Рецепция современным евангельским сообществом 150-летия со дня рождения И. С. Проханова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №32 (270) август 2019 г.

Дата публикации: 11.08.2019

Статья просмотрена: 189 раз

Библиографическое описание:

Никитин, Ф. Н. Рецепция современным евангельским сообществом 150-летия со дня рождения И. С. Проханова / Ф. Н. Никитин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 32 (270). — С. 86-89. — URL: https://moluch.ru/archive/270/61968/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматривается восприятие современными евангельскими верующими 150-летней годовщины со дня рождения известного религиозного деятеля начала XX века И. С. Проханова. Перечисляются и характеризуются основные мероприятия, посвященные юбилею. Констатируется активное внимание конфессионального сообщества к данному событию, показывается попытка русских протестантов рассмотреть личность Проханова в фокусе государственно-конфессиональных отношений, а его самого представить как общественного деятеля. Автор приходит к выводу, что, несмотря на все это, евангельское сообщество не смогло продемонстрировать качественную презентацию Проханова в ходе празднования его юбилея.

Ключевые слова: И. С. Проханов, юбилей, евангельское сообщество, протестант, 150-летие.

Для евангельских верующих России характерно вспоминать ярких личностей своей истории, отмечать их юбилеи [15, с. 151–158]. Не является исключением и Иван Степанович Проханов — организатор Союза евангельских христиан, издатель ряда периодический органов («Утренняя Звезда», «Христианин»), автор многих христианских гимнов, известный деятель евангельского движения начала XX века [21]. Это человек, вклад которого в историю евангельского движения России был «поистине огромен» [18, с. 18]. В данной статье предлагается рассмотреть восприятие современными евангельскими христианами (РС ЕХБ — Российский союз евангельских христиан-баптистов; МСЦ ЕХБ — Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов; ВСЕХ — Всероссийское содружество евангельских христиан; пятидесятники) юбилея И. С. Проханова, выпавшего на 2019 г.

Необходимо упомянуть, что личность Проханова воспринимается евангельскими верующими в какой-то мере болезненно. Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Р. Н. Лункин пишет: «Сам Иван Проханов в значительной степени остается мифологической фигурой для самих протестантов. О значительной части его наследия современным лидерам часто даже опасно вспоминать, а тем более воплощать в жизнь. Проханов основал политическую партию „Воскресение”, призвавшую к построению демократии <…> призвал к реформированию Православной церкви и поддерживал отношения с обновленцами <…> собирался на американские деньги, в том числе строить идеальный город на Алтае. Проханов первый стал жертвой манипуляций советской власти, его использовали как инструмент раскола евангелистов в 1920-е гг.» [12].

МСЦ ЕХБ критически рассматривает такую деятельность Проханова. В их периодическом органе написано следующее: «В том же 1905 году нахлынула на российские берега первая волна атеистических революционных устремлений. И уже через три дня после царского манифеста о веротерпимости была создана христианская партия, в которую вошли И. С. Проханов, Н. В. Одинцов, В. Г. Павлов, П. М. Фризен (меннонит). Как нам захотелось в мир, захотелось вкусить пирога общественного веса, влияния! “Вы хотите этого,— ответили власть предержащие,— тогда отдайте часть того, что принадлежит церкви”. И приходилось отдавать святыню. Таковы планы сатаны, и он действует через небодрствующих служителей.Сейчас всё устремлено к тому, чтобы политизировать церковь. Нам же не позволительно смешиваться с миром» (Курсив наш — Ф. Н.) [10, с. 18]. Подобная оценка деятельности Проханова содержится и в книге «Церковь должна оставаться церковью», составленной историко-аналитическим отделом МСЦ ЕХБ [20]. Нельзя сказать, что в данной конфессии личность Проханова пользуется популярностью.

ВСЕХ же, наоборот, уделяет внимание Ивану Степановичу Проханову. Оно «прямо объявило свою преемственность с идеями и служением Пашкова и Проханова» [19, с. 110]. ВСЕХ возродил издание «Утренней Звезды» и «Христианина», учрежденных некогда Прохановым [5].

Деятельность И. С. Проханова был неоднозначной. Неоднозначно и ее восприятие современными российскими евангельскими верующими. Это отразилось и в отношении к его юбилею. По этому случаю был создан координационный совет празднования 150-летия со дня рождения «выдающегося российского общественного и религиозного деятеля И. С. Проханова» [3], куда вошли, согласно декларации этого совета, РС ЕХБ, ВСЕХ, Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников), Российская церковь христиан веры евангельской, а также Евро-Азиатский дивизион (отделение) Генеральной конференции Церкви христиан-адвентисты седьмого дня [3]. Можно выделить два типа мероприятий, организованных в рамках юбилея: конфессиональные и конфессионально-научные / конфессионально-государственные.

РС ЕХБ активно отреагировал на юбилей. Уже 20 февраля 2019 г. в здании союза состоялся торжественный прием, посвященный подписанию декларации в связи со 150-летием «со дня рождения одного из основоположников евангельского движения в России, Ивана Степановича Проханова» [14]. Отметим, что текст декларации вызвал полемику в евангельском сообществе. Так, А. Маркевич в своей аналитической статье «Проханов без Евангелия?» пишет: «Меня поразило, что в подписанной декларации практически ничего нет от этого наследия [Проханова — Ф. Н.]. Несмотря на то, что декларация приурочена к годовщине рождения Проханова, там нет ни одной цитаты из его работ или проповедей» [13]. Автор указывает на отсутствие ссылок на Библию, отмечая, что декларация подписывается главами евангельских союзов, «которые по своему названию признают в качестве единственного высшего авторитета Писание <…>» [13]. Маркевич отмечает тот факт, что в декларации Проханов выделяется как общественный деятель с активной гражданской позицией. Автор приходит к выводу, что «по сути, декларация вместо библейской или богословской основы, берет в качестве своего идеологического фундамента гражданскую религию, где главным действующим лицом становится государство <…>» [13].

14 апреля 2019 г. в Московской центральной церкви было проведено богослужение, посвященное его 150-летию [1]. В ходе собрания была заслушана аудио-проповедь Проханова, далее «диакон церкви <…> зачитал краткую историю жизни благословенного проповедника Евангелия <…>» [4]. В журнале «Петербургский Баптист» была опубликована статья «Проханов. Гонения» [17]. Один из выпусков журнала «Христианское Слово» был посвящён И. С. Проханову. 13–15 сентября в В. Новгороде, в Храме Христа, пройден конференция «Феномен российского протестантизма». Тема конференции — 150 лет со дня рождения Проханова. На октябрь 2019 г. РС ЕХБ запланировал всероссийскую конференцию «Церковь, влияющая на общество», приуроченную к 150-летию со дня рождения И. С. Проханова [2].

ВСЕХ также активно включилось в празднование юбилея. Так, оно посвятило свой IV Конгресс [7] 150-летию Проханова и 200-летию «евангельских христиан на Руси» [6]. На нем «гость Конгресса, профессор Иван Иванович Реймер, директор миротворчества и согласия во Всемирном Евангельском Альянсе, делился историями и подвигами веры из жизни И. С. Проханова» [6]. ВСЕХ сыграло немалую роль в организации конференции в Общественной палате РФ, посвященной юбилею И. С. Проханова.

Довольно тяжело проследить рецепцию юбилея МСЦ ЕХБ, так как у него отсутствует официальный сайт. По нашей информации, никаких конференций в честь его 150-летия не проводилось. На наш взгляд, это не удивительно, привлекая во внимание вышеприведенную позицию в оценке деятельности Проханова периодическим органом данной конфессии. Однако на локальном уровне о такой круглой дате все же вспомнили. Так, молодежь Санкт-Петербургской церкви (в п. Володарский) организовала вечер памяти И. С. Проханова, на котором с презентацией и видеоматериалами был показан его жизненный путь (информация получена из переписки автора с Е. Антиповой — членом этой церкви).

Нами не было найдено никаких сведений о том, чтобы пятидесятники организовывали и проводили (отдельно) какие-либо мероприятия, посвященные юбилею, однако они участвовали в таковых наряду с другими конфессиями [11, 12]. Правда, в евангельском сообществе задались вопросом: каким образом пятидесятники имеют отношение к наследию Проханова? [8].

