Информатизация учебного процесса во время преподавания юридических дисциплин | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (271) август 2019 г.

Дата публикации: 16.08.2019

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Раскидная Д. А. Информатизация учебного процесса во время преподавания юридических дисциплин // Молодой ученый. — 2019. — №33. — С. 122-124. — URL https://moluch.ru/archive/271/62007/ (дата обращения: 16.09.2019).



Рассмотрены информационные аспекты использования учебных автоматизированных информационных систем для обеспечения преподавания правовых дисциплин. Доказана целесообразность использования таких инновационных образовательных технологий для повышения познавательной активности будущих юристов правоведов.

Ключевые слова: информатизация учебного процесса, правовые дисциплины, технические средства обучения.

На данном этапе развития общества перед педагогом в процессе обучения встают новые задачи по воспитанию, обучению и развитию личности обучаемого готового успешно выполнять жизненные функции в современных условиях информатизации общества. На сегодняшний день в сфере образования возникает вопрос о том каким образом можно улучшить процесс обучения, и повысить эффективность преподавания юридических дисциплин. Решением данного вопроса будет являться применение в учебном процессе средств информационных технологий.

Эффективность подготовки юристов правоведов непосредственно зависит от уровня учебно-методического обеспечения учебного процесса. Особенно это касается такой важной составляющей формирования будущих специалистов, как информационное обеспечение преподавания правовых дисциплин.

Информатизация обучения в системе юридического образования, по нашему мнению, должна быть направлена на выполнение следующих задач: развитие личности студента, подготовка его к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности; эффективная реализация социального заказа, обусловленного потребностью в специалистах-правоведах; интенсификация образовательного процесса профессиональной подготовки юристов.

Проблемы, связанные с внедрением информационных технологий в образование рассматривал Пащенко О.И в работе «Информационные технологии в образовании». В его монографии были раскрыты особенности применения информационных технологий в образовательном процессе, в месте с тем им были определены психолого-дидактические и методические возможности использования информационных технологий [3, с.24]. Кроме того О. В. Жевняк, Л. И. Филющенко, Е. Г. Шаблова, Т. П. Шишулина подчеркивали важность использования информационных технологий в процессе преподавания юридических дисциплин в университете [2, с.54]. В данной работе были описаны возможности использования правовых систем и баз данных в сети Интернет. В работе А. А. Шайдурова были рассмотрены аспекты использования информационных технологий в обучении, при этом в работе были представлены средства информатизации направленные на проверку знаний, а так же закрепление умений и навыков учащихся [4, с.154].

Анализ современного состояния информатизации учебного процесса как в отечественных учреждениях высшего юридического образования, так и в вузах ближнего зарубежья доказал, что в методологическом смысле разработка и использование компьютерных информационных технологий обучения изначально развивались в двух направлениях. Основываясь на общих методологических и теоретических принципах, каждое из направлений имеет определенные преимущества и недостатки при решении различных проблем в организации процесса получения знаний.

Первое направление предусматривает принципы программированного обучения и связано с разработкой и использованием автоматизированных обучающих систем по разным учебным дисциплинам. Ядром этих систем являются так называемые авторские системы, позволяющие преподавателю-разработчику вводить свой учебный материал в базу данных и программировать с помощью специальных языковых средств алгоритмы его изучения. Эффективность указанных систем достигается благодаря организации индивидуализированного усвоения учебного материала в условиях массового (группового) обучения, возможности адаптации (приспособления) методики обучения к индивидуальным характеристикам студента и тщательной проработки авторскими коллективами педагогов и психологов автоматизированных учебных дисциплин [1, с. 14].

Второе направление внедрения информационных технологий в обучение тесно связано с процессами информатизации различных отраслей человеческой деятельности, в том числе судебной, правоохранительной. В рамках этого направления созданы отдельные учебные компьютерные программы, пакеты программ, элементы автоматизированных систем, предназначенные для автоматизации обработки значительных объемов информации, например данных судебной статистики, криминалистических учетов, экспериментальных данных (при проведение судебных экспертиз), оптимизации и исследования свойств объектов и процессов на математических моделях и пр.

