В современном человеческом обществе, которое активно развивается и меняется, существуют и действуют самые разнообразные системы регуляции общественных отношений. Некоторые системы выступают в роли нормативных регуляторов, но есть и такие, которые выступают как определённые традиции, директивы или ценности, они называютсяненормативными.
Нужда регулирования уже существующих отношений появлялась на каждом этапе развития человеческого общества. Существование норм, которые регулируют отношения между людьми является неотъемлемым для нашего общества и отсутствие оных уже даже не представляется возможным, так как они стали обязательной частью отношений между людьми. Нормы не обязательно представляются как связи и методы взаимодействия индивидуумов, которые необходимы, они также выступают формой развития явлений природы. Закономерные связи, которые появляются в процессе взаимодействия людей (к этому взаимодействию относят человеческие отношения и их расположение к природе) преобразуются в форму нормативности. На протяжении всего течения эволюции человечества в историческом плане эта нормативность была характерной. Также нормативностью можно назвать свойство права, которое выявляет его предназначение и смысл.
Выражение уровня жизни людей, ее особенности, как-то исторические, так и национальные проявляются в добившихся уровнях социального, экономического, политического и духовного уровня развития общества. Система социальных норм полностью соответствует этим уровням, в ней находится точный характер поведения людей, установленный за стандарт. Устанавливался он помалу, в течении развития в историческом плане, но также он мог устанавливаться путем активного участия государства.
Качество нормативно-правовых актов, уровень их специализации и конкретизации — вот те требования, которые предъявляются практикой применения этих актов, также на требования влияют осложнения общественных отношений в сферах социальной жизни и в экономической сфере. Это демонстрирует законотворческий процесс и опыт применения права за последние годы. Результативность норм права
обозначается системой разделения и специализации каждой отдельной отрасли права, эта система носит научно-обоснованный характер и постоянно усложняется. Также она разветвилась на разные группы: экономические нормы, нормы, которые затрагивают религию, моральные нормы, нормы обычаев и традиций и, конечно же, нормы права, которые как раз являются главным объектом изучения в этой курсовой работе.
Уровень актуальности темы нормы права сейчас высок как никогда, так как нормы права являются одной из самых значимых правовых категорий. Регулирование общественных отношений и в зависимости от способа регулирования возможность успеха в социальной сфере — это то, ради чего были созданы нормы права и то, что они осуществляют. Это относится к свободам и правам граждан. Осуществление производится самыми различными путями, например, в России это закрепляется Конституцией РФ в управомочивающей форме.
Также есть способ установление запретов на действия государства, которые нарушают права человека и гражданина. Все это показывает важность истолкования вопросов, которые касаются норм права и их осуществлением.
Выявление понятия «Нормы права» как исходного элемента, как общественного проявления и как имеющихся видов норм права — вот те цели, которые являются ведущими для этой курсовой работы. Сейчас норма права изменяется, разделяется и приобретает все большие размеры, вокруг норм права возникают ожесточенные дискуссии в человеческом обществе и в сфере политики из-за изменения норм права с момента их создания. Поэтому в задачи курсовой работы входит тщательное исследование понятия норм права, признаков, видов норм права, а также и структуры норм права и ее характеристик.
Нормы права являются одной из преимущественно молодых структур в системе общественных норм. Существование этой структуры обязано развитию и совершенствованию института государства, так как одно из определений гласит о том, что правовые нормы — это «общеобязательные правила поведения, являющиеся мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений, устанавливаемые государством, документально оформленные и обеспеченные различными формами государственного воздействия и принуждения». Однако, нужно сказать и о том, что силовой способ установки норм права не единственный в своем роде. Исходя из исторического опыта можно понять, что в период начального этапа развития государственных образований правовых норм в современном и привычном нам смысле не было, а их место занимало обычное право. В качестве примеров выступают различные старейшие правовые памятники, которые были найдены в немалых количествах.
Своему возникновению нормы права обязаны историческому процессу, в ходе которого происходит переход человеческих общин от простейшей экономики, будь то охота на зверей или собирательство к более развитому сельскому хозяйству, которое основано на животноводстве и земледелии. Этот процесс именуется как «неолитизация». Возникают нормы права потому, что становится необходимым регулирование отношений в обществе, эта необходимость как раз связана с появлением производящей экономики, а также с совершенствованием городов-государств и остальных разновидностей государственности. Новые формы отношений в семейно-брачных областях, в духовной сфере и в социальной жизни людей также повлияли на создание норм права. Нормы, которые содержат в себе правила поведения сразу нескольких характеров именуются мононормами.
