Психологические условия формирования социального поведения детей на этапе предшкольной подготовки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №33 (271) август 2019 г.

Дата публикации: 12.08.2019

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Панихидин А. А. Психологические условия формирования социального поведения детей на этапе предшкольной подготовки // Молодой ученый. — 2019. — №33. — С. 111-113. — URL https://moluch.ru/archive/271/61996/ (дата обращения: 14.10.2019).



В статье рассматриваются психологические условия формирования социального поведения старших дошкольников в процессе подготовке к школе; представлены компоненты и критерии формирования социально-приемлемых форм поведения. Социальное поведение дошкольников рассматривается с точки зрения принятых норм в обществе и способах их формирования.

Ключевые слова: социальное поведение, этапы онтогенеза, дошкольное детство, социально-приемлемые формы поведения, предшкольная подготовка, мотивы поведения, критерии, дошкольники.

Социальное поведение востребовано и актуально на различных этапах зрелости, особенно в юности и взрослости. Но основы формирования социального поведения закладываются еще в детстве и в частности в дошкольный период, в процессе подготовки к школе, так как сформировать формы социального поведения человека невозможно за короткий период времени и эти навыки и характеристики закладываются и формируются на разных этапах онтогенеза.

Важно отметить, что в контексте дошкольного образования социальное поведение рассматривается как система формирования социальных форм поведения, которые в свою очередь являются предпосылками для зрелых форм поведения на разных этапах развития.

Дошкольное детство является сенситивным этапом для формирования социально-приемлемых и одобряемых форм поведения. Ведущую роль в данном процессе играет семья, образовательное учреждение, окружение.

Сегодня на первый план выходит не только развитие интеллектуальных способностей малыша, но и формирование самой личности, которая, должна научиться действовать самостоятельно, используя свои ресурсы и возможности, и умея работать в группе, социуме. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отмечает важность формирования у дошкольников таких качеств как самостоятельность, инициативность, патриотизм, гражданственность, воспитанность и др. Решение данных задач в полной мере возложено на дошкольные учреждения (детские сады, центры развития детей, секции, клубы), но они в свою очередь не должны заменять функции главного социального института — семьи. А значит и ответственность за воспитание будущего полноценного гражданина Российского общества лежит в полном объеме на семье.

На взгляд ряда исследователей включение детей дошкольного возраста в систему предшкольной подготовки позволяет организовывать эффективный процесс формирования социального поведения и получения навыков приемлемых форм поведения. При этом важную роль в формировании социальных форм поведения играет социальная активность. Вопросы социальной активности дошкольников рассматривались в работах С. А. Козлова, А. А. Волохова, В. Ф. Богачева, Н. В. Митяева, С. Ю. Иванова и др.

А. В. Киселева отмечала, что социальное поведение является ведущим поведением социума, где есть возможность проявлению личностных характеристик.

С. Ю. Иванов отмечает наличие в социально-ориентированном поведении формирования единой зоны, которая помогает организовывать взаимодействие при достижении поставленных целей и решении задач.

Т. И. Бабаева отмечала, что социальное поведение дошкольников характеризуется ориентированием на общение в социуме, учитывая интересы, установки, требования общества. Социально-ориентированное поведение дошкольников способствует накоплению у детей самостоятельности действий и поступков, развитию способности действовать согласно этическими нормами.

Если говорить о предшкольной подготовке, то можно отметить, что она представляет собой целенаправленный организованный социальный процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, выполняющий функцию социального контроля за состоянием физического, психического, интеллектуального развития детей перед поступлением в школу.

Вместе с тем проблема формирования социальных форм поведения в период предшкольной подготовки является недостаточно изученной и разработанной с учетом современных потребностей общества. Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод о том, что социальное поведение дошкольника — это поведение, которое связано с формированием и проявлением общественно значимых потребностей и мотивов. Социальное поведение дошкольников выражается в проявлении социально-одобряемых и приемлемых форм поведения в обществе в процессе различной деятельности.

Социальное поведение может включать в себя ряд компонентов, среди которых можно выделить:

− общественно ценные мотивы общения;

− мотивы познания и деятельности;

− эмоционально-положительное отношение к разным жизненным ситуациям;

− навыки и мотивация к совместной деятельности.

Среди условий, помогающих формировать социальной поведение детей на этапе предшкольной подготовки, можно отметить следующие:

− создание психологически-комфортной обстановки, обеспечивающей включение каждого ребенка в процесс развития и воспитания;

− психологическое сопровождение каждого ребенка;

− формирование общественно ценных мотивов общения, поведения, познания;

− оказание психологической помощи другим участникам образовательного процесса (педагогам, родителям).

Ряд ученных делают весьма важное заключение, в котором социальное поведение представлено в виде сознательного выполнения правил поведения в обществе с осознанием целей и требований.

В современном обществе критериями социального поведения детей дошкольного возраста являются:

− личностный критерий, отражающий отношение к себе самому;

− мотивационный, отражающий отношение ребенка к миру;

− операционный критерий, отражающий способность ребенка к восприятию и поведению в различных ситуациях

− коммуникативный, отражающий способности выстраивать коммуникации.

Учитывая тот факт, что обучение в школе требует от ребенка серьезной предшкольной подготовки, вся система дошкольного образования направлена на подготовку ребенка к новому этапу обучения и развития. Психологическая комфортная среда во время предшкольной подготовки заключается в уважении к малышу, его чувствам и переживаниям, интересам и способностям, что в свою очередь обеспечивает активное включение каждого ребенка в процесс подготовки к обучению в школе. Данная подготовка позволяет создать равные условия для каждого ребенка и равные стартовые возможности каждого дошкольника для начала обучения в школе.

