Охрана здоровья детей в Российской Федерации: правовые вопросы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №35 (273) август 2019 г.

Дата публикации: 29.08.2019

Статья просмотрена: 1868 раз

Библиографическое описание:

Богданова, Е. Н. Охрана здоровья детей в Российской Федерации: правовые вопросы / Е. Н. Богданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62196/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье проанализированы нормативно-правовые акты по вопросам охраны здоровья детей. Представлены статистические данные и различные точки зрения на состояние законодательной базы и сложившихся негативных тенденций в сфере детского здравоохранения. Обозначены существующие проблемы правового регулирования охраны здоровья детей. Выявлены основные риски и негативные последствия указанных в статье проблем, предложены пути их решения.

Ключевые слова: охрана здоровья детей, здравоохранение, законодательство.

Во второй половине XX века сложившиеся в России экономические, экологические, социальные и другие кризисные ситуации в различных сферах жизни способствовали негативному воздействию на здоровье подрастающих поколений, поэтому интерес к проблемам охраны здоровья детей постоянно растет. Вопросы охраны здоровья детей законодателем определены в качестве приоритетных, включающих не только «заботу об их здоровье, но и надлежащую правовую защиту» [12]. С каждым годом в России увеличивается количество нормативных актов, направленных на реализацию организайцонно-правовых мер по охраны здоровья детей. Однако, их количественное увеличение только усиливает несогласованность и противоречивость в действующей системе законодательства, регулирующей важные практические задачи детского здравоохранения. Следовательно, актуальность исследования правовых вопросов охраны здоровья детей, обоснованна и становится объектом интересов не только представителей юридического сообщества, но и врачей, политологов, иных специалистов.

Цель исследованиясостоит в выявлении проблем, связанных с правовой основой охраны здоровья детей, правовым регулированием и правоприменением в сфере детского здравоохранения РФ.

Для достижения поставленной цели исследования проведён аналитический обзор международных правовых документов, действующего федерального законодательства и других нормативно-правовых актов, регулирующих охрану здоровья детей. Выявлены основные проблемы правового регулирования и правоприменения в сфере охраны здоровья детей. Изучены методологические подходы решения выявленных проблем. В процессе исследования использовался формально-юридический метод при анализе действующего международного и национального законодательства РФ. Формально-логический метод позволил обратиться к уже существующим методологическим подходам и логическим законам при выявлении тех или иных правовых пробелов, коллизий норм, регулирующих вопросы охраны здоровья детей. Использованные в процессе исследования различные отчеты и аналитические показатели, вызвали необходимость применения статистического метода. Кроме того, увеличение смертности, снижение рождаемости, дефицит бюджетного финансирования детского здравоохранения — всё это не только результат использования возможностей статистики, но и существенный правовой аспект, который также определяет актуальность данного исследования.

Законодательное регулирование детского здравоохранения в Российской Федерации строится и развивается на основе общепризнанных международных норм, в числе которых следует выделить Всеобщую декларацию прав человека, согласно ст. 25 «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь» [12]; Декларацию прав ребенка «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту до и после рождения» [12]; Конвенцию о правах ребёнка, которая определяет, что «государства — участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья» [12] и т. д. Однако на основании проведённого аналитического обзора международно-нормативных документов можно резюмировать следующее. Имплементация в России международно-правовых норм, регулирующих вопросы охраны здоровья детей, является проблемной и слаборазвитой областью теории и практики национального права. Во-первых, до сих пор остается неразрешённым вопрос о соотношении, национального законодательства с международными нормами. С одной стороны, в ч.4 ст.15 Конституции РФ указано, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [12]. С другой стороны, вынесенное Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2015 г. № 21-П г, а так же последующие изменения в национальном законодательстве, коснувшиеся расширения полномочий Конституционного Суда, определили нормы национального права приоритетными [1, с.126–128]. Во-вторых, сложную правовую проблему представляет учет национальных и культурных особенностей различных групп детей, проживающих на территории РФ. Для представителей восточной диаспоры с мусульманской религией, других конфессий и религий, определённые положения международных нормативных документов — продукт западной цивилизации, неприемлемы и спорны [4, с.186]. По данной проблеме целесообразно обратиться к исследованиям А. Е. Черкасовой, которая в своей работе «Институциональное взаимодействие медицины и религии» отмечает «оказание медицинской помощи без учета религиозно-культурных особенностей индивидуума, может привести к крайне негативным последствиям» [8, с.45]. Однако, духовная составляющая человеческой личности в современном здравоохранении РФ выходит за границы компетенции медицины.

