Автор: Беркут Анна Вячеславовна

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (27) апрель 2011 г.

Библиографическое описание:

Беркут А. В. Телесность и социальная политика // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 55-57.

Новое тысячелетие обусловлено небывалым интересом к телесности. Все, что окружает нас, непременно утверждает, что «успешный человек» должен быть красивым, молодым и здоровым. Для современного человека его тело становится тем существенным условием, которое во многом определяет профессиональную, социальную и даже личностную успешность [5]. В первую очередь этот стереотип ежедневно «просачивается» в наше сознание через средства массовой информации – это различного рода реклама, в том числе и социальная, разнообразные теле- и радиопередачи, посвященные проблемам здоровья. Налицо бурное развитие телесно ориентированных социальных практик: (модели тела и красоты, здоровый образ жизни, правильное питание, увлечение физической культурой) и поток различных концепций тела и телесности [6].

Зачастую, непонятно различение двух разных понятий – «тела» и «телесности». Чем те­лес­ность от­личается от те­ла? Го­во­ря о те­ле, мы име­ем в ви­ду или ес­те­ст­вен­нонаучный взгляд (те­ло как био­ло­гичес­кий и фи­зио­ло­гичес­кий ор­га­низм), или эс­те­тичес­кий, или, на­ко­нец, прак­тичес­кий (обы­ден­ное по­ни­ма­ние те­ла). В пси­хо­ло­гии рас­смат­ри­ва­ет­ся не са­мо те­ло, а оп­ре­де­лен­ные из­ме­не­ния соз­на­ния, свя­зан­но­го с те­лом, на­при­мер на­ру­ше­ние схе­мы, гра­ниц или ощу­ще­ний те­ла [6].

Ка­те­го­рия те­лес­нос­ти ста­ла вво­дить­ся, с од­ной сто­ро­ны, под влия­ни­ем культурологии и се­мио­ти­ки, где об­на­ру­жи­ли, что в раз­ных куль­ту­рах те­ло по­ни­ма­ет­ся и ощу­ща­ет­ся по-раз­но­му, с дру­гой сто­ро­ны, в ре­зуль­та­те но­во­го по­ни­ма­ния по­ня­тий «бо­лезнь», «боль», «ор­га­низм» и др. (ока­за­лось, что это не столь­ко ес­те­ст­вен­ные со­стоя­ния те­ла, сколь­ко при­сваи­вае­мые, фор­ми­руе­мые и пе­ре­жи­вае­мые чело­ве­ком куль­тур­ные и мен­таль­ные кон­цеп­ции). Все эти ис­сле­до­ва­ния за­став­ля­ют раз­вес­ти по­ня­тия те­ла и те­лес­ности, свя­зав с по­след­ней про­цес­сы, по­ни­мае­мые в куль­тур­но-се­мио­тичес­ком и пси­хо­тех­ничес­ком за­ло­ге. Те­лес­ность – это но­во­об­ра­зо­ва­ние, конституированное по­ве­де­нием, то, без чего это по­ве­де­ние не мог­ло бы со­сто­ять­ся, это реа­ли­за­ция оп­ре­де­лен­ной куль­тур­ной и се­мио­тичес­кой схе­мы (кон­цеп­та), на­ко­нец, это имен­но те­лес­ность, т.е. мо­дус те­ла [6].

Человек обращал внимание на свое тело всегда, но именно сейчас, в силу массовости социальных практик и вопросов связанных с осознанием тела, проблема концептуализации тела и телесности стала крайне актуальной. Об этом свидетельствуют:

-обострение проблемы здоровья. Это наиболее актуально для условий жизни в крупных городах. Повышенная нервозность, психические расстройства, сердечно-сосудистые, аллергические, астматические заболевания, наркологическая и алкогольная зависимость и др. уже давно стали повседневными спутниками урбанизации;

-повышение ценности человеческой индивидуальности в современном