Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (270) август 2019 г.

Дата публикации: 12.08.2019

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Волченко Д. Ю. Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства // Молодой ученый. — 2019. — №32. — С. 137-141. — URL https://moluch.ru/archive/270/62004/ (дата обращения: 17.09.2019).



Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Успех творческой деятельности педагога также во многом зависит от умения управлять собственным эмоциональным состоянием и вызывать соответствующее состояние у учащихся. Педагог дополнительного образования раскрывает тему самообразования, выбранную ею — занятие арт-терапией, обучение арт-терапии. Раскрывает виды арт-терапии и делает выводы полезные непосредственно для занятий изодеятельностью с обучающимися.

Только недостаточная реализация своей личности приводит к желанию осуждать других. Помни об этом и направляй энергию в самосовершенствование.

Искандер Джин, медиум, сертифицированный тренер личностного роста

В современных условиях перед образованием остро встают задачи развития высоконравственной, социально зрелой, творчески активной личности педагога. От его профессионализма и компетентности зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и дальнейшая успешность учеников в жизни.

В настоящее время разработано фундаментальное ядро содержания общего образования, в котором говорится: реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки — “становиться лучше” — есть одно из важнейших направлений развития творческой личности педагога и обучающегося. Каждый педагог должен учить и воспитывать детей через призму того, что у него лучше всего получается, что ему больше всего нравится. А чтобы определить, что же получается лучше всего, необходимо постоянно пробовать, экспериментировать, размышлять, и этот процесс должен быть бесконечным.

Нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, “только личность может воспитать личность”. Хороший педагог всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. Неслучайно Д. А. Медведев в Послании Федеральному собранию развития образования на 2016–2010 годы отметил: “Уже в школе дети должны получать возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире”.

Слово потенциал (от лат. — сила) — в широком употреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели. Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Сам термин часто может употребляться как синоним «творческая личность», «одаренная личность». Творчество (креативность) — деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или (и) субъективной значимостью. Творческий потенциал ученика зависит от творческого потенциала самого учителя, только творческий учитель может развивать творческих учеников.Для того чтобы повысить свой уровень компетентности, необходимо не только увеличить объём получаемой информации, количество используемых форм и методов работы, но и создать такие условия, которые будут систематически побуждать к саморазвитию. Конкурсы профессионального мастерства, открытые уроки, выступления с докладами и сообщениями на заседаниях педагогических сообществ и методических объединений учителей, творческие отчёты и защиты индивидуальных программ, участие в экспертных комиссиях рождают уверенность в собственных силах и ведут вперёд. Участие в разнообразных мероприятиях требует мобилизации внутренних ресурсов, точного расчёта времени, психологического напряжения. Участие в конкурсах представляется как праздник общения, открывающий новые таланты и раскрывающий творческий потенциал участников.

Творческая активность педагога является важнейшим условием формирования творческой активности школьников. Успехи учеников вселяют в педагога уверенность. Результаты деятельности учителя воплощаются в знаниях, умениях, навыках, формах деятельности и поведении учащихся. Добиться высоких результатов может каждый. Главное — творческий подход и постоянное совершенствование своей работы.

Творческий педагог — это исследователь, обладающий следующими личностными качествами: научным психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитым педагогическим чутьем и интуицией, критическим анализом, потребностью в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта. Чтобы оставаться профессионалом требуется непрерывный процесс самообразования. Успех творческой деятельности педагога также во многом зависит от умения управлять собственным эмоциональным состоянием и вызывать соответствующее состояние у учащихся.

Выбор мною темы самообразования, самосовершенствования обусловлен личным интересом к вопросу важности арт-терапии в личном образовательном процессе. Если брать арт-терапию в таком узком смысле, как рисование, то оно очень ресурсное абсолютно для любого человека, взявшего в руки изобразительные материалы. Арт-терапия является именно той методологической базой, которая объединяет и достижение научной мысли, и опыт искусства, интеллект человека и его чувства, рефлексию и деятельность. С помощью арт-терапии возможно разрешать как воспитательные и психокоррекционные задачи, так и развивать личное творческое отношение к действительности — к обучению, общению, семейному взаимодействию. Искусство лечит, расслабляет, снимает стресс, ведет в направлении личностного и духовного роста. Арт-терапевтические задания помогают разгрузиться, освободиться, произвести психологическую гигиену. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. И так же рассматривать арт-терапию в качестве средства, способствующего смягчению влияния на организм и психику учащихся и педагогов определенных факторов, связанных с системой образования и характерными для нее психологическими нагрузками. Арт-терапия включает в себя изучение и применение в своем личном опыте работу со спонтанным рисунком, рисование мандалы (рисунок в круге), правополушарное рисование — интуитивное рисование, песочную технику (sand-play), музыку и вокал, маскотерапию, работу с глиной и пластическими материалами, цветотерапию, дудлинг и зентаглы (раскраски-антистресс), нейрографика, создание картин из шерсти, танцевально-двигательную активность и другое. Занятия педагога арт-терапией хорошо воздействует на сонастройку с обучающимися на занятиях, а так же помогают более глубокого погрузиться в процесс творчества. Занятия арт-терапией производятся для того, чтобы открыть в себе поток творчества и энергии, вдохновения и желания передать это своим ученикам. Вновь появляется желание вдохновлять, творить, созидать. В современных условиях все больше появляется творчески работающих педагогов. Это педагоги, обладающие высокой культурой, владеющие альтернативными педагогическими технологиями, индивидуальным стилем работы и добивающиеся в итоге высоких результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся.

Великий Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и первейшая цель педагога — выявить задатки каждого ученика. Задача педагога — помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие — открыть свои способности, а может быть, и талант. Это требует знаний, навыков, педагогического мастерства. Педагог дополнительного образования учит ребенка видеть необычное в обычном, может увлечь учебным процессом, то, несомненно, наше стремительно развивающееся общество сможет получить подготовленного к жизни человека. Педагогический труд нетворческим не бывает, неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Это и есть составляющие хорошего занятия, где воспитанники спорят, сомневаются, творят, принимают самостоятельно решения. Возможно, самые приятные минуты для педагога, когда глаза детей горят благодарностью и ожиданием следующего занятия. Итак, учить необходимо с помощью разнообразных методов и приемов, различных педагогических технологий, традиционных и нетрадиционных форм обучения, позволяющих раскрыть свой творческий потенциал, а вместе с тем и потенциал учащихся. Главное, вместе с учениками искать истину, активизировать процесс обучения, развивать творческие способности.

Приложение

Из личного архива педагога доп. образования Волченко Д. Ю.

Семинар «Архетипическая арт-терапия — работа с архетипами», ведущая Жарикова Елена, автор и ведущая обучающих семинаров и терапевтических групп. г. Москва.

C:\Users\Admin\Desktop\августовская конференция\рисунки арт-терапия\qJYJjgQD-6Y.jpgC:\Users\Admin\Desktop\августовская конференция\рисунки арт-терапия\wQfljJi5N0E.jpg

Арт-терапия включает в себя изучение и применение в своем личном опыте работу со спонтанным рисунком, рисование мандалы (рисунок в круге)

C:\Users\Admin\Desktop\августовская конференция\рисунки арт-терапия\s1200 (2).jpgC:\Users\Admin\Desktop\августовская конференция\рисунки арт-терапия\s1200 (1).jpg

C:\Users\Admin\Desktop\августовская конференция\рисунки арт-терапия\s1200.jpgC:\Users\Admin\Desktop\августовская конференция\рисунки арт-терапия\32f09837baca0c06c6b5a3c4b6zy--posuda-bolshaya-mandala-prosvetlenie-uma-dekorativnaya-tarelk.jpg

Правополушарное рисование — интуитивное рисование, песочную технику (sand-play), музыку и вокал, маскотерапия.

https://afisha-omsk.ru/media/events/Mpy0F9EyMP0.jpghttps://st2.depositphotos.com/2050411/10038/i/950/depositphotos_100387266-stock-photo-fun-kinetic-sand-child-building.jpg

https://i.sunhome.ru/navigator/cat/muzykoterapiya.xxl.jpgC:\Users\Admin\Desktop\августовская конференция\рисунки арт-терапия\JhQ0PRStB6w.jpg

Работа с глиной и пластическими материалами, цветотерапию, дудлинг и зентаглы (раскраски-антистресс), нейрографика, создание картин из шерсти, танцевально-двигательную активность и другое

https://static.wixstatic.com/media/c944b3_216e13a189774417846b1a1007d4ff4c~mv2_d_2560_1707_s_2.jpg/v1/fill/w_1600,h_1066,al_c,q_90/file.jpghttps://solonext.ru/wp-content/uploads/2018/01/terapiya-tantsem.jpg

C:\Users\Admin\Desktop\августовская конференция\рисунки арт-терапия\s1200 (4).jpgC:\Users\Admin\Desktop\августовская конференция\рисунки арт-терапия\ZUeIFsFMWYo.jpg

Литература:

  1. Арт-терапия/ Под ред. А. А. Красина. — М.: Союз, 2007.
  2. Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии/ Под ред. Н. Е. Пурнис. — М.: 2008.
  3. Копытин А. И. «Системная арт-терапия». — изд. «Питер». — 2001.
  4. Кэроул Уэлсби «Часть целого: арт-терапия в педагогике». — Москва. — 1988.
  5. Каменская Е. Н. Педагогика. Конспект лекций. -Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
  6. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Магистр, 1999.
  7. Пиханова Г. В. «Психологическая помощь подросткам». — Москва. — 1993.
  8. Сьюзан Коган «Оздоровление звуковым и изобразительным искусством». — Москва. — 2000.
  9. Хрестоматия по психологии /под ред.А. И. Копытин. — СПб.: Питер, 2001.
  10. Практикум по арт-терапии / под ред. А. И. Копытин. — СПб.: Питер, 2000.


Задать вопрос