Роль педагога в процессе игры детей младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (271) август 2019 г.

Дата публикации: 16.08.2019

Статья просмотрена: 355 раз

Библиографическое описание:

Сунцова, Н. Ю. Роль педагога в процессе игры детей младшего дошкольного возраста / Н. Ю. Сунцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 33 (271). — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/archive/271/62042/ (дата обращения: 07.03.2021).



Успешность любого человека зависит от того, как он умеет исполнять те или иные социальные роли. Уже в самом раннем возрасте попадая в социум, ребенок вынужден выполнять эти роли. Игра как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста помогает ему освоить различные социальные роли: роль партнера, инициатора и др. Важной задачей педагога научить ребенка этому, так как дальше ему предстоит освоить более сложные роли. Данной проблеме посвящена статья.

Ключевые слова: игра, социум, дети младшего дошкольного возраста, воспитатель, коллектив.

Игра, будучи важной частью жизни ребенка, является отражением жизни социума, в котором проживает отдельно взятый ребенок.

Игровой коллектив — это социальный «организм» со своими отношениями: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Воспитатель, являясь непосредственным руководителем детских игр, формирует у них определенные навыки жизни в коллективе: умение играть вместе на основе взаимопонимания, помогать друг другу.

Изначально все дети имеют равные права на роли в игре, но в то же время в любой момент каждый из них может придумать и предложить что-то свое, предложить свое развитие игры, а также разрешить спорные вопросы.

Таким образом, в коллективе уже начинают зарождаться первые традиции, свое «общественное мнение», которое в дальнейшем будет определять поступки детей, регулировать отношения между ними, служить «мерилом» оценки своего поведения, а также поведения других.

Уже в самом раннем возрасте у детей появляется потребность в общении. С первых месяцев жизни ребенок своей улыбкой, разными издаваемыми им звуками, движениями ручек выражает радость от общения со взрослыми, которые в свое время являются первыми его партнерами. В то же время взрослые учат малыша узнавать окружающий мир, различать его звуки, запахи, краски и т. д. И уже в самом раннем возрасте у детей можно наблюдать избирательные игровые действия. Один с удовольствием гремит погремушками с изображением птиц и животных, а другой выберет для себя простые ложки и тоже будет счастлив, извлекая из них звуки. А с того момента, когда малыш начинает ползать и сидеть, его игровые возможности расширяются. У него возникает интерес к предметам, которые развивают его движения.

Взрослые, руководя играми детей, помогают им развивать сюжет игры, уметь завершать игровые действие. Искренняя заинтересованность педагога в игре, ласковый тон, заботливое отношение к ребенку и образу, создаваемому в игре, воспитывает у детей чуткость и отзывчивость.

В совместной игре со взрослым, ребенок учится придумывать игру, совершать необходимые игровые действия, использовать не только непосредственно игрушки, но и их заместители, учиться завершать игру. Важно, чтобы детям игра доставляла удовольствие, приносила им радость. Если малыш уже умеет играть в одиночку относительно длительное время (5–10 мин), педагог может направить его внимание на сверстника, играющего рядом, стараясь вызвать интерес к его игре.

Вначале малыш заинтересовывается игрушкой, находящейся в руках соседа, и непременно захочет получить ее. В этот момент между детьми могут возникнуть противоречия, которые вправе и должен разрешить педагог. Зная индивидуальные особенности каждого ребенка, воспитатель должен постараться увлечь их совместными игровыми действиями с одной игрушкой, или переключить внимание на игру с другими предметами. Иногда целесообразно развить активность одного ребенка и несколько затормозить действия другого.

Разыгрывая определенные роли, ребенок подражает не только действиям взрослого, но и его отношению к игрушкам, другим участникам игры. Увлеченность ролью педагога в игре, его искренность способствует проявлению чувств самого ребенка. У детей в силу отсутствия знаний, умений и навыков наблюдается неустойчивый интерес к игре. В данном случае роль педагога поддержать интерес детей к определенной роли, дать детям необходимые знания для развития сюжета игра, а также обучать их определенными навыками, подсказывать выполнять необходимые действия.

Вовлеченность в совместные игры детей должно проходить постепенно с большой осторожностью, ни в коем случае не должно препятствовать желанию самого ребенка. Общительные дети будут самыми первыми участниками игр. А дети более замкнутые вначале станут лишь наблюдателями. И это никаким образом не должно быть оценено воспитателем. В противном случае вторые могут надолго потерять интерес к коллективным играм и тогда пребывание в детском саду для ребенка превратиться лишь в испытание.

Важно учитывать особенности детей младшего дошкольного возраста, организовывать игры небольшими группами. В таких играх ребенок может ярче проявить себя как партнера игры, что в дальнейшем послужит базой для взаимопонимания и доверия к своим сверстникам. Ребенка умеющего самостоятельно придумывать и развивать сюжет можно легко заинтересовать игрой другого.

Выполнение норм поведения зависит и от внутреннего побуждения ребенка, от того какие чувства он испытывает и какие чувства испытывают к нему его партнеры в игре. В маленьком игровом коллективе, где основой служит в большинстве своем личная симпатия, детям легче выстроить дружеские отношения, соблюдать нормы коллективного поведения.

Для развития коллективного творчества, умения анализировать свои действия важен навык подведения итога в игре. На помощь может прийти такой прием как разговор с детьми в конце игры. Такие разговоры способствуют развитию мыслить не только самостоятельно, но и с перспективой на будущее. Во время беседы педагог учит детей с достоинством оценивать свои поступки, анализировать поступки других героев игры, размышлять: почему игра так закончилось и что можно изменить в следующий раз.

