Трансформация феодально-сословной структуры японского общества во 2-й половине XIX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №4 (27) апрель 2011 г.

Статья просмотрена: 1240 раз

Библиографическое описание:

Пуляев А. В. Трансформация феодально-сословной структуры японского общества во 2-й половине XIX века // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 42-44. — URL https://moluch.ru/archive/27/2958/ (дата обращения: 15.08.2018).

С начала эпохи Нового времени, в странах Европы начались процессы трансформации государства и социальной структуры общества под воздействием ключевых событий европейской истории: английской буржуазной революции 1640 – 1660 гг. а затем и Великой французской революции 1789 – 1799 гг. Они силой своего влияния нанесли удар по внутреннему феодальному устройству европейских государств и способствовали внедрению в общество идей прав и свобод. Но главным достижением было уравнивание положения слоев в социальной структуре и постепенного слияния их в одно единое общество, с делением на слой богатых, средний класс и низшие слои населения. При этом каждый человек в этой сформированной структуре обладал перечнем прав и свобод, которые благодаря широкому просвещению становились естественными и неотчуждаемыми. Так зародилась и постепенно развивалась европейская модель капиталистического общества. Идеи этой модели устройства общества вместе с колониальными захватами XVIIIXIX веков, приходили и в страны Востока.

Надо отметить, что социальная структура общества стран Азии и Африки на протяжении Нового времени оставалась феодальной. Она менялась очень медленно, вследствие владычества держав Запада. Великим державам было выгодно когда слои общества стран Востока остаются традиционными, иерархичными и неконсолидированными, так как из этого державы получали возможность влиять и управлять на внутренние процессы проистекающие в структуре восточных обществ и тем самым имели возможность сохранять и развивать свои колонии [1, c. 200]. Такое положение общества мы можем наблюдать в Индии, Китае и Юго-Восточной Азии.

Но очень заметным особняком здесь выделяется японское общество. Так как на него западное воздействие практически не оказывалось, в связи с политикой изоляционизма Японии. Японская структура общества сложилась еще в период средневековой Японии и выражалась в сословной системе «си-но-ко-сё», установленной в Японии при сёгунате Токугава, т.к. именно период правления сёгуната Токугава (1192-1867) считается классическим феодализмом в Японии [2, c. 153]. «Си» – было представлено самурайством (военным сословием), «но» – крестьянством, «ко» – ремесленниками, «сё» – торговцами [3, c. 306]. На вершине социальной пирамиды Японии находился обожествляемый император (тэнно), имевший формальную власть и исполнявший преимущественно религиозно-церемониальные функции. Непосредственно за ним следовала родовая знать – «кугэ», не имевшая к XVII веку земли, но получавшая содержание от сёгуна – высшего чина самурайского сословия, военного правителя Японии, обладавшего действительной властью в Японии [4, c. 372]. Сёгун владел самым большим количеством земель в Японии – считавшихся государственными.

Следующую ступень занимали «букэ» (самураи) – фактически являвшиеся высшим классом в феодальной Японии. Они делились в свою очередь на князей «даймё», имевших частные земельные владения, и на «буси» – рядовых самураев, вассалов даймё, не имевших как правило земельных владений. Даймё не платил сёгуну налогов [5, c. 600].

Хотя синтоистские священники и буддийские монахи не составляли официального сословия, социальное положение их было выше, чем у крестьян, ремесленников и торговцев. Ниже следовали крестьяне, в большинстве своем зависимые. Крестьяне объединялись в общины, имевшие к XVII веку большую самостоятельность. Ниже крестьян в социальной иерархии находились ремесленники, жившие к XVII в. большей частью в городах и объединявшиеся в цехи [5, c. 610].

За ремесленниками следовали торговцы (купцы), объединявшиеся в купеческие гильдии.

На этом сословная иерархия заканчивается. Все остальные классы и прослойки находятся вне ее и относятся к низшим слоям населения. К ним относились: «эта» («неприкасаемые», буракамин), ронины, ниндзя, гейши, отшельники (ямабуси и др.), бродяги, пираты и разбойники, актеры народных театров (кабуки), коренные народы отдельных японских островов (айны) и др [1, c. 245].

Начиная с 1-й половины XIX века, японское общество, медленно но верно стало двигаться к капиталистическому пути развития. В страну все больше стало проникать европейцев, а в месте с ними и идеи нового общества. Следует отметить, что под влиянием роста товарно-денежных отношений происходили постепенные расслоение и распад наиболее многочисленной группы феодального сословия – самурайства, фактически утратившего после объединения страны свою основную – военную функцию. С другой стороны, нужно обратить внимание и на процессы, связанные с социальной дифференциацией среди японского крестьянства [6, c 98]. Тенденция к распространению товарно-денежных отношений в японской деревне была, однако существенно замедлена вследствие жестких ограничений и регламентации со стороны сегуната Токугава. Политическая система общества переживал свой упадок. А после 1853 года, когда Япония была открыта миру и с событий Гражданской войны «Босин» 1867 – 1869 гг. начались процессы неуклонных изменений всех сфер жизни общества и государства.

