Возможности внеурочной деятельности по английскому языку как средство реализации ФГОС нового поколения в условиях интеллектуальной лингвистической школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гаврилова, Е. М. Возможности внеурочной деятельности по английскому языку как средство реализации ФГОС нового поколения в условиях интеллектуальной лингвистической школы / Е. М. Гаврилова, О. А. Шаймарданова, Л. В. Брусова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 112-114. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62191/ (дата обращения: 26.01.2022).



Современная система образования проходит новый этап своего развития, который вызван происходящими в стране социально-экономическими процессами, в свою очередь, определяющими основные перспективы государственной образовательной политики.

Вышеобозначенные процессы нашли свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения, которые ставят во главу угла прежде всего определенную самостоятельность образовательной организации в осуществлении образовательного процесса, реализацию творческого, исследовательского компонента деятельности учителей и администрации.

Заявленная тема статьи приобретает несомненную актуальность в связи с тем, что успех реализации основной образовательной программы учреждения невозможен без интеграции, взаимодополнения урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Новые ФГОС нацеливают школы на восстановление единства педагогического процесса — воспитания, обучения и развития в отличие от предшествующей советской и постсоветской традиционной педагогики, которая рассматривала обучение в качестве основного дела, а воспитание и развитие как вспомогательного элемента.

В доказательство этого приведем выдержку из текста ФГОС, где указывается на объединение урочной и внеурочной работы в единый образовательный процесс:

«Основная образовательная программа… общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность». [2, с.10]

Сегодня иностранный язык как предмет изучения считается одним из приоритетных учебных дисциплин в школе. Знание иностранных языков становится все более необходимым день ото дня, особенно знание английского языка. В условиях введения ФГОС становится важным воспитательный и развивающий личность школьника потенциал «иностранного языка» как предмета.

Таким образом, задача лингвистической школы заключается в выявлении эффективной формы внеурочной воспитательной работы по английскому языку с целью реализации ФГОС второго поколения. Иностранный язык как учебная дисциплина не несет в себе задачу прежде всего овладения основами наук, а направлен на овладение новым вербальным кодом как средством общения, инструментом приобретения новых знаний о мире. Осуществление личностно-ориентированного воспитания средствами иностранного языка предполагает, с одной стороны, использование учебного иноязычного общения, сотрудничества и активной творческой деятельности ученика на уроке, а с другой стороны, вовлечение ученика в реальную языковую коммуникативную ситуацию, которая смоделировала бы процесс вхождения в культуру. [3, c. 27]

Основным препятствием и сложностью организации учебно-воспитательного процесса обучения иностранному языку в школе состоит в отсутствии языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна — две минуты говорения за урок. В большинстве случаев, развитие речевых умений и навыков учащихся осуществляется посредством выполнения большого количества языковых и речевых упражнений. Т.к у учеников отсутствует мотивация, основанная на естественной потребности к общению на иностранном языке, а также возможности использовать иностранный язык в реальной жизни, достижение существенных результатов в обучении иностранному языку чрезвычайно затруднены. [1, c. 124]

В этом контексте внеурочная деятельность по курсу «Лингвистический театр» приобретает особую значимость в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов школьников и находит свое логическое место в учебно-воспитательном процессе. Именно занятия «Лингвистического театра» создают уникальные ситуации естественной языковой среды, которые делают возможным не только освоение иностранного языка, но вместе с тем способствуют осуществлению культурообразующей функции образования, школьники осознают потребность использования иностранного языка как средства общения, познания и социальной адаптации за рамками урока.

На уроках «Лингвистического театра» учащиеся имеют возможность окунуться в мир детского театра, в котором роли исполняются на английском языке. Интеграция театральных сцен с разучиванием наизусть текста помогает закрепить у детей основные коммуникационные умения знакомства, презентации, бытового общения на английском языке. Во время занятий обучающиеся усваивают дополнительный объем лексических единиц, что расширяет их возможности в использовании лексики. Подготовка и само театральное выступление помогает расширить кругозор учащихся, повысить интерес к изучению языка, развить разговорные навыки, закрепить ранее изученные лексические единицы, расширить активный и пассивный словарный запас, воспитать чувство группы, взаимовыручку, привить любовь к труду.

Нельзя не обращать внимания в курсе обучения театральному искусству и вопросу дикции: произношению и расстановке логических ударений.

Ведущая идея таких занятий — каждый ребёнок должен получить возможность получить от них то, что наиболее отвечает его своеобразным потребностям.

Осуществляемая программа отличается от уже существующих тем, что в нее включены темы, знакомящие с традициями стран изучаемого языка, и осуществляется театрализованная постановка праздников англоговорящих стран.

Обучение лингвистическому театру проводится в форме групповых занятий по общей программе, однако имеет место и индивидуальный подход. Ребята поделены на группы на основе психофизических возрастных особенностей. Занятие с группой проводится 2 раза в неделю длительностью 45 минут.

