Средства и методы физической реабилитации физической культуры спорта и туризма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №34 (272) август 2019 г.

Дата публикации: 26.08.2019

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Позняк, А. С. Средства и методы физической реабилитации физической культуры спорта и туризма / А. С. Позняк, А. Н. Грызунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62068/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ишемическая болезнь сердца занимает прочные лидирующие позиции среди наиболее распространенных патологий сердца, часто приводит к частичной или полной утрате трудоспособности и стала социальной проблемой для многих развитых стран мира. Насыщенный ритм жизни, постоянные стрессовые ситуации, адинамия, нерациональное питание с потреблением большого количества жиров, — все эти причины приводят к стойкому росту количества людей, страдающих от этой тяжелой болезни [3].

Под термином «ишемическая болезнь сердца» объединяется целая группа острых и хронических состояний, которые вызываются недостаточным снабжением миокарда кислородом вследствие сужения или закупорки коронарных сосудов. Такое кислородное голодание мышечных волокон приводит к нарушению в функционировании сердца, изменению гемодинамики. В процессе реабилитации после ИБС очень большое значение имеет постепенное, изо дня в день восстановление физической активности. Это одно из основных условий возвращения к полноценной жизни.

Основные механизмы лечебного действия физической реабилитации: тонизирующий эффект, трофическое (метаболическое) действие, формирование компенсаций, нормализация функций (тренирующий эффект), психотерапевтическое действие.

Достаточная физическая активность оказывает многоплановое физиологическое действие, значимость которого очень велика.

Содержание реабилитационных мероприятий включает в себя оптимизацию (оздоровление) образа жизни, коррекцию модифицируемых факторов риска, адекватную медикаментозную терапию и дозированные физические тренировки.

Необходимо консультирование больных по оздоровлению образа жизни и коррекции факторов риска. Это консультирование можно проводить на разных этапах реабилитации — в стационаре, санаторных и диспансерно-поликлинических учреждениях как в индивидуальном порядке, так и групповым методом в рамках коронарных клубов или школ для больных ИБС [4].

А. М. Бибарсова подчеркивает, что в период восстановительного лечения выполнение реабилитационных мероприятий нужно начинать как можно раньше. Для каждого больного составляется индивидуальная программа реабилитации, которая представляет собой перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей пациента к бытовой, социальной, профессиональной деятельности в соответствии с его потребностями, кругом интересов, с учетом прогнозируемого уровня его физического и психического состояния, выносливости. Наибольший эффект реабилитации достигается по трехэтапной схеме: стационар; кардиологический санаторий; реабилитация в поликлинике при следующих принципах: раннее начало, комплексность, непрерывность, преемственность [2].

Основным методом физической реабилитации больных стабильной стенокардией являются дозированные физические тренировки. Физические тренировки могут быть контролируемыми — они проводятся в лечебно-профилактических учреждениях — и неконтролируемыми или частично контролируемыми, проводимыми в домашних условиях [4].

У больных со стенокардией в результате длительных дозированных физических тренировок может существенно повыситься толерантность к физической нагрузке. Происходит это за счет увеличения продолжительности работы, а не за счет увеличения пороговой мощности нагрузки. Со временем, при продолжительных нагрузках прирост показателей работоспособности уменьшается, достигая своего предела. Но регулярные тренировки способствуют длительному поддержанию достигнутого результата.

Н. В. Швыгина отмечает, что основополагающими элементами всех программ тренировок следует признать их продолжительность, интенсивность, а также структура занятия [6]. Схема любой тренировки должна состоять из разминки, основной и заключительной частей. Продолжительность разминки колеблется от 3 до 5 минут и включает в себя упражнения низкой интенсивности. Чем хуже переносимость физической нагрузки, тем больше период разогревания (до 20 мин). Продолжительность основной части тренировки по данным различных авторов колеблется от 15–30 до 30–60 минут, а мощность нагрузки — от 50 до 75 % от максимально возможной.

Регулярные физические тренировки, продолжающиеся в течение 12 мес., улучшают миокардиальную перфузию и уменьшают симптоматику у больных со стабильной стенокардией, а в отношении профилактики кардиоваскулярных осложнений они в отдаленном периоде даже превосходят стентирование [1].

Физические упражнения дают положительный эффект в реабилитации, когда они адекватны возможностям больного и оказывают тренирующее действие. Суть тренировок в многократной, систематически повторяющейся и постепенно повышающейся физической нагрузке. В результате тренировки механизмы регуляции нормализуются, совершенствуются, повышая адаптационные возможности организма.

Литература:

  1. Аронов, Д. М., Бубнова, М. Г. Реальный путь снижения в России смертности от ишемической болезни сердца //Кардиосоматика. — 2010. — Т. 1. — №. 1. — С. 11.
  2. Бибарсова, А.М., Рахматуллов, Ф.К., Беляева, Ю.Б., Рудакова, Л. Е. Реабилитация больных ИБС в амбулаторных условиях// Наука в центральной России. 2013. № 12S. С. 50–54.
  3. Глазачев, О. С. и др. Повышение толерантности к физическим нагрузкам у пациентов с ишемической болезнью сердца путем адаптации к гипоксии-гипероксии //Кардиоваскулярная терапия и профилактика. — 2015. — Т. 13. — №. 1. — С. 16–21.
  4. Гуляева, С.Ф., Мальчикова, С.В., Гуляев, П.В., Швецова, Д.В., Тихонова, Н.В., Царев, Ю. К. Опыт этапной физической реабилитации больных с ишемической болезнью сердца с коморбидной патологией на базе клинических кафедр и клиник вуза в рамках сотрудничества с практическим здравоохранением//CardioСоматика. 2015. № S1. С. 24–25.
  5. Мовсисян, М. Б. Применение фитбола в реабилитации пациентов С ИБС //Медицина: Прошлое. Настоящее. Будущее: Материалы Межрегиональ. — 2017. — С. 43.
  6. Швыгина, Н. В. Особенности реабилитации больных ИБС// Материалы открытой итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава РГУФКСМиТ 2016. С. 169–172.
Основные термины (генерируются автоматически): стабильная стенокардия, тренировка, физическая нагрузка.


Похожие статьи

Особенности использования средств физической культуры и спорта с целью оздоровления и совершенствования резервных возможностей организма

Возможности социализации и самореализации обучающихся в спорте и физической культуре

Особенности подросткового возраста для формирования мобильности спортсменов средствами физической культуры в детско-юношеских спортивных школах

Средства формирования и совершенствования учебной деятельности подростков

Методы развития силовых качеств на уроках физической культуры

Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей

Особенности, условия и методы духовно-нравственного воспитания младших школьников

Правовое просвещение школьников на уроках физической культуры в общеобразовательной школе

Социальные функции физической культуры и спорта

Проблемы обучения молодежи физической культуре в школах, вузах и средних профессиональных учебных заведениях

Похожие статьи

Особенности использования средств физической культуры и спорта с целью оздоровления и совершенствования резервных возможностей организма

Возможности социализации и самореализации обучающихся в спорте и физической культуре

Особенности подросткового возраста для формирования мобильности спортсменов средствами физической культуры в детско-юношеских спортивных школах

Средства формирования и совершенствования учебной деятельности подростков

Методы развития силовых качеств на уроках физической культуры

Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей

Особенности, условия и методы духовно-нравственного воспитания младших школьников

Правовое просвещение школьников на уроках физической культуры в общеобразовательной школе

Социальные функции физической культуры и спорта

Проблемы обучения молодежи физической культуре в школах, вузах и средних профессиональных учебных заведениях

Задать вопрос