Но даже при этом общество оставалось традиционно-феодальным. Поэтому что бы изжить феодализм и трансформировать общество в капиталистическое, буржуазно – феодальное правительство «Мэйдзи» начало серию реформ. Для начала, правительство «Мэйдзи» сформировало в обществе новую идеологическую концепцию, которая предусматривала способы реформирования государственной идеологии и религии в 60-е годы XIX века. Задачей реформы было усиления власти императора и следовательно правительства «Мэйдзи», но была и не менее важная задача – заложить в обществе стремление к капиталистическому развитию и достижению прогресса, как главной цели жизни общества [7, c. 45].

Данное стремление к прогрессу в обществе подкреплялось затем реформой в области образования 1872 года, вследствие которой вводилась система начальных, средних и высших учебных заведений, где упор делался на техническом образовании.

Нужно отметить, что перед этими реформами была проведена государственно-административная реформа 60-х годов XIX века. Она изменила государственное устройство и административное деление государства, что сильнейшим образом затронуло клановую структуру японского общества и способствовала её изменению. Важно отметить, что важной составляющей административной реформы была ликвидация сословной системы деления общества [1, c. 250]. В 1869 году правящий слой был разделен на высшее дворянство «кадзоку», куда были отнесены бывшие даймё и кугэ, дворянство «сидзоку», включившие в себя высших самураев и «соцу», куда вошли самураи низших рангов. В 1870 году было введено понятие «хэймин» т.е. простой народ, представители которого получили право иметь собственные фамилии. Им также было разрешено носить форменную одежду и путешествовать верхом на лошади, что ранее было привилегией самураев. «Кадзоку» и «сидзоку» было дано право выбора прически и ношения меча. Им же было разрешено заниматься любым видом деятельности [2, c. 168].

Новая сословная структура была окончательно упорядочена в 1872 году в законе «О введении трех сословий и их равенстве». По закону, было отменено сложное и строгое сословное деление, принятое в токугавской Японии. Всё население страны стало делиться на три сословия: «кадзоку», образовавшееся из представителей придворной (кугэ) и военной знати, «сидзоку» - бывшего военно-служилого дворянства (букэ) и «хэймин» - простого народа (крестьян, горожан и т.д.). Все сословия были формально уравнены в правах. Крестьяне и горожане получали право иметь фамилию [3, c. 315].

Впоследствии самураи низших рангов (соцу) влились в сословие (хэймин). Туда же были отнесены и парии т.е. сословие актеров, и прочий черно рабочий люд «эта», которые насчитывали примерно 400 тысяч человек в то время. Но позже японские парии стали именоваться «синхэймин», т.е. новый «хэймин» (или «буракумин» - жители специальных поселений – «бураку»). Им также разрешалось иметь фамилию, они стали формально равноправными членами общества [6, c. 112].

В тоже время, если представитель «хэймин» становился государственным чиновником, к нему относились как к «сидзоку». Так чиновничество становилось новым привилегированным сословием [6, c. 120].

Таким образом реформа позволила преодолеть феодальную структуру устройства общества и приблизить его к модели общества капиталистического мира, что позволило Японии быстрее войти в стадию индустриального развития. А вследствие этого были заложены основы дальнейшего изменения общества и вступления его в глобальный мир. Но при этом были сохранены традиционные устои бывших сословий, что не позволяло на этапе формирования нового общества, быстро менять образ мысли и жизни, что было препятствием на пути к достижению прогресса. Но не смотря на все это был шаг, на пути к новому обществу.


Литература:
  1. Жуков А.Е. История Японии. Т.2. 1868 - 1998 г. М: Институт востоковедения РАН, 1998 – 703 с.

  2. Фредерик Л. Повседневная жизнь Японии в эпоху Мэйдзи. М., 2007 – 308 с.

  3. Мак-Клейн Д.Л. От сегуната Токугавы – в XXI век. М. АСТ. Астрель, 2007 – 895 с.

  4. Попов К.М. Япония. Очерки развития национальной культуры и географической мысли. М: Мысль, 1964 – 642 с.

  5. The Cambridge History of Japan. Vol.4. Cambridge University Press, 1991 – 838 c.

  6. Hall J.W. and Jansen M.B. Studies in the Institutional History of the Early Modern Japan. Princeton, 1968 – 260 c.

  7. Huffman J. L. Creating a public: people and press in Meiji Japan. University of Hawai Press, 1997 – 159 c.
Основные термины (генерируются автоматически): Япония, японское общество, самурай, общество, крестьянин, достижение прогресса, XIX века, простой народ.


