Библиографическое описание:

Назарова Н. Б. Эволюция философско-педагогических воззрений на проблему формирования интереса к учению у школьников // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 107-109.

В настоящее время в общественной жизни наблюдаются различные аспекты ее демократизации и гуманизации, что непосредственно отражается и на системе школьного образования.

Во-первых, произошла переориентация приоритетов образования. На первое место выдвинуты цели развития личности ребенка.

Во-вторых, появились вариативные образовательные учреждения, дающие среднее образование; утвердились вариативные дидактические системы, созда­ны вариативные учебники. Это дает учителю право выбора места работы, содержания и технологии обучения.

Гуманистический характер таких изменений очевиден: вся образова­тельная система должна действовать в интересах ребенка. Личность учащегося в центре внимания в образовательном процессе. Особое место в его развитии занимает формирование способов саморегуляции деятельности, а это, прежде всего, формирование интереса к учению.

«Интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с положительным эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или овладению той или иной деятельностью» [6, с.284].

Проблема формирования интереса к учению у школьников возникла уже давно. Еще Я.А.Коменский в «Великой дидактике» уделял ей большое внимание. Огромную роль интересу придавал Ж.-Ж.Руссо. В России этой проблемой занимались такие выдающиеся ученые, как Ф.И.Янкович, Л.Н.Толстой, А.Н.Радищев, Н.И.Пирогов, Н.Ф.Бунаков, А.И.Анастасиев и многие другие. В наши дни этот вопрос не потерял своего актуального звучания. Интерес к учению у школьников имеет огромное значение, как для успешной работы педагога, так и для учеников, овладевающих новыми знаниями. При наличии интереса знания усваиваются основательно, прочно; при его отсутствии - с трудом, часто формально, учебный материал в последствии не находит применения в жизни, легко и скоро забывается.

Проблема интереса к учению в истории философии и педагогической мысли выкристаллизовывалась постепенно под влиянием требований жизни. Истоки данного вопроса уходят далеко вглубь веков. Уже в античности можно говорить о некоторых его аспектах.

Так, прямо или косвенно о нем писал еще в IV в. до н.э. Аристотель, выделяя мотивационную составляющую интереса, в VIV вв. до н.э. - Пифагор, делая акцент на проявлении стремления и желания к учебе, в VIV вв. до н. э. - Сократ, пробуждая интерес к познанию нового через искусство спора, в I в. н.э. Квинтилиан, обращая внимание на условия превращения обучения в естественную и занимательную для детей деятельность с помощью игровых методов: « … не хочу, чтобы ребенка принуждали к учению, не требую от него полного прилежания. Советую еще всего более остерегаться, чтобы ребенок не возненавидел учения, которое полюбить еще не имел времени, и чтобы, испытав однажды горечь, не страшился ее в зрелом возрасте. Учение должно быть для него забавою; надо поощрять его то - просьбами, то похвалами, доводить его до того, чтобы он радовался, когда что-нибудь выучит, и завидовал, когда станут учить другого, если сам вздумает полениться; чтобы соперничал в успехах со своими сверстниками и часто считал себя победителем; для этого нелишни и награды, которые для этого возраста бывают заманчивы», - писал мыслитель [1, с.98]. Все взгляды философов античности едины в необходимости пробуждения желания и интереса к учебе, хотя оба эти понятия завуалированы. Говорится в первую очередь о положительных эмоциях детей, возникающих в процессе учебной деятельности.

В Средневековье ситуация меняется на прямо противоположную. Проблеме формирования интереса к учебе практически не уделялось внимания. Главное - достижение строгой дисциплины в процессе обучения. И для этого все средства были хороши. Об особенностях обучения детей в указанный период времени очень ярко написал Августин Блаженный, рассказывая о получении своего образования: «Боже мой, Боже, какие несчастья и издевательства испытал я тогда»; «… Меня и отдали в школу учиться грамоте. На беду свою, я не понимал, какая в ней польза, но если был ленив к учебе, то меня били; старшие одобряли этот обычай. Много людей, живших до нас, проложили эти скорбные пути, по которым нас заставляли проходить; умножены были труд и печаль сыновей Адама» [1, с.16]. В школах царили жестокие наказания: голод, карцер, избиения, которые рассматривались как естественное и богоугодное дело. А Винсент де Бове, напротив, призывал к смягчению методов обучения, предлагая завоевывать внимание детей шуткой и играми. Он призывал педагога действовать убеждением и принуждением, считая телесное наказание крайней мерой. Такова была ситуация во время раннего и высокого Средневековья.

