Перспективы использования технологий дистанционного обучения в юридических вузах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (271) август 2019 г.

Дата публикации: 16.08.2019

Статья просмотрена: 463 раза

Библиографическое описание:

Хоменко, П. В. Перспективы использования технологий дистанционного обучения в юридических вузах / П. В. Хоменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 33 (271). — С. 126-128. — URL: https://moluch.ru/archive/271/62008/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассмотрена роль дистанционных образовательных технологий в юридических вузах. Проведен анализ данных технологий, выявлены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, дистанционное обучение, юридическое образование, правовое обучение, образование.

Сегодня во всех развитых странах мира упор в процессе реформирования систем образования переносится на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, выделять проблемы и находить пути их рационального решения, уметь критически анализировать полученные знания и применять их для решения новых задач. Поэтому сегодня на смену традиционным «закрытым» системам обучения приходят новые «открытые» системы, к которым относится и дистанционное образование [1].

Новая информационная среда стала основой развития современного дистанционного образования. Хотя определенные элементы дистанционного образования использовались и ранее (в первую очередь при заочной форме обучения), в полном смысле дистанционное образование является детищем нашего времени. Оно возможно только с использованием новейших интерактивных технологий (компьютерных образовательных систем в обычном и мультимедийном вариантах, электронных библиотек и баз данных с удаленным доступом, компьютерных сетей и т. п.).

Заметим, что следует дифференцировать понятия «дистанционное образование» и «дистанционное обучение». Очевидно, что дистанционное образование — это новая форма организации обучения, которая занимает промежуточное положение между стационарной и заочной формами, а дистанционное обучение — это новый метод дидактики.

По мнению многих ученых, дистанционное образование — это организованный по определенным темам, дисциплинам учебный процесс, предусматривающий активный обмен информацией между учениками и преподавателями, а также между самими учащимися и максимально использующий современные средства новых информационных технологий [3].

Дистанционное образование — это многоаспектное явление. Поэтому в режиме дистанционного образования слушатели могут получить подготовку в любых сферах научных знаний. Не является исключением и юридическое образование. В дистанционном режиме может быть получено высшее юридическое образование, осуществлена переподготовка юридических кадров и повышение квалификации юристов.

Использование всех возможностей новейших компьютерных технологий позволяет активизировать все каналы восприятия студентами информации, сделать процесс обучения в вузе интересным и плодотворным [2].

К положительным аспектам юридического дистанционного образования можно отнести такие возможности, как:

− получение образования лицами, которые по тем или иным причинам не в состоянии получить его другим способом;

− получение образования без отрыва от производства, места жительства, а также получение одновременно нескольких образований в различных учебных заведениях;

− получение образования в удобное для студента время, в удобном месте и удобном темпе обучения;

− формирование из набора независимых учебных курсов (модулей) оптимального индивидуального или группового плана обучения;

− одновременное общение студентов с преподавателями и между собой независимо от места их нахождения и времени вхождения в информационную и телекоммуникационную сеть;

− уменьшение затрат на проведение обучения (нет затрат на аренду помещений, на дорогу к месту обучения как у преподавателей, так и студентов);

− повышение качества образования за счет использования современных средств, больших электронных библиотек и пр.;

− создание единого образовательного пространства;

− использование самых современных достижений информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе и т. п.

В свою очередь негативными аспектами юридической дистанционного образования можно считать:

− фактическое отсутствие отечественных разработок квалифицированных средств учебно-методического обеспечения (электронных учебников и книг, тестов и виртуальных тренажеров и т. п.) по юридическим специальностям;

− низкий уровень компьютеризации учебных заведений;

− отсутствие совершенной нормативной базы существования и развития дистанционного образования и государственно признанных концептуальных разработок, нивелирует его общегосударственное значение и сводит его к корпоративным интересам отдельных групп лиц и др. [1].

Дистанционное обучение, индивидуализированное в своей основе, не исключает вместе с тем возможности широкой коммуникации учащихся. Это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной среды, основанный на средствах обмена учебной информацией на расстоянии.

Дистанционное обучение является одной из форм непрерывного образования, призванной реализовать право человека на образование и получение информации. Это новая форма организации учебного процесса, основанная на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что ученики часто отдалены от преподавателя в пространстве, в то же время они имеют возможность в любой момент общаться с помощью телекоммуникации [3].

В современный период новейшие информационные технологии могут быть успешно применены и в обучении юристов по традиционными учебными программами, но с использованием средств «дистанционного обучения». Прежде всего речь идет о студентах, обучающихся по любой (дневной, вечерней или заочной) форме.

Известно, что самостоятельная работа студентов обеспечивается системой учебно-методических средств, предусмотренных для изучения конкретной юридической дисциплины. Однако традиционные средства (учебники, учебные и методические пособия, конспекты лекций преподавателя и т. д.) могут быть дополнены специальными учебными дистанционными средствами по любым юридическим дисциплинам [2].

С помощью разнообразных и специализированных сервисов сети Интернет преподаватель и студент осуществляют взаимодействие в рамках учебного процесса. Преподаватель выдает задания, консультирует при возникновении затруднений, контролирует выполнение тестов и работ, помогает при подготовке к экзаменам и зачетам. Необходимые материалы для успешного учебного процесса обучающийся получает в электронном виде, а не в традиционном печатном. Порядок и скорость освоения учебных дисциплин обучающийся может выбирать самостоятельно. При дистанционном обучении можно освоить материал целого курса всего за один семестр, или, наоборот, продлить обучение на несколько лет [3].

