Современные подходы к пониманию сущности поликультурного образования в США | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шаймарданова, О. А. Современные подходы к пониманию сущности поликультурного образования в США / О. А. Шаймарданова, Л. В. Брусова, А. Г. Халимбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62088/ (дата обращения: 19.04.2024).



Анализ подходов к пониманию сущности поликультурного образования в США проведен нами по работам наиболее цитируемых авторов, коими в США, Канаде и Австралии являются Дж. Бэнкс (]. Banks), К. Грант (C. Grant), Ж. Гэи (G. Gay), С. Нието (S. Nieto), К. Слитер (C. Sleeter).

Выделяются следующие модели содержания поликультурного образования: К. Бэннет — модель для глобальных и мультикультурных перспектив; Ж. Гэй — модель интегративных мультикультурных базовых умений; Дж Бэнкс — модель Бэнкса; Р. Делгадо, Л. Икемото, Р. Чанг — модель анализа злободневных проблем современного общества.

Сущность поликультурного образования в США, по мнению Бэнкса, составляет определенную идею, сам процесс образования и инновационное движение в образовании. «Kaк некая идея, поликультурное образование стремится обеспечить равные возможности получения образования для всех, включая учащихся разных расовых, этнических и социальных групп. Оно пытается создать равные для всех образовательные условия путем системного изменения школьной среды таким образом, чтобы она отражала разнообразные культуры и групп, существующих в обществе и национальной структуре класса. Поликультурное образование является также и процессом, потому что учителя и администрация школ должны постоянно работать, стремясь достичь его идеальных целей» [1, с.23]. Подход к пониманию поликультурного образования как инновационного движения кардинально меняет организацию и содержание образовательного процесса.

Согласно К. Гранту «поликультурное образование создало пространство для обсуждения двух направлений, которые ранее трудно было дискутировать в школах, университетах и других общественных местах, — «раса» и «сексуальность» [2, с.32]. С другой стороны, поликультурное образование ставит цель обеспечить многонаправленную дискуссию о социальных группах и классах, в том числе отношений церкви и государства, ислама и терроризма. Возникновение и становление поликультурного образования создало такое интеллектуальное пространство, в котором могут свободно обсуждаться проблемы социальной справедливости и прав человека, вопросы культурной и исторической идентичности, можно свободно критиковать и анализировать современные социальные теории. Вместе с этим поликультурное образование вскрывает важность вопросов не только плюрализма культур, но и те, как именно культура формирует личность современных учащихся. Развитие поликультурного образования подготавливает почву и «климат», в котором различные культуры участвуют во взаимовыгодном диалоге, различные традиции религии, культуры, морали рассматриваются через призмы друг друга, экспериментируют и создают совершенно новые идеи, возможно не имевшие бы места внутри своих традиций.

Американские педагоги и социологи четко разделяют понятия «поликультурное образование» (multicultural education), «глобальное (интернациональное) образование» (global / internatijnal education), «полиэтническое образование» (multiethnic education). Глобальное образование (или интернациональное воспитание) предполагает рассмотрение специфики различных стран, стилей жизни, особенностей национальных и этнических культур в этих странах, но не изучение этносов и вопросов полиэтничности.

Полиэтническое образование подразумевает изучение и освоение этносами своей родной культуры, языка, истории, литературы, музыки и т. д. не отрицая одновременного изучения культуры большинства. Полиэтническое образование по сути является частью поликультурного, которое ставит перед собой цель воспитания уважения и толерантности других этносов, религий, культур, рас. Толерантность в данном случае основано на глубоком знании и понимании различий и общности человеческих ценностей. [3, с. 125–276]

Дж. Бэнкса рассматривает процесс поликультурного образования на уровне отдельных учителей и выделяет пять сфер их действий: 1) интеграция содержания (content integration); 2) процесс конструирования знания (the knowledge construction process); 3) снятие предубеждений (prejudice reduction); 4) педагогика равенства (аn equity pedagogy); 5) усиление культуры и социальной структуры школы (аn empowering school culture social structures). [1, с.117]

Интеграция содержания понимается как включение в содержание учебных предметов блоков информации о разных культурах и особенностях социальных групп, раскрытие содержания разных культур.

Процесс конструирования знания подразумевает обеспечение учащихся моделями построению знания о самих себе.