Говоря о втором типе мероприятий, проведенных в рамках празднования юбилея, необходимо упомянуть о международной научно-практической конференции «Историческая, культурная и социальная роль протестантизма в России и Европе», которая проходила в Институте Европы Российской Академии наук [12, 16]. На ней выступали представители как академического, так и конфессионального сообществ. Темой конференции стало «осмысление наследия И. С. Проханова и других евангельских проповедников» [12]. Один из модераторов конференции Р. Н. Лункин пишет следующее: «фигура Ивана Проханова, который строил масштабные планы о том, как переустроить Россию на демократических началах, а затем советских <…> придает смелости нынешним пасторам и епископам. В выступлениях многих протестантов звучала мысль о том, что у церквей есть свое видение развития страны, и они вполне готовы стать влиятельной силой, но порой теряются» [12].

17 апреля в Общественной палате РФ прошла конференция «150-летие И. С. Проханова — признанного российского религиозно-общественного деятеля начала XX века», на которой, как сообщает сайт палаты, «предложат новые подходы к гармонизации этноконфессиональных отношений страны, к противодействию экстремизму и терроризму» [11]. Данная цитата показывает, что на фоне юбилея личность Проханова во многом рассматривалась с общественной, государственной точки зрения, а не сугубо в контексте его религиозной составляющей. В приветствии начальствующий епископ Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Сергей Ряховский, рассуждая о Проханове, заявил: «особенно важно отметить его уникальный вклад в развитие государственно-конфессиональных отношений. Он активно участвовал в работе комиссии Государственной думы Российской империи по подготовке государственных актов, предоставляющих религиозным объединениям свободу вероисповедания» [9]. Доклады были посвящены как Проханову, так и истории евангельского движения вообще. В принципе, все мероприятие есть апология своей конфессии / конфессий с привлечением исторических материалов. Практически все доклады конфессиональных представителей не могут быть названы академическими по своему формату.

Юбилей Проханова привлек большое внимание в среде русских протестантов, стимулировал консолидацию евангельского сообщества, кульминацией которой стало подписание упомянутой выше декларации. Евангельским христианам удалось привлечь к юбилею научную общественность, а также государственные структуры. Наибольшую активность и внимание к юбилею проявил РС ЕХБ. Этот же союз наиболее качественно по сравнению с обозначенными в статье конфессиями представил личность Ивана Степановича Проханова. Евангельским сообществом была предпринята попытка представить Проханова как яркого общественного деятеля, применить принципы его служения к современным российским реалиям. По нашему мнению, русские протестанты, несмотря на такое внимание к юбилею и обилие мероприятий, в целом так и не смогли качественно понять и осмыслить личность Проханова, а также качественно ее презентовать в публичном пространстве.

Литература:

