Содействие самозанятости в зарубежных странах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №33 (271) август 2019 г.

Дата публикации: 16.08.2019

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Ласкин А. А. Содействие самозанятости в зарубежных странах // Молодой ученый. — 2019. — №33. — С. 14-16. — URL https://moluch.ru/archive/271/62018/ (дата обращения: 16.09.2019).



В данной статье рассматривается опыт содействию самозанятости безработного населения в западных странах. Анализируется нормативно-правовая база содействия самозанятости. Проводится анализ общих практик содействия самозанятости безработного населения.

Ключевые слова: организационный механизм, самостоятельная занятость граждан, безработное население, малый бизнес, самостоятельная занятость, SEB

На сегодняшний день остро встал вопрос о реализации новых методов, принципов и моделей управления самозанятостью безработного населения, и, как следствие, реализация социальных целей и задач управления самозанятостью, имеющих различные ресурсы для их реализации.

Классическая теория экономических отношений, сформулированная Смитом, постулирует о том, что рыночная капиталистическая экономика способна к саморегулированию. Современные же ученые утверждают, что аргументы классической теории слишком упрощены и она не может в полной мере отражать экономическую среду [5 с.146]. Один из первых наиболее серьезных кризисов в США и Западной Европы, известный нам как «Великая депрессия» в 1929–1933 г. потребовали исследователей взглянуть на проблемы самозанятости с нового ракурса. Один из них был Д. М. Кейнс, он опровергнул принцип самоорганизации в экономике. Он считал, что рынок не может быть единственным регулятором экономики, а отсутствие безработицы возможно только гипотетически. В реальности же активная роль в регулировании экономических процессов должна быть возложена на государство.

В 1998 г. в Люксембурге была представлена Европейская стратегия занятости. Ее участниками стали 15 стран-членов Евросоюза. Данная стратегия базируется на макроэкономической политике Евросоюза. Ее цели — устойчивый экономический рост, который ориентирован на повышение уровня жизни населения. Основу стратегии представляют четыре блока:

− предпринимательство;

− внутренние и внешние возможности;

− адаптивность;

− равные возможности.

В блоке «предпринимательство» постулируется концепция стимулирования самозанятости населения через создания необходимого климата, а также введения законов, упрощающих ведение малого и среднего бизнеса через особые системы налогообложения.

В основном в европейских странах существует определенный перечень профессий, в которых может самореализоваться самозанятое лицо. Данный список регулируют местные законы, и он постоянно обновляется, с целью увеличить количество самозанятых граждан из числа безработных. Таким образом, в соответствии с немецким законодательством представители таких профессий, как программисты, журналисты, специалисты по электронике, автомеханики, преподаватели, переводчики, аналитики и врачи, могут работать не по найму.

Механизм регулирования также устанавливает необходимые процедуры (как разовые обязательные действия), например, выдача разрешения, наличие которого позволяет гражданину заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. В Германии гражданин, планирующий работать не по найму, должен обратиться за разрешением в местный орган власти. В результате такой значительной финансовой поддержке, уже на протяжении 10 лет наблюдается высокий рост самозанятых лиц в Германии. [1]. Франция использует похожий принцип стимулирования самозанятых безработных граждан — самозанятые освобождаются от уплаты налогов и социальных отчислений на определённое время. Безработным, ставшим предпринимателями, выпускаются специальные книги с отрывными чеками, с которых можно оплачивать консультации по вопросам управления, юриспруденции и бухгалтерского учета [6 с.208]. В Канаде организационный механизм также используется в качестве государственной программы поддержки индивидуального труда (SEB): финансовая и техническая поддержка предоставляется безработным, которые получают социальные пособия и намереваются стать самозанятыми. В США они также активно используют организационный механизм для оказания помощи гражданам, планирующим самостоятельную занятость — это получение финансовой помощи в виде кредита. Косвенная поддержка оказывается посредством предоставления специальных кредитов от Ассоциации малого бизнеса тем предприятиям, которые расположены в регионах с высоким уровнем безработицы и которые создают условия для самостоятельной занятости граждан [3]. В Великобритании аналогичный организационный механизм используется в форме услуг и консультаций для безработных граждан, планирующих самостоятельную занятость. Информационные услуги по поддержке самостоятельной занятости безработных граждан доступны практически во всех странах. Интересен опыт Китая, где работающие не по найму граждане имеют возможность получать необходимую информацию на специализированных сайтах и в электронных библиотеках, участвовать в вебинарах, видеоконференциях, которые организуют ведущие китайские и мировые эксперты [4]. В Китае насчитывается 1000 государственных центров поддержки предпринимательства, которые предоставляют бесплатные услуги для поддержки самостоятельной занятости граждан [2].

Программы по содействию самозанятости, использующиеся в разных странах имеют различия, однако все они направленны на одни целевые группы безработного населения, с целью оценить уровень пригодности к предпринимательской деятельности, развить необходимые профессиональные навыки, а также оказать необходимую финансовую поддержку. Во всех программах предусматривается мониторинг качества оказания социальной услуги безработному населению.

Литература:

  1. Как живет и работает малый бизнес в Германии. [Электронный ресурс]: — Электрон. дан. — Режим доступа: https://rg.ru/2013/12/24/germania.html, свободный (дата обращения: 12.08.2019). — Загл. с экрана.
  2. Мидянка А. И. Особенности развития малого бизнеса РФ и Канады. [Электронный ресурс]: — Электрон. дан. — Режим доступа: http://projects.fa.ru/MMFF2012/data/s1/Midyanka.pdf, свободный (дата обращения: 12.08.2019). — Загл. с экрана.
  3. Малый бизнес в Соединенных Штатах Америки. [Электронный ресурс]: — Электрон. дан. — Режим доступа: https://ru.exrus.eu/Malybiznes-v-Soyedinennykh-Shtatakh-Ameriki-id4e6e12e76ccc194c3c002c1c, свободный (дата обращения: 12.08.2019). — Загл. с экрана.
  4. Мусостова Д. Ш., Бисаева Д. И. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Китае. [Электронный ресурс]: — Электрон. дан. — Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru, свободный (дата обращения: 12.08.2019). — Загл. с экрана.
  5. Немова Л. А. Деятельность службы трудоустройства в Канаде / Л. А. Немова// «США — экономика, политика, идеология». — 1990. — № 5 с.144–157
  6. Рынок труда: Учеб. пособие / под ред. Проф. П. Э. Шлендера. — М.: Вузовский учебник, 2004.–208 с.


Задать вопрос