Работа по расширению словарного запаса младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (273) август 2019 г.

Дата публикации: 31.08.2019

Статья просмотрена: 2346 раз

Библиографическое описание:

Родионова, Е. В. Работа по расширению словарного запаса младших школьников / Е. В. Родионова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 149-150. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62211/ (дата обращения: 25.04.2024).



Мудрые книги говорят о том, что вначале было Слово. Поэтому слово — очень дорогой подарок.

Ш. Амонашвили

Пополнение словарного запаса обучающихся (как активного, так и пассивного) является одной из главных проблем обучения в начальной школе и играет важную роль в решении общей задачи широкой языковой подготовки младших школьников.

Необходимо научить детей использовать слова в наиболее точном значении, выбирать те из них, которые наиболее соответствуют ситуации в зависимости от жанра и стиля; способствовать устранению нелитературных, диалектно-просторечных, архаичных, вышедших их употребления слов.

«Слово — это единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок» [3]. Несомненно, что от богатства и мобильности словаря человека зависит успешность общения и качество речи. Рассматривая механизмы речи, перед младшими школьниками стоят две задачи:

1) количественное накопление в памяти каждого обучающегося с пониманием всех оттенков значения слов, их экспрессивных окрасок;

2) активность, готовность словаря в речевой деятельности, т. е. быстрый и точный выбор слов, включение их в предложения и текст в прямом и переносном значении.

«Наилучший источник обогащения словаря — живое общение, речь, устная и письменная, литература: слово в тексте всегда как бы высвечивается семантически и художественно» [2, с.285].

В практике обучения принято применять самые разнообразные приемы работы над объяснением значений слов (их семантизация). Таким образом обеспечивается интерес обучающихся к словарной деятельности, позволяет вводить новое слово наиболее рациональным для каждого случая способом.

Приемы семантизации подразделяются на самостоятельные, т. е. без прямой помощи учителя; а также с его помощью.

В начальной школе широко используется наглядность. Она может быть предметной, где используются предметы, окружающие младших школьников. Изобразительная же наглядность представляет собой применение рисунков, картин, схем и таблиц. Лучшим вариантом наглядности являются такие рисунки, в которых сохранены только конкретные и существенные признаки предмета, без использования деталей.

Дефиниция — объяснение значения незнакомого понятия уже известными словами. Это средство не только наиболее точно раскрывает значение слов, но и тренирует обучающихся в понимании речи на слух. Однако толкование значений подразумевает высокий уровень знаний, умений и навыков у обучающихся.

Использование синонимов, антонимов, паронимов также относится к способу семантизации. Он считается наиболее экономичным во времени, но бывает не всегда точным.

Развитие языковой догадки через контекст. Для обеспечения точности понимания значения новых слов, данный способ семантизации должен быть «прозрачным», т. е. хорошо понятным и однозначным. Контекст демонстрирует слово во фразе, в речи, развивает догадку, помогает установлению ассоциаций между словами.

Значение слова также может выясняться по сноске на странице учебной книги, по словарику в конце учебника, либо толковому, синонимическому и пр.

В младшем школьном возрасте, для обеспечения познавательной активности на уроках, стимулирования речевого общения, формирования интереса и стремления изучать язык, используется игра. Использование игры в современном процессе обучения чрезвычайно велико для развития творческих способностей, особенно у младших школьников. Однако игра не является самоцелью, так как урок не считается развлечением, а способом на пути к достижению поставленной цели — обучению.

Приведем некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые можно применять для расширения словарного запаса младших школьников.

1) «Добрый суффикс».

Раскройте скобки в пословицах так, чтобы слова стали добрыми.

На чужой (сторона) рад своей (ворона). 2. Поговорка — (цветок), пословица — (ягода). 3. На чужой (рот) не накинешь платок.

Расскажите, как «добрый суффикс» может сделать слово ласковым и даже волшебным.

2) «Найди лишнее слово».

Боль, большой, больница

Водитель, вода, водный

Лес. лесник, лестница

Море, морщины, морской

3) Вставьте подходящие по смыслу однокоренные слова.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело ….

Не впервой волку зиму ….

Всё живое хочет ….

Хвати тебе, молодцу, горе ….

4) «Кто скажет иначе».

Смелая (храбрая, бесстрашная, отважная).

Проворная (ловкая, юркая, шустрая).

Аккуратная (…).

Застенчивая (…).

5) Прочитайте текст. Кто оказался чужаком? Докажите. Помогите ему найти своих родственников. Составьте список родственников воды и допишите тех, кто в гости не пришёл.

Чужак.

Однажды собрались у воды родственники. Подводник с водицей ведут беседу. Водолаз у водопада на солнышке греется. Водитель на гармошке наигрывает.

Водомерка с водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Тут и водяной пожаловал. Все ждут старуху воду. Вышла мудрая вода на крыльцо, посмотрела на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти обратно в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где же ему теперь родственников искать?