Современное российское законодательство по охране здоровья детей представляет собой многоуровневую и многогранную структуру федеральных и региональных законодательных, нормативно-правовых и отраслевых актов, затрагивающее различные сферы общественных отношений. Несмотря на плодотворную деятельность законодателей по вопросам детского здравоохранения, в последние годы в России наблюдаются негативные тенденции в состоянии здоровья детей во всех возрастных группах. По официальным статистическим данным Федеральной службы государственной статистики за 2017–2018 год 35 % детей в России рождаются с врожденными заболеваниями, 12 % детей в России рождаются не доношенными, число детей инвалидов в стране составляет более 500 000 (2 %). Около 50 % детей рожденных в России, имеют психологические отклонения. К моменту окончания школы 2,5 % выпускников остаются полностью здоровыми, соответственно 97,5 % имеют проблемы со здоровьем, а 70 % из них имеют хронические заболевания. На январь 2018 г. раком болеют примерно 20 00 детей до 17 лет, причем 60 % приходится на малышей от 0 до 4 лет. В 2017–2018 учебном году в Российских школах, на уроках физкультуры умерло 211 учеников, в основном из за проблем с сердцем [12].

В России одновременно реализуются Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» и Приоритетный национальный проект «Здоровье», на финансирование которых выделяются значительные средства из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. При этом, как свидетельствует проведенное исследование Н. В. Рехтиной и Н. Н. Калмыкова, статус и процедуры реализации этих программ в нормативных правовых актах не определены, в результате мероприятия данных программ зачастую дублируются [2]. Следовательно, выполнение не связанных, а где-то и противоречивых между собой программ приводит к их низкой результативности и бесконтрольным программным расходам на здравоохранение, что не способствует эффективному решению правовых проблем охраны здоровья детей.

О необходимости совершенствования законодательной базы по вопросам правового регулирования детского здравоохранения в своём исследовании затрагивает и председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья детей Т. В. Яковлева, утверждая, что врачи бьют тревогу — разработка государственных образовательных стандартов ведётся без надлежащего медицинского сопровождения [10]. Е. А. Певцова и С. А. Усатов по данной проблеме отмечают, что «несогласованность вводимых локальных изменений в образовательный процесс со всей организационно-образовательной системой, ведет к их ключевому противоречию. Кроме того, зачастую, из-за отсутствия профессиональной и грамотной педагогической экспертизы, с учётом мнения медицинских специалистов те идеи, которые ставит законодатель в сфере образования, не только порой не достигают намеченной цели, но и негативно отражаются на состоянии здоровья детей» [6]. В этой связи высказывание директора НИИ возрастной физиологии Российской академии образования М. М. Безруких весьма актуально: «главный вопрос не только в том, соответствует ли нагрузка на детей нормативу, но и соответствует ли сам норматив возможностям здоровья современного ребенка» [12]. Таким образом, на основании выше изложенных точек зрения и проведенного анализа таких нормативных актов как ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2014 г. № 120 «О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания», стала очевидной необходимость выработки и законодательного закрепления норм, определяющих правомочие представителей сферы здравоохранения быть включёнными в состав экспертов для проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания детского населения России.

Общественные отношения в сфере охраны здоровья ребёнка регламентированы различными отраслями права. Однако, рассмотрение правовых вопросов охраны здоровья детей в различных отраслях правовой системы, не только не повлияло на интеграцию действующих нормативно-правовых актов при решении проблем детского здравоохранения, а усилило их противоречивость в слишком большой и слишком сложной правовой системе здравоохранения РФ. В значительной степени общественные отношения в сфере охраны здоровья детей урегулированы Трудовым кодексом Российской Федерации, который наряду с общими нормами регулирования труда устанавливает особенности регулирования труда несовершеннолетних. Так, в соответствии с разъяснениями Минздрава РФ Письма от 16.05.2017 N 15–2/3036225–9596, «лица, не достигшие 18-летнего возраста, допускаются к работе только по результатам медицинского осмотра и только в оптимальных или допустимых условиях труда» [12]. В связи с этим необходимо указать на то обстоятельство, что на практике далеко не все работодатели стремятся официально нанимать несовершеннолетних работников, т. к. работодатель при этом несёт дополнительные материальные расходы, в том числе на проведение медицинских осмотров. Следовательно, в силу сложившихся рыночных отношений, работодателю выгоднее не официально принимать на работу несовершеннолетнего, тем самым пренебрегая правилами охраны здоровья детей. При решении данной проблемы представляется справедливым согласиться с предложением В. Алистархова «чтобы заинтересовать потенциальных работодателей в официальном приеме несовершеннолетних на работу, необходимо законодательно освободить работодателя от обязанности нести хотя бы расходы на медицинские осмотры несовершеннолетних и закрепить для таких работников прохождение их на бесплатной основе в государственных медицинских учреждениях» [7].

Также стоит отметить, что не оставляет без внимания проблемы правового регулирования охрана здоровья детей и отрасль гражданского права. В частности это выражается в том, что в современном здравоохранении сложилась устойчивая тенденция развития платных медицинских услуг. По оценке экспертов, крупнейшими сегментами рынка частной медицины в России являются стоматология — 60 %, гинекология — 20 %, диагностика — 10 %, косметология — 6 % [5, с.262–264]. С одной стороны — это способствует возможности получения медицинских услуг, не доступных в рамках программ обязательного медицинского страхования, с другой стороны, во-первых, на практике, сфера коммерческой медицины не доступна для детей из малоимущих или многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во-вторых, анализ судебной практики показал, «нездоровое» стремление коммерческой медицины гнаться не за качеством предоставляемых медицинских услуг, а за количеством пациентов, что негативно отражается на развитии детского здравоохранения.

Подводя итог проведённому исследованию вопросов правового регулирования охраны здоровья детей, необходимо отметить то, что на сегодняшний день современное российское законодательство по вопросам детского здравоохранения в значительной степени носит дискретный характер, в большинстве случаев состоит из не связанных между собой нормативных актов, следовательно, негативные тенденций низкой эффективности государственных мер, в сфере правового регулирования детского здравоохранения, позволяют утверждать о необходимости её модернизации. Кроме того, целесообразно, прислушаться в этом плане к мнению известного правоведа А. Тадеева, который считает, что действующее российское законодательство в сфере здравоохранения с огромным числом нормативно-правовых актов уже содержит развитую систему правовых мер по охране здоровья детей. Следовательно, совершенствование действующего законодательства детского здравоохранения, должно быть не изобретением новых правовых механизмов и принятием новых законов, а повышение эффективности применения уже имеющихся правовых норм, т. е. улучшения правоприменительной практики [9]. Таким образом, сущность выше изложенного сводится к тому, что в сфере правового регулирования детского здравоохранения назрела острая необходимость в совершенствовании «Концепции проекта Федерального закона «Об охране здоровья детей”», с учётом имеющихся проблем правоприменительной практики. Ранее, в рамках исследовательской работы «Научные основы государственной политики в области охраны здоровья детей», на соискание учёной степени доктора медицинских наук, Е. Ю. Лапиным уже был разработан и научно обоснован проект Федерального закона «Об охране здоровья детей» [3, с.53], однако как показали проведённые исследования, данная научная концепция так и осталась на уровне проектной разработки.

Литература:

1. Бобровский А. А. Об имплементации международно-правовых норм // Право: история, теория, практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 126–128. [Электронный ресурс]. URL https://moluch.ru/conf/law/archive/227/12703/ (дата обращения: 24.07.2019).