Мононорма — единое, внутренне не дифференцированное правило поведения, регулирующее несколько общественных отношений (экономического, брачно-семейного, морального, этического и т. д. характера). Они существовали в догосударственных общинах (пример: Законы Хаммурапи). Норма права отличается от мононорм по форме и содержанию. Ключевым отличием правовых норм от норм морали или любых других социальных норм является формальная определенность и чёткое закрепление посредством письменности. Также главным отличием была возможность государства принудить общество выполнять нормы права.
Включение в себя в большой степени сродные и часто повторяющиеся социальные процессы, и стандарты поведения — это то, что позволяет нормам права получать общеобязательное значение без действий принудительного характера. Норма права не является одноразовой и не используется в единичных случаях, она распространяет своей действие на все случаи в целом. Её огромная общественная ценность содержится именно в этом. Общество, которое своим коллективным интеллектом начинает понимать всю важность социальных процессов общественной жизни в итоге посредством норм права дает этим самым процессам направление в полезную и выгодную сторону, путь, благодаря которому социально важные процессы приобретают развитие, либо направление в ту сторону урегулирования и стабилизации, давая им устойчивость и равновесие, либо может реализовывать и то, и другое. Образование правовых норм и их содержание несет огромное значение культурного характера и именно поэтому нормы права можно назвать достижением человечества.
Появившись в результате необходимости регулирования затрат членов общины, которые занимались земледелием в качестве способа ведения учета итогов труда и распределения полученных благ, норма права расширила свое влияния в областях политики и в социальной сфере общества, соединилась с государственными структурами и стала одной из самых важных начал для создания и реализации государственной власти и т. п.
Правовая норма вырабатывает у каждого человека ожидание правильного поведения согласно нормам у другого участника общества, то есть стандартное, предсказуемое поведение, которое позволит выстраивать свое поведение и отношение к другому человеку.
Выработка стабильного положения в обществе — это то, в чем и состоит важность правовых норм, а достигается эта выработка путем создания у людей психологической установки. То есть, нормы права достигли развития общества потому, что они в процессе регулировки поведения конкретных членов общества в стандартных случаях вырабатывают у них ожидание понятного и типичного поведения у других людей этого самого общества, а также формирует их взаимоотношения.
Социальная ценность норм права как раз и заключается в том, что они стабилизируют общественные отношения, обеспечивая предсказуемость поведения всех участников правоотношений.
Поэтому при столкновении любого гражданина с нарушением стандартного нормального поведения, либо же при появлении таких социальных состояний как правонарушения, а в особенности преступления у этого гражданина возникает чувство возмущения и удивления.
Зарождение мнений и позиций в отношении норм права произошло в древнем Риме у юристов, которые стояли у истоков появления нормативного регулирования, которое было совершенно в новинку для общества того времени. Помпоний говорил: «устанавливать права следует для таких случаев, которые часто встречаются, а не для внезапных и неожиданных ситуаций». Юлий Павел его поддержал, сказав: «То, что происходит в одном или двух случаях, законодатели обходят». Римский философ-политик Цельс сказал: «Исходя из ситуаций, которые могут случиться единично, права не устанавливаются». Ульпиан также высказал свою точку зрения: «права устанавливаются не для отдельных лиц, а общим образом».
Норма нрава — это суммирование, социальное придание типовых форм для отношений или состояний в обществе.
Столкновение и связь норм права с другими нормами, например, с политическими или экономическими это частое явление в современном обществе. Эта связь включает в себя совершенно разные способы — взаимная поддержка, единогласие, блокирование или противоборство, это зависит от обстановки сознания в обществе, от соответствия социальных сил, от каких-либо явных исторических условий. К примеру, способы связи экономических норм и правовых норм обозначаются уровнем вторжения государственной власти в экономику страны. Они демонстрируют цели этого вторжения: Приобретение тотального контроля государственной властью над экономической областью жизни общества и управление функционированием населения в экономике.
Первенство права над государством и ущемление власти государства над правами человека и гражданина это то, на чем основывается соотношение политических и юридических норм в человеческом обществе с преобладанием демократии. Это бесспорно огромное достижение человеческого общества, и оно является большой ценностью. Доминирование оказывает юридические нормы, они подавляют, ограничивают тягу, которая так присуща политической власти утверждается внеправовыми нормами.
