Контент-анализ СМИ малых городов (на примере Тверской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Регионоведение

Опубликовано в Молодой учёный №33 (271) август 2019 г.

Дата публикации: 18.08.2019

Статья просмотрена: 173 раза

Библиографическое описание:

Мартемьянов, Д. В. Контент-анализ СМИ малых городов (на примере Тверской области) / Д. В. Мартемьянов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 33 (271). — С. 73-76. — URL: https://moluch.ru/archive/271/61903/ (дата обращения: 25.02.2021).



Ключевые слова: Вышний Волочок, город, Торжок, новость, контент-анализ СМИ.

Как известно, у каждого города имеется индивидуальная модель развития, которую возможно изучать разными путями. Есть достаточно крупные исследования этой темы в области экономики города, социологии города и т. д. Географы обычно стараются подойти к характеристикам предмета исследования через характеристику территории.

Одна из ключевых характеристик при таком подходе — ЭГП (экономико-географическое положение) города. Это отношение данного пункта или ареала к каким-либо географическим данностям, взятым вне этого пункта или ареала [1, с. 127–128], в нашем случае, имеющим экономическое значение. Рассмотрение ЭГП является критерием географичности исследования.

В данной работе рассматривались Торжок и Вышний Волочек — два малых города-близнеца Тверской области (численность населения, соответственно, 45641 и 46908 человек на 2018 г.). Через эти населенные пункты проходят федеральные трассы М-10 и М-11 соответственно. Однако первый город был оставлен на периферии, так как через него не прошла главная линия Октябрьской железной дороги. Вышний Волочек же, в свою очередь, должен был получить все преимущества положения на магистралях между Москвой и Санкт-Петербургом — крупнейшими полюсами развития России. В теории фактор благоприятного магистрального транспортно-географического положения (важнейшей части ЭГП) должен был явиться толчком для развития города. Эту гипотезу мы надеялись подтвердить путем сравнительного анализа новостного потока в этих городах.

В своём исследовании мы использовали методику качественного контент-анализа СМИ, предложенную Н. Ю. Замятиной и А. Н. Пилясовым на примере Губкинского и Муравленко — моногородов ЯНАО [2, с. 196–203]. Использовался сервис новостей “Google”. За период с 2013 по 2017 г. мы выбрали все новостные статьи в каждом году по поиску “Торжок” и “Вышний Волочек”. Некоторое неудобство при поиске оказало наличие ракетного корабля “Вышний Волочек”, новости по которому отображались вместе с нужными новостями. К сожалению, выборка получилась меньше ожидаемого (в среднем около 40 новостей за год).

Таблица 1

Тематика новостей по городам Торжок иВышний Волочек (составлено автором)

Тематический блок

Доля блока вновостном потоке

Торжок

Вышний Волочек

2013

2014

2015

2016

2017

Всего

2013

2014

2015

2016

2017

Всего

События

7

8

11

6

14

46

7

2

2

9

10

30

Личные достижения горожан

0

5

1

3

3

12

2

3

1

2

8

16

Контакты

0

0

0

2

2

4

0

1

1

1

1

4

Институциональные нововведения

1

0

2

0

1

4

0

4

5

3

0

12

Промышленность

1

1

1

1

8

12

0

3

2

0

0

5

Малый и средний бизнес

0

0

2

0

1

3

2

1

1

0

0

4

Финансово-экономическая сфера

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Социальная сфера

0

3

3

1

4

11

2

3

4

3

2

14

Строительство

0

1

0

0

0

1

0

0

3

0

0

3

Внешняя инфраструктура

0

3

3

3

4

13

5

5

6

6

4

26

ЖКХ

0

0

0

0

1

1

0

0

0

1

2

3

Криминал

2

2

6

2

8

20

3

7

12

11

5

38

МЧС

0

1

1

0

2

4

1

2

3

0

5

11

Экология

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

Социальный протест

1

1

0

3

0

5

2

2

1

7

1

13

Политика

0

1

0

0

3

4

0

1

3

1

3

8

Прочее

4

6

2

3

5

20

5

10

6

14

6

41

Всего

16

32

32

24

57

161

29

44

50

58

47

228

Контент-анализ СМИ показал интересные результаты, выявляющие сильные различия в исследуемых городах. В целом Торжок оказался более “событийным” городом. За исследуемый период здесь проводились различные выставки, конкурсы и фестивали. Также следует отметить, что значительное количество новостей посвящено промышленности города, львиная доля которых упоминает крупное деревообрабатывающее предприятие “Талион Терра”, которое можно назвать инновационным и уникальным.

Что касается Вышнего Волочка, то ситуация здесь плачевная по многим вопросам, хотя количество новостей, поступающих из города, почти на 40 % больше, чем из Торжка. Возможно, это одно из проявлений некого магистрального положения. Так, например, эти города различаются по количеству сообщений о совершенных преступлениях почти в два раза. Причем упоминаются правонарушения различной тяжести (кражи, взятки, убийства, поджоги). Следует отметить, что довольно большое количество убийств происходит на трассе М-11. В два раза в Вышнем Волочке выше количество чрезвычайных ситуаций (ДТП, пожары). В полтора раза больше социальных протестов, связанных с произволом чиновников на местах, высокими ценами на продукты первой необходимости, ЖКХ, низкими пенсиями, строительством трассы М-11 и др. В Вышнем Волочке также в два раза больше новостей о политике. Это связано с неожиданной смертью одного из мэров города и назначением на пост нового мэра. Сильный разрыв и в новостях по внешней инфраструктуре. Здесь из года в год говорится о состоянии трассы М-11. Обсуждается строительство объездной платной дороги, рост тарифов за проезд и др. Как известно, федеральная трасса М-11 проходит через центр Вышнего Волочка, чем создает шумовое загрязнение и загрязнение воздушного бассейна города, а повышение тарифов на использование объездного пути, очевидно, насторожит потенциальных потребителей этого участка трассы. В новостях часто появлялись сообщения об игнорировании дальнобойщиками объездной дороги. Таким образом создается намеренный подрыв городской среды, которая до и этого не находилась в положительном состоянии.

Однако такое транспортно-географическое положение можно назвать благоприятным для этого города. В городе проявляются некоторые институциональные нововведения, причем как формальные, так и неформальные. В тюрьмах ФСИН устраиваются различные спектакли, осуществляется самодеятельность. В городах организуются собрания местных жителей, обсуждение насущных вопросов. Можно сказать, что таким образом усиливается демократизация общества. Однако жители Вышнего Волочка шире представлены в различных видах конкурсов, выступлений за пределами города (чаще Тверь и Москва). Возможно, здесь может сказаться лучшая транспортная доступность города.

К сожалению, экономическое развитие, в общем, и развитие малого и среднего бизнеса в частности в данных городах невозможно считать сколько-нибудь удачным. По перовому критерию не было обнаружено ни одной новости, ни в Торжке, ни в Волочке. Малый и средний бизнес также старается активно не заявлять о своем существовании. Кто-то остается в тени, а у кого-то, вероятно, нет необходимости в рекламе. В городе сложно найти информацию о кофейне или ресторане, гостинице. То, что есть, морально и физически устарело и нуждается в капитальном ремонте. Это довольно нетривиальная ситуация, когда транспортное сообщение города со столицей исчисляется в первых часах. В блоке, посвященном социальной сфере, в обоих городах можно заметить небольшие подвижки. В основном осуществляется косметический ремонт некоторого количества больниц, школ, детских садов.

Таким образом, предложенную во введении гипотезу о формировании положительных эффектов от магистрального ТГП для Вышнего Волочка сложно считать подтвержденной. Полученные результаты свидетельствуют о наличии сложных институциональных, социальных проблем, которые развитый город, в полной мере пользующийся своим благоприятным положением, старался бы решить. А Торжок же, будучи удаленным от железной дороги, является более спокойной локацией, где было бы выгодно развивать туризм, связанный с презентацией богатой истории города, народных промыслов.

Так, контент-анализ СМИ является довольно новым методом исследования, который можно использовать, в том числе для установления некоторых особенностей объекта, которые недоступны простому чисто географическому визуальному исследованию территории. К сожалению, такой подход все еще не получил широкого распространения в географической науке.

Литература:

  1. Баранский Н. Н. Избранные труды: Становление советской экономической географии / Редкол.: Анучин и др. — М.: Мысль, 1980. — 287 с.
  2. Замятина Н. Ю. Россия, которую мы обрели: исследуя пространство на микроуровне / Н. Ю. Замятина, А. Н. Пилясов. — М.: Новый хронограф, 2013. — 548 с.: ил. — (Серия “Социальное пространство”). — ISBN 978–5–94881–238–0
Основные термины (генерируются автоматически): Торжок, Вышний Волочок, город, вышний Волочек, контент-анализ СМИ, новость, внешняя инфраструктура, Москва, социальная сфера.


Ключевые слова

город, Вышний Волочок, Торжок, новость, контент-анализ СМИ

Похожие статьи

Вышневолоцкий краеведческий музей: история создания...

Об различных аспектах истории Вышнего Волочка, в

Позже в музее появились коллекции, отражающие основные отрасли промышленности и производства в городе: текстильная

Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах “ВИКА” № 1. Вышний Волочек, 1997.

Сравнительно-сопоставительный анализ сайтов районных...