Снятие предубеждений в коллективе учащихся — это поэтапное и планомерное создание положительного образа различных социальных групп и регулярное включение полиэтнического учебного материала для тог, чтобы помочь учащимся развить их положительное, доброжелательное отношение к различным расовым, этническим и культурным группам.

Педагогика равенства основана на создании ситуаций учебной успешности для обучающихся, принадлежащих к разным социальным группам. Основой данного рода ситуаций призвана быть стратегия сотрудничества, а не соперничества.

Усиление культуры и социальной структуры школы предполагает такое преобразование школьной среды, при которой все учащиеся, независимо от дохода семей, пола, статуса (коренные жители, иммигранты и др.) получали бы реальное равенство в жизни школы, равное положение и равный опыт.

«Поликультурное образование должно реализовываться через такие учебные программы и методы обучения, которые позволят учащимся:

а) изучить историю и вклад в общество различных групп, составляющих население Соединенных Штатов Америки;

б) начать уважать культуру и языки различных групп населения;

в) сформировать понимание собственных многочисленных социальных характеристик и того, как эти характеристики приводят к привилегиям или маргинализации отдельных лиц;

г) научиться применять инструкции по обеспечению социального равенства и способы действий для достижения равноправия». (

Согласно исследованиям Дж. Бэнкса существуют четыре модели поликультурного образования, касающиеся содержания образования в американской школе. [4, с. 129]

Модель А (монокультурная — как противопоставление поликультурной): в ней программный материал большинства учебных предметов строится на англо-американской точке зрения.

Модель В (контрибутивная — добавочная): этнический компонент вводится как дополнение к основному содержанию, которое остается англо-американским.

Модель С (многоперспективная): школьники изучают историю и социальные события с разных перспектив, например колонизацию с точки зрения англосаксов, индейцев и черного населения.

Модель D (трансформативная): в которой содержание образования трансформируется с многонациональной точки зрения — с позиций этнических групп, населяющих другие государства; в данном случае поликультурное образование становится ближе к глобальному. [1, с. 231–356]

Концентрируясь на основных идеях вышесказанного, выделим основные подходы к пониманию сущности поликультурного образования в США. Во-первых, поликультурное образование — это особая организация процесса образования, при которой представители разных культур (многокультурность), обучаясь одновременно в одних и тех же образовательных учреждениях, имеют совершенно равные права на получение качественного образования, целью которого нужно понимать подготовку к жизни в справедливом поликультурном социуме, гдекаждая из представленных культур имеет равную значимость.

Во-вторых, поликультурное образование предполагает такую организацию содержания образования, которое бы представляла разные культурные традиции (многокультурность) и в итоге создавало бы у участников процесса мировоззрение, в котором наличие множества культур является нормой и высшей ценностью. Поликультурное образование противопоставляется монокультурному, где только одна культурная выделяется как единственно стоящая, а другие представляются ошибочными, недоразвитыми или даже социально опасными.

В-третьих, поликультурное образование — это также и педагогическое сопровождение учащихся и и их родителей, направленное на максимальное развитие мотивации, умственных способностей и личности каждого участника образовательного процесса с целью обеспечения равных возможностей для построения дальнейшей карьеры и общественной жизни.

Таким образом, в педагогической традиции США поликультурное образование можно представить как образование культуропризнающего вида, так как оно ставит во главу угла проблему признания и равноправия культур различных социальных групп — расовых, этнических, религиозных и др.

Литература:

  1. Banks, J. A. Approaches to multicultural curriculum reform / J. A. Banks, & C. A. M. Banks // Multicultural education: Issues and perspectives. Boston: Allyn & Bacon, 2001.
  2. Grant, C. A. Education that is multicultural — Isn’t that what we mean? / C. A. Grant//Journal of Teaser Education. 1978. 29.
  3. Nieto, S. The light in their eyes: Creating multicultural learning communities / S.Nieto. New York: Teachers College Press, 1999. 344 p.
  4. Бубякина, Н. Е. Мультикультурное воспитание и образование как основа создания полиэтнической школы // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — № 3. — С. 184–191.
Основные термины (генерируются автоматически): поликультурное образование, культура, США, группа, инновационное движение, интеграция содержания, образовательный процесс, полиэтническое образование, социальная структура школы, школьная среда.


