Сущность государственной политики в области управления библиотечным делом в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №32 (270) август 2019 г.

Дата публикации: 11.08.2019

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Аносова Е. И. Сущность государственной политики в области управления библиотечным делом в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2019. — №32. — С. 172-176. — URL https://moluch.ru/archive/270/61946/ (дата обращения: 17.09.2019).



Данная статья рассматривает общие вопросы, а также основополагающие и руководящие начала государственной политики в области управления библиотечным делом в Российской Федерации. В статье рассматривается сам феномен государственной библиотечной политики как общественного явления и правовой категории. При написании данной статьи использовались общенаучные методы, такие как метод сбора, анализа и обобщения нормативно-правовых актов и иной информации, системно-структурный, а также другие методы.

Ключевые слова: библиотека, библиотечное дело, библиотечные учреждения, государственная политика в области управления библиотечным делом, принципы государственной политики в области управления библиотечным делом.

Сфера культуры это одна из самых сложных сфер для правового регулирования. Там, где закон неизбежно сопрягается с миром нравственных ценностей и творческой воли, зачастую возникают коллизии, которые трудно, а порой и невозможно выстроить в действующее правовое поле.

Современное российское государство и общество вырабатывают политику благоприятного развития гуманитарной сферы жизни и создают возможности для роста культурной составляющей. В рамках данной политики традиционными стали мероприятия, посвященные актуальным вопросам развития не только культурной деятельности, но и ее составляющих, в том числе библиотечного дела.

Книги всегда были составной частью культурного наследия человечества, они отражают историю эпох и быт народов, служат людям в качестве инструмента познания мира, доносят до читателей результаты сложных мыслительных процессов их авторов, а некоторые из книг представляют собой бесценные экземпляры — объекты культурного наследия и достояния стран мира [2, с. 29].

Однако, сама по себе «книга» это название, привычное лишь ее читателю, профессиональные хранители книг называют их документами. Учреждения же, действующие в целях хранения и общественного использования таких документов, называются библиотеками и представляют собой учреждения, имеющие возможность предоставлять во временное пользование громадное количество книг.

Государство рассматривает библиотеки как социальный институт, поддерживающий и пропагандирующий идеи демократии, продвигающий государственные реформы, активно влияющий на процессы науки, экономики, образования, культуры и социального развития. Услуги, предоставляемые гражданам России библиотеками, являются одним из факторов поддержки государственной социально-экономической политики, способствуют образованию и культурному развитию своих граждан, а также обеспечивают выход России в общемировое информационное пространство. Библиотеки прочно вошли в информационную стадию развития, что соответствует российским реалиям.

Эффективное государственное управление в области библиотечного дела является важной составной частью современной государственной социально-экономической политики России. Однако, при этом, сам феномен государственной библиотечной политики как общественного явления и правовой категории остаётся малоизученным. Для лучшего уяснения данного феномена обратимся к анализу таких сущностных категорий, как «библиотека» и «библиотечное дело».

Федеральный закон «О библиотечном деле» [6] в статье 1 определяет библиотеку как «информационная, культурная, просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающие организованным фондом документов и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам».

По утверждению Линник В. В. указанное в законодательстве определение библиотеки, совмещающее в себе одновременно научную и юридическую выверенность, получившее в результате принятия закона правовой статус, можно считать максимально объективным, отражающим представление о библиотеке всего общества на данном конкретном отрезке его исторического развития. Именно на таком понимании библиотек и их задач должна базироваться государственная библиотечная политика [5, с. 112].

В статье 1 закона «О библиотечном деле» также закрепляется понятие «библиотечное дело»: «отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечной информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек».

На библиотечное дело оказывают влияние различие в формах и методах государственного регулирования в сфере культуры, а также наличие различных моделей механизма правового регулирования общественных отношений в данной сфере.

Государственная политика в сфере библиотечного дела является составной частью государственной культурной политики, в связи с этим представляется важным понять основные тенденции в её развитии.

