Формирование мотивации успеха и творческого самовыражения на уроках технологии и во внеурочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (270) август 2019 г.

Дата публикации: 11.08.2019

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Белянинов С. Н., Коноваленко Е. А. Формирование мотивации успеха и творческого самовыражения на уроках технологии и во внеурочной деятельности // Молодой ученый. — 2019. — №32. — С. 135-137. — URL https://moluch.ru/archive/270/61962/ (дата обращения: 17.09.2019).



«Я устал! У меня ничего не получается! Мне не везёт! Это невозможно! Мне надоело с этим возиться!» — вот неполный список мыслей, возникающих в голове после неудачной попытки достижения успеха в задуманном деле. Все мы хотим добиться успеха и получить максимальный результат от своих действий. К сожалению, не всегда все идет так гладко, как планировалось вначале. Как следствие опускаются руки, нападает лень, и все победы и достижения, которые мы представляли, достаются кому-то другому. Но если мы хотим добиться успеха и выбрали цель, то нельзя останавливаться на пути достижения этой цели. А чтобы не останавливаться, нужна сильная мотивация достижения успеха. Мотивация достижения успеха — мотивация, которая поможет не останавливаться и продолжать свое дело.

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ определен Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования и направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей и усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации. [2] Осознание себя и мира на начальном этапе школьной социализации является основой в формировании его мировоззрения, самосознания, ценностных ориентаций. Кроме того, в младшем школьном возрасте развивается эмоционально-ценностная сфера личности, ребёнок сензитивен к творчеству. Художественно-творческая деятельность для ребёнка — эффективный способ развития у него позитивной самооценки, мировосприятия, эмоционально-ценностного отношения к самому себе и окружающему миру. Самовыражаясь в творчестве, младший школьник «присваивает» осознанные им в ходе деятельности представления о мире, о других людях и себе. Поэтому в младшем школьном возрасте становится важным вовлечение ребёнка в художественно-творческую деятельность во всех сферах жизни школьника.

Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности.

В толковых словарях толкование термина «образование» производится от значения глагола «образовывать», т. е. создавать, формировать или развивать нечто новое. «В широком смысле создавать новое — это и есть инновация. Соответственно педагогическая инновация — целенаправленное, осмысленное, определенное изменение педагогической деятельности (и управление этой деятельностью) через разработку и внедрение в образовательных учреждениях педагогических и управленческих новшеств нового содержания обучения, воспитания, управления, новых способов работы, новых организационных форм, т. е. это процесс совершенствования педагогических технологий, совокупность методов, приемов и средств обучения». [6]

Таким образом, для развития психологически здорового осознания себя и мира необходимо самовыражение. Гуманистические психологи (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт) полагали, что основа художественного творчества — потребность в самоактуализации, самореализации своего «Я». Для развития психологически здорового осознания себя и мира необходимо самовыражение. Основа развития образа «Я» — соединение различных видов творческой деятельности, что является естественным для ребёнка. В процессе творческого самовыражения проявляется суть человека — ребёнок находит свою «нишу», свою роль в жизни, своё «Я», т. е. самовыражаясь в творчестве, ребёнок творит мир сам. [5]

А для этого необходима специальная образовательная технология, которая бы позволяла развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика, сохраняя при этом массовость образования. Такую технологию обеспечивает подход, связанный с развитием творческого самовыражения учащихся, особенно в творческой деятельности на уроках технологии и во внеурочной деятельности.

Началом работы стало разрешение противоречий между желанием и способом самовыражения обучающихся. Наблюдения за деятельностью и поведением младших школьников подтолкнуло к мысли, что необходимо что-то менять для того, чтобы каждый ребёнок в классе чувствовал себя комфортно и был мотивирован на успех. Для психологического обоснования выбора темы проводилась диагностика уровня самооценки, ожидаемой оценки и уровня потребностей в достижении успеха. Для изучения уровня самооценки, ожидаемой оценки использовалась методика Дембо — Рубинштейн, а для изучения развития уровня потребности в достижении успеха методика «Изучение мотивации достижении успехов», а так же наблюдение педагога за деятельностью обучающихся, ведь при таком виде деятельности у педагога есть возможность следить за поведением и деятельностью ученика в различных жизненных и учебных ситуациях. [6]

Результаты обследования подтвердили первоначальное предположение о том, что большинство обучающихся бояться ошибиться и сделать что-то не так, особенно в выполнении заданий творческого характера.

Таким образом, возникла идея о необходимости создания условий мотивации успеха и творческого самовыражения, обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности, а так же разработке технологии построения системы обучения, где учитель идёт от ребёнка и создает для него ситуацию успеха, позволяющую повысить мотивацию успеха у обучающегося и помочь ему в творческом самовыражении внимание этой проблеме уделяли в своих работах В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, А. С. Белкин, В. Ю. Титюков, Н.Е Щуркова. Согласно утверждению Ю. А. Грибова о том, что способность к творческому самовыражению является способностью человека к построению своего образа мира, своего мироощущения и самого себя в этом мире. Поэтому при планомерной и постоянной работе над этой проблемой в результате педагог получит творчески активную успешную личность, которая будет способна в дальнейшем к самовыражению, самореализации и успешной социализации, как того требует ФГОС второго поколения.