В связи с этим психологические сопровождение и созданные в его рамках программы помогают формировать социально принятое и одобряемое поведение. Психологическое сопровождение может включать в себя различные формы работы: диагностику детей, психологическую коррекцию, психологическое сопровождение (консультации, просвещение и коррекцию) для педагогов и родителей.

Таким образом, можно сделать ряд выводов, основываясь на исследованиях различных авторов:

− социальное поведение личности — это сознательное выполнение правил поведения в обществе;

− в старшем дошкольном возрасте приемлемо и важно говорить о социальных формах поведения;

− социальное поведение может рассматриваться как культурно-нравственное воззрение и жизненный опыт человека;

− социально приемлемое поведение дошкольника это поведение, которое связано с возникновением и проявлением социально одобряемых, общественно значимых потребностей и мотивов возникающих и проявляющихся в совместной деятельности;

− среди критериев социального поведения старших дошкольников можно отметить: личностный, мотивационный, операциональный, коммуникативный и эмоциональный;

− высокий уровень социального поведения дошкольников формируется и зависит от активного и эффективного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Использование различных форм работы в процессе психологического сопровождения дошкольников на этапе предшкольной подготовки позволяет формировать социальное поведение детей, что, в конечном счете, позволяет быстрее и эффективнее адаптироваться к обучению в школе.

Литература:

  1. Бабаева Т. И. Влияние семьи на формирование социального поведения дошкольников //Здравоохранение, образование, безопасность / Т. И. Бабаева. — 2016. — № 4. — С. 26–28.
  2. Иванова С. Ю. Гармоничное поведение дошкольников // Сборник конференций НИЦ Социосфера / С. Ю. Иванова. — 2014. — С. 32–34.
  3. Киселева А. В. Коррекция поведения дошкольника с учетом социальных потребностей и психологической комфортности // Молодой ученый/ А. В. Киселева. — 2017. — № 3. — С. 43–44.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное поведение, социальная форма поведения, социальное поведение дошкольников, дошкольное образование, психологическое сопровождение, подготовка, дошкольное детство, дошкольный возраст, совместная деятельность, старший дошкольный возраст.


Похожие статьи

Социально-психологическое сопровождение дошкольника...

Социально-психологическое сопровождение дошкольника с отклонением в поведении. Автор: Яударова Наталья Юрьевна.

В старшем дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности происходит интенсивное развитие мотивации поведения, обеспечивающее в...

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

Монгуш О. О. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста [Текст]

Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю

Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание...

Создание условий для развития нравственных качеств...

Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и...

Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей...

Воспитание этических норм поведения у ребенка — нравственная проблема, имеющая социальную значимость. Дошкольное детство является важнейшим периодом в нравственном становлении формирующейся личности. В этот период происходит приобщение ребенка к...

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников...

Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с

К данным показателям мы отнесли следующие: ребенок в совместной игре со

Социально - коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике.

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

Социально-педагогическая деятельность в условиях дошкольных образовательных учреждениях — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии...

Организация профилактики агрессивного поведения детей...

Рассматривая особенности процесса профилактики агрессивного поведения в дошкольном возрасте в условиях дошкольного образовательного учреждения, мы делаем акцент на насущной необходимости организации ее в условиях образовательного учреждения.

Формирование социального опыта детей старшего дошкольного...

Формирование социального опыта детей дошкольного возраста является фундаментом в проявлении социальной культуры.

Старший дошкольный возраст — последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования.

Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника...

Ключевые слова: адаптация, педагогическое сопровождение, дошкольный возраст. Дошкольное образование в современном мире ориентировано на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, требующей понимания и уважения своих интересов и...

Социальная направленность работы дошкольного...

В дошкольных образовательных учреждениях деятельность специалиста социальной работы строится с учётом возраста (3–7лет), подготовки к школе. Специалист социальной работы организует работу с родителями недисциплинированных детей, т. к. они создают проблему для...

Похожие статьи

Социально-психологическое сопровождение дошкольника...

Социально-психологическое сопровождение дошкольника с отклонением в поведении. Автор: Яударова Наталья Юрьевна.

В старшем дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности происходит интенсивное развитие мотивации поведения, обеспечивающее в...

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

Монгуш О. О. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста [Текст]

Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю

Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание...

Создание условий для развития нравственных качеств...

Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и...

Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей...

Воспитание этических норм поведения у ребенка — нравственная проблема, имеющая социальную значимость. Дошкольное детство является важнейшим периодом в нравственном становлении формирующейся личности. В этот период происходит приобщение ребенка к...

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников...

Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с

К данным показателям мы отнесли следующие: ребенок в совместной игре со

Социально - коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике.

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

Социально-педагогическая деятельность в условиях дошкольных образовательных учреждениях — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии...

Организация профилактики агрессивного поведения детей...

Рассматривая особенности процесса профилактики агрессивного поведения в дошкольном возрасте в условиях дошкольного образовательного учреждения, мы делаем акцент на насущной необходимости организации ее в условиях образовательного учреждения.

Формирование социального опыта детей старшего дошкольного...

Формирование социального опыта детей дошкольного возраста является фундаментом в проявлении социальной культуры.

Старший дошкольный возраст — последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования.

Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника...

Ключевые слова: адаптация, педагогическое сопровождение, дошкольный возраст. Дошкольное образование в современном мире ориентировано на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, требующей понимания и уважения своих интересов и...

Социальная направленность работы дошкольного...

В дошкольных образовательных учреждениях деятельность специалиста социальной работы строится с учётом возраста (3–7лет), подготовки к школе. Специалист социальной работы организует работу с родителями недисциплинированных детей, т. к. они создают проблему для...

Задать вопрос