В период позднего Средневековья, именуемого Возрождением, новые мировоззренческие позиции философов–педагогов были тесно связаны с большим вниманием к личности самого ребенка. Прослеживается стремление стимулировать живой интерес учащихся к знаниям через создание такой атмосферы учения, которая сможет превратить его в радостный познавательный процесс. Для достижения этого применяются соревнования, экскурсии, наглядность всех видов, познавательные игры, уроки среди живой природы, а также разумные формы активного отдыха: прогулки верхом и пешком, подвижные игры, купание, охота, танцы и т.д. Разработкой новых направлений в обучении занимались: Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский, Томазо Кампанелла и многие другие.

Например, Франсуа Рабле едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения. Он критиковал бесчеловечность и неэффективность методов воздействия на детей в школе. Обращаясь к книге Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» можно заметить, что предложенные в ней методы обучения и воспитания направлены на пробуждение интереса к учебе у главного героя - Гаргантюа, который постепенно показывает все более высокие результаты в овладении новыми знаниями, извлекая всю пользу, из предлагаемых учителем упражнений: «… упражнения же эти хоть и показались ему на первых порах трудными, однако с течением времени сделались такими приятными, легкими и желанными, что скорее походили на развлечения короля, нежели на занятия школьника» [5, с.65]. По мнению Рабле, желание, интерес к учебным занятиям очень важны для достижения высокого результата в образовании подрастающего поколения.

В Новое время значительно возрастает внимание к педагогическому процессу как таковому, философов и педагогов все больше занимает вопрос о роли интереса учащихся в процессе обучения. В своих трудах мыслители отводят ему отдельное место. Так, Ян Амос Коменский особо акцентирует внимание на том, каким образом следует пробуждать и поддерживать в детях стремление к учению. Немалую роль в этом играют родители, учителя, школа, сами учебные предметы, методы обучения. Он писал в «Великой дидактике»: «Если содержание и методы обучения будут отвечать возможностям детей, т.е. будут им доступны, то и весь учебный труд будет восприниматься детьми радостно, с искренним удовольствием» [4, с.191].

В указанный период времени намечается тенденция определения условий для приобщения детей к учебе, для формирования интереса к данному виду деятельности. Джон Локк призывал использовать те методы обучения, которые вызывают положительные эмоции детей. Такому требованию вполне соответствуют, согласно его мнению, игровые методы, они действительно развивают интерес ребят к учебе и потребности в познании. «Правильный метод обучения… заключается в том, чтобы внушить детям любовь и склонность к тому, что вы предлагаете им изучить, и что потребует от них усердия и прилежания» [6, с.55].

Достаточно убедительными позициями по данной проблематике являются педагогические взгляды таких мыслителей, как: Жан-Жак Руссо, Г.Гегель, К. Гельвеций, И.Гербарт, Ф.Дистверг, Ф.И.Янкович, Л.Н.Толстой.

Французский просветитель Жан-Жак Руссо являлся сторонником естественного и свободного развития детей. Процесс обучения должен быть построен с учетом собственных интересов и влечений учащихся, тогда он будет привлекателен для них. Руссо подчеркивал, что самое верное средство приобщения детей к учебе – это их желание учиться. «Внушите ребенку это желание и затем оставьте в покое ваши конторки и игральные кости – всякая метода будет хороша для него. Непосредственный интерес – вот великий двигатель, единственный который ведет верно и далеко» [8, с.160].

