Обучение и воспитание в исламской педагогике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (272) август 2019 г.

Дата публикации: 19.09.2019

Статья просмотрена: 310 раз

Библиографическое описание:

Шамуратова, Э. С. Обучение и воспитание в исламской педагогике / Э. С. Шамуратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62128/ (дата обращения: 03.03.2021).



В данной статье речь пойдет об организации семейного обучения и воспитания на основе исламских ценностей, о начальном — семейном этапе воспитания высочайшей цели нашего общества — полноценной личности, а также о педагогической деятельности, нашей современной национальной системе образования и её актуальных задачах.

Ключевые слова: ценности, обучение и воспитание, обычаи, мечты, поведение.

Религия основана на норме, согласно которой верование является неотъемлемой частью нашей национальной культуры и неотъемлемой частью человеческого мышления и мировоззрения. Если мы хотим сохранить нашу национальную и этническую самобытность в условиях глобализации, нам, естественно, придется прибегнуть к силе ислама и опыту исламской педагогики и воспитывать наших детей в соответствии с исламской этикой.

Внедрение практики исламской педагогики в систему семейного обучения и воспитания, в условиях глобального кризиса нравственности, особенно в западных странах, будет способствовать предотвращению негативных явлений в нашем обществе и противодействовать внутреннему разложению семьи и общества. С другой стороны, стратегия развития нашей страны нуждается в честном, трудолюбивом, самоотверженном, ответственном, свободном от коррупции, честном и воздерживающимся от греха человеческом капитале. На этом пути исламский фактор сегодня играет ключевую роль в защите наших детей от различных современных угроз, таких как духовная нищета, жестокость, безответственность, эгоизм, насилие и себялюбие.

В Коране есть аят из суры Аль-Исра: «Мы создали люд человеческий священным». В исламе положение человека очень высоко. Говорят, что все люди являются слугами Аллаха. Человек — наместник бога на земле, венец двух миров. Рождаемый ребенок описывается как «райский цветок». В Коране говорится, что все дети, появляющиеся на свет по всему миру, рождены в лоне ислама. Ребенок свободен от всех грехов.

А в книге «Махбуб уль кулуб» Хазрат Навои говорит: «Одамий шарифул қавнайндур». Другими словами, «человек — самое дорогое и самое благородное существо двух миров». Когда Господь создавал миры, человек был его высшей целью. Человек является отражением красоты Божьей, воплощением силы и таинства всевышнего, чудесным плодом его разума и мысли. Душа же человеческая — сокровищница любви и мудрости господней [8]. Поэтому необходимо, чтобы каждый знал с самого раннего детства, что почитание ребенка настолько велико и что Аллах- творец, ожидает от человека только добрых деяний. Человек, с детства познавший насколько великим и возвышенным был он создан господом богом, и, что следует ему воздерживаться от злого, жестокого и греховного поведения, естественно спасет себя и окружающих от забвения и станет человеком с богатой духовностью.

В исламе человек воспевается как главная религиозная категория. Утверждается, что он — главная цель Аллаха. Подчеркивается, что вера ниспослана человеку для исправления его поведения. Ислам следует по пути обеспечения веры и убеждения в человеке на пути его становления высокодуховной и социально активной личностью.

Человек — это социальное существо, обогащающееся в процессе своего развития различными свойствами, качествами и особенностями, что проявляется в его поведении. Соответственно, человек, в качестве личности — самый драгоценный субъект общества. В то же время, его социальная значимость также проявляется в его способностях в социальной коммуникации, взаимодействии с другими людьми, создании материальных и культурных ценностей путем своей трудовой деятельности, в способности передачи речью своих размышлений, чувств и идей. Как человек не может жить без общества, так и общество не может существовать без человека. Любое общество живо людьми, которые его формируют, то есть с человеческим обществом, с его деятельностью, отношениями и образом жизни, намерениями, мечтами, действиями и характером. В этом смысле человек является основным социальным элементом, обеспечивающим существование любого общества. Такое положение проявляется в личном участии человека в деятельности общества, в его отношении к себе и к посторонним, в создаваемом им богатстве в рамках любой социальной, религиозной или этнической группы, класса, племени, народа или нации.

Мы определили религиозные и духовные источники формирования исламских ценностей в семье в качестве основных и вспомогательных источников.