  1. Воскресное утреннее богослужение 14 апреля 2019 // URL: https://www.youtube.com/watch?v=2hWa7895mw0&feature=youtu.be&fbclid=IwAR3veJd3JffPg3oGpwN5MXkcIiDGjCpoGLcYCrlnbomL7-agdL3YMpsAdk8 (дата обращения: 23. 07. 2019).
  2. Всероссийская конференция «Церковь, влияющая на общество» // URL: https://www.protestant.ru/anons/calendar_event/7717748 (дата обращения: 21. 07. 2019).
  3. Декларация координационного совета празднования 150-летия со дня рождения выдающегося российского общественного и религиозного деятеля И. С. Проханова // URL: https://baptist.org.ru/_service/33957/download/id/419379/name/Декларация+Празднования+150летия+И. С. Проханова.pd (дата обращения: 23. 07. 2019)
  4. Для меня жизнь Христос! // URL: https://baptist.org.ru/news/main/view/article/1502496 (дата обращения: 23. 07. 2019).
  5. Журнал Христианин // URL: https://www.protestant.ru/media/magazine (дата обращения: 20. 07. 2019).
  6. Итоги IV Конгресса ВСЕХ // URL: https://www.protestant.ru/news/church/ofchrist/article/1505324(дата обращения: 23. 07. 2019).
  7. Конгресс (IV) ВСЕХ — Всероссийское содружество евангельских христиан в России // URL: https://www.youtube.com/watch?v=C6JwiHRDIv8 (дата обращения: 23. 07. 2019).
  8. Конференция в ИЕ РАН // URL: https://www.facebook.com/groups/exb.history/permalink/1029068483944600/ (дата обращения 23. 07. 2019).
  9. Конференция памяти Ивана Проханова прошла в Общественной палате РФ // URL: https://www.cef.ru/infoblock/news/read/article/1502386 (дата обращения: 23. 04. 2019).
  10. Крючков Г. К. Пророческий голос // Вестник Истины. — 2007. — № 4–5. — С. 16–22.
  11. К 150-летию Ивана Проханова: новые подходы к гармонизации этноконфессиональных отношений в России // URL: https://www.oprf.ru/press/conference/4052?fbclid=IwAR2pBch7zyCAZTRbX8WCAaTJjiXO-qSCcbFWKWcIS6wKTSaxGT5rx98r9eE (дата обращения: 23. 07. 2019).
  12. Лункин Р. Н. Евангельские церкви в поисках «чувства времени». В Институте Европы РАН состоялась конференция, посвященная 150-летию И. С. Проханова // URL: http://www.sclj.ru/news/detail.php?SECTION_ID=487&ELEMENT_ID=8029 (дата обращения: 20. 07. 2019).
  13. Маркевич А. Проханов без Евангелия? // Мирт. — 2019. — № 2. URL: https://gazeta.mirt.ru/stat-i/vzglyad/post-2240/ (дата обращения: 20. 07. 2019).
  14. Подписание декларации, посвященной 150-летию со дня рождения И. С. Проханова // URL: http://www.word4you.ru/news/35495/?sphrase_id=24656 (дата обращения: 20. 07. 2019).
  15. Попов В. А. Реформаторы духа. — Ирпень: Ассоциация «Духовное возрождение», 2012. — 180 с.
  16. Протестантизм в России и Европе // URL: http://www.instituteofeurope.ru/nauchnaya-zhizn/novosti/item/280219–2 (дата обращения: 23. 07. 2019).
  17. Синичкин А. В. Проханов. Гонения // Петербургский баптист. — 2019. — № 6. URL: https://vk.com/petersburgbaptist?w=wall-151537648_346 (дата обращения: 23. 07. 2019).
  18. Синичкин А. В. Проханов. Начало // Петербургский Баптист. — 2018. — № 5. — С. 18–22.
  19. Степанов В. А. Санкт-Петербургский съезд евангельских верующих 1884 года: мифы, факты, уроки // Феномен российского протестантизма (материалы научно-практических конференций). Великий Новгород, 2016. С. 92–113.
  20. Церковь должна оставаться церковью: необратимые десятилетия 1917–1937 годы в истории евангельского и баптистского движений. — Б. м., Б. и., 2008. — 427 с.
  21. Кahle W. Evangelische Christen in Russland und der Sovetunion. Ivan Stepanovic Prochanov (1869–1935) und der Weg der Evangeliumschristen und Baptisten. — Wuppertal u. Kassel, 1978. — 598 с.
Основные термины (генерируются автоматически): евангельское сообщество, день рождения, Россия, юбилей, евангельское движение, конфессиональное сообщество, Общественная палата РФ, общественный деятель, периодический орган, Российский объединенный союз.


Ключевые слова

юбилей, И. С. Проханов, евангельское сообщество, протестант, 150-летие

Похожие статьи

К вопросу о богословии и мировоззрении евангельских христиан...

Евангельское христианство, или баптизм, - течение позднего протестантизма, появившееся в начале XVII века в Европе. Во второй половине XIX века его представители появились и в России. В то время оно было представлено двумя общероссийскими конфессиональными...

Процессы политической манипуляции в церковной сфере

Таким образом, под манипулированием общественным сознанием мы будем понимать скрытое (латентное) управление сознанием и поведением людей в определенных политических, социальных и экономических интересах правящей элиты.