2. Калмыков Н. Н., Рехтина Н. В. Проблемы и перспективы развития системы здравоохранения в Российской Федерации (г. Москва 2018 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.ranepa.ru/images/docs/nayka/issledovanie-meditsina.pdf (дата обращения: 24.07.2019).

3. Лапин Ю. Е. Научные основы государственной политики в области охраны здоровья детей // автореферат — диссертация на соискание учёной степени доктора медицинских наук: 14.02.03 // Москва, 2010.- 53 с.: FB 9 10–3/159 [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/nauchnye-osnovy-gosudarstvennoi-politiki-v-oblasti-okhrany-zdorovya-detei (дата обращения: 26.07.2019).

4. Никонов Катажина Современные теоретические аспекты международно-правовой защиты прав ребёнка // автореферат — диссертация кандидата юридических наук: 12.00.10 // Москва, 2010.- 186 с.: ил. РГБ ОД, 61 11–12/589 [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/sovremennye-teoreticheskie-aspekty-mezhdunarodno-pravovoi-zashchity-prav-rebenka (дата обращения: 26.07.2019).

5. Накарякова М. С. Развитие платных услуг в медицине // Научный журнал «Молодой ученый». — 2017. — № 20. — С. 262–264. [Электронный ресурс]. URL https://moluch.ru/archive/154/43455/ (дата обращения: 28.07.2019).

6. Певцова Е. А., Усатов С. А. Актуальные вопросы использования педагогической экспертизы в области инновационного развития образовательной деятельности // Научный журнал: «Право и образование» ISSN: 1563–020X [Электронный ресурс]. URL: http://naukarus.com/aktualnye-voprosy-ispolzovaniya-pedagogicheskoy-ekspertizy-v-oblasti-innovatsionnogo-razvitiya-obrazovatelnoy-deyatelnost (дата обращения: 28.07.2019).

7. Сергеев Ю. Д., Калецкий Е. Г. Правовые аспекты охраны здоровья несовершеннолетних, занятых трудовой деятельностью: имплементация положений международных договоров в законодательство России // Аналитический, электронный журнал: «Отрасли права» [Электронный ресурс]. URL: http://отрасли-права.рф/article/21864 (дата обращения: 30.07.2019).

8. Черкасова А. Е. Институциональное взаимодействие медицины и религии 4.00.52 — социология медицины // автореферат — диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук: 14.00.52 // Москва, 2005.- 45 с.: FB 9 05–3/3154–8 [Электронный ресурс]. URL: http://medical-diss.com/medicina/institutsionalnoe-vzaimodeystvie-meditsiny-i-religii (дата обращения: 30.07.2019).

9. Чичерин Л. П., Щепин В. О., Никитин М. В. Правовые аспекты охраны здоровья детей и подростков в Российской Федерации // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка», Москва 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/1/Downloads/pravovye-aspekty-ohrany-zdorovya-detey-i-podrostkov-v-rossiyskoy-federatsii %20.pdf

10. Яковлева Т. В. Проблемы законодательного регулирования охраны здоровья детей 9-ый конгресс педиатров России // «Актуальные проблемы педиатрии» // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка», Москва 2004 г. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-zakonodatelnogo-regulirovaniya-ohrany-zdorovya-detey

11. Депутаты ощутили школьную перегрузку // Газета.ру. — 11.04.2007 — [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.ru/2007/04/05/oa_235875.shtml

12. Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru

Основные термины (генерируются автоматически): охрана здоровья детей, детское здравоохранение, Россия, правовое регулирование, Российская Федерация, акт, проблема, ребенок, законодательная база, Конституционный Суд.


Ключевые слова

законодательство, здравоохранение, охрана здоровья детей

Похожие статьи

Актуальные проблемы правового регулирования...

Актуальные проблемы правового регулирования осуществления государственного контроля в сфере здравоохранения в Российской

охрана здоровья, проблема, Российская Федерация, медицинская помощь, медицинское обслуживание, услуга, Конституционный Суд...