Дистанционное обучение является открытым и доступным для всех, независимо от того места, где человек живет. Это обучение, а не самообразование. Оно использует как технологическую основу современные средства новых информационных технологий и средства массовой коммуникации — как привычные (радио, телевидение, факс), так и новые (аудио-, теле- и видеоконференции, компьютерные телекоммуникации и т. д.) [3].

Итак, в основе учебного процесса при дистанционном обучении в юридических ВУЗах лежит целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте и пр. Чтобы технологии дистанционного обучения заняли достойное место в системе образования России, нужно, прежде всего, создать глобальную компьютерную сеть образования и науки, поскольку именно компьютер и передовые информационные технологии дают возможность получать учебный материал.

Литература:

  1. Елизарова М. А. Правовые основы применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 2. Часть II. Тула: Изд-во ТулГУ. 2014.
  2. Кукьян В. Н., Фотина О. В. Актуальные проблемы дистанционного образования // Открытое и дистанционное образования. № 4 (48). -Томск: Изд-во ТГУ, 2012.
  3. Роль Интернета в образовании. — URL: http://www.mnl.su/sekretyiuspeha/item/50-rol-interneta-v-obrazovanii.html
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное образование, дистанционное обучение, учебный процесс, получение образования, возможность, преподаватель, современное средство новых, средство, юридическое образование.


Похожие статьи

Дистанционное обучение – способ получения образования

Одним из перспективных способов получения образования в наше время является дистанционное обучения, с помощью возможностей, которые предоставляют современные телекоммуникационные технологии и, в частности, сеть Интернет.

Дистанционная форма обучения как инновационный метод...

Современная мировая практика показывает, что в последние десятилетия происходят глубокие изменения в сфере образования во всех странах. Эти изменения вызваны новыми потребностями экономического развития в условиях глобализации...

Современное дистанционное обучение. Преимущества...

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок

Дистанционное обучение (ДО) — это процесс получения знаний на расстоянии при помощи современных технологий, главную роль среди...

Особенности дистанционного обучения в системе образования

Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, электронная информационно-образовательная среда, принципы дистанционного образования, доступность обучения. Современный этап реформирования в России не оставил без...

профессиональное обучение, профессиональное образование...

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок. Использование инновационных методов в образовании. Современное образование требует нового подхода к методам преподавания в...

Преимущества дистанционного образования в системе...

Преимущества дистанционного образования в системе повышения квалификации педагогов.

Дистанционное обучение и дистанционное образование - новое явление в педагогике и поэтому важно, в первую очередь, определить термины и понятия.

Роль дистанционного обучения в современном образовании

Дистанционное обучение (ДО) — это обучение, при котором предоставление обучаемому большей части учебного материала и основная часть взаимодействия с преподавателем осуществляются с использованием современных информационных технологий: интернета...

Дистанционное образование как инновационная форма обучения

Дистанционное обучение — совокупность информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающих доставку обучаемым изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, а также контроль за...

Дистанционное обучение как современная форма обучения...

Система дистанционного обучения — форма образования, прочно «вставшая на ноги».

Дистанционное обучение здесь сочетает традиционные печатные материалы и

Учебный процесс предусматривает не только интерактивное общение с преподавателями, но и...

модель, преподаватель, дистанционное обучение...

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок, профессиональное

Одним из перспективных способов получения образования в наше время является дистанционное обучения, с помощью...

Похожие статьи

Дистанционное обучение – способ получения образования

Одним из перспективных способов получения образования в наше время является дистанционное обучения, с помощью возможностей, которые предоставляют современные телекоммуникационные технологии и, в частности, сеть Интернет.

Дистанционная форма обучения как инновационный метод...

Современная мировая практика показывает, что в последние десятилетия происходят глубокие изменения в сфере образования во всех странах. Эти изменения вызваны новыми потребностями экономического развития в условиях глобализации...

Современное дистанционное обучение. Преимущества...

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок

Дистанционное обучение (ДО) — это процесс получения знаний на расстоянии при помощи современных технологий, главную роль среди...

Особенности дистанционного обучения в системе образования

Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, электронная информационно-образовательная среда, принципы дистанционного образования, доступность обучения. Современный этап реформирования в России не оставил без...

профессиональное обучение, профессиональное образование...

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок. Использование инновационных методов в образовании. Современное образование требует нового подхода к методам преподавания в...

Преимущества дистанционного образования в системе...

Преимущества дистанционного образования в системе повышения квалификации педагогов.

Дистанционное обучение и дистанционное образование - новое явление в педагогике и поэтому важно, в первую очередь, определить термины и понятия.

Роль дистанционного обучения в современном образовании

Дистанционное обучение (ДО) — это обучение, при котором предоставление обучаемому большей части учебного материала и основная часть взаимодействия с преподавателем осуществляются с использованием современных информационных технологий: интернета...

Дистанционное образование как инновационная форма обучения

Дистанционное обучение — совокупность информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающих доставку обучаемым изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, а также контроль за...

Дистанционное обучение как современная форма обучения...

Система дистанционного обучения — форма образования, прочно «вставшая на ноги».

Дистанционное обучение здесь сочетает традиционные печатные материалы и

Учебный процесс предусматривает не только интерактивное общение с преподавателями, но и...

модель, преподаватель, дистанционное обучение...

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок, профессиональное

Одним из перспективных способов получения образования в наше время является дистанционное обучения, с помощью...

Задать вопрос