Похожие статьи

Япония на рельсах модернизации: опыт реформирования армии...

Эпоха XIX века, это зенит колониального владычества стран Запада.

Но прогрессу Японии и её феноменальным достижениям будет способствовать реформа

Деятельность Русского музыкального общества и столичных консерваторий во второй половине XIX века.

Движение «сонно дзёи» как предпосылка зарождения...

История Японии XIX века полна бурными событиями, которые обеспечили совершенно иной путь развития общества и государства, дали иную модель

Проводниками этой идеи стали самураи и дайме [3, c. 213]. Но начиная с середины XIX века, стали распространяться...

К вопросу о месте марксизма в обществоведении

Япония, Южная Корея – вроде бы страны капиталистические, а – при всем при том

(Надо сказать, очень типичная ситуация для традиционного - коллективистского – общества!).

Развитие марксизма на почве народничества в России конца XIX века.

Отражение ментальной традиции в социальных отношениях...

японское общество, японский этнос, Япония, национальный характер, отношение, японский народ, традиционная культура, социальная структура, ментальная традиция, внутренний мир.

Основание Русской Православной Миссией духовных школ...

«Отец Николай не имеет средств для женской половины японского христианского общества. Ему едва хватает на мужское отделение миссии.

Иванова Г. Д. Русские в Японии XIX — начала XX века.

Культура и образование как ключевые факторы модернизации...

Япония, рабочая сила, система образования, национальный менталитет, японский менталитет, японская история, ускоренная модернизация, социальная организация, послевоенная Япония, японское общество.

Повседневная жизнь японских аристократов в период Хэйан

Одежды были простого покроя, объёмные за счёт своей многослойности.

Основной целью знатного вельможи в период Хэйан являлось поддержание и повышение собственного статуса в обществе.

Лепехова Е. С. Буддийская сангха в Японии в VI—IX веках.

О воспитании «японского» духа в колониальной Корее...

Эти материалы, изданные в Сеуле на японском языке в 20-х - 30-х – начале 40-х гг., раскрывают как положение в Японии и Корее в довоенный период, так и методы управления и контроля властей.

Другой пример - основанное в том же году «Общество прогресса Корея», широко...

Аниме как отражение японской культурной идентичности

японский народ, японская нация, Япония, искусство аниме, культурная идентичность, японская анимация, анимационное искусство, национальное сознание японцев, белый цвет, японское общество.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Япония на рельсах модернизации: опыт реформирования армии...

Эпоха XIX века, это зенит колониального владычества стран Запада.

Но прогрессу Японии и её феноменальным достижениям будет способствовать реформа

Деятельность Русского музыкального общества и столичных консерваторий во второй половине XIX века.

Движение «сонно дзёи» как предпосылка зарождения...

История Японии XIX века полна бурными событиями, которые обеспечили совершенно иной путь развития общества и государства, дали иную модель

Проводниками этой идеи стали самураи и дайме [3, c. 213]. Но начиная с середины XIX века, стали распространяться...

К вопросу о месте марксизма в обществоведении

Япония, Южная Корея – вроде бы страны капиталистические, а – при всем при том

(Надо сказать, очень типичная ситуация для традиционного - коллективистского – общества!).

Развитие марксизма на почве народничества в России конца XIX века.

Отражение ментальной традиции в социальных отношениях...

японское общество, японский этнос, Япония, национальный характер, отношение, японский народ, традиционная культура, социальная структура, ментальная традиция, внутренний мир.

Основание Русской Православной Миссией духовных школ...

«Отец Николай не имеет средств для женской половины японского христианского общества. Ему едва хватает на мужское отделение миссии.

Иванова Г. Д. Русские в Японии XIX — начала XX века.

Культура и образование как ключевые факторы модернизации...

Япония, рабочая сила, система образования, национальный менталитет, японский менталитет, японская история, ускоренная модернизация, социальная организация, послевоенная Япония, японское общество.

Повседневная жизнь японских аристократов в период Хэйан

Одежды были простого покроя, объёмные за счёт своей многослойности.

Основной целью знатного вельможи в период Хэйан являлось поддержание и повышение собственного статуса в обществе.

Лепехова Е. С. Буддийская сангха в Японии в VI—IX веках.

О воспитании «японского» духа в колониальной Корее...

Эти материалы, изданные в Сеуле на японском языке в 20-х - 30-х – начале 40-х гг., раскрывают как положение в Японии и Корее в довоенный период, так и методы управления и контроля властей.

Другой пример - основанное в том же году «Общество прогресса Корея», широко...

Аниме как отражение японской культурной идентичности

японский народ, японская нация, Япония, искусство аниме, культурная идентичность, японская анимация, анимационное искусство, национальное сознание японцев, белый цвет, японское общество.

Задать вопрос