Расширение словарного запаса младших школьников направлено на то, чтобы при порождении речи обучающиеся владели свободной контекстуальной заменой слов для уточнения какой-либо мысли, приемами создания образности и стилистической адекватности. Только у ребенка, обладающего богатым словарным запасом, будет формироваться правильная грамотная речь. Задача учителя — максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Применяя различные методы и приемы, он развивает активность и самостоятельность младших школьников. Процесс усвоение новых слов через организацию деятельности протекает более интересно, живо.

Литература:

  1. Баранов М. Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьника в процессе изучения русского языка. — Док. дисс. М., 1985.
  2. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 464 с.
  3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberlan.com.ua/wp-content/uploads/2015/07/Tolkovij-slovarj-russkogo-yazika.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): слово, начальная школа, словарный запас, школьник.


Похожие статьи

Обогащение словарного запаса младших школьников

Словарная работа ведётся на протяжении всех четырёх лет начальной школы: во время обучения грамоте, работы над словом, над словосочетанием

Изучение словарного запаса у младших школьников... В современной научной литературе слово рассматривается как знак...

Обогащение словарного запаса младших школьников лексикой...

Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий...

русский язык, слово, отношение, словарный запас, группа слов...

Количественное расширение запаса слов у учащихся начальной школы выражается в постепенном прибавлении к имеющимся словам

Одним из средств обогащения словарного запаса младших школьников является речевые разминки — короткие по времени (2–3...

Словарная работа по русскому языку в начальных классах

Словарная работа — одна из проблем начальной школы.

Обогащение словарного запаса младших школьников. слово, ребенок, работа, баклуша, астра, начальная школа, развитие мышления, русский язык, связная речь, словарный запас детей.

Изучение словарного запаса у младших школьников...

Состояние словарного запаса умственно отсталых учеников начальных классов.

Основные термины (генерируются автоматически): ученик, ребенок, слово, словарный запас, задание, класс, помощь экспериментатора, вид транспорта, активный словарь, продукт питания.

Система работы над словарными словами на уроках русского...

На словарную работу программа не отводит специального времени, поэтому учителя начальных классов вынуждены находить разнообразные формы, методы и приемы работы с непроверяемыми орфограммами, чтобы заинтересовать младших школьников и через слово...

Обогащение словарного запаса как средство развития младшего...

Важнейшим и совершеннейшим методом преподавания начальной школе является культура наблюдательности.

Обогащение словарного запаса младших школьников. Развитая речь помогает детям лучше выразить свои чувства, мысли.

слово, русский язык, словарная работа, начальная школа...

Начальная школа. Пособие для учителя.

Обогащение словарного запаса младших школьников. слово, активизация новых слов, русский язык, ребенок, обогащение словаря, словарная работа

Работа над словарными словами в начальных классах (из опыта...

Работа над словарными словами в начальных классах...

В каждой программе для начальной школы разработан свой список словарных слов.

В 3–4 классах можно не открывать готовое слово, а дать возможность учащимся самим высказать свои предположения о написании того или иного слова и лишь затем открыть готовое слово.

Похожие статьи

Обогащение словарного запаса младших школьников

Словарная работа ведётся на протяжении всех четырёх лет начальной школы: во время обучения грамоте, работы над словом, над словосочетанием

Изучение словарного запаса у младших школьников... В современной научной литературе слово рассматривается как знак...

Обогащение словарного запаса младших школьников лексикой...

Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий...

русский язык, слово, отношение, словарный запас, группа слов...

Количественное расширение запаса слов у учащихся начальной школы выражается в постепенном прибавлении к имеющимся словам

Одним из средств обогащения словарного запаса младших школьников является речевые разминки — короткие по времени (2–3...

Словарная работа по русскому языку в начальных классах

Словарная работа — одна из проблем начальной школы.

Обогащение словарного запаса младших школьников. слово, ребенок, работа, баклуша, астра, начальная школа, развитие мышления, русский язык, связная речь, словарный запас детей.

Изучение словарного запаса у младших школьников...

Состояние словарного запаса умственно отсталых учеников начальных классов.

Основные термины (генерируются автоматически): ученик, ребенок, слово, словарный запас, задание, класс, помощь экспериментатора, вид транспорта, активный словарь, продукт питания.

Система работы над словарными словами на уроках русского...

На словарную работу программа не отводит специального времени, поэтому учителя начальных классов вынуждены находить разнообразные формы, методы и приемы работы с непроверяемыми орфограммами, чтобы заинтересовать младших школьников и через слово...

Обогащение словарного запаса как средство развития младшего...

Важнейшим и совершеннейшим методом преподавания начальной школе является культура наблюдательности.

Обогащение словарного запаса младших школьников. Развитая речь помогает детям лучше выразить свои чувства, мысли.

слово, русский язык, словарная работа, начальная школа...

Начальная школа. Пособие для учителя.

Обогащение словарного запаса младших школьников. слово, активизация новых слов, русский язык, ребенок, обогащение словаря, словарная работа

Работа над словарными словами в начальных классах (из опыта...

Работа над словарными словами в начальных классах...

В каждой программе для начальной школы разработан свой список словарных слов.

В 3–4 классах можно не открывать готовое слово, а дать возможность учащимся самим высказать свои предположения о написании того или иного слова и лишь затем открыть готовое слово.

Задать вопрос