Организация научно-исследовательской деятельности учащихся как эффективная форма работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС (из опыта работы кафедры естественных дисциплин лицея № 3 г. Иркутска) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (273) август 2019 г.

Дата публикации: 31.08.2019

Статья просмотрена: 140 раз

Библиографическое описание:

Сурова, В. Ю. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся как эффективная форма работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС (из опыта работы кафедры естественных дисциплин лицея № 3 г. Иркутска) / В. Ю. Сурова, Е. Е. Стратиевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62190/ (дата обращения: 29.03.2024).



Ключевые слова: одаренный ребенок, работа, исследовательская деятельность, научно-исследовательская деятельность, образовательный процесс, научно-исследовательская деятельность учащихся

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т. е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности [3, с.5] Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

Важнейшим фактором и условием развития детской одаренности, превращения потенциально одаренного ребенка в человека с состоявшейся творческой судьбой является школьное личностно-развивающее обучение, построенное на основе применения психологических закономерностей и принципов развития, отвечающее особым познавательным потребностям и возможностям таких детей, их личностному своеобразию и целям развития.

Одним из условий творческого развития одаренного ребенка является исследовательская деятельность, которая обусловливает становление одаренности, достижение человеком наиболее высоких форм творческой активности [3, с.59]

Кроме того, исследовательская деятельность имеет и еще одно значение — социально-психологическая адаптация личности учащегося, преодоление не комфортности одаренного ребенка, формирование успешности, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности в условиях рыночных отношений.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории,, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор материала, его анализ и обобщение, собственные выводы [1, с.178]

В педагогических исследованиях, связанных с обучением одаренных детей, сформулирован целый ряд требований, которые необходимо учитывать при работе с этой категорией обучающихся. Одно из этих требований — личностно-ориентированный подход к ребенку, учет его психологических особенностей, уровня креативности и интеллектуального развития [3, с.25] Коллективные формы работы не могут в полной мере реализовать это требование. Организация системы индивидуальной научно-исследовательской деятельности способствует созданию наиболее оптимального режима для реализации способностей и потребностей одаренных детей.

На кафедре естественных дисциплин лицея 3 г.Иркутска сложилась система поэтапной подготовки учащихся к научно-исследовательской деятельности, призванная обеспечить ребенку возможность самообразования, саморазвития и самовыражения. Основные задачи этой системы: дать ребенку возможность применить свои знания и творческий потенциал к самостоятельно выбранной теме исследований; способствовать развитию у обучающихся умений самостоятельно планировать организовывать и оценивать свою работу; помочь воплощению полученных результатов в форме докладов, рефератов, исследовательских работ, выступлений на НПК разного уровня.

На 1-м этапе работы формируется группа из обучающихся 6–7 классов, которые проявляют интерес к профильным предметам кафедры (биологии, географии, химии). С учетом пожеланий ребят определяются темы работ, разрабатываются индивидуальные планы-графики выполнения и формы итоговой отчетности. При определении темы учитываются следующие критерии:

  1. актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении;
  2. соответствие интересам учащегося-исследователя;
  3. реальная выполнимость;
  4. возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов, изучаемых избранной наукой;
  5. обеспеченность необходимым количеством различных источников;
  6. грамотность формулировки темы с научной и литературной точек зрения (с указанием четких рамок рассмотрения темы).

В течение всего периода работы над темой проводятся индивидуальные консультации учителя — предметника, который выступает в качестве руководителя. Организуются занятия, знакомящие ребят с правилами работы с литературой, интернет-сайтами, требованиями к оформлению. Важным этапом в осмыслении первых успешных шагов в работе является участие в кафедральной, а затем в лицейской конференции «Альфа и Омега», где учащиеся приобретают речевые навыки, опыт отстаивания своей точки зрения, ведения дискуссии. Лучшие работы рекомендуются для участия в НПК разного уровня. Второй этап системы организации научно-исследовательской деятельности учащихся включает работу с ребятами 8–9 классов. Определение ее содержания идет двумя путями. Это может быть продолжение работы над ранее выбранной поисково-реферативной темой, но уже с элементами научных исследований. Достаточно часто с возрастом несколько меняется область интересов учащихся, что определяет выбор новой темы исследований. На этом этапе в системе работы кафедры большое внимание уделяется вопросам, связанным с природными особенностями и экологией нашего региона. Победителями НПК разного уровня стали работа Э.Альмухамедова «Возможности пешего и экстремального туризма в южном Прибайкалье», обобщившая личный опыт многочисленных походов мальчика с родителями, работа М.Пыжьяновой «Большой баклан на Байкале», выполненная на основе личных наблюдений и исследований в составе научной экспедиции ИГПУ, Шульгина Ильи «Исследование степени загрязнения атмосферы выхлопными газам автотранспорта в районе лицея № 3 г. Иркутска». Работа имела социально-экологическую направленность и носила интегрированный характер и была выполнена под руководством нескольких учителей-предметников.

На третьем этапе работа с одаренными учащимися 10–11 классов ведется под руководством научных консультантов из числа специалистов ВУЗов, сотрудников областной станции Юннатов, родителей, связанных с научно-исследовательской деятельностью. Учитель на этом этапе выступает в роли координатора-консультанта и обеспечивает поиск научного руководителя, оказывает помощь в оформлении работы и документов для участия в конференциях и конкурсах. Последние годы приоритетными темами исследований являлись вопросы, связанные со здоровьевбережением и экологией. Победителями городских и региональных НПК стали работы Ярушиной А. «Иппотерапия как метод социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями» (обобщался личный опыт трехлетней работы автора в качестве инструктора), Вишнякова В. «Роль биотических и абиотических факторов водной среды в экологии холерного вибриона» (в работе обобщены результаты исследований водоемов города Иркутска, проведенных автором в составе научно-исследовательской группы Противочумного института), Юзвак Н. «Влияние атмосферных осадков на живые организмы почвы» (анализы почвы осуществлялись на базе лаборатории кафедры «Почвоведения» иркутского госуниверситета). Макаровой Ангелины «Оценка микробной активности на субстратах с компонентами переработки лиственницы сибирской». Практическая часть была выполнена на базе ИГУ под руководством к. б. наук Юриновой Г. В.

Начало научно-исследовательской деятельности ребят в стенах лицея имело свое продолжение в высших учебных заведениях нашего города (ИГУ (биологопочвенный и химический факультеты),Иркутский Государственный медицинский университет) и в вузах Новосибирска, Томска и Москвы, где бывшие лицеисты развивают навыки научно-исследовательской работы.

Литература:

  1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. — Народное образование. — М., 2000, № 9, с.177–180.
  2. Григорьян И. С. Исследовательская работа учащихся в лицее // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А. С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  3. Каримуллина, О. В. Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся // Управление качеством образования. — 2013. — № 6. — С. 59–65
  4. Тимонина, Г. В. Управление качеством образовательного процесса по развитию проектно- исследовательской деятельности обучающихся как основы самореализации // Все для администратора школы. — 2014. — № 1. — С. 18–30.
Основные термины (генерируются автоматически): одаренный ребенок, исследовательская деятельность, работа, научно-исследовательская деятельность, научно-исследовательская деятельность учащихся, образовательный процесс, ребенок, этап.


Похожие статьи

Проектно-исследовательская деятельность в работе...

Проектно-исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми. Автор: Бердиева Светлана Эльбрусовна.

Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н...

Работа с одарёнными детьми средствами...

Работа с одарёнными детьми средствами научно-исследовательской деятельности. Автор: Водопьянова Татьяна Михайловна.

Занимаясь научно-исследовательской деятельностью учащиеся профильных классов работают с различными справочниками, научной литературой...

Развитие одарённости через исследовательскую деятельность

Успехи одарённых детей на поприще науки подтверждают роль исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций.

Научно-исследовательская деятельность - форма научной деятельности, осуществляемая учащимся под.

Проектная и исследовательская деятельность как формы...

Ключевые слова: одаренные дети, исследовательская деятельность, метод проектов.

Одаренные дети – это дети с более высоким уровнем мотивации к собственному

Следующий этап работы с такими детьми – индивидуализация: более углублённая работа с теми из них...

Исследовательская деятельность младших школьников как...

3. Научно-исследовательская деятельность — такая работа учащихся, которая

Дети чрезвычайно любознательны и их стремление к исследовательской деятельности не может

Научно-исследовательская работа — это комплексная система участия обучающихся во...

Организация научно-исследовательской деятельности в рамках...

Статья посвящена научно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе.

Учебно-исследовательская деятельность учащихсяпроцесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и...

Исследовательская деятельность — одна из форм работы...

Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных

Исследовательская деятельность учащихся- образовательная технология, использующая

Исследовательская деятельность условно делится на три этапа. Каждый из них имеет свои...

Проектная деятельность как метод работы с одаренными детьми

Развитие одарённости через исследовательскую деятельность. Выявлению и развитию одарённых детей служит любая исследовательская работа.

Проектная деятельность как форма работы с одаренными... ребенок, проектная деятельность, метод проектов...

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология

В ходе исследовательской деятельности у учащихся происходит становление субъектности.

Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, следует проявить гибкость и не...

Похожие статьи

Проектно-исследовательская деятельность в работе...

Проектно-исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми. Автор: Бердиева Светлана Эльбрусовна.

Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н...

Работа с одарёнными детьми средствами...

Работа с одарёнными детьми средствами научно-исследовательской деятельности. Автор: Водопьянова Татьяна Михайловна.

Занимаясь научно-исследовательской деятельностью учащиеся профильных классов работают с различными справочниками, научной литературой...

Развитие одарённости через исследовательскую деятельность

Успехи одарённых детей на поприще науки подтверждают роль исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций.

Научно-исследовательская деятельность - форма научной деятельности, осуществляемая учащимся под.

Проектная и исследовательская деятельность как формы...

Ключевые слова: одаренные дети, исследовательская деятельность, метод проектов.

Одаренные дети – это дети с более высоким уровнем мотивации к собственному

Следующий этап работы с такими детьми – индивидуализация: более углублённая работа с теми из них...

Исследовательская деятельность младших школьников как...

3. Научно-исследовательская деятельность — такая работа учащихся, которая

Дети чрезвычайно любознательны и их стремление к исследовательской деятельности не может

Научно-исследовательская работа — это комплексная система участия обучающихся во...

Организация научно-исследовательской деятельности в рамках...

Статья посвящена научно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе.

Учебно-исследовательская деятельность учащихсяпроцесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и...

Исследовательская деятельность — одна из форм работы...

Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных

Исследовательская деятельность учащихся- образовательная технология, использующая

Исследовательская деятельность условно делится на три этапа. Каждый из них имеет свои...

Проектная деятельность как метод работы с одаренными детьми

Развитие одарённости через исследовательскую деятельность. Выявлению и развитию одарённых детей служит любая исследовательская работа.

Проектная деятельность как форма работы с одаренными... ребенок, проектная деятельность, метод проектов...

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология

В ходе исследовательской деятельности у учащихся происходит становление субъектности.

Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, следует проявить гибкость и не...

Задать вопрос