Работая по системе Л. В. Занкова, используем заложенные в ней инновационные технологии:

− Проектная деятельность

− Исследовательская деятельность

− Возможность научить ребенка мыслить самостоятельно

Все эти постулаты помогают не только в работе по обучению общеобразовательным предметам, но и на уроках «Технологии».

Очевидно, что проблема создания условий для развития и проявления способностей творческого самовыражения личности исследуется на стыке педагогики, педагогической психологии и психологии творчества

Вопросы развития творческих способностей детей, их творческой активности, креативности личности рассматриваются в отечественных исследованиях В. И. Андреевой,, В. Н. Дружининой, И. В. Дубровиной и др., но основой деятельности педагогов по развитию школьников стали идеи Г. В. Тереховой «об особенностях развития креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе» [7].

В данном случае целью работы педагога является обеспечение положительной динамики творческого самовыражения младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения на уроках технологии и во внеурочной деятельности путём формирования мотивации успеха.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

− введение в педагогическую практику организацию образовательного процесса так, чтобы максимально помочь обучающемуся выработать и сформировать собственный язык творческого самовыражения, сохранить специфические черты, присущие творчеству в детском возрасте.

− использовать наряду с традиционными формами работы групповые и индивидуальные учебные занятия, а также занятия в рамках внеурочной деятельности с целью развития творческого самовыражения обучающегося, так, чтобы он мог найти свою «нишу» и свою роль в жизни, своё «Я».

− создание условий для приобретения обучающимися умений и навыков практической деятельности, развитие регулятивной структуры деятельности, включающей ориентировку в задании, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку; необходимых для дальнейшей самореализации в художественно-творческой деятельности.

− формирование интереса к предметно-преобразовательной деятельности, путём развитие познавательных способностей и вовлечения, обучающихся в художественно-творческую деятельность.

Организацию образовательного процесса, в результате которого обучающийся в полной мере мог творчески самовыразиться, реализуем следующих направлениях работы:

− проведение нестандартных уроков технологии (в первом классе проведение только нестандартных уроков — уроки сказки, путешествия, уроки- создания творческих проектов — помоги сказочному герою)

− занятия внеурочной деятельности (по курсу Художественное творчество: станем волшебниками, и «Праздники, традиции и ремёсла народов России» (особенно в разделе «Ремёсла») проводим с использованием методики Арт-технологии: задания вида — сделай из выбранного тобой материалов дерево настроения

Для более старших обучающихся даем задания вида:

− «Выполни изделие, с помощью того цвета, который наиболее точно определяет твое настроение сегодня». «Подумай, какой цвет надо добавить. Чтобы твое настроение поменялось (или какие изменения можно внести в работу, чтобы твое настроение изменилось)»

− «Сделай такую работу, которая обратила бы на себя внимание.

− «Изобрази место, где по твоему мнению ты был бы счастлив».

− Никогда не даем готовых решений, даем возможность каждому ребенку творчески выразить свою индивидуальность, в этом видим самовыражение и успешность обучающихся. На уроке и во внеурочной деятельности сочетаем групповые и индивидуальные формы работы. Подбираем (в рамках программы) те изделия, которые имеют практическую значимость (если она не явная, просим учеников определить для чего может быть изготовлено изделие, может ли оно в дальнейшем стать элементом какого-то проекта). Показываем практическую значимость проектной исследовательской деятельности в рамках конкурса «Я-исследователь» с использованием знаний, полученных в ходе внеурочной деятельности по желанию обучающихся.

Таки образом, ученики выбирают задания дифференцированно, по силам и из тех материалов, которые хотят использовать ученики.

В результате работы наметилась положительная динамика в самореализации обучающихся, появились практические результаты: интерес к изучению учебной дисциплины «Технология», уже в начале недели начинают спрашивать: «Что будем делать на технологии, какую работу будем выполнять на кружке?», их работы вышли на более высокий качественный уровень, обучающиеся увидели практическую значимость своих изделий, возникло желание выполнять самостоятельные работы творческого содержания. Ученики с удовольствием выполняют работы для выставок и конкурсов творческих работ.

Литература:

  1. Закон «Об образовании РФ»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  3. Грибов Ю. А. Психолого-педагогические условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей// Вопросы психологии. 1989. № 2. с. 57–62
  4. Коноваленко Е. А. Обобщение педагогического опыта «Формирование мотивации успеха и творческого самовыражения младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения на уроках технологии и во внеурочной деятельности (электронный ресурс)
  5. Маслоу А. Мотивация и личность. М., 2007
  6. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов вузов в 3-х книгах. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд., М., 2002
  7. Терехова Г. В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе (электронный ресурс)


Задать вопрос