С целью проведения адекватной оценки результативности осуществляется предварительная диагностика (сентябрь), текущая (декабрь- январь) и итоговая (апрель-май).

Подведение итогов овладения программой проводится в форме постановки спектаклей, которые являются главным результатом работы. При условии тщательной подготовки наблюдается уверенная игра, беглая правильная речь на английском языке.

Таким образом, реализуемый в рамках внеурочной работы «Лингвистический театр» представляет дополнительные возможности в организации воспитательного процесса и дает учителю шанс достичь тех личностных результатов, которые он не всегда может реализовать в рамках урока: развитие творческих способностей детей, их самовыражение и самоопределение, повышение мотивации обучающихся к изучению иностранного языка, раскрепощение обучающихся, снятие психологических стрессов, комплексов.

В настоящее время становится важной идея необходимости обучения иностранному языку, как коммуникации в коллективной деятельности на основе межличностных взаимодействий. Позитивное влияние на личность обучающегося оказывает при этом групповая деятельность. Внедрение театрально-лингвистического метода активизирует учебный процесс, вырабатывает у учащихся способность к формированию речевых умений. [4, c.101] Важной составляющей результата данного события является формирование коммуникативных навыков, так как возникает естественная необходимость в общении

Описанное событие — это лишь часть системы внеурочной деятельности, которая совместно с урочной приводит к достижению планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Литература:

  1. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с.
  2. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб., 2004.
  3. Казаренков В. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников. М., Логос, 2003
  4. Кристинина Е. И. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 100–104.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, английский язык, внеурочная деятельность, основная образовательная программа, внеурочная работа, возможность, развитие, рамка урока, средство общения.


Похожие статьи

Формирование языковой компетенции во внеурочной...

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, иностранный язык, языковая компетенция, английский язык, язык, общее образование, начальное общее образование, основная образовательная программа, речевое общение...

Организация внеурочной деятельности по английскому языку...

Рассмотреть возможности использования внеурочной деятельности по иностранному языку для

Основными приёмами внеурочной деятельности по иностранному языку

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Метапредметные и предметные результаты обучения в процессе...

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основная образовательная программа основного общего образования реализуется не только во время учебных занятий, но и через внеурочную деятельность.

Английский язык в школе с инклюзивным компонентом.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, внеурочная деятельность, проектная деятельность, программа, начальная школа, ребенок, младший школьник, образовательный процесс, инклюзивное образование, групповой проект.

Активные методы обучения в урочной и во внеурочной...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеклассные мероприятия имеют огромное значение для усвоения обучающимися учебного материала и овладения...

Организация внеурочной деятельности школьников

Внеклассная работа по иностранному языку является необходимым условием для расширения и углубления знаний предмета, развития умений и совершенствования навыков коммуникативной деятельности, раскрытия творческих способностей учащихся, эстетического...

Формирование метапредметных образовательных результатов...

Внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и

Аксенова Н. И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом -осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного...

Приемы театральной педагогики в обучении общению на...

В рамках программы внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы в 2015–2016 учебном году были отобраны и проведены

английский язык, урок, учащийся, ролевое общение, развитие навыков говорения, искусство, иностранный язык, игра, внеурочная...

Похожие статьи

Формирование языковой компетенции во внеурочной...

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, иностранный язык, языковая компетенция, английский язык, язык, общее образование, начальное общее образование, основная образовательная программа, речевое общение...

Организация внеурочной деятельности по английскому языку...

Рассмотреть возможности использования внеурочной деятельности по иностранному языку для

Основными приёмами внеурочной деятельности по иностранному языку

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Метапредметные и предметные результаты обучения в процессе...

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основная образовательная программа основного общего образования реализуется не только во время учебных занятий, но и через внеурочную деятельность.

Английский язык в школе с инклюзивным компонентом.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, внеурочная деятельность, проектная деятельность, программа, начальная школа, ребенок, младший школьник, образовательный процесс, инклюзивное образование, групповой проект.

Активные методы обучения в урочной и во внеурочной...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеклассные мероприятия имеют огромное значение для усвоения обучающимися учебного материала и овладения...

Организация внеурочной деятельности школьников

Внеклассная работа по иностранному языку является необходимым условием для расширения и углубления знаний предмета, развития умений и совершенствования навыков коммуникативной деятельности, раскрытия творческих способностей учащихся, эстетического...

Формирование метапредметных образовательных результатов...

Внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и

Аксенова Н. И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом -осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного...

Приемы театральной педагогики в обучении общению на...

В рамках программы внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы в 2015–2016 учебном году были отобраны и проведены

английский язык, урок, учащийся, ролевое общение, развитие навыков говорения, искусство, иностранный язык, игра, внеурочная...

Задать вопрос