Так, В. В. Антонов считает что «государственная библиотечная политика — это совокупность целей, принципов и правовых норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по обеспечению, сохранности и развитию библиотек, а также сама деятельность государства в данной области» [1, с. 2].

По мнению исследователя А. Н. Ванеева государственная библиотечная политика представляет собой совокупность мер, направленных на обеспечение конституционного права граждан на поиск, получение и распространение информации. Её главной целью является реализация прав граждан на библиотечное обслуживание [3, с. 3]. Несмотря на некоторое сужение сферы библиотечной деятельности, которую данный автор целиком определяет через понятие «информация», само определение представляется наиболее конструктивным, так как в нём заключена концептуальная триада: государство — гражданин — право.

Следует подчеркнуть, что государственная политика и государственное управление неотделимы друг от друга и взаимосвязаны между собой. По своему масштабу воздействия политика государства охватывает все сферы жизни общества, в том числе библиотечное дело. Здесь также проявляется двойственный характер государственного управления. С одной стороны, государственное управление библиотечным делом имеет социально-политическую сущность, наполняется политическим содержанием, а с другой — носит организационный характер, практическую направленность. По существу государственное управление библиотечным делом есть практическое претворение в жизнь политики государства в этой области.

С учётом вышеуказанного, можно предложить следующее определение государственной библиотечной политики: государственная библиотечная политика — это совокупность целей, принципов, направлений, форм и методов, которыми руководствуется государство в обеспечении права граждан на библиотечное обслуживание.

Особенности управленческой деятельности государства наиболее очевидны при рассмотрении тех принципов, на которых эта деятельность строится. Вопрос о принципах государственной политики в управлении библиотечным делом имеет как теоретическое, так и практическое значение. В частности, теоретическое значение связано с выявлением сущности, социальной роли и классификации принципов, а практическое — с разработкой механизма их реализации. И в том, и в другом случае речь идёт о фундаментальных основах государственной политики и практики государственного регулирования вообще, и в области библиотечного дела, в частности.

Необходимо отметить, что определение сущности и содержания принципов — проблема сложная. Принцип это, прежде всего, научная категория, поскольку устанавливается в результате аналитической работы по выявлению сущностных явлений и связей в области библиотечного дела, в то же время принцип управления есть категория субъективная, ибо формируется людьми.

Принципы должны отражать качественные особенности библиотечного дела как объекта государственного регулирования, воссоздавать структуру закономерностей его развития в обществе. Весь смысл государственного регулирования состоит в обязательном учёте выявленных закономерностей, в обеспечении различных необходимых условий (организационных, материальных и других) для наиболее полного проявления их в общественной практике. К числу таких закономерностей необходимо отнести следующие:

а) непосредственная связь библиотечного дела с политической ориентацией государства;

б) органичная связь библиотечного дела с другими видами культуры, информатизацией, образованием;

в) существенная связь с воспитанием личности;

г) необходимая связь с производственной наукой и практикой.

Данные закономерности, в конечном счете, выступают теми объективными критериями, которые выражают фундаментальные основы функционирования системы управления библиотечным делом.

Изучение деятельности государственных органов по регулированию организации и деятельности библиотек, а также научные дискуссии по этой проблеме позволяет определить систему действующих принципов.

Принципдемократизации, который означает развитие демократических начал в управлении библиотечным делом, расширение гласности, учет общественного мнения, повышение роли профессиональных добровольных общественных объединений, периодическая отчётность руководителей библиотек о своей работе, участие в управлении общественных организаций, а также открытость и доступность фондов, изучение интересов пользователей библиотек в целях их наиболее полного удовлетворения их интересов. Демократизация основ государственной библиотечной политики активно способствует обеспечению соответствия библиотечного обслуживания интересам и запросам населения.