общественное участие, Российская Федерация...

Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ

Конституцией РФ [10] установлено, что Российская ФедерацияРоссия — есть демократическое государство, при этом носителем...

Исследование социального служения Русской Православной...

Примерно в такой обстановке созданного в 1991 году в Москве Российского государственного социального института (РГСИ) зарождалось и новое направление светской исторической науки — социальное служение Русской Православной Церкви…

Движение «Сокол» в контексте русской эмиграции в Латвии...

Успешная общественная деятельность организации попала в поле зрения известных общественных деятелей.

Если бы агентурные донесения, пристальный контроль и подозрения органов безопасности действительно имели бы под собой почву, то деятельность...

Религиозные особенности русского масонства | Статья в журнале...

Российские масоны вписываются в отечественную духовную традицию; уже поэтому они не были простыми аналогами европейских

1. Кондаков Ю. Е. Либеральное и консервативное направления в религиозных движениях в России первой четверти XIX века http...

Религиозные секты современной России | Статья в журнале...

Только успех может узаконить новое верование — в соответствии с евангельским принципом, согласно

Так, основатель секты «церковь Христа» Кип Мак Кин полагал, что он лучше других понимает Библию и последовательнее других воплощает в жизнь евангельский идеал.

Нормативно-правовое регулирование порядка создания...

Эволюция российской государственности в конце XIX-XX вв. привела к модернизации государственного и общественного строя в период

Положение о свободе союзов было включено в текст Манифеста Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка»...

Уставы обществ и союзов в конце XIX — начале XX в. как...

Быстрый рост численности и образования общественных организаций на рубеже XIX-XX вв. требовал четкого закрепления задач и функций их деятельности. В условиях правовой системы Российской империи это требование могло быть выполнено посредством установления общих...

Похожие статьи

К вопросу о богословии и мировоззрении евангельских христиан...

Евангельское христианство, или баптизм, - течение позднего протестантизма, появившееся в начале XVII века в Европе. Во второй половине XIX века его представители появились и в России. В то время оно было представлено двумя общероссийскими конфессиональными...

Процессы политической манипуляции в церковной сфере

Таким образом, под манипулированием общественным сознанием мы будем понимать скрытое (латентное) управление сознанием и поведением людей в определенных политических, социальных и экономических интересах правящей элиты.

общественное участие, Российская Федерация...

Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ

Конституцией РФ [10] установлено, что Российская ФедерацияРоссия — есть демократическое государство, при этом носителем...

Исследование социального служения Русской Православной...

Примерно в такой обстановке созданного в 1991 году в Москве Российского государственного социального института (РГСИ) зарождалось и новое направление светской исторической науки — социальное служение Русской Православной Церкви…

Движение «Сокол» в контексте русской эмиграции в Латвии...

Успешная общественная деятельность организации попала в поле зрения известных общественных деятелей.

Если бы агентурные донесения, пристальный контроль и подозрения органов безопасности действительно имели бы под собой почву, то деятельность...

Религиозные особенности русского масонства | Статья в журнале...

Российские масоны вписываются в отечественную духовную традицию; уже поэтому они не были простыми аналогами европейских

1. Кондаков Ю. Е. Либеральное и консервативное направления в религиозных движениях в России первой четверти XIX века http...

Религиозные секты современной России | Статья в журнале...

Только успех может узаконить новое верование — в соответствии с евангельским принципом, согласно

Так, основатель секты «церковь Христа» Кип Мак Кин полагал, что он лучше других понимает Библию и последовательнее других воплощает в жизнь евангельский идеал.

Нормативно-правовое регулирование порядка создания...

Эволюция российской государственности в конце XIX-XX вв. привела к модернизации государственного и общественного строя в период

Положение о свободе союзов было включено в текст Манифеста Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка»...

Уставы обществ и союзов в конце XIX — начале XX в. как...

Быстрый рост численности и образования общественных организаций на рубеже XIX-XX вв. требовал четкого закрепления задач и функций их деятельности. В условиях правовой системы Российской империи это требование могло быть выполнено посредством установления общих...

Задать вопрос