Применение электронных образовательных ресурсов как средство развития познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках технологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (270) август 2019 г.

Дата публикации: 11.08.2019

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Забродина Е. В., Быстрова С. С. Применение электронных образовательных ресурсов как средство развития познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках технологии // Молодой ученый. — 2019. — №32. — С. 145-146. — URL https://moluch.ru/archive/270/61971/ (дата обращения: 17.09.2019).



Современные школьные уроки технологии в информационном обществе представляют собой не только занятия декоративно-прикладным творчеством, швейным делом, обработкой металла и дерева, кулинарией, но и изучение новых современных информационно-коммуникационных технологии, а также роботов и машин. Данные уроки технологии мы предлагаем проводить с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР), так как у учащегося появляется познавательный интерес к самостоятельной, творческой, продуктивной деятельности, который, по мнению С. А. Богданова, является высшей формой развития познавательных универсаль6ных учебных действий (ПУУД) школьника, которые необходимо развивать у каждого школьника [3].

В исследованиях Н. Г. Морозовой, Л. И. Божович, Г. И. Щукиной и других доказано, что ЭОР влияют на развитие ПУУД учащихся, соответственно повышает эффективность усвоения изучаемого материала. Так как у школьника включается непроизвольное внимание и память, активизируется мышление за счет чего учебная дельность становится более успешной. А получаемые знания глубокими и надолго запоминающимися [4].

Работы ученых (А. А. Кузнецов, И. В. Роберт и др.) посвящены реализации возможностей ЭОР для совершенствования педагогического процесса и повышения ПУУД. По их мнению, ЭОР обладают высоким потенциалом для формирования ПУУД учащихся основной школы, в частности, за счет мультимедийности, компьютерной визуализации учебной информации, организации интерактивного взаимодействия между пользователем и средствами информационно-коммуникативных технологий [1].

Анализ исследования, посвященных использованию и проектированию компьютерных средств обучения, позволил выделить следующие возможности ЭОР на уроках технологии, способствующих развитию и формированию ПУУД школьников: мультимедийности; возможность в наглядной форме представлять изучаемый материал; учет эргономических требований к учебным материалам; ориентация на индивидуализацию обучения в рамках единого учебно-воспитательного процесса; спектр возможностей, воспитательного характера; направленность на познавательные мотивы обучаемого, которые способствуют устойчивой активности учащихся и повышают эффективность процесса обучения.

Современные ЭОР позволяют учителю и ученикам постигать предмет через практическую деятельность, опираясь на возможности ИКТ — мультимедийных презентаций, удобных систем поиска и других свойств учебных электронных изданий. В учебном процессе есть ряд моментов, когда почти невозможно обойтись без использования ЭОР [2]. Мы предлагаем вашему вниманию несколько таких учебных ситуаций, в которых учителям помогут современные технологии:

  1. Быстро проверить, как ученики усвоили теоретический материал по теме. С помощью ЭОР вы проводите короткий тест, который учащиеся выполняют в электронном виде каждый на своем устройстве. Каждый ученик моментально получает обратную связь от цифрового сервиса, а к вам по сети приходят результаты всего класса. Без информационных технологий на проверку потратили бы гораздо больше времени — а так учебное электронное издание поможет вам сэкономить время и силы на практическую работу на уроке. К примеру, в электронной версии учебника Е. А. Лутцевой по технологии проверочные тесты уже встроены в структуру урока. Пройдя параграф, посвященный информации, вы можете дать им тест — для закрепления знаний, в качестве проверки, или на дом — для самоконтроля.
  2. Увлечь класс новой темой. Например, можно использовать дополнительные материалы к урокам — видеофайлы и презентации. Редактируйте презентацию, добавляйте в нее дополнительные примеры и интересные исторические факты.
  3. Мотивировать учеников подготовить несколько докладов по изучаемой теме (лучше пользоваться только проверенными информационными ресурсами). Например, поделить класс на три группы и дать им домашнее задание — подобрать материал из предложенных источников, изучить проблему и представить классу в виде презентации. Учащиеся работают самостоятельно, пользуясь источниками из предложенного списка; учитель выступаете в роли модератора и советчика. В результате, к следующему уроку три группы презентуют классу результаты своей работы.
  4. Сделать так, чтобы во время практической работы (вышивание, оригами и любые другие техники) всему классу было хорошо видно, что делать — а ваши действия можно разглядеть только с первой парты. В этом случае лучше обратиться к электронному учебному изданию и выбираете видео с подробной, пошаговой инструкцией по созданию той или иной поделки. На уроке вы выводите видео на интерактивную доску: в итоге каждому учащемуся виден каждый шаг практической работы, а у вас освобождаются руки, чтобы помогать обучающимся в случае затруднения.
  5. Подготовить компьютерную презентацию, посвященную творчеству. В данном случае можно выбрать готовую мультимедийную презентацию из приложения к ЭОР или из сети Интернет и редактировать ее: добавить фотоотчет о том, как учащиеся работали в течение года, включить в презентацию лучшие работы, отобранные на конкурс. Можно при желании снять учебный процесс на видео и привести видеофрагменты в качестве иллюстрации.

Очевидно, что использование ЭОР для формирования ПУУД учащихся на уроках технологии в основной школе и повышения качества образования будет эффективным, если ЭОР будут соответствовать программе обучения, единой методике, представляемый учебный материал будет научно обоснован [3].

Однако в современной школе ЭОР используются эпизодически. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования находится на стадии формирования. Отсутствие единой системы разработки обучающих программ привело к созданию большого количества разнородных ЭОР, которые не в полной мере соответствуют требованиям современного образования и интересам учащихся.

Литература:

  1. Забродина, Е. В. Электронные образовательные ресурсы как неотъемлемая составляющая процесса обучения в высшей школе // Молодой ученый. — 2019. — № 2. — С. 343–348. — URL: https://moluch.ru/ archive/240/55504/.
  2. Никифорова, Н. А. Познавательная деятельности школьников в сети: исследование Рунета / Н. А. Никифорова, Л. А. Серых.– М.: НП «СТОиК», 2007. — № 7. — С. 43–48.
  3. Никитина, Е. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся 7 класса в контексте изучения темы «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» / Е. В. Никитина / Актуальные вопросы теории и практики обучения информатике в школе: сборник научно-методических трудов студентов и молодых ученых по материалам Всероссийской молодежной научной Интернет-конференции «Информационное общество и молодежь» (3–9 апреля 2017 года, 20–25 ноября 2017 года) / редкол.: А. А. Зубрилин, М. А. Фролова; Мордов. гос. пед. ин-т. — Саранск, 2017. — С.38–44.
  4. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. — 203 с.


Задать вопрос