качестве примера рассматриваем варианты...

Логоритмические занятия как эффективная форма работы по...

Развитие слухового внимания и фонематического слуха; ‒ Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха

Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с чётко выраженным ритмом, а моей с стороны осуществляется постоянный...

Речевые игры как средство развития творческих способностей...

Речевые игры позволяют сконцентрировать внимание детей на координации их

Такие приемы способствуют тренингу музыкальной памяти детей и их самостоятельному

Игра — является мощным средством гармоничного развития и творческого потенциала ребенка, а...

Похожие статьи

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

 формирование координации движений при игре на ложках, бубне, барабане, погремушке

При подготовке к инсценировке у детей развивается слуховое внимание, память, речь

ребенок, игра, развитие, музыкальная деятельность, мелкая моторика, логопедическая...

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с приёмами, включающими в себя музыкальные игры и творческие задания. Интересные игровые творческие задания...

Влияние музыкального воспитания на физическое развитие детей

«Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, оказывает благотворное влияние на повышение качества движения. Она способствует выразительности, четкости, координации движений; эмоциональному переживанию музыкальных образов...

Коррекция звукопроизношения и музыкальное развитие детей...

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени

Наибольшее внимание ребенка привлекают пальчиковые игры с пением.

Развитие музыкально-пластических способностей; — Развитие у детей точности и выразительности...

Развитие музыкально-ритмических движений у детей...

В статье рассматриваются тенденции развития музыкально-ритмических движений дошкольников.

Музыкально-ритмические движения- вид музыкальной деятельности детей (значение

Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры...

Роль логоритмических упражнений в формировании устойчивого...

Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека.

Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом.

- Взаимодействие слова, музыки и движения. - Развитие слухового и зрительного восприятия.

Игротренинг на музыкальных занятиях в детском саду как...

Музыкально-дидактические игры объединяют разделы пения, слушания, движения под музыку, игры на музыкальных инструментах.

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи. Психолого-логопедическое сопровождение ребенка с ОНР включает в...

Фольклор и музыка как средство коррекции тяжелых нарушений...

Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Музыка — это одно из средств развития голоса и артикуляционного аппарата.

Чтобы дети почувствовали влияние дыхания на качество речи и пения, мы в качестве примера рассматриваем варианты...

Логоритмические занятия как эффективная форма работы по...

Развитие слухового внимания и фонематического слуха; ‒ Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха

Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с чётко выраженным ритмом, а моей с стороны осуществляется постоянный...

Речевые игры как средство развития творческих способностей...

Речевые игры позволяют сконцентрировать внимание детей на координации их

Такие приемы способствуют тренингу музыкальной памяти детей и их самостоятельному

Игра — является мощным средством гармоничного развития и творческого потенциала ребенка, а...

Задать вопрос