Формирование доступной и комфортной городской среды как условие социальной адаптации людей с ограниченными возможностями передвижения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №33 (271) август 2019 г.

Дата публикации: 17.08.2019

Статья просмотрена: 1128 раз

Библиографическое описание:

Гюлджян, А. Г. Формирование доступной и комфортной городской среды как условие социальной адаптации людей с ограниченными возможностями передвижения / А. Г. Гюлджян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 33 (271). — С. 128-131. — URL: https://moluch.ru/archive/271/62014/ (дата обращения: 20.04.2024).



Комфортная городская среда является важнейшим условием нормальной жизнедеятельности общества, в особенности это касается людей с ограниченными возможностями передвижения, для которых отсутствие элементарной инфраструктуры затрудняет решение повседневных жизненно важных проблем и вопросов.

Ключевые слова: формирование комфортной городской среды, национальный проект, федеральный проект, социальная адаптация людей с ограниченными возможностями передвижения, люди с ограниченными возможностями передвижения.

В современном мире, в условиях высокой занятости граждан решением первостепенных житейских проблем, на второй план уходят, казалось бы, не столь важные вопросы, в том числе, касающиеся внешнего облика населенных пунктов, а также функциональности окружающей инфраструктуры.

Отличительной особенностью России является ее многонациональный народ и его глубокая история, оставившая культурные следы на различных территориях страны. Это касается, в первую очередь, непосредственно мест проживания представителей различных этносов и конфессий, взаимодействие которых породило совершенно необычные архитектурные стили строящихся в различные периоды времени построек.

К сожалению, в настоящее время в сфере строительства и реконструкции объектов капитального строительства верх берет дешевизна применяемых архитектурных решений и строительных материалов, в связи с чем на смену необычным впечатляющим отпечаткам прошлого приходят дешевая, зачастую некачественная, керамическая плитка, пластиковые окна и безвкусные ограждения, умаляющие достижения общероссийской культуры.

Кроме того, сегодня очень остро стоит вопрос обеспечения соответствия городской инфраструктуры нуждам людей с ограниченными возможностями передвижения. Будучи полноправными членами нашего общества, представители данных категорий граждан не могут воспользоваться элементарными элементами городской инфраструктуры, необходимых для их нормальной жизнедеятельности. Так, к примеру, зачастую в необходимых местах отсутствуют пандусы, при строительстве пешеходных зон не используются специальные покрытия, в отдельных местах пешеходные проходы в принципе не обеспечены адекватным дорожным покрытием, количество пешеходных переходов сокращается в угоду автомобильному движению, что затрудняет передвижение через проезжие части, и т. д.

Жалобы граждан и отсутствие реакции региональных и местных должностных лиц повлекло необходимость принятия решений на федеральном уровне. В этой связи Президентом Российской Федерации инициирован Национальный проект «Жилье и городская среда» [1], в рамках которого Правительству Российской Федерации поручено реализовать федеральный проект «Формирование комфортной городской среды».

В рамках данного приоритетного проекта предусмотрено создание условий для повышения качества и комфорта городской среды, в том числе проведение благоустройства дворовых территорий, объектов городской среды, мест массового отдыха населения, а также обучение специалистов, занятых в соответствующей сфере общественных отношений [2, 3].

Реализация указанного федерального проекта рассчитана на период 2017–2022 гг. и предусматривает вовлечение широких кругов населения в процесс достижения целевых показателей. Указанное условие планируется соблюсти путем выделения особого места в данном проекте для местного самоуправления.

И именно этот фактор вызывает наибольшее беспокойство относительно успешности реализации рассматриваемого федерального проекта. В первую очередь, это связано с тем, что Федеральным законом 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил благоустройства территорий, в соответствии с которыми в настоящее время и формируется наша окружающая среда, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления [4]. То есть, в большей степени ответственными за реализацию федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» являются должностные лица, которые, зачастую, с непосредственно этими же полномочиями не справлялись. Таким образом, качественного изменения подхода в формировании городской среды не усматривается.

Кроме того, в Градостроительный кодекс Российской Федерации и иные акты действующего законодательства подготавливаются изменения «для возрождения института строительства типового жилья» [5]. Следовательно, происходит возврат к методу строительства, который использовался в нашей стране в 1950–1980 годы. В указанный исторический период развития нашего государства такой путь жилищного строительства позволил обеспечить 2/3 населения жильем. Однако важно учитывать, что указанное время неразрывно связано с поствоенным восстановлением инфраструктуры, что требовало высокой скорости строительства объектов и их дешевизны. Кроме того, необходимо принимать во внимание социально-экономический строй общественной жизни того периода, а также культурные особенности, которые нес социалистический уклад жизни. В настоящее же время не ясно, какую конечную цель несет в себе государственная поддержка типового строительства и как оно может сочетаться с попыткой формирования комфортной городской среды на территории нашей необъятной страны, в различных уголках которой проживают люди, принадлежащие различным культурам, что непосредственно отражается и должно отражаться, в том числе, в элементах окружающей городской среды.

В контексте доступности объектов городской среды для людей с ограниченными возможностями передвижения реализация федерального проекта также вызывает некоторое непонимание планируемых мероприятий. Согласно паспорту федерального проекта его реализация направлена на улучшение качества и комфорта жизни всего социума, конкретнее, всех его представителей. Вместе с тем серьезным недостатком существующих объектов городской инфраструктуры является их несоответствие нуждам людей с ограниченными возможностями передвижения. По различным данным количество таких людей в России составляет 10 % от всего населения страны, что диктует определенную необходимость учета их потребностей при реализации общенациональных проектов и стратегий, касающихся социальной среды. Одновременно, к сожалению, в настоящий момент находящаяся в свободном доступе документация не позволяет сделать вывод о том, что для соблюдения интересов значительной доли населения предприняты конкретные шаги.

Вместе с тем в последнее время возросло количество общественных некоммерческих организаций, преследующих культурные, социальные и иные общественно полезные цели, осуществляющих деятельность в сфере содействия развития городов и иных населенных пунктов. Действия таких организаций положительно оцениваются обществом, так как имеют соответствующую ценность для всех его представителей, так как первостепенной своей задачей ставят как сохранение культурных особенностей различных территорий, так и отстаивание интересов наименее защищенных слоев населения, в том числе, людей, ограниченных в передвижении. Для эффективной реализации федерального проекта по формированию комфортной городской среды представителям государственной власти и местного самоуправления необходимо не просто перенять опыт деятельности таких организаций, но и непосредственно привлечь их к реализации отдельных его мероприятий, а также оказывать поддержку таких организациями, пропагандировать их деятельность среди населения и способствовать увеличению их количества. Такой подход не только поможет качественно достичь намеченных результатов, но и сформирует ответственную позицию граждан по отношению к объектам благоустройства и городской среды в целом, позволит привлекать к разрешению социально значимых проблем заинтересованных и небезразличных представителей общества и создаст для них возможность внести свой вклад в социальное развитие страны.

Кроме того, в целях успешной реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» предлагаю рассмотреть возможность его реализации не одновременно на территории всей страны, а путем поэтапной ее реализации путем условного разделения территории страны для целей проекта по принципу культурной общности, природно-климатических и иных особенностей, реализации ее мероприятий последовательно согласно определенному плану, что позволило бы учитывать и сохранить отличительные черты отдельных регионов России, не нарушив устойчивые параметры их социальной и культурной среды, а также создало бы условия для проведения качественного анализа допускаемых ошибок, что обусловило бы возможность их своевременного устранения и недопущения повторения уже на других территориях при реализации схожих мероприятий.

В конечном итоге, федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» потребовал бы больших временных ресурсов для реализации, но его целевые показатели потенциально могли быть достигнуты с наименьшими рисками и просчетами, что несомненно было бы свидетельством его эффективной реализации и качественным улучшением жизни граждан.

Литература:

  1. Указ Президента Российской Федерации от № «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».
  3. Паспорт приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 18.04.2017 № 5).
  4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 313-ФЗ).
  5. Россию застроят «медведевками» // Новые известия. URL: https://newizv.ru/news/society/13–07–2019/rossiyu-zastroyat-medvedevkami (дата обращения: 12.08.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): комфортная городская среда, федеральный проект, городская среда, ограниченная возможность передвижения, местное самоуправление, Российская Федерация, городская инфраструктура, Национальный проект, нужда людей, эффективная реализация.


Ключевые слова

национальный проект, формирование комфортной городской среды, федеральный проект, социальная адаптация людей с ограниченными возможностями передвижения, люди с ограниченными возможностями передвижения

Похожие статьи

Анализ проблемы реализации федерального проекта...

Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» создан, чтобы обеспечить комплексное развитие современной городской инфраструктуры на основе единых подходов.

Современное состояние городской среды: основные понятия...

городская среда, комфортная городская среда, средство, Торонто, местный бюджет, городское хозяйство, городское развитие, Российская Федерация, благоприятная городская среда, городское управление.

О проекте исследования актуального состояния общественной...

Изложен авторский проект исследования актуального состояния общественной (публичной) инфраструктуры крупного города как «безбарьерной среды» для людей с ограниченными возможностями и других маломобильных групп населения.

Оценка процесса создания в Омске доступной среды для людей...

Встатье рассматривается проблема наличия барьеров для лиц с ограниченными возможностями здоровья в использовании городской инфраструктуры и получении услуг различного рода, а также меры по созданию безбарьерной среды.

Существующие проблемы доступной среды маломобильных групп...

Ключевые слова:маломобильные группы населения, доступная среда, люди с ограниченными возможностями. По оценкам Всемирной организации здравоохранения на 2013 г, более 1 миллиарда людей имеют какую-либо форму инвалидности. Это соответствует почти 15...

Особенности адаптации маломобильных групп граждан...

Изложен авторский проект исследования актуального состояния общественной (публичной) инфраструктуры крупного города как «безбарьерной среды» для людей с ограниченными возможностями и других маломобильных групп населения.

О социальных приоритетах развития городской транспортной...

Реализация автопарковочной политики и политики землепользования в процессе развития городской транспортной инфраструктуры должна в первую очередь учитывать социальные приоритеты и обеспечение комфортных условий жизни населения.

Комфортная городская среда: дворовые пространства

Библиографическое описание: Пушкарева А. С. Комфортная городская среда: дворовые

При разработке проекта дворовой территории в основу концепции заложен принцип правильного

Подведя итоги о проблемах благоустройства дворовых территорий российских городов и их...

К вопросу о благоустройстве дворовой территории по...

Паспорт приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». Постановление № 197 Администрации городского округа Самара «О мерах по реализации на территории городского округа Самара приоритетного проекта «Формирование комфортной...

Похожие статьи

Анализ проблемы реализации федерального проекта...

Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» создан, чтобы обеспечить комплексное развитие современной городской инфраструктуры на основе единых подходов.

Современное состояние городской среды: основные понятия...

городская среда, комфортная городская среда, средство, Торонто, местный бюджет, городское хозяйство, городское развитие, Российская Федерация, благоприятная городская среда, городское управление.

О проекте исследования актуального состояния общественной...

Изложен авторский проект исследования актуального состояния общественной (публичной) инфраструктуры крупного города как «безбарьерной среды» для людей с ограниченными возможностями и других маломобильных групп населения.

Оценка процесса создания в Омске доступной среды для людей...

Встатье рассматривается проблема наличия барьеров для лиц с ограниченными возможностями здоровья в использовании городской инфраструктуры и получении услуг различного рода, а также меры по созданию безбарьерной среды.

Существующие проблемы доступной среды маломобильных групп...

Ключевые слова:маломобильные группы населения, доступная среда, люди с ограниченными возможностями. По оценкам Всемирной организации здравоохранения на 2013 г, более 1 миллиарда людей имеют какую-либо форму инвалидности. Это соответствует почти 15...

Особенности адаптации маломобильных групп граждан...

Изложен авторский проект исследования актуального состояния общественной (публичной) инфраструктуры крупного города как «безбарьерной среды» для людей с ограниченными возможностями и других маломобильных групп населения.

О социальных приоритетах развития городской транспортной...

Реализация автопарковочной политики и политики землепользования в процессе развития городской транспортной инфраструктуры должна в первую очередь учитывать социальные приоритеты и обеспечение комфортных условий жизни населения.

Комфортная городская среда: дворовые пространства

Библиографическое описание: Пушкарева А. С. Комфортная городская среда: дворовые

При разработке проекта дворовой территории в основу концепции заложен принцип правильного

Подведя итоги о проблемах благоустройства дворовых территорий российских городов и их...

К вопросу о благоустройстве дворовой территории по...

Паспорт приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». Постановление № 197 Администрации городского округа Самара «О мерах по реализации на территории городского округа Самара приоритетного проекта «Формирование комфортной...

Задать вопрос