Принцип политического подхода в управлении библиотечным деломвыражается в том, чтобы при управлении были обеспечены требования Конституции РФ [4] о создании условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, сосредоточенных в фондах библиотек, а также основные положения закона РФ «О библиотечном деле» о том, что библиотеки, находящиеся на полном или частичном бюджетном финансировании, должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие, которое невозможно осуществить без применения политического подхода.

Принцип общедоступности библиотек вытекает из социальной природы Российской Федерации. По своей сути, библиотека является достоянием всего общества и в связи с этим должна быть доступна каждому российскому гражданину. На основании данного принципа осуществляются равные возможности для всех слоев населения.

Принцип государственной координации делового партнёрства заключается в том, что различные ведомства, имеющие сеть библиотек или библиотечные учреждения должны координировать свою деятельность, а также выстраивать совместную работу в интересах лучшего использования библиотечных ресурсов и максимального удовлетворения запросов пользователей на книгу и информацию. Вся работа по созданию кооперированных библиотечных систем и информационно-библиотечных сетей должна осуществляться на принципах делового партнёрства, объединения усилий библиотек для достижения основной цели — обеспечения всеобщей доступности информации и культурных ценностей, духовного развития людей, их образовательной и научной деятельности.

Анализ социально-политической сущности и содержания принципов государственной политики в управлении библиотечным делом является неотъемлемым компонентом изучения государственно-правовых проблем библиотечного дела в России [7, с. 114]. Принципы государственной политики в области управления библиотечным делом находят свое объективное выражение в правовой форме, в связи с чем приобретают юридический характер и выступают в качестве официальных ориентиров для соответствующих субъектов управленческих правоотношений в этой отрасли. Принципы, как и цели государственного регулирования, должны быть закреплены в законодательных актах государства. Только в этом случае они переходят из области научных понятий в плоскость их практической реализации. Особенно это важно для формирования правовой базы системы библиотечного дела, где принципы государственной политики выступают в виде исходных установок для правового регулирования отношений в этой области.

Другим важным свойством принципов государственной политики в области управления библиотечным делом является то, что они придают стабильность организационной структуре и системе управления данной отраслью. Это имеет особое значение в современный период, когда уже сложились все государственные институты в России и созданы благоприятные предпосылки для стабилизации системы управления библиотечным делом и её функционирования в современных условиях рыночных отношений.

Наконец, следует обратить внимание на воспитательное воздействие принципов государственной политики в области библиотечного дела, на должностных лиц системы управления им, работников библиотек, читателей. Следуя предписаниям правовых норм, руководствуясь требованиями правил поведения, указанные лица, таким образом, уясняют смысл этих требований и предписаний и соответственно усваивают заложенные в законодательстве принципы государственной политики в области управления библиотечным делом до уровня их личных убеждений. В связи с этим возрастает значение правового воспитания субъектов библиотечных управленческих правоотношений.

Таким образом, необходимо отметить, что современная государственная политика в области управления библиотечным делом в Российской Федерации представляет собой совокупность целей, принципов, направлений, форм и методов, которыми руководствуется государство в обеспечении конституционного права граждан на библиотечное обслуживание.

Принципы как основополагающие, руководящие начала государственной политики в области управления библиотечным делом выражают наиболее существенные стороны структуры и функционирования системы управления данной социальной отраслью и выступают в качестве официальных ориентиров в практике правового регулирования.

Литература:

  1. Антонов В. В. Основы государственной библиотечной политики в Российской Федерации. СПб., 1994.
  2. Быстрова О. А. Сущность и содержание государственного управления и регулирования в сфере культуры // Культура: управление, экономика, право. 2016. № 1. С. 29–33.
  3. Ванеев А. И. Основные положения государственной (федеральной) библиотечной политики. M., 1994.
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  5. Линник В. В. Правовая организация управления библиотечным делом в России: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.14 Волгоград, 2007.
  6. Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О библиотечном деле» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 1. Ст. 2.
  7. Федорук (Марлухина) Е.О., Рождествина А. А. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (постатейный) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, 2012.


Задать вопрос