В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) заработная плата (оплата труда работника) определена как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты [1].
Так как заработная плата выступает основным источником дохода работника, необходимо постоянно совершенствовать системы оплаты труда так, чтобы она в полностью обеспечивала воспроизводство рабочей силы, а также учитывала условия труда и его результаты, стимулировала работника к повышению квалификации, производительности и качества своего труда.
В экономике различают 2 понятия заработной платы: номинальная и реальная. Номинальная заработная плата — заработная плата, начисленная и полученная работником, за его труд в определенный период; реальная заработная плата — это количество товаров и услуг, приобретённое за номинальную заработную плату, то есть ее покупательская способность.
Сущность заработной платы проявляется в функциях, выполняемых в фазах общественного производства (производство, распределение, обмен, потребление) [4]:
- Воспроизводственная функция — обеспечение работника и членов его семьи необходимыми жизненными благами для воспроизводства рабочей силы.
- Стимулирующая функция — установление зависимости заработной платы работника от результатов деятельности предприятия, заинтересовывающей работника в постоянном улучшении результатов своего труда.
- Измерительная функция означает, что величина оплаты труда должна соответствовать количеству и качеству затраченного труда, быть их мерилом.
- Регулирующая функция — регулирование распределения рабочей силы по регионам, отраслям экономики, предприятиям.
- Социальная функция — установление дифференциации заработной платы, способствующей созданию заинтересованности в повышении квалификации и продвижении по социальной лестнице, а также соответствующей представлениям о принципах социальной справедливости.
Согласно статье 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда работников муниципальных учреждений регулируются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [1].
Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предусмотрено повышение заработной платы работников бюджетной сферы [2]:
врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (далее врачи), преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования (ВПО) (повышение зарплаты до 200 % от средней зарплаты в субъекте РФ);
педагогических работников образовательных учреждений общего, начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО), среднего и младшего медицинского персонала (повышение до 100 %).
Контрольные показатели повышения заработной платы определенны Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы».
Динамика увеличения размера средней заработной платы отдельных категорий медицинских работников, начиная с 2013 года, представлена на рисунке 1, а изменение заработной платы работников образования на рисунке 2. [5]
Рис. 1. Заработная плата отдельных категорий медицинских работников
Рис. 2. Средняя заработная плата преподавателей организаций общего образования, НПО, СПО и ВПО
Следует отметить положительную тенденцию роста заработной платы работников бюджетной сферы, обусловленного ростом средней заработной платы в экономике в целом. Однако данные показатели неточно характеризуют уровень оплаты труда в сферах образования и здравоохранения из-за методики расчета среднего показателя, где учитывается общий фонд заработной платы и общая численность работников каждого субъекта.
Так в регионах, где преобладает добывающая отрасль промышленность, средняя заработная плата работников бюджетной сферы будет выше, так как в субъекте будет высокий показатель среднего дохода от трудовой деятельности, а в регионах, где преобладающая отрасль сельское хозяйство, заработная плата будет существенно ниже.
При этом нет отдельного учета заработной платы работников бюджетной сферы, работающих в сельской местности, что не дает возможности характеризовать ситуацию с оплатой труда именно сельского населения.
Литература:
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // СПС «КонсультантПлюс».
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // СПС «КонсультантПлюс».
- Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р (ред. от 14.09.2015) «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы»
- Скляревская В. А. Экономика труда: учебник. — М.: Дашков и К, 2015. — 304 с.
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики — http://www.gks.ru