Автор: Поспеловский Дмитрий Владимирович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (27) апрель 2011 г.

Статья просмотрена: 259 раз

Библиографическое описание:

Поспеловский Д. В. Стимулирование развития туристской индустрии Архангельского региона // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.1. — С. 181-183.

В настоящее время туризм имеет все предпосылки стать полноценной отраслью экономики способной существенно повысить доходы регионов. Недавний финансово-экономический кризис заставил все регионы, в том числе и регион Архангельского Поморья, обратить более пристальное внимание на эту сферу деятельности, имеющую значительные возможности. Территории, где активно занимались формированием и продвижением своего туристического продукта, существенно облегчили себе выход из кризиса.

В тоже время, на рынке туризма все более разгорается соперничество между различными туристскими дестинациями, и он снова становится ареной жестких конкурентной борьбы за привлечение туристов.

Но в настоящее время, по разным причинам наплыва туристов в города, поселения и деревни Архангельской области пока нет, а ситуация с туризмом оставляет желать много лучшего: по статистическим данным область посещают за год в среднем 250 тысяч туристов, из которых большинство составляют представители сектора «делового туризма».

Важно отметить, что Архангельский регион, обладая достаточно весомым историко-архитектурным наследием, практически не достаточно занимается развитием туризма, мало известен и мало узнаваем туристский бренд региона «Край Северной сказки».

Северные территории Поморья привлекают туристов не только своими «жемчужинами» – Соловками, Сийским монастырем, Кенозерьем, Каргопольем, музеем-комплексом «Малые Корелы», Пинежскими пещерами и др. Но, в настоящее время, комплекс по продвижению брендов редкостных туристских услуг развит не достаточно, а при желании можно найти бренды практически у каждого района региона.

В связи с этим туристические организации региона упускают потенциальные возможности, предоставляемые правильно выбранными и разработанными позитивными маркетинговыми образами для осуществления конкретной дестинационной деятельности, и, при этом, продвижение туристического продукта становится все более информационно емким за счет увеличения доли инноваций, а особенно нового дизайна и маркетинга, в том числе и электронного.

В целях решения данных задач в сентябре прошлого года члены Правительства Архангельской области одобрили долгосрочную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Архангельской области на 2011-2013 годы», общий объем финансирования которой, составил более 1,1 млрд. рублей. Объем финансирования из областного бюджета составил более 57 млн. рублей, что в разы превышает средства, выделяемые на подобные мероприятия в предыдущие годы. Значимым является и то, что впервые областная программа предусматривает значительную инвестиционную компоненту, предполагающую финансирование строительства и модернизации объектов инженерной инфраструктуры, создания новых туристских объектов [2].

В рамках программы необходимо динамичное развитие в Архангельском регионе различных видов туризма: экскурсионно-познавательного, делового, спортивного, лечебно-оздоровительного, персонажного, сельского, экологического.

Для придания успешного старта по реализации этой программы необходима креативно выстроенная рекламно-информационная коммуникативная политика по созданию и продвижению туристских дестинаций региона. Формирование комплекса коммуникаций по продвижению туризма региона строится на основе выразительных территориальных констант, которые можно отнести к элементам брендинга (запоминающиеся логотипы, рекламные слоганы, гербы и общепринятые символы городов, сел, персонажи, предания, легенды). При проектировании продвижения новых туристских продуктов и брендов необходимо изучать опыт территорий, уже внедривших, хорошо зарекомендовавшие себя, туристские бренды.

Так, например, распространение бренда «Дед Мороз» в Вологодской области сформировало туристский поток в его резиденцию в Великом Устюге численностью порядка 190-250 тыс. человек в год. Это привело к первоначальным вложениям в туристскую инфраструктуру района на сумму 1,5 млрд. руб. Результатом реализации проекта данного турпродукта стало развитие экономической составляющей проекта (прямой эффект от туризма составил 1,8 млрд. руб., интегральный кумулятивный
эффект – 3,6 млрд. руб. за 1998–2008гг..) [1, с. 68-72].

Получение такого эффекта от правильно подобранного туристского бренда с учетом отклика туристического внимания на сказочных персонажей, привело к тому, что другие территории активно составляют сказочную карту России, активно «прописывают» в ней своих местных сказочных характерных персонажей [3]. Персонажи «Сказочной карты» с привязкой к регионам России приведены на рисунке 1.

Рис. 1. Персонажи туристской «Сказочной карты России»

Составители «Сказочной карты России» полагают, что желающих приобщиться к истории сказочных персонажей русских сказок, особенно при активной маркетинговой раскрутке бренда, заметно прибавится.

Реклама определяет ведущую роль в продвижении туристских брендов, и в то же время, не является единственным средством маркетинговых коммуникаций на всех уровнях. Также значимую роль в их продвижении играют мероприятия по связям с общественностью, а также инструменты прямого маркетинга, принимающие форму различного рода переговоров.

В продвижении туристских дестинаций возрастает значимость средств продакт-плейсмента. Привлекательное представление туристской дестинации в видеоматериалах и других художественных произведениях позволяет наглядно воспроизвести уникальные особенности и преимущества региона для развития туризма. Эти произведения обладают мощным эффектом воздействия на потенциальных туристов и могут наглядно продемонстрировать привлекательные природно-климатические условия, транспортную систему региона, разнообразие и особенности гостиниц.

Особенно важными в продвижении туристских брендов становятся электронные средства коммуникаций, которые приводят к достижению нового качественного уровня, рас­ширяя возможности эффективного управления туризмом в регионе на основе использования новейших методов обработки и анализа информации.

Возможности Интернета позволяют улучшить его использование как средства маркетинга при проведении электронной рекламы услуг туризма. Издержки, связанные с воздействием рекламы на рынок с использованием электронных технологий, в несколько раз ниже, чем только через традиционные рекламные средства при том же уровне воздействия.

Знаковым событием и одним из первых шагов регионального министерства Архангельской области по делам молодежи, спорту и туризму стала разработанная им идея по использованию Интернета в оживлении туристского рынка. Разработчики создали туристическую карту области с самыми интересными маршрутами, и заказать туры по ним можно будет в on-line режиме. Приобретать туры на эти маршруты также можно будет из любой точки мира в on-line режиме.

Вторым моментом в использовании возможностей Интернета в аналитических исследованиях и получении информации о тенденциях изменения туристического рынка и предпочтений потребителей. Применение электронных информационных технологий дает новые рычаги менеджерам и маркетологам в аналитическом исследовании потенциала своих услуг, в выделении и изучении демографического, географического, профессионального, поведенческого сегментов рынка. Электронное сканирование соответствующей информации может быть полезным для прогнозирования дальнейшего развития туристского спроса и выявления новых тенденций в поведении настоящих и потенциальных клиентов. Виртуальное сообщество в Интернете представляет собой достаточно хорошо структурированную аудиторию по целому ряду признаков – от профессиональных интересов до увлечений. Интернет может использоваться и как дополнительный канал проведения маркетинговых исследований или даже может заменить традиционно используемые каналы сбора информации (Таблица 1)

Таблица 1

Способы сбора информации в Интернете

Источник маркетинговой информации

Респондент знает, что его опрашивают

Респондент не знает, что его опрашивают

Респондент

Анкеты off-line

Анкеты on-line

Тестирование

Индивидуальные сайты

Адреса IP

Исследователь

Фокус-группы on-line
Интервью
Чаты

Cookies

Регистратор

Разнообразные отчеты
Отчеты групп новостей
Списки почтовой рассылки
Архивы
Переписка по электронной почте


Электронные каналы становятся также источником получения первичной аналитической информации при проведении опросов в режиме on-line, организации электронных фокус-групп, изучения мнения посетителей сайтов или потребителей об услугах турбизнеса.

Усиление активизации в продвижении туристских брендов, формирование положительного, узнаваемого имиджа Архангельского региона способствуют обеспечению системы выгод и преимуществ, как для потребителей туристских услуг, так и для местного населения, приводит к стимулированию развития туристской инфраструктуры региона.

Получение этих благоприятных преимуществ определяется следующими моментами:

  • развитием спроса на туристские продукты региона;

  • улучшением качества жизни местного населения, повышением его занятости в производстве туруслуг, созданием новых рабочих мест;

  • повышением духовно-интеллектуальной значимости культурно-исторического наследия региона;

  • формированием комплекса мер по сохранению качества окружающей среды территории и охране природных ресурсов;

  • пополнением местного бюджета и развитием всех направлений туризма;

  • созданием новых привлекательных для туристов продуктов и услуг.

Стимулирование развития туристской индустрии Архангельского Поморья на основе активизации комплекса коммуникаций по продвижению туристических брендов региона, позволит раскрыть свой потенциал и способствует повышению ее конкурентоспособности на рынке российских туристических услуг.


Литература:

  1. Булатова, Ю.Н. Итоги развития проекта «Великий Устюг – Родина Деда Мороза» за 1998-2008 гг. и его влияние на экономику Великоустюгского муниципального района / Ю.Н. Булатова // «Туризм как фактор развития человеческого потенциала»: материалы российской научно-практической конференции. – Вологда, 2010. –
    С. 64-74

  2. Утверждена долгосрочная программа по развитию туризма в Архангельской области [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/
    tourism/1325718.html

  3. У Рязанской области появится собственный туристический бренд [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Режим доступа: http://panorama-tur.perm.ru/news/258

Основные термины (генерируются автоматически): туристской инфраструктуры региона, продвижении туристских брендов, развития туристской, туристской индустрии, Архангельской области, Стимулирование развития туристской, развития туристской индустрии, туристской индустрии Архангельского, инвестирования туристской инфраструктуры, регулирование инвестирования туристской, туристских дестинаций региона, Архангельского региона, туристских услуг, новых туристских, Похожая статья, продвижению туризма региона, Стимулирование карьерного развития, продвижении туристских дестинаций, индустрии Архангельского региона, брендов редкостных туристских.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос