Матвей Кевамес — моряк с острова Муху | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №33 (271) август 2019 г.

Дата публикации: 18.08.2019

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Тамби, С. А. Матвей Кевамес — моряк с острова Муху / С. А. Тамби. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 33 (271). — С. 96-103. — URL: https://moluch.ru/archive/271/62063/ (дата обращения: 24.04.2024).



В исследовании рассказывается об уроженце острова Муху, советском моряке Матвее Матвеевиче Кевамесе, который в разное время работал на ледоколах «Ермак», «Красин», «Илья Муромец» и «Сибиряков». Уникальность стаьти заключается в том, что на русском и эстонском языках ранее не выходило ни одной публикации по данной теме. Биография М. М. Кевамеса ранее не была предметом исследования отечественных и эстонских исследователей. При написании работы автор пользовался материалами российских и эстонских архивов.

Ключевые слова: Кевамес, Россия, Эстония, эстонцы.

The author tells about a native of the island of Muhu, the Soviet sailor Matvey Kevames (Kõvamees), who at different times worked on the icebreakers “Ermak”, “Krasin”, “Ilya Muromets” and “Sibiryakov”. The uniqueness of the article lies in the fact that no publications on this topic have been published in Russian and Estonian languages before. Biography of M. Kevames was not previously the subject of research by domestic and Estonian researchers. When writing the work, the author used the materials of the Russian and Estonian archives.

Keywords: Kevames, Russia, Estonia, Estonians.

Эстонец Матвей Матвеевич Кевамес (на эстонском языке фамилия пишется как Kõvamees, т. е. правильное транскрибирование на русский язык — Кывамеэс; однако устоялся упрощенный вариант — Кевамес) родился 10 июня 1894 года на хуторе Ваадума деревни Мыйзакюла Муху-Сууреской (Велико-Моонской) волости на острове Моон (ныне — Муху) Эзельского уезда (остров Сааремаа) Лифляндской губернии в семье крестьянина-рыбака [1].

М. М. Кевамес был православного вероисповедания. Крещен 12 июня 1894 года в Моонской Казанской церкви (Моон-Граббенгоф) священником Александром Бабковским и псаломщиками Дионисием Вяльбе и Петром Массо [12, с. 14–15].

Отцом М. М. Кевамеса являлся Матвей Кевамес (20.01.1869–1945), матерью — Мария Кевамес (Паллас; 21.11.1868–1943). В семье, помимо Матвея, росли еще четыре сына — Георгий (01.02.1898–1986), Иван (26.07.1892–1940), Александр (19.11.1900–01.01.1991) и Василий-Вильям (21.06.1906–12.02.1987). Весь род М. М. Кевамеса по отцовской линии на протяжении столетий жил на острове Муху. Например, четыре раза «пра» дед (прапрапрапрадед) М. М. Кевамеса — Андрус Кевамес (1706–28.04.1782) родился на хуторе Ула-Андрусе деревни Тупенурме (остров Муху).

М. М. Кевамес получил начальное образование в деревенской школе и волостном училище по специальности «Моторист-слесарь». С 1911 года работал каменщиком, участвовал в строительстве цементного завода в порту Кунда. В 1912–1915 годах являлся матросом, ходил по Балтийскому морю. В 1915 году призвался на военную службу, где служил три года в мотоциклетной команде при штабе 4-й армии. Мотоциклетные части использовались на театре военных действий для связи, оперативной доставки приказов и донесений.

В 1917 году М. М. Кевамес отправился в связи с болезнью в военный госпиталь в городе Ростове-на-Дону. После выхода из лечебного учреждения был отпущен домой на поправку на два месяца. 25 февраля 1918 года поступил машинистом на ледокол «Ермак». Принял участие в выводе Балтийского военного и торгового флота из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт.

В конце 1918 года поступил добровольцем в I матросский отряд, сражавшийся против белогвардейцев. В конце 1919 года вернулся обратно на ледокол «Ермак», где работал старшим машинистом, а потом электриком (до 29 апреля 1929 года).

C:\Users\Sergey\Desktop\Матвей Матвеевич Кевамес\Иллюстрации\Кевамес Матвей Матвеевич - матрос ледокола Ермак.jpg

Рис. 1. Машинист ледокола «Ермак» М. М. Кевамес. Источник: Музей Мирового океана // Фотография. Кевамес Матвей Матвеевич — матрос ледокола «Ермак». 1918–1919 гг. Номер по ГИК (КП): ЛК ММО 1 № 1272/19. Инвентарный номер: ЛК ФСН-319

19 сентября 1921 года Сааремааская уездная комиссия народного ополчения Эстонии оформила соответствующую анкету за подписью председателя Сааремааской комиссии по сбору ополченцев Р.Паас, в которой приводились биографические данные о М. М. Кевамесе [14, с. 478]. 12 мая 1920 года Матвей Матвеевич подал ходатайство на получение гражданства Эстонской Республики, указав в анкете, что является машинистом II класса на ледоколе «Ермак» (Морской штаб, город Петроград) [13, с. 1–7]. Остается неизвестным, получил ли он это гражданство, но по всей видимости нет: всю свою дальнейшую жизнь М. М. Кевамес связал с советским мореплаванием и на долгие годы беззаветно отдался увлечению морем!..

В 1928 году М. М. Кевамес вступил в ВКП(б). С 24 апреля 1929 года по 10 ноября 1934 года он работал старшим электриком на ледоколе «Красин» [9]. В 1929 году принял участие в Карской экспедиции, в 1932 году — в зимнем походе к острову Вайгач, в 1933 году — в Ленской экспедиции.

19 декабря 1934 года капитана ледокола «Ермак» обратился к начальнику эксплуатационного сектора Ленсевморпути о переводе М. М. Кевамеса с ледокола «Красин» на ледокол «Ермак» старшим электриком, вместо электрика Карпа Иванова, отбывшего в отпуск, в санаторий [5]. В 1934 году М. М. Кевамес участвовал в экспедиции по спасению экипажа парохода «Челюскин».

28 января 1935 года М. М. Кевамес поступил обратно на работу на ледокол «Ермак». С 3 ноября 1937 года по 5 ноября 1938 года работал 3-м механиком на транспортных судах, зимующих у острова Диксон. Далее до 9 июня 1939 года не работал.

С 9 июня 1939 года по 28 декабря 1957 года М. М. Кевамес трудился на крайнем Севере — в бухте Кожевникова (Красноярский край), в Нордвикской нефтеразведочной экспедиции горно-геологического управления Главсевморпути (ГУСМП) при Совете Министров Союза ССР: кочегаром, механиком на буровых роторах (в роторном цехе) паросилового хозяйства и начальником электростанции. В 1949 году он был аттестован в звании старшего техника-лейтенанта Севморпути [7].

К лету 1952 года М. М. Кевамес являлся старшим машинистом б/п «Пегас». С осени 1952 по февраль 1953 года работал старшим машинистом ледокола «Илья Муромец». В феврале-марте 1953 года — электриком на том же ледоколе. 29 мая 1952 года поступил на работу старшим машинистом ледокола «Сибиряков» [8]. 1 декабря 1956 года был уволен в связи с выходом на пенсию по возрасту [10].

С июля по декабрь 1954 года обучался на курсах повышения квалификации при Восточном морском арктическом пароходстве по специальности «Старший машинист», получив 2 апреля 1955 года соответствующее удостоверение.

C:\Users\Sergey\Desktop\Матвей Матвеевич Кевамес\Иллюстрации\Кевамес М.М. 1954 г. Порт Находка..jpg

Рис. 2. М. М. Кевамес. Порт Находка, 1954 г. Источник: Музей Мирового океана // Фотография. Кевамес М. М. 1954 г. Порт Находка. 1954 г. Номер в Госкаталоге: 8839074. Номер по ГИК (КП): ЛК ММО 1 № 1272/20

15 ноября 1932 года награжден Союзом Водного транспорта грамотой с присвоением почетным званием «Ударника» за выполнение пятилетки в четыре года. 15 ноября 1933 года, будучи электриком на ледоколе «Красин», получил грамоту Президиума ЦК Союза рабочих Водного транспорта СССР, в которой говорилось о награждении почетным званием ударника 1-го года 2-й пятилетки «за повышение качества работы и борьбу в деле освоения Арктики». В мае 1938 года на острове Диксон был награжден грамотой «за социалистическое отношение к труду и стахановские показатели в работе по консервации и ремонту судов к навигации 1938 года».

C:\Users\Sergey\Desktop\Матвей Матвеевич Кевамес\Иллюстрации\Грамота Кевамеса М.М. за показатели в работе в навигацию 1938 г..jpg

Рис. 3. Выданная М. М. Кевамесу грамота «за социалистическое отношение к труду и стахановские показатели в работе по консервации и ремонту судов к навигации 1938 года». Источник: Музей Мирового океана // Документ. Грамота Кевамеса М. М. за показатели в работе в навигацию 1938 г. Номер в Госкаталоге: 12209656. Номер по ГИК (КП): ЛК ММО 1 № 1271/24

М. М. Кевамес имел ряд поощрений в виде благодарностей, денежной премии и занесения имени на Доску почета [2]. 16 февраля 1934 года Ленинградский областной Совет «Общества спасания на водах» (ОСВОД) выдал ударнику Краснознаменного ледокола «Красин» М. М. Кевамесу грамоту № 44 за активное участие в работе судовой ячейки ОСВОДа. За период работы в Нордвикской нефтеразведочной экспедиции был награжден орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд», знаком «Почетный полярник».

М. М. Кевамес являлся членом Профессионального Союза работников Северного Морского пути и имел членский билет, выданный 7 января 1942 года профкомом Нордвикской экспедиции Севморпути. К марту 1954 года продолжал являться членом профсоюза рабочих морского и речного флота (он вступил в профсоюз водников еще в 1918 году) и имел членский билет, выданный судкомом ледокола «Илья Муромец».

К 1956 году жил в Ленинграде по адресу: улица Герцена, дом 36, квартира 6. К январю 1964 года жил в Ленинграде по адресу: улица Васи Алексеева, дом 23, квартира 30.

Старший механик ледокола «Ермак» инжерер-майор тов. Малинин дал М. М. Кевамесу следующую характеристику: «Все работы, поручаемые ему, выполнял хорошо, и механизмы, находившиеся в его заведывании, содержались всегда в полной исправности. Поведение было хорошее, что дает право охарактеризовать его как отличного гражданина нашей Родины» [11].

В архивных фондах Музея Мирового океана (г. Калининград) и его филиала — музея Ледокол «Красин» (г. Санкт-Петербург) хранится черное кожаное портмоне, принадлежащее М. М. Кевамесу [6]. Там же можно увидеть и членский охотничий билет № 492224 на имя М. М. Кевамеса, выданный 21 января 1964 года Ленинградским Обществом охотников и рыболовов, а также карманные часы с хронографом в футлярое, компас, бритвенный станок с футляром, военный билет, трудовую книжку, многочисленные грамоты, а также другие документы, личные вещи и фотографии.

C:\Users\Sergey\Desktop\Матвей Матвеевич Кевамес\Иллюстрации\Часы с хронографом карманные (№ 303224), принадлежавшие Кевамесу М.М..jpg

Рис. 4. Принадлежавшие М. М. Кевамесу карманные часы с хронографом. Источник: Музей Мирового океана // Часы с хронографом карманные (№ 303224), принадлежавшие Кевамесу М. М., электрику и машинисту на ледоколе «Красин» в 1929 -1934 гг. Номер в Госкаталоге: 12209806. Номер по ГИК (КП): ЛК ММО 1 № 1286/1

М. М. Кевамес идентифицировал себя как эстонца, непременно указывая этот факт в различных анкетах и автобиографиях. Так, в учётной карточке члена профессионального союза работников Севморпути, старшего машиниста М. М. Кевамеса, выданной 7 января 1955 года месткомом ледокола «Илья Муромец», в графе «Национальность» указано «эстонец» [4].

Супругу М. М. Кевамеса звали Матильда Генриетта Кевамес (Равен; род. 1880 в волости Халлисте, Вильяндимаа). В семье родилась дочь — Майму Матвеевна Кевамес (род. 30 апреля 1922 года) [3].

18 апреля 2019 года в выставочном зале ледокола «Красин» открылась выставка «Вокруг света на спасение челюскинцев», посвященная 85-летию участия ледокола «Красин» в экспедиции по спасению челюскинцев. Потомок М. М. Кевамеса Олег Казьмич Данько присутствовал на данном мероприятии.

C:\Users\Sergey\Desktop\Матвей Матвеевич Кевамес\Иллюстрации\Олег Казьмич Даньков (внук машиниста Кевамеса Матвея).jpg

Рис. 5. Потомок М. М. Кевамеса Олег Казьмич Данько на борту ледокола «Красин». Апрель 2019 года. Фотография: Музей Ледокол «Красин»

Таким образом, Матвей Матвеевич Кевамес прожил насыщенную и непростую жизнь моряка. Сильна и неугасима была любовь уроженца окруженного водами Балтики острова Муху к морю. Память о Матвее Матвеевиче Кевамесе жива и поддерживается в настоящее время.