Основным потребителем информации СМИ сферы досуга является массовая аудитория.

Мультимедийный контент интернет-СМИ отличается следующими чертами: модульность

Проведя сравнительно-сопоставительный анализ пяти сайтов районных изданий Приволжского...

Контент-анализ как метод социологического исследования...

В статье изложены основные результаты контент-анализа рекламных сообщений в глянцевых журналах, проведенного с целью получения данных относительно влияния рекламы на трансформацию социальной идентичности индивидуума, существующие модели поведения и...

SWOT-анализ бренда города Москвы | Статья в журнале...

В целом, общество города Москвы оценивается приезжими и гостями города по следующим

Высокий уровень развития человеческого потенциала. Москвагород высокой плотности СМИ

Разрыв в обеспеченности социальной инфраструктурой между центром и периферией.

Государственная политика в отношении верхневолжских карел...

Строительство железных дорог в Верхневолжье оживило местную торговлю, дало возможность жителем уезжать на заработки в другие города, что повлияло в свою очередь на социальную структуру и культурное развитие карельской этнической группы [4, c. 27].

О некоторых структурных особенностях новостных медиатекстов

Без такой бэкграундной информации суть текущей новости может быть не совсем понятна для читателей, которые не следят за быстроменяющейся информационной картиной, представляемой в СМИ. Введение в материал контекста позволяет не упустить логику...

Тематика, проблематика и жанр экологических материалов на...

Анализ СМИ Иркутской области позволил сделать вывод о том, что материалы данной тематике, в

На сегодняшний день в региональных СМИ публикуется около 30 материалов в месяц на

Таким образом, проведя контент-анализ иркутских СМИ за три месяца 2014 года, мы...

Функции интернета в современном обществе | Статья в журнале...

Огромный массив информации, выгруженный на просторы интернета — это ряд новых возможностей для каждого человека. Доступ к многочисленным научным исследованиям, литературе, произведениям искусства, новостям — сегодня всё это можно получить...

Информационно-новостные особенности текстов СМИ...

Статья посвящена коммуникации средств массовой информации с потребителями посредством метаязыка, основанного на интернет-мемах, рассматриваются причины их появления и особенности их функционирования.

Похожие статьи

Вышневолоцкий краеведческий музей: история создания...

Об различных аспектах истории Вышнего Волочка, в

Позже в музее появились коллекции, отражающие основные отрасли промышленности и производства в городе: текстильная

Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах “ВИКА” № 1. Вышний Волочек, 1997.

Сравнительно-сопоставительный анализ сайтов районных...

Основным потребителем информации СМИ сферы досуга является массовая аудитория.

Мультимедийный контент интернет-СМИ отличается следующими чертами: модульность

Проведя сравнительно-сопоставительный анализ пяти сайтов районных изданий Приволжского...

Контент-анализ как метод социологического исследования...

В статье изложены основные результаты контент-анализа рекламных сообщений в глянцевых журналах, проведенного с целью получения данных относительно влияния рекламы на трансформацию социальной идентичности индивидуума, существующие модели поведения и...

SWOT-анализ бренда города Москвы | Статья в журнале...

В целом, общество города Москвы оценивается приезжими и гостями города по следующим

Высокий уровень развития человеческого потенциала. Москвагород высокой плотности СМИ

Разрыв в обеспеченности социальной инфраструктурой между центром и периферией.

Государственная политика в отношении верхневолжских карел...

Строительство железных дорог в Верхневолжье оживило местную торговлю, дало возможность жителем уезжать на заработки в другие города, что повлияло в свою очередь на социальную структуру и культурное развитие карельской этнической группы [4, c. 27].

О некоторых структурных особенностях новостных медиатекстов

Без такой бэкграундной информации суть текущей новости может быть не совсем понятна для читателей, которые не следят за быстроменяющейся информационной картиной, представляемой в СМИ. Введение в материал контекста позволяет не упустить логику...

Тематика, проблематика и жанр экологических материалов на...

Анализ СМИ Иркутской области позволил сделать вывод о том, что материалы данной тематике, в

На сегодняшний день в региональных СМИ публикуется около 30 материалов в месяц на

Таким образом, проведя контент-анализ иркутских СМИ за три месяца 2014 года, мы...

Функции интернета в современном обществе | Статья в журнале...

Огромный массив информации, выгруженный на просторы интернета — это ряд новых возможностей для каждого человека. Доступ к многочисленным научным исследованиям, литературе, произведениям искусства, новостям — сегодня всё это можно получить...

Информационно-новостные особенности текстов СМИ...

Статья посвящена коммуникации средств массовой информации с потребителями посредством метаязыка, основанного на интернет-мемах, рассматриваются причины их появления и особенности их функционирования.

Задать вопрос