Сегодня ключевым в информационном обеспечении учебного процесса при подготовке юристов является создание комплекса специализированной информации для преподавания правовых дисциплин. Специализированная информация представляет собой импровизированную базу юридических знаний, включающую: обобщенный опыт в сфере судебных производств; наработки следственной, оперативно-розыскной и экспертной практики; учебно-методические материалы (пособия, методические рекомендации, курсы лекций, практикумы, программы электронного тестирования); мультимедийные материалы (мультимедийные пособия, видеолекции, учебные фильмы, видеопрезентации); информационно-справочные материалы (электронные терминологические словари, отчеты о научно-исследовательской работе и статистические сведения государственных юридических учреждений) и др [1].

Функциональными составляющими специализированных обучающих автоматизированных информационных систем являются: правовое, методическое, организационное, программное, информационное и техническое обеспечение. С познавательной позиции, наибольший интерес для будущего юриста составляет информационное обеспечение, ведь оно содержит программы, предоставляющие возможность автоматизировать выполнение соответствующих организационных и процессуальных процедур.

В ближайшей перспективе мощным средством информационного обеспечения юридической деятельности станут автоматизированные рабочие места юриста по разным отраслям права, построенные по модульному принципу, а также система автоматизированного принятия юридических решений с соответствующей базой знаний.

В этой связи актуальной задачей является создание учебных рабочих мест для студентов-юристов. Типовые программные модули указанных учебных рабочих мест должны содержать такие специализированные программы: «Нормативные документы» (Законы, подзаконные акты, ведомственные документы, нормативно-технические документы); «Программа составления юридических документов» (жалоб, заявлений, исков, выводов, ходатайств, запросов и т. п.); «Программа автоматизированного среза знаний» и другие. Указанные программные модули должны иметь собственные специализированные банки данных из каждой группы информационных объектов.

Программные средства автоматизированных рабочих мест позволяют автоматизировать наиболее трудоемкие процедуры, а именно:

1) осуществление поиска и анализа нормативной базы в соответствующей отрасли права;

2) составление, редактирование и пересылка процессуальных документов;

3) создание с использованием компьютерной (векторной) графики, например, планов расследования (сетевых графиков, розыскных таблиц, топологических схем и т. д.).

Автоматизированное рабочее место юриста является учебно-практической средой, применение которого обеспечивает: формирование у студентов умений и навыков использования современных информационных технологий в юридической деятельности; становление информационного мировоззрения в правовой сфере сфере; углубленное проблемно-ориентированное изучение ключевых учебных дисциплин; приобретение навыков использования программных средств для информационного обеспечения решения диагностических и ситуалогичних зада; изучение возможностей имитационного моделирования судебных, следственных и пр. ситуаций; повышение научно-методического уровня практических и семинарских занятий, а также самостоятельной работы студентов.

Подводя итоги, можно отметить, что главной задачей информатизации учебного процесса при преподавании юридических дисциплин является создание такой учебной информационной среды, которая будет способствовать повышению познавательной активности студентов, их информационной культуры и позволит более глубоко овладеть правовыми знаниями, а также стимулировать процесс адаптации будущих юристов к практической профессиональной деятельности уже во время учебы. Ведущим техническим средством обучения, которое будет способствовать решению вопроса относительно автоматизации информационного обеспечения подготовки юристов правоведов, должна стать такая инновационная образовательная технология, как учебное рабочее место юриста из разных профессиональных направлений. Это средство информатизации будет одновременно подборкой специализированной юридической информации и интерактивным партнером в освоении и оценке студентом собственных знаний.

Литература:

  1. Голенков В. В. Виртуальные кафедры и интеллектуальные обучающие системы / В. В. Голенков, В. В. Емельянов, В. Б. Тарасов // Новости искусственного интеллекта. — 2001. — № 4. — С. 1–19.
  2. Жевняк, О.В., Филющенко, Л.И., Шаблова, Е.Г., Шишулина, Т. П. Новые информационные технологии в образовании: материалы VI междунар. науч.- практ. конф., Екатеринбург, 12–15 марта 2013 год [Текст] / О. В. Жевняк, Л. И. Филющенко, Е. Г. Шаблова, Т. П. Шишулина // ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. унта. Екатеринбург, 2013. — С. 53–55
  3. Пащенко О. И. Информационные технологии в образовании: Учебно- методическое пособие [Текст] / О. И. Пащенко / — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — С. 227.
  4. Шайдуров, А.А Новые информационные технологии в образовании: материалы VII междунар. науч.- практ. конф., Екатеринбург, 11–14 марта 2014 год [Текст] / А. А. Шайдуров // ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2014. — С. 152–155


Задать вопрос