Похожие статьи

Структура поликультурного образования Дж. Бэнкса в США

Поликультурное образование, появившись сравнительно недавно(1960-е г. г.), вызывало и вызывает до сих пор споры у теоретиков педагогической науки по поводу своего содержательного наполнения.

Поликультурное пространство как основа построения...

Происходящие сегодня коренные изменения во всех областях жизни общества меняют парадигму образования, которая формулируется по принципу: «Образование — это часть культуры».

Поликультурная образовательная среда как элемент...

поликультурная образовательная среда, образовательная среда, образовательный процесс, образовательное пространство, образование, качественное состояние, инновация, место человека, качество, процесс.

Поликультурное образование детей дошкольного возраста

Ключевые слова: поликультурная образовательная среда, полиэтнический коллектив, этноориентированный образовательный процесс.

Поликультурное образование детей младшего возраста. Поликультурное образование: диалог культур и билингвальное обучение.

Возникновение и развитие поликультурного образования в США

Понятие «поликультурное образование» в педагогической науке и практике США появилось не внезапно. Процесс его возникновения и становления носил эволюционный характер и был подготовлен историческими процессами так называемого национального возрождения.

Методические рекомендации для педагогов начальной школы по...

Таким образом, остро востребуется поликультурная личность и, как следствие, возрастает социальная роль общеобразовательной школы. Только максимальное внимание к личности ребенка в состоянии помочь ему справляться с противоречиями поликультурного роста.

Поликультурная среда вуза как условие формирования...

Одной из проблем современного вуза как отражение социальных процессов общества является проблема поликультурности и полиментальности. В высшем образовании данная проблема требует построения на уровне регионов...

Создание образовательной среды в ДОО с полиэтническим...

– апробация педагогических технологий и создание образовательной среды для детей с полиэтническим составом.

Проводя работу с педагогами, в каждой группе были оформлены уголки «Люби и знай, родной

Поликультурное образование детей дошкольного возраста.

Психологическое сопровождение личности в полиэтническом...

поликультурная образовательная среда, образовательная среда, образовательный процесс, образовательное пространство

Поликультурная среда вуза как условие формирования... Одной из проблем современного вуза как отражение социальных процессов...

Похожие статьи

Структура поликультурного образования Дж. Бэнкса в США

Поликультурное образование, появившись сравнительно недавно(1960-е г. г.), вызывало и вызывает до сих пор споры у теоретиков педагогической науки по поводу своего содержательного наполнения.

Поликультурное пространство как основа построения...

Происходящие сегодня коренные изменения во всех областях жизни общества меняют парадигму образования, которая формулируется по принципу: «Образование — это часть культуры».

Поликультурная образовательная среда как элемент...

поликультурная образовательная среда, образовательная среда, образовательный процесс, образовательное пространство, образование, качественное состояние, инновация, место человека, качество, процесс.

Поликультурное образование детей дошкольного возраста

Ключевые слова: поликультурная образовательная среда, полиэтнический коллектив, этноориентированный образовательный процесс.

Поликультурное образование детей младшего возраста. Поликультурное образование: диалог культур и билингвальное обучение.

Возникновение и развитие поликультурного образования в США

Понятие «поликультурное образование» в педагогической науке и практике США появилось не внезапно. Процесс его возникновения и становления носил эволюционный характер и был подготовлен историческими процессами так называемого национального возрождения.

Методические рекомендации для педагогов начальной школы по...

Таким образом, остро востребуется поликультурная личность и, как следствие, возрастает социальная роль общеобразовательной школы. Только максимальное внимание к личности ребенка в состоянии помочь ему справляться с противоречиями поликультурного роста.

Поликультурная среда вуза как условие формирования...

Одной из проблем современного вуза как отражение социальных процессов общества является проблема поликультурности и полиментальности. В высшем образовании данная проблема требует построения на уровне регионов...

Создание образовательной среды в ДОО с полиэтническим...

– апробация педагогических технологий и создание образовательной среды для детей с полиэтническим составом.

Проводя работу с педагогами, в каждой группе были оформлены уголки «Люби и знай, родной

Поликультурное образование детей дошкольного возраста.

Психологическое сопровождение личности в полиэтническом...

поликультурная образовательная среда, образовательная среда, образовательный процесс, образовательное пространство

Поликультурная среда вуза как условие формирования... Одной из проблем современного вуза как отражение социальных процессов...

Задать вопрос