Следовательно, нормы права — это главнейшая структура в системе социальных норм, они обеспечивают её точную и продуктивную работу, выступая гарантом. Нормы права регулируют условия сотрудничества остальных составных частей данной системы, организуют для них правовую базу, тем самым соблюдая баланс сил и не допуская усиления одной группы норм или даже государственных органов за счет других групп норм, гарантируя устойчивый путь развития общества в сторону демократии. Правовые нормы — это пример стандартного отношения в обществе, который утверждается государством. Они устанавливают рамки допустимого и надлежащего поведения граждан, степень их свободы в определенных взаимоотношениях. Свободу членов общественных отношений, которые регламентируются нормами права предусматривает в двух смыслах: 1 — как возможность желания человека выбирать какой-либо способ поведения (это внутренняя свобода) и 2 — как способность поступать вовне, реализовывать какие-либо цели во внешнем мире (это внешняя свобода).
Представление правил поведения граждан в человеческом обществе — это та черта, которая присуща нормам права, как и всем остальным нормам, будь то обычаи или нормы морали. Также нормы права представляются как правила поведения для всех людей, то есть охватывает четко неустановленный круг лиц, также они подразумевают в себе неоднократное использование и применение, они работают постоянно и не зависят от времени. Правовые нормы предназначены для регламентации целого вида отношений в обществе и направлены они на круг людей, которые обладают общими признаками, характерными для своего круга лиц. Это отличает нормы права от приказов, команд и т. п.
Важной чертой выступает то, что правовые нормы появились в итоге людской деятельности, которая имела сознательно-волевой характер, они не появились по воле случая и не взялись из ниоткуда. Правовые нормы показывают волю главных и преобладающих сил социального характера в обществе, т. е. всего народа. Также нормы права направлены на таких членов правоотношений, у которых есть выбор способа поведения.
Правовые нормы определяются несколькими признаками, которые различают нормы права от других общественных регуляторов, а именно:
1) Общеобязательность — т. е. правовые нормы должны соблюдаться и реализовываться непременно всеми гражданами;
2) Формальная определенность — т. е. у норм права есть фиксация на письме в тексте и проявляются в каких-либо специальных формах (Судебные прецеденты, нормативные акты и другие).
Формальная определенность помимо выделения правовых норм со слов на письмо дает возможность четко понять структуру какой-либо нормы, сопоставить правовую норму с определенными обстоятельствами, с участниками этих обстоятельств и осуществлять воздействие на определенный вид отношений в обществе, также разделить содержимое правовой нормы и нормы морали. Формальная определенность правовых норм образовалась в течении многолетнего развития права, она показывает всё социальное значение права и дает возможность указать правильный путь для регламентации и целенаправленного развития человеческого общества посредством права. Юристам часто указывают на то, что они формалисты, что они не учитывают дух закона, т. к. они больше сторонники «букв закона» и поэтому они просто занимаются волокитой и их упрекают в этом. Но если опираться на исторический опыт человечества в социально-правовой области, то можно понять, что именно такой подход к нормам права оказался более продуктивным и полезным для общества.
Формальная определенность также определяется тем, что правовая норма обозначается в письменной форме. Сама же письменность появлялась примерно в одно и то же время и параллельно что и нормы права. Чтобы древние купцы понимали, чей именно товар, они использовали символы, а после стали употреблять буквы для определения товара. С течением времени появлялись способы коммуникации между людьми посредством письма. В качестве способа выражения своих предсказаний, а также их последствия, для учета знамений, для царских посвятительных надписей, в которых находились своеобразные правовые нормы и т. п. письменность также стала использоваться. Например, в городе-государстве Лагаш были найдены корзины, в них были записи дел, которые рассматривал суд Лагаша в втором тысячелетии до нашей эры.
Из этого можно сделать вывод о том, что такая черта норм права, как формальная определенность была причиной и фактором развития культуры в человеческом обществе, она обрела основу в виде письменных источников.
Этот момент актуален и по сей день, т. к. в наше время появились новые различные способы хранения и содержания информации — это различная электронные и машинные носители (Жесткие диски, магнитные ленты и т. п.).
3) Неперсонифицированность — то есть правовые нормы направлены на неопределенный круг лиц.