По мнению Л.Н.Толстого, «интерес может раскрыться лишь в тех условиях, не стесняющих проявление способностей и наклонностей ученика. В обучении, лишенном свободы, не могут проявиться интересы ребенка» [7, с.72]. В связи с чем, мыслитель предлагает соблюдать следующие условия для создания соответствующей атмосферы обучения:

  1. отсутствие новых, непривычных предметов и лиц там, где ребенок учится;

  2. ученик не должен стыдиться учителя и товарищей;

  3. отсутствие боязни наказания у учащегося за дурное учение, т.е. за непонимание; ум человека может действовать только тогда, когда он не подавляется внешними влияниями;

  4. избегание утомления. Определить число часов или минут, после которого ум ученика утомляется, невозможно ни для какого возраста, но для внимательного учителя всегда есть верные признаки утомления. Лучше ошибиться и отпустить ученика, когда он еще не утомлен, чем ошибиться в обратном смысле и задержать ученика.

  5. соразмерность урока силам ученика: не слишком легок, не слишком труден.

В Новейшее время в связи с бурным развитием психологии, вопрос о формировании интереса к учебе получил свое психологическое обоснование. Появляются конкретные определения понятия интерес в педагогике. Например, А.И. Анастасиев считал, что «… Интерес есть сложный педагогический акт: в состав его непременно входит, во-первых, деятельность сил рассудочных или познавательных; во-вторых, в тех случаях, когда необходимо бывает так называемое внимание, интерес обусловливается деятельностью воли, и, в-третьих, он требует постоянного участия чувства и невозможен при отсутствии у человека расположения или симпатии к предмету мысли; чувство в интересе составляет силу преобладающую, ум занимает второе место, а воля последнее» [2, с.120].

Философы и педагоги в своих научных трудах разрабатывают конкретные условия необходимые для решения данной проблемы, дают советы и пожелания всем, кто занимается педагогической деятельностью. Их можно найти в трудах Н.Ф.Корфа, Н.А.Бунакова, А.И.Анастасиева, Д.Дьюи, Н.К.Крупской и многих других.

Н.К.Крупская рекомендовала педагогам для формирования у детей интереса к учебным занятиям придерживаться следующих положений:

  1. опора на окружающую детей действительность, на конкретные знакомые им факты;

  2. знакомство с материалом, вызывающим ассоциативные сравнения;

  3. введение элементов историзма;

  4. живость, конкретность материала.

Кроме того, в это время появляются и отдельные печатные работы, посвященные только данной тематике.

Таким образом, виден долгий исторический эволюционный путь развития вопроса о формировании интереса к учению от завуалированных понятий до точного определения интереса, от простых советов по организации процесса обучения до развития целостной системы по данной проблематике.



Литература:

  1. Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий./ Пер. с лат. – М.: Республика, 1992. – С.12 – 79.

  2. Анастасиев A.И.Очерки дидактики. - Казань, 1903.

  3. Глебовский В.А. Древние педагогические писатели в биографиях и образцах. – СПб., 1903 – С. 96 – 112.

  4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 в.: Учеб. пособие для пед. учеб заведений / Под. ред. академика РАО А.И.Пискунова. – 2-е изд., испр. И дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2001 – 512 с.

  5. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль / Пер. с фр. – М.: Правда, 1981 – 560 с.

  6. Современный словарь по педагогике/ Сост. Рапацевич Е.С. – Мн., 2001, с.284.

  7. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Сост. Вейкшан. – М.: Педагогика, 1989. – 544 с.

  8. Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 2. Новое время / Под. ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. –464 с.

Основные термины (генерируются автоматически): формирования интереса, методы обучения, формировании интереса, проблему формирования интереса, Проблема формирования интереса, Проблеме формирования интереса, формирования познавательного интереса, наличии интереса знания, процессе обучения, детей интереса, роли интереса учащихся, Франсуа Рабле, точного определения интереса, формирование интереса, Проблема интереса, учебным занятиям, пробуждение интереса, приобщения детей, «Великой дидактике», особенностях обучения детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос