Проблемы рынка труда и его регулирования (на примере города Серпухова) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №32 (270) август 2019 г.

Дата публикации: 12.08.2019

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Насибуллин С. Р. Проблемы рынка труда и его регулирования (на примере города Серпухова) // Молодой ученый. — 2019. — №32. — С. 32-35. — URL https://moluch.ru/archive/270/61973/ (дата обращения: 17.09.2019).



Ключевые слова: миграция, трудовая мобильность, занятость населения, трудоустройство.

В связи с отсутствием высокооплачиваемой работы растёт миграция в Москву. Хотя по российским меркам, среднемесячная зарплата в городе весьма высока — почти 37 тыс. руб. (за 2019 г.).

В то же время в городе растёт и число приезжих. Особенно много военных, здесь даже целые городки, новые микрорайоны, построенные специально для военсостава. Из высших учебных заведений стоит отметить только Серпуховский военный институт ракетных войск, созданный ещё в предвоенные годы, выпускающий высококвалифицированных военных инженеров. Также присутствуют несколько филиалов различных московских вузов.

В 2018 году в Серпухове создали более 1,2 тысячи рабочих мест, количество созданных мест, по сравнению с 2017 годом, выросло на 13 %, сообщил глава городского округа Серпухов Дмитрий Жариков.

В подмосковном Серпухове Дмитрий Жариков выступает с ежегодным отчетом перед жителями об итогах работы за 2018 год и приоритетных путях развития округа в текущем году. На мероприятии присутствует вице-губернатор Московской области Наталья Виртуозова.

«Ровно год назад, подводя итоги работы в 2017 году, мы ставили перед собой задачу создания не менее 800 новых рабочий мест. Это поручение мы выполнили. В 2018 году городе создано 1 249 новых рабочих мест», — сказал Жариков. Он отметил, что показатель на 13 % больше, чем в 2017 году. По его словам, уровень безработицы снизился до 0,43 %. [1, 5]

«В абсолютных цифрах (уровень безработицы — ред.) составил 290 человек, что ниже среднеобластного показателя. При этом, что тоже очень важно, по-прежнему количество вакансий в организациях — это 3 090 — преобладает над численностью безработных граждан», — добавил Жариков.

Кроме того, среднемесячная заработная плата в крупных и средних организациях подмосковного Серпухова в прошлом году составила 47,2 тысячи рублей, что на 7 % выше по сравнению с 2017 годом.

Создание новых рабочих мест происходит не линейно, а в соответствии со стадиями развития экономики, главным образом связанными с реализацией инвестиционных проектов в производственной и социальной сфере. [1]

Наиболее значимым сектором экономики муниципального образования «городской округ Серпухов Московской области» исторически является промышленный сектор. В городе работает 10 предприятий, осуществляющих научные исследования и разработки. Объём выполненных крупными и средними организациями работ в 2017 году составил 6,2 млрд. рублей (индекс 108,8 % к уровню 2016 года).

В качестве ключевых факторов осуществления любого вида миграции определены демография, государственная политика, социально-экономические условия и законодательство, отражено благоприятное и отрицательное их влияние (таблица 1). [3]

Таблица 1

Влияние факторов на миграцию населения, втом числе трудовую

Факторы влияния на миграцию

Положительное влияние на миграцию, (+)

Отрицательное влияние на миграцию, (-)

Демография

Повышение рождаемости и рост численности населения

Снижение рождаемости и сокращение численности населения

Государственная

политика

Формирование и совершенствование селективной миграционной политики, создание единых экономических пространств между странами (территориями)

Проведение правительственных переворотов, участие в войнах, ограничения или запрет миграционной политики («железный занавес») и т. п.

Социально

экономические

условия

Низкая оплата труда, не соответствующая

профессиональным качествам и опыту работников, снижение (количественное и качественное) обеспеченности социальными услугами, сокращение рабочих мест и т. п. на территории постоянного проживания

Рост заработной платы, повышение качества социальных услуг (образование, здравоохранение и т. д.), создание новых рабочих мест, условий для профессионального роста и т. п. на территории постоянного проживания

Законодательство

Введение законов и других нормативных актов, расширяющих правовое поле мигрантов, открывающих границы страны и либеральный подход в формировании нормативной базы миграционной политики

Введение «барьеров» для доступа мигрантов в страну на законодательной основе, путем прописания в законе и других нормативных актах максимального притока мигрантов за определенный период времени, доли в общем объеме и т. п.

Уточнение и дополнение социально-экономической сущности миграции, в том числе трудовой, и выделение ее ключевых факторов, позволили обосновать направления регулирования рынка труда под влиянием трудовой миграции, а также необходимость прогнозирования и осуществления изменений в миграционных потоках.

Кроме того, в рамках развития застроенных территорий запланировано строительство новых социальных объектов, которые предполагают создание значительного числа новых рабочих мест в высоким уровнем заработной платы.

Реализация мероприятий подпрограммы позволит создать

– 3850 новых рабочих мест за весь период реализации программы

– 2215 рабочих мест с уровнем средней заработной платы выше пятикратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения Московской области. [6]

В области создания условий для интеграции вынужденных мигрантов в Российской Федерации осуществляются следующие мероприятия:

  1. При непосредственном участии распределения установленной квоты ФМС для субъектов Российской Федерации признал беженцев и лиц, получивших временное убежище на территории Российской Федерации.

Таким образом, есть квоты для иностранных граждан на въезд, приглашения были утверждены в 2002 году в Российской Федерации для осуществления работы, а в 2003 году принял правила для определения квоты на выдачу разрешений иностранным гражданам, временно проживающих на территории Российской Федерации, которые установили фиксированное число ввод на законных основаниях. Эти нововведения позволили, хотя и не своевременно, но важно, чтобы ограничить поток мигрантов, направляющихся в Российскую Федерацию. Однако, по мнению многих ученых, занимающихся вопросами миграции, такое ограничение является законным поток мигрантов, в конечном счете, привело к увеличению потока нелегальных;

  1. Разработка эффективного механизма использования бюджетов всех уровней, выделяемых для приема и размещения вынужденных переселенцев.

Таким образом, в соответствии с планом расходов на реализацию программы, реализуемой за счет федерального бюджета, как часть за счет средств местного бюджета. В результате взаимодействия различных уровней и бюджетов планируется достичь максимального эффекта при реализации программы;

  1. Создание условий для благосостояния переселения вынужденных переселенцев и их интеграции на рынке труда, вступление в профсоюзы, осуществление их конституционных прав и свобод человека и гражданина.

В рамках существующего соглашения о помощи беженцам и перемещенным внутри страны лицам, подписавшие его обещание обеспечить для беженцев и внутренне перемещенных лиц в места их временного размещения необходимых социальных условий и для оказания им помощи в трудоустройстве в соответствии с каждой Сторон законодательства о занятости. Кроме того, в соответствии с приказом Министерства национальной и миграционной политики РФ организовало единовременную выплату денежных пособий для лиц, получивших свидетельство о регистрации ходатайства о признании их перемещенных или доказательств рассмотрения заявления о предоставлении статуса беженца в Российской Федерации;

  1. Развитие взаимопонимания между местными жителями и мигрантами, обеспечивая гармоничное сочетание прав и интересов российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

При реализации этого положения концепции ФМС России совместно с органами государственной власти на местах, организовывать и проводить конференции с привлечением средств массовой информации, с одной из целей подобных конференций — укрепление толерантности местного населения к мигрантам.

  1. Создание социально-экономических условий для выполнения международных обязательств Российской Федерации по приему беженцев и предоставлении временного убежища в Российской Федерации, разработки и реализации специальных культурных и языковых программ адаптации.

Именно из-за существования программ, описанных выше, и возможно, успешная интеграция мигрантов в российском многонациональном и поликультурном обществе;

  1. Создание региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях переселения перемещенных работников.

Необходимость осуществления этих мер обусловлена тем фактом, что в отсутствие четкого взаимодействия между администрацией регионов и территориальных подразделений ФМС, с точки зрения обмена информацией о возможностях обустройства мигрантов ставят под сомнение успех осуществления программ, осуществляемых государством в отношении мигрантов;

  1. Государственная поддержка в приоритетных уязвимых групп вынужденных переселенцев, а также тех, кто прибыл в Российской Федерации в случаях чрезвычайного положения.
  2. обеспечить согласованность государственной помощи вынужденным мигрантам с экономическими возможностями страны. [2,4]

Литература:

1. Среднемесячная зарплата в крупных и средних организациях Серпухова выросла на 7 % в 2018 г [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mosday.ru/news/item.php?1822163&view=full

2. Стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года // [Электронный ресурс]. Режим доступа:http: //strategy2020.rian.ru/.

3. Алонкина Л. И., Панькин П. В. Несовершенство миграционной политики как фактор дестабилизации рынка труда / Л. И. Алонкина, П. В. Панькин // Экономика и предпринимательство. — 2014. — № 6. — С. 47–55.

4. Есина Ю. Л., Панькин П. В. Факторы миграционной нагрузки на рынок труда / Ю. Л. Есина, П. В. Панькин // Экономика труда. — 2017. — Том 4. — № 4. — С.447–454.

5. Федеральная служба государственной статистики // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/ rosstat_main/ rosstat/ru/

6. Федеральный портал protown.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://protown.ru (дата обращения: 13.05.18)



Задать вопрос