4) Государственно-волевой характер — то есть правовые нормы выступают в роли выражения воли государственной власти, сама же воля направлена на общечеловеческие, на классовые и религиозные и другие интересы.
5) Установление государством — то есть правовые нормы разрабатываются непосредственно государством посредством специальных для этого органов государства
6) Институциональность — то есть для издания норм права соблюдается специальный порядок их принятия и по итогу этого нормы получают соответствующую форму в виде нормативного акта или юридического прецедента и т. д.
7) Возможность принуждения государством — то есть нормы права находятся под защитой государства и если они будут нарушены государство может прибегнуть к принуждению исполнения норм. Сам факт того, что существует такая возможность со стороны государственной власти как принуждение отличает нормы права от других норм социального характера и от норм первобытного общества. Правовые нормы не навязываются кем-либо, они не являются строго обязательными и принудительными. Нормы права — это итог развития человечества, они понимаются обществом как социально нужные и положительные регуляторы, примерами поведения в экологической, социальной, политической и других областях жизни общества. В течении развития новых форм жизни человечества, будь то экономические, научно-технические и другие связи планетарного масштаба, возникновение опасностей, которые грозят всему человечеству (Ядерная война, наплевательское отношение к природе и экологии и ее плохое состояние, информационная диктатура и т. д.) роль норм права все более возрастает, ведь правовые нормы выступают регулятором этих отношений планетарного масштаба. В том числе нормы права ограничивают потенциально возможные негативные последствия прогресса в области научно-технического характера, но также правовые нормы и поддерживают все то, что этот прогресс несет в себе полезное и нужное для общества.
Также важным признаком является активная нормообразующая роль государства. Возможность государственной власти для принуждения соблюдения правовых норм личностей, которые нарушают их обеспечивает именно этот признак. Но у этой нормообразующей роли есть двоякий смысл.
Государство вырабатывает по специальной процедуре правовые нормы, вводит их в общество, тем самым решая вопросы, касающиеся организации системы права. Но с другой стороны, государство признает нормы, которые появляются в результате самоорганизационных процессов и проявляются они как полезные обычаи. В право-образовательной деятельности государства встречаются друг с другом организационные и самоорганизационной начала правотворчества и по итогу этих встреч и столкновений появляются нормы права.
8) Системность — то есть нормы права имеют внутреннюю структуру, которая включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. Именно системность характеризует такое свойство норм права, как некая связь с остальными нормами, соотношение правовых норм с правовым институтом, с отраслью права и ее подотраслями. Четкие правила поведения связаны с остальными материальными нормами права и, к примеру, с процессуальными нормами права. Например, осуществлению норм уголовного права, которые определяют способы наказания за какое-либо преступление предшествует разбирательство в суде по определенным правилам. Принесение клятв, испытание огнем и водой и получившие продвижение в средние века в Европе поединки — все это совершалось по специальным правилам.
Определение иерархии норм права, их первичности и вторичность тоже входит в признак системности правовых норм. Например, отдельные нормы конституции уточняются в законах, а они — в подзаконных актах, постановлениях и т. п. Когда в целях верного использования правовых норм возникает потребность составления комплекса норм права, своеобразной пирамиды, признак системности оговаривает возможность верной и разумной систематизации права. К примеру, выделяется конституционная норма, при наличии законы, которые норму детализируют и уточняют, приказы министерств и т. д.
9) Официальный государственный регулятор — то есть нормы права находятся в прямой зависимости от государственной власти в отличии от остальных социальных норм. Они выступают показателем воли государства, устанавливают на официальной основе признаки того, что в рамках закона, а что нет и определяют последствия юридического характера.
10) Возможность множественного применения — то есть норма права производится для неоднократного задействования и использования, но только в тех случаях, где иное не оговаривается в самой норме. Например, гражданский кодекс направлен не на одно применение, а на все имущественные и связанные с ним отношениями между гражданами. Также можно привести в пример закон о выборах депутатов парламента, он создавался не для одной конкретной избирательной компании, а для всех последующих за ней компаний.
Следовательно, норма права — это обязательная для всех, отчетливая форма поведения, которая вырабатывается и вводится в применение государством, она может быть подвержена принуждению к выполнению со стороны государства в случаях, когда норма нарушается, также правовая норма выступает показателем воли государства, она направлена на регламентацию отношений между гражданами внутри человеческого общества. Все названные признаки успешно соотносятся со структурами норм права и непосредственно входят в саму структуру.