Основные источники:

Коран и Хадисы — святые источники ислама;

произведения о жизни и истории пророка Мухаммеда (с.а.в.) [9];

произведения посвященные истории ислама, а именно такие литературные жанры как повесть, биография, летопись, манокиб, холот, сийра, макомот, арбаъин;

религиозные обычаи, традиции, обряды узбекского народа;

образцы устного народного творчества на религиозные темы (религиозные церемониальные песни, частушки, легенды, рассказы, поговорки, пословицы, эпические произведения, игры, суфийские танцы, музыка и мунаджаты);

историко-религиозные памятники архитектуры (медресе, мечети, памятники, ханака, мавзолеи, надгробия);

памятники исламской литературы, истории, источниковедения, текстологии, живописи, миниатюры, прикладного искусства и ремесел;

система взглядов и идей, отраженная во взглядах исламских учёных, в частности, хадисоведов, правоведов, каламов, исследователей таухида-единобожия, философов, энциклопедистов, мыслителей, поэтов и ученых-суфистов.

Вспомогательные источники:

теле- и радиопередачи на религиозно-историческую и религиозную-просветительскую тематику, просветительские телерадиоканалы, пропагандирующие ислам, газеты, журналы и телепередачи Духовного управления мусульман;

религиозно-исторические, религиозно-просветительские исследования Международной исламской академии Узбекистана;

различные социальные сети и каналы;

освещение религиозно-исторической и религиозную-просветительской тематики в рамках интеграции семейного и школьного обучения, обучения в рамках института махалли.

Заключение. Каждая религиозная традиция имеет свою систему ценностей и свою социальную доктрину. Эта социальная доктрина способствует интеграции верующих с окружающим миром, то есть с обществом. Эти отношения основываются на религиозном учении. А религиозное учение основано на священных источниках ислама. Следовательно, исламские ценности играют важную роль в межличностных и социальных отношениях и в социализации личности. Невозможно полностью поддержать социализацию каждой личности нашей страны без формирования в ней исламских ценностей.

Среди социальных функций религиозного образования можно выделить следующие:

формирование мировоззрения;

формирование системы этики и нравственных ценностей человека;

формирование системной позиций и отношения личности к обществу и семье;

обеспечение интеграции человека в общество;

обеспечение коммуникации человека на основе религиозного учения;

обеспечение спокойствия и стабильности регулятивной функции личности, т. е. его чувственно-эмоционального и эмпатического состояния, основанного на деятельности души человека.

Литература:

  1. Бэртин Андре. Воспитание в утробе матери. –Москва, 1992.
  2. Гильмутдинов Б. Р. Тенденции развития и педагогические условия использования прогрессивной мысли ислама в современной школе. Авт. дисс.... канд.пед.н. -Казань, 2002. — 23 с.
  3. Гулямова Д. А. История формирования нравственных ценностей студенческой молодежи Узбекистана в период независимости. Дисс… канд.ист.наук. — Т.: 2008;
  4. Ёвқочев Ш. А. Политизация религии и проблема религиозного эксремизма. Автореферат. КД. Т.: 1993; 104.Жабборов И. Ўзбек халқи этнографияси. — Тошкент: Ўқитувчи, 1994. — 320 б.;
  5. Ибрагим А. И. Абед Халил. Использование нравственного потенциала ислама в воспитании учащихся подросткового возраста. Авт. дисс.... канд. пед.н. –Казань, 1996. — 24 с.
  6. Исакова Р. Ш. Урбанизация жараёнларида миллий қадриятларнинг трансформацияси. Социология фан. номзоди… дисс.автореферати. — Т.: 2006;
  7. Кадырова З. Проблемы повышения социальной активности молодёжи Узбекистана в условиях всестороннего реформирования общества: Дис. … д-ра. филос. наук. –Тошкент, 2001.
  8. Комилов Н. Суфизм. Вторая книга. Таинство единобожия. – Ташкент, 1990. – 148 с.
  9. Абдулла Авлоний. Краткая история Пророка и ислама. – Т.: Ташкентский исламский университет, 2008. – 64 с.
Основные термины (генерируются автоматически): общество, религиозное учение, исламская педагогика, семейное обучение, социальная доктрина, ценность.


Похожие статьи

Исламская педагогика об интеграции физического и духовного...

Ислам – это учение о мудрых предписаниях, в том числе и об интеграции физического и

3 - Родители ответственны за обучение ребёнка и должны в определённое время (обычно, когда

Исламское учение уделяет ему огромное внимание, и даже в состоянии агонии призывает...

К вопросу определения социально-педагогических аспектов...

К вопросу определения социально-педагогических аспектов исламской культуры в сфере гуманизации процесса образования.

Позитивные изменения в обществе, формирующиеся в нем новые отношения и ценности, становятся достоянием образования, внедряются в его...