Дети постепенно накапливают определенные знания об окружающих их вещах и явлениях, о предметах домашнего обихода, о труде взрослых. Их интересуют не только действия окружающих людей, но и их переживания, заботы, взаимоотношения. Накопленные знания позволяют расширить тематику игр, появляются сюжетно-ролевые игры. Однако в этом возрасте у детей интерес к сюжету еще неустойчив, и они от одной игры легко переходят к другой. Следовательно, в младшем дошкольном возрасте дети могут играть в совместные игры только при условии сохранения организующей и направляющей роли взрослого.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. -№ 06. — С. 62–68.
  2. Запорожец А. В. Игра и развитие ребенка / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. — 1964. — № 4.
  3. Новоселова С. Л., Зворыгина Е. В. Игра и всестороннее воспитание детей / С. Л. Новосёлова, Е. В. Зворыгина // Дошкольное воспитание.- 1983. — № 10 с. 38–46.
  4. ФГОС дошкольного образования: первые результаты: [Текст]: материалы межрегиональной научно-практической конференции / под. общей. ред. Е. В. Коточиговой — Ярославль: ГОУ ЯО ИРО, 2015. — 72 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, младший дошкольный возраст, самый ранний возраст, действие, роль, самый ребенок, уж.


Похожие статьи

Игра как основной вид деятельности детей младшего...

В работе с детьми младшего дошкольного возраста перед педагогами стоят определенные

Наиболее эффективными направлениями работы с детьми младшего дошкольного

У младших дошкольников в развитии детских игр огромную роль играет самостоятельное и...

ребенок, игра, роль, дошкольный возраст, окружающий мир...

Игра как средство развития личности ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными

ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший дошкольный возраст, детский...

Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка

Дошкольное детство самый важный период становления личности.

Основной вид деятельности детей дошкольного возрастаигра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

«Игры-секретики» для детей раннего и младшего дошкольного...

ребенок, ранний возраст, игра, Игрушка, предмет, умение, действие, дидактическая игра, повседневное общение, раннее детство.

Игра детей раннего возраста в основном не устойчивы, что выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игр...

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой деятельности...

Для детей раннего возраста ведущей является предметная деятельность, для детей

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение...

Значение игры в воспитании ребёнка | Статья в журнале...

Но, пожалуй, самым привлекательным в игре для ребенка является творчество.

Игра — явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду...

ИГРА, ребенок, игровое пространство, дошкольный возраст...

В раннем возрасте ребенок находится во власти реальной ситуации, проявляющейся в уровнях действий, высказываниях ребенка, процессуальной игре (малыш

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая...

игра, ребенок, дошкольный возраст, действие, игровая...

Дошкольный возраст — это особенный период развития ребенка. В этом возрасте формируется вся психическая жизнь человека и устанавливаются отношение с окружающим миром. Суть этого становления заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают...

Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников

Игра — это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и

В течение всего дошкольного возраста прослеживается динамика развития игры от первого

Игры проводятся на самую разнообразную тематику. В них дети воспроизводят события и...

ребенок, игра, дошкольный возраст, роль, игровая...

Игра детей раннего возраста в основном не устойчивы, что выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игр, объединений детей, наличие конфликтов по поводу игрушки, роли.

Их сочетание позволяет детям реализовать в игре самые смелые замыслы.

Похожие статьи

Игра как основной вид деятельности детей младшего...

В работе с детьми младшего дошкольного возраста перед педагогами стоят определенные

Наиболее эффективными направлениями работы с детьми младшего дошкольного

У младших дошкольников в развитии детских игр огромную роль играет самостоятельное и...

ребенок, игра, роль, дошкольный возраст, окружающий мир...

Игра как средство развития личности ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными

ребенок, игра, игрушка, сюжет, малыш, действие, младший дошкольный возраст, детский...

Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка

Дошкольное детство самый важный период становления личности.

Основной вид деятельности детей дошкольного возрастаигра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

«Игры-секретики» для детей раннего и младшего дошкольного...

ребенок, ранний возраст, игра, Игрушка, предмет, умение, действие, дидактическая игра, повседневное общение, раннее детство.

Игра детей раннего возраста в основном не устойчивы, что выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игр...

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой деятельности...

Для детей раннего возраста ведущей является предметная деятельность, для детей

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение...

Значение игры в воспитании ребёнка | Статья в журнале...

Но, пожалуй, самым привлекательным в игре для ребенка является творчество.

Игра — явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду...

ИГРА, ребенок, игровое пространство, дошкольный возраст...

В раннем возрасте ребенок находится во власти реальной ситуации, проявляющейся в уровнях действий, высказываниях ребенка, процессуальной игре (малыш

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая...

игра, ребенок, дошкольный возраст, действие, игровая...

Дошкольный возраст — это особенный период развития ребенка. В этом возрасте формируется вся психическая жизнь человека и устанавливаются отношение с окружающим миром. Суть этого становления заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают...

Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников

Игра — это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и

В течение всего дошкольного возраста прослеживается динамика развития игры от первого

Игры проводятся на самую разнообразную тематику. В них дети воспроизводят события и...

ребенок, игра, дошкольный возраст, роль, игровая...

Игра детей раннего возраста в основном не устойчивы, что выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игр, объединений детей, наличие конфликтов по поводу игрушки, роли.

Их сочетание позволяет детям реализовать в игре самые смелые замыслы.

Задать вопрос