Право — это обобщенный термин, формула, которая понимается как точная и четко организованная система юридических норм, она организована в целях правильного понимания соответствия этой самой системы с другими социальными явлениями. Это можно понять в процессе анализа и изучения права с точки зрения общественного института. Право не является какой-то отдельной и специальной, самодостаточной системой. Осуществление реализации правил, которые жизненно необходимы, без которых работа и функционирование государства и социума было бы невозможно — все это осуществляют юридические нормы.
Эти самые правила являются минимумом, он должен сохранять и сберегать политические и правовые системы любого государства в плане стабильности. Так как эта база уже существует, другим областям и сферам общественных отношений предоставляется возможность попадать под действие социальных норм.
Норма права — это важная и главная структура в системе социальных норм, она выступает в роли гаранта для продуктивной работы и функционирования для этой системы. Нормы права генерируют условия для связи и совместного действия уже имеющихся и совершенно новых частей системы абсолютно всех социальных норм, они делают правовую базу для них, этим самым, не давая одной группе норм и государственным органам слишком сильно увеличить свое влияние и силу за счет других групп норм, нормы права таким образом гарантируют стабильное развитие общества по пути демократии.
Правовые нормы — это правила поведения людей в социуме, нормы применяются неоднократно, их действие распространяется постоянно и вне зависимости от времени, а направлено на неопределенный круг лиц. Правовые нормы сами по себе — это итоги сознательно-волевой деятельности людей в процессе развития человечества.
Правовая норма всегда выражается в словесной форме посредством утверждений, определений, понятий, суждений и т. д. Структура нормы права, в которую входят гипотеза, диспозиция и санкция, осуществляют огромную научную задачу по выделению нормы права из разных форм словесности и четкому формулированию. Правовая норма имеет возможность осуществлять воздействие на общественные отношения, может выполнять роль государственной регламентации норм права, но исключительно при логической связи всех трех элементов структуры.
Та классификация правовых норм, которая есть сейчас содействует грамотной и точной реализации правовой регламентации, помогает исследовать и изучать законодательство, а иногда даже и осуществлять критику в ее адрес. Значение и ценность любой классификации определяется в процессе практического использования норм права.
Литература:
- Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — М.: Новый юрист, 1998. — 461 с.
- Власов В. И. Теория государства и права: учебное пособие / В. И. Власов, Г. Б. Власова, С. В. Денисенко. — Изд. 4-е перераб, и доп. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. — 332 с.
- Зайков Д. Е., Пенько Е. Ю. Теория государства и права. Учебный минимум. — М.: Юриспруденция, 2006. — 32 с.
- Клименко А. В., Румынина В. В., Теория государства и права: Метод. пособие: Учеб. пособие для сред. проф. образования. — М.: ФОРУМ — ИНФРА-М, 2002. — 319 с.
- Колотов А. Ф., Курлаева Е. И., Симонов В. Н., Скуратов И. В., Ярыгина Ю. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. — Оренбург: МГЮА, 2009. — 270 с.
- Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: Учебник. — М., 1998. — 303 с.
- Масюкевич О. П. Теория государства и права. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. — 161 с.
- Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. — М.: Юристъ, 2004. — 512 с.
- Радько Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. — М.: Проспект, 2011. — 176 с.
- Спиридонов Л. И. Теория государства и права: Учебник. — М.: Проспект, 1996. — 304 c.
- Суханов Е. А. Гражданское право в 4-х томах. Том I — Общая часть. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: 2008. — Том 1–720 с., Том 2–496 с., Том 3–766 с., Том 4–720 с.
- Скакун О. Ф. Теория государства и права: Учебник. — Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. — 704 с.
- Фаткуллин Ф. Ф. Теория государства и права. — Казань: Казанский юридический институт МВД России, 2009. — 351 с.
- Хропанюк В. И. Теория государства и права: учебник / под ред. Стрекозова В. Г. — 3-е изд., доп., испр. — М: Интерстиль, 2008. — 378 с.
- Хропанюк В. Н. Теория государства и права — М., 2001.
- Черниловский З. М. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. / сост.: Поликарпова Е. В., Савельев В. А.; под ред. З. М. Черниловского — М.: Юридическая литература, 1984. — 472 с.