Конституционное право граждан на медицинскую помощь...

Определение Конституционного суда РФ от 24 января 2006 г. № 10-О разъясняет, что право на охрану здоровья и медицинскую помощь должно включать также право на санаторно-курортное лечение. Но конституционного заключения не получили формы и способы реализации такого...

Здравоохранение как объект правового регулирования

Актуальные проблемы правового регулирования осуществления... государственный контроль, сфера здравоохранения, Российская Федерация

Российская Федерация, сфера здравоохранения, приоритетный национальный проект, основа охраны здоровья граждан...

Законодательные акты, регулирующие вопросы социальных...

Регулирование вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываются на

Нормативно-правовые акты, регулирующие предоставлением социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения...

Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот...

Нормативно-правовое регулирование вопроса социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным...

Актуальные проблемы правового положения...

Актуальные проблемы правового положения несовершеннолетних детей в Российской

Современный механизм государственно-правовой охраны семьи и прав ребенка в

Немаловажной проблемой правового положения несовершеннолетних детей является и то...

Основы нормативно-правового регулирования прав детей...

Законодательные акты международного уровня и Российской Федерации достаточно чётко регламентирует изучаемый в статье вопрос. В контексте отечественного законодательства автор статьи рассматривает особенности основ нормативно правового регулирования прав детей с...

Охрана жизни и здоровья несовершеннолетних...

Охрана прав несовершеннолетних, в частности право на охрану жизни и здоровья, является важнейшей гарантией развития общества и государства. Изменения в экономической, политической сферах жизни общества требуют совершенствования правового...

Коллизии права по вопросам защиты материнства и детства...

Выделены основные проблемы и противоречия в законодательных актах. Ключевые слова: семья, защита материнства и детства, права, государство. В современном мире образовалась достаточно объемная правовая база, регулирующая вопросы защиты материнства и детства.

Похожие статьи

Актуальные проблемы правового регулирования...

Актуальные проблемы правового регулирования осуществления государственного контроля в сфере здравоохранения в Российской

охрана здоровья, проблема, Российская Федерация, медицинская помощь, медицинское обслуживание, услуга, Конституционный Суд...

Конституционное право граждан на медицинскую помощь...

Определение Конституционного суда РФ от 24 января 2006 г. № 10-О разъясняет, что право на охрану здоровья и медицинскую помощь должно включать также право на санаторно-курортное лечение. Но конституционного заключения не получили формы и способы реализации такого...

Здравоохранение как объект правового регулирования

Актуальные проблемы правового регулирования осуществления... государственный контроль, сфера здравоохранения, Российская Федерация

Российская Федерация, сфера здравоохранения, приоритетный национальный проект, основа охраны здоровья граждан...

Законодательные акты, регулирующие вопросы социальных...

Регулирование вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываются на

Нормативно-правовые акты, регулирующие предоставлением социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения...

Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот...

Нормативно-правовое регулирование вопроса социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным...

Актуальные проблемы правового положения...

Актуальные проблемы правового положения несовершеннолетних детей в Российской

Современный механизм государственно-правовой охраны семьи и прав ребенка в

Немаловажной проблемой правового положения несовершеннолетних детей является и то...

Основы нормативно-правового регулирования прав детей...

Законодательные акты международного уровня и Российской Федерации достаточно чётко регламентирует изучаемый в статье вопрос. В контексте отечественного законодательства автор статьи рассматривает особенности основ нормативно правового регулирования прав детей с...

Охрана жизни и здоровья несовершеннолетних...

Охрана прав несовершеннолетних, в частности право на охрану жизни и здоровья, является важнейшей гарантией развития общества и государства. Изменения в экономической, политической сферах жизни общества требуют совершенствования правового...

Коллизии права по вопросам защиты материнства и детства...

Выделены основные проблемы и противоречия в законодательных актах. Ключевые слова: семья, защита материнства и детства, права, государство. В современном мире образовалась достаточно объемная правовая база, регулирующая вопросы защиты материнства и детства.

Задать вопрос