Проблема категории ценностей в философии, психологии...

Abstract. The problem of the study of values and values reported in the literature in some detail in the work of psychologists, sociologists, sociologists, cultural scientists and teachers. At the same time the actual definition of the definition of "value" vary depending on a particular scientific orientation.

Воспитательный потенциал православной педагогики

Наряду с образованием, обучением, преподаванием, учением известными и принятыми способами функционирования педагогики как системы в педагогическом процессе является, воспитание и развитие. И здесь принципиально важно заметить то, что в педагогическом...

Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи...

Проблемам семьи, семейного воспитания и воспитания духовно-нравственных семейных ценностей уделяется сегодня большое внимание в обществе и различных социальных институтах. Раскрытие сущности воспитания в светской и религиозной (православной)...

Обучение и воспитание в педагогическом учении Абу Хамида...

В данной статье автор анализирует педагогическое учение Абу Хамида Газали и определяет место

Также автор показывает специфические особенности учения Абу Хамида Газали об

Газали в книге «Возрождение религиозных наук» посвятил специальную главу значению науки...

Педагогическая мысль народов Средней Азии | Статья в журнале...

Языком обучения в учебном заведении стал арабский. Большая часть учебной литературы была написана учеными и великими мыслителями Средней

Коллективное обучение учит детей уважению, взаимовыручке, дружбе и способствует их положительному влиянию друг на друга.

Воспитание и его специфические особенности на Востоке

В данной статье автор рассматривает воспитание с точки зрения восточных традиций. Анализируются основные принципы воспитательного процесса с точки зрения педагогической мысли восточных философов и исламских учений. Автор полагает, что воспитание, как...

Роль суфизма в развитии педагогической мысли

Свое учение суфии сделали инструментом развития человека, что само по себе является доказательством обучающей миссии суфизма. Гениальному мыслителю и поэту Джалал ад-Дину Руми принадлежит особая роль в развитии суфийской педагогической мысли.

Похожие статьи

Исламская педагогика об интеграции физического и духовного...

Ислам – это учение о мудрых предписаниях, в том числе и об интеграции физического и

3 - Родители ответственны за обучение ребёнка и должны в определённое время (обычно, когда

Исламское учение уделяет ему огромное внимание, и даже в состоянии агонии призывает...

К вопросу определения социально-педагогических аспектов...

К вопросу определения социально-педагогических аспектов исламской культуры в сфере гуманизации процесса образования.

Позитивные изменения в обществе, формирующиеся в нем новые отношения и ценности, становятся достоянием образования, внедряются в его...

Проблема категории ценностей в философии, психологии...

Abstract. The problem of the study of values and values reported in the literature in some detail in the work of psychologists, sociologists, sociologists, cultural scientists and teachers. At the same time the actual definition of the definition of "value" vary depending on a particular scientific orientation.

Воспитательный потенциал православной педагогики

Наряду с образованием, обучением, преподаванием, учением известными и принятыми способами функционирования педагогики как системы в педагогическом процессе является, воспитание и развитие. И здесь принципиально важно заметить то, что в педагогическом...

Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи...

Проблемам семьи, семейного воспитания и воспитания духовно-нравственных семейных ценностей уделяется сегодня большое внимание в обществе и различных социальных институтах. Раскрытие сущности воспитания в светской и религиозной (православной)...

Обучение и воспитание в педагогическом учении Абу Хамида...

В данной статье автор анализирует педагогическое учение Абу Хамида Газали и определяет место

Также автор показывает специфические особенности учения Абу Хамида Газали об

Газали в книге «Возрождение религиозных наук» посвятил специальную главу значению науки...

Педагогическая мысль народов Средней Азии | Статья в журнале...

Языком обучения в учебном заведении стал арабский. Большая часть учебной литературы была написана учеными и великими мыслителями Средней

Коллективное обучение учит детей уважению, взаимовыручке, дружбе и способствует их положительному влиянию друг на друга.

Воспитание и его специфические особенности на Востоке

В данной статье автор рассматривает воспитание с точки зрения восточных традиций. Анализируются основные принципы воспитательного процесса с точки зрения педагогической мысли восточных философов и исламских учений. Автор полагает, что воспитание, как...

Роль суфизма в развитии педагогической мысли

Свое учение суфии сделали инструментом развития человека, что само по себе является доказательством обучающей миссии суфизма. Гениальному мыслителю и поэту Джалал ад-Дину Руми принадлежит особая роль в развитии суфийской педагогической мысли.

Задать вопрос