Литература:

  1. Книжка мореходная Кевамеса М. М. 21.03.1923 г. Музей Мирового океана. Номер в Госкаталоге: 12209565. Номер по ГИК (КП): ЛК ММО 1 № 1271/2.
  2. Музей Мирового океана // Автобиография Кевамеса Матвея Матвеевича, члена экипажа ледоколов «Ермак», «Красин», «Сибиряков», «Илья Муромец». Конец 1950 — начало 1960-х гг. ХХ в. Номер в Госкаталоге: 12210471. Номер по ГИК (КП): ЛК ММО 1 № 1271/22.
  3. Музей Мирового океана // Документ о завещании страховки Кевамеса М. М., составленный в тресте «Арктикуголь» 07.07.1939 г. Номер в Госкаталоге: 12209564. Номер по ГИК (КП): ЛК ММО 1 № 1271/4.
  4. Музей Мирового океана // Карточка учётная члена профессионального союза работников Севморпути на имя Кевамеса М. М., ст. машиниста. 07.01.1955 г. Местком ледокола «Илья Муромец». Номер в Госкаталоге: 12209559. Номер по ГИК (КП): ЛК ММО 1 № 1271/7.
  5. Музей Мирового океана // Обращение капитана ледокола «Ермак» к начальнику эксплуатационного сектора Ленсевморпути о назначении Кевамеса М. М. электриком на ледокол «Ермак» (с ледокола «Красин»). Управление Ленинградского Морского порта. Ледокол «Ермак». 19.12.1934 г. № 289. Номер в Госкаталоге: 12210647. Номер по ГИК (КП): ЛК ММО 1 № 1271/48.
  6. Музей Мирового океана // Портмоне, принадлежавшее Кевамесу М. М., электрику и машинисту на ледоколе «Красин» (в 1929–1934 гг). Конец 1940-х — 1950-е гг. Номер в Госкаталоге: 12210732. Номер по ГИК (КП): ЛК ММО 1 № 1281.
  7. Музей Мирового океана // Приказ № 68 начальника Ленинградского Морского Агентства Главного Управления Севморпути Министерства морского и речного флота от 28.07.1954 г. «Об изменении персонального звания тов. Кевамеса М. М”.. Номер в Госкаталоге: 12209786. Номер по ГИК (КП): ЛК ММО 1 № 1271/31.
  8. Музей Мирового океана // Приказ № 239 по личному составу (копия рабочая). О дополнительном отпуске ст. машинисту Кевамесу М. М. Ледокол «Сибиряков». 22.11.1956 г. Номер в Госкаталоге: 12210307. Номер по ГИК (КП): ЛК ММО 1 № 1271/10.
  9. Музей Мирового океана // Справка, выданная Кевамесу М. М. в том, что он плавал на ледоколе «Красин» с 24.04.1929 г. по 10.11.1934 г. Ленинградское Морское Агентство Арктического Морского пароходства. 09.02.1946 г. Номер в Госкаталоге: 12209967. Номер по ГИК (КП): ЛК ММО 1 № 1271/1.
  10. Музей Мирового океана // Справка, выданная отделом кадров Ленморагентства ГУСМП Кевамесу М. М. о работе в должности старшего машиниста на ледоколе «Сибиряков» в 1952–1956 гг. Номер в Госкаталоге: 12209851. Номер по ГИК (КП): ЛК ММО 1 № 1271/15.
  11. Музей Мирового океана // Характеристика на члена экипажа ледокола «Ермак» Кевамеса М. М. Номер в Госкаталоге: 12210434. Номер по ГИК (КП): ЛК ММО 1 № 1271/18.
  12. Eesti Rahvusarhiiv // EAÕK Muhu-Rinsi kogudus. Meetrikaraamat. EAA.1953.1.453. 1894. Lk. 14–15.
  13. Eesti Rahvusarhiiv // Kevames, Matvei Matvei p. ERA.28.2.5599. Lk. 1–7.
  14. Eesti Rahvusarhiiv // 1894. a. sündinud tagavaraväelaste toimikud A-K. ERA.677.3.455. 1920–1940. Lk. 478.
Основные термины (генерируются автоматически): Ледокол, Мировой океан, старший машинист, Диксон, Ленинград, профессиональный союз работников, социалистическое отношение, старший электрик, членский билет, эстонский язык.


Ключевые слова

Россия, эстонцы, Эстония, Кевамес

Похожие статьи

Северный морской путь: перспективы морских инноваций

Во время Первой мировой войны Россия покупает за границей ледоколы «Илья Муромец» и

С 1971 по 1992 годы на Балтийском заводе в Ленинграде были построены атомные

Причиной этого послужило то, что построенные в Советском Союзе атомные ледоколы со временем...

Доктрина Стимсона и ее применение в странах Прибалтики

Рассмотрена доктрина Стимсона, направленная на непризнание актов агрессии одного государства против другого, и проанализировано то, как данная доктрина повлияла впоследствии на ситуацию со странами Прибалтики.

Безопасность интернационального морского экипажа как проблема...

В разнородных этнических экипажах заметно повышаются риски осуществления профессиональной деятельности, что предопределяется отличиями в поведенческих образцах, образовательном уровне, в особенностях культуры членов экипажа.

Фактор разлуки в семейно-брачных отношениях моряков...

Среди разнообразных общественных процессов конца ХХ -начала XXIвека, один из наиболее заметных в области брачно-семейных отношений – стремительное увеличение числа разводов. Расторжение брака – еще в начале прошлого столетия исключительно редкое событие – стало...

Формирование у старших дошкольников представлений о мире...

В статье исследуется проблема формирования представлений о современных профессиях у детей старшего дошкольного возраста. Представлена система работы по расширению представлений о профессиях у старших дошкольников.

Виновники трагедии: факторы и события, сделавшие блокаду...

По замыслу нацистского руководства Ленинград должен быть разрушен бесконечными обстрелами и бомбардировками, а его население истреблено голодом, холодом и эпидемиями: дальнейшее сохранение и оккупация такого крупного города не подразумевалась.

Атомная энергетика и освоение Арктики | Статья в журнале...

В статье на основе использования разнообразной профессиональной отечественной и зарубежной литературы, научных статей раскрыто значение атомной энергетики в освоении Арктики...

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из...

Мир труда и будущая профессиональная деятельность требует от него сформированных необходимых для работы и жизни качеств: активности, гибкости мышления, способности к постоянному обучению, адаптации в социальной и профессиональной сфере и т.д...

Проблемы обучения лингвострановедческому чтению на...

На старшем этапе обучения чтение всё чаще выступает в роли самостоятельного вида речевой деятельности, когда учащийся читает не столько для того, чтобы выполнить учебное задание, сколько для того, чтобы получить необходимую информацию из текста и использовать её.

Похожие статьи

Северный морской путь: перспективы морских инноваций

Во время Первой мировой войны Россия покупает за границей ледоколы «Илья Муромец» и

С 1971 по 1992 годы на Балтийском заводе в Ленинграде были построены атомные

Причиной этого послужило то, что построенные в Советском Союзе атомные ледоколы со временем...

Доктрина Стимсона и ее применение в странах Прибалтики

Рассмотрена доктрина Стимсона, направленная на непризнание актов агрессии одного государства против другого, и проанализировано то, как данная доктрина повлияла впоследствии на ситуацию со странами Прибалтики.

Безопасность интернационального морского экипажа как проблема...

В разнородных этнических экипажах заметно повышаются риски осуществления профессиональной деятельности, что предопределяется отличиями в поведенческих образцах, образовательном уровне, в особенностях культуры членов экипажа.

Фактор разлуки в семейно-брачных отношениях моряков...

Среди разнообразных общественных процессов конца ХХ -начала XXIвека, один из наиболее заметных в области брачно-семейных отношений – стремительное увеличение числа разводов. Расторжение брака – еще в начале прошлого столетия исключительно редкое событие – стало...

Формирование у старших дошкольников представлений о мире...

В статье исследуется проблема формирования представлений о современных профессиях у детей старшего дошкольного возраста. Представлена система работы по расширению представлений о профессиях у старших дошкольников.

Виновники трагедии: факторы и события, сделавшие блокаду...

По замыслу нацистского руководства Ленинград должен быть разрушен бесконечными обстрелами и бомбардировками, а его население истреблено голодом, холодом и эпидемиями: дальнейшее сохранение и оккупация такого крупного города не подразумевалась.

Атомная энергетика и освоение Арктики | Статья в журнале...

В статье на основе использования разнообразной профессиональной отечественной и зарубежной литературы, научных статей раскрыто значение атомной энергетики в освоении Арктики...

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из...

Мир труда и будущая профессиональная деятельность требует от него сформированных необходимых для работы и жизни качеств: активности, гибкости мышления, способности к постоянному обучению, адаптации в социальной и профессиональной сфере и т.д...

Проблемы обучения лингвострановедческому чтению на...

На старшем этапе обучения чтение всё чаще выступает в роли самостоятельного вида речевой деятельности, когда учащийся читает не столько для того, чтобы выполнить учебное задание, сколько для того, чтобы получить необходимую информацию из текста и использовать её.

Задать вопрос