Понятие экзистенции у К. Ясперса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №32 (270) август 2019 г.

Дата публикации: 12.08.2019

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Стрекаловская Е. В. Понятие экзистенции у К. Ясперса // Молодой ученый. — 2019. — №32. — С. 169-172. — URL https://moluch.ru/archive/270/61983/ (дата обращения: 17.09.2019).



Экзистенциализм (от латинского слова existentia — существование) можно считать одним из крупнейших направлений в философии XX века. Можем вспомнить ситуацию, образовавшуюся в Европе к началу ХХ века, и сразу отметить, что факторами, которые сформировали философию, являются научно-технические достижения. В те времена философию воспринимали как дисциплину, лишенную собственных задач и целей.

Это направление произошло от слова existentia — существование. Оно полностью противопоставляется понятию essentia, сущности. Главный тезис экзистенциализма — существование предшествует сущности. Считалось, что вся предшествующая философия ставила на первое место сущность. То есть, экзистенция — это одно из понятий, которое обозначает некое конкретное бытие и его существование; экзистенциальный — значит относится к существованию. Этот термин ввёлся в философию во времена Средних веков. Он обозначал специфический способ бытия вещи, производный от другого бытия.

Говоря простыми словами, экзистенция– это то, что можно назвать ощущениями человека, когда он осознает своё живое присутствия в этом мире и во взаимоотношениях с ним.

Экзистенция — это непосредственная данность. Её основной особенностью принято считать то, что её никак нельзя вывести из каких-либо объективных причин (биологических, физиологических, духовных, и т. д.), и невозможно свести к ним. Экзистенцию рационально невозможно познать ни наукой, ни философией, её ни в каком виде не представить в виде объекта познания: ни в теоретическом (идеи), ни в практическом (предметов или физ. объектов).Человек может постичь экзистенцию, как способ своего существования только в моменты, когда он сильно потрясён и поражён, в условиях пограничной ситуации (перед смертью).

Разделить экзистенциализм можно на 2 группы: светский (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю) и религиозный (К. Ясперс).

У М. Хайдеггера это «бытие-впереди-самого-себя», «бытие того сущего, которое открыто для откровенности бытия». По его мнению, человек — это и есть сущее. Жан Поль Сартр думал, что человек не должен отрицать опыт сознания– то есть саму экзистенцию. Если человек начнёт отрицать эту данность, то будет отвергать таким образом самого себя.

А. Камю признавал неразумность мира, но в то же время доводил эту неразумность до степени абсурдности. Мир абсурден, следовательно, у человека в абсурдном мире совсем нет смысла существования, потому что его жизнь всегда будет завершаться смертью.

Рассмотрим подробнее мнение К. Ясперса, где экзистенция обнаруживает себя в «пограничных ситуациях» выбора.

Карл Ясперс (1883–1969) представитель религиозного немецкого экзистенциализма. Он считал, что философия — неотъемлемое достояние людей. Ее главной целью обозначалась способность возвышать человека, помогать ему осознавать свою независимость. По мнению К.Ясперса, неразумность мира — есть видимость, которая скрывает его действительную разумность. Именно его философию можно легко распознать среди других видов экзистенциалистской философии любовью к рационализму, демократии, науке.

В философствовании, как говорил К.Ясперс, на первом месте прежде всего анализ поведения существование человека в мире, а не только исследование предмета в виде внешнего мира: «Смысл вступления в мир становится содержанием философствования. Философствование — это мышление, при помощи которого или в качестве которого человек деятелен в качестве себя. Оно являет собой не объективную значимость знания, а сознание бытия в мире», «Человек — существо, которое не только есть, но и знает, что оно есть. Уверенный в своих силах, он исследует окружающий его мир и меняет его по определенному плану».

Экзистенция является основоположным понятием К. Ясперса, которое можно растолковать, как источник мышления и действий. Экзистенция может проявлять себя в коммуникации. Коммуникации можно разделить на 2 вида: неподлинную и подлинную.

Неподлинная характеризует общение людей, которое осуществляется с практической целью.

В подлинной (экзистенциальной) коммуникации люди противопоставляют себя миру и другим людям. Преодоление одиночества, разобщённости, уединения — это основные условия подлинной коммуникации. «Человек мыслит свое бытие только как «мы»». Экзистенциальное общение — это когда между 2 личностями есть подлинная духовная связь. Можно сказать, что источником такого общения является христианская заповедь «возлюби ближнего, как самого себя». Люди переносятся в сферу религиозного, обращаясь к экзистенции человека, например, испытывают особое давление и справляются с различными сложными ситуациями обращаясь к вере в Бога.

Согласно Ясперсу, человек пробивается к духовному миру через пограничную ситуацию, экзистенцию и свободу.

Само бытие мира Ясперс разделил на три вида:

  1. Предметное бытие, мир явлений, чувственный мир. Сознание человека ориентируется в предметном бытие с помощью наук (антропология, психология, социология, и т. д.)
  2. Экзистенция, необъективируемая в качестве какого-либо предмета, то есть бытие человеческого «я». Когда сознание проникает в экзистенцию, то оно открывает её, но не познает. Экзистенция не доступна научному познанию в принципе, поскольку познать можно только объект, а экзистенция не может быть таковым.
  3. Трансценденция есть мир сверхувственного. Он недоступен ни опыту, ни мышлению(Богу). В том случае, если сознание пытается прорваться в трансцендентное, собственно говоря, познать Бога, то создаётся метафизика, которая является тайнописью, несущей в себе только одну истину — Бог существует, но узнать о Боге больше того, что Он действительно существует, невозможно.

«Высвечиванию экзистенции» характерна уникальная роль в жизни человека. Философ подчеркивал, что об экзистенции можно говорить тогда, когда нужен ответ на действительно философский вопрос, например, что противодействует целостному бытию мира? Он считал, что ему противостоит особое бытие: «Это бытие и есть я сам в качестве экзистенции. Она — и есть я, поскольку я не становлюсь объектом. В ней я знаю себя в качестве независимого — правда, при этом я не могу видеть того, что называю своим Я. Но исходя из такой возможности я живу; только осуществляя ее, я есть я сам. Итак, не мое наличное бытие есть экзистенция, но человек в наличном бытии — возможная экзистенция». «Наличное бытие» эмпирично и подвержено смерти, в отличие от Хайдеггера, К. Ясперс не придает бытию особого значения: «Экзистенция не знает смерти. Наличное бытие эмпирически «здесь», а экзистенция налична только в качестве свободы».

Ясперс использовал понятие философии экзистенции («Existenzphilosophie») и сам разрабатывал экзистенциальную философию (например, в своей «Философской автобиографии»), ее главные темы начиная с ранних своих работ, — вопросы о мире, о неизбежных для человека пограничных ситуациях (смерть, вина, борьба). К.Ясперс понимал всю трудность и замысловатость изучения самого важного понятия (экзистенции), но всё равно пытался освоить его и подойти к «экзистенциальной» стороне человека с разных сторон.

Экзистенция «высвечивается» когда мы относим человека к бытию и к другим людям с помощью коммуникации. Экзистенцию нельзя выявить в предметно-вещном мире, подчиненному необходимости, потому что главное в экзистенции — это свобода, то есть это и есть сама суть экзистенции, добавляя независимость и неподвластность объективизации.

Экзистенция «высвечивается» в пограничной ситуации, как можно пояснить далее. Пограничная ситуация — ситуация, в которой человек не может жить без борьбы и страдания, неизбежно берёт вину на себя и мыслит о «неизбывности смерти», например: «…пограничных ситуаций, совершенно неустранимых в существовании, которые становятся для нее открытыми в решительности самобытия». Ситуация эта, как неразрушимая стена — люди наталкиваются на неё, при этом они не в состоянии ничего поменять. Эта стена едина с нашим наличным бытием: «Духовная ситуация человека возникает лишь там, где он ощущает себя в пограничных ситуациях. Там он пребывает в качестве самого себя в существовании…».

Подводя итоги, экзистенция — это образ бытия в человеке, её мы можем просветлить, ведь её невозможно познать. Мы способны выявить ее возможности, к примеру, возможность реализовать себя, стать личностью. В качестве экзистенции я существую, зная, что подарен себе бытием.

Литература:

  1. Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. М., 1991, с. 532–533.
  2. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс — М.: Политиздат, 1991. — 527стр.
  3. Ясперс К. Философская вера. // Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 448.
  4. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
  5. Философия: Энциклопедический словарь.— М.: Гардарики. Под редакцией А. А.
  6. Толкования [Электронный ресурс] // https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1400/ %D0 %AD %D0 %9A %D0 %97 %D0 %98 %D0 %A1 %D0 %A2 %D0 %95 %D0 %9D %D0 %A6 %D0 %98 %D0 %AF
  7. Основные понятия философии К. Ясперса: экзистенция, всеобъемлющее, философская вера. [Электронный ресурс] // http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000197/st006.shtml
  8. [Электронный ресурс] http://bibliotekar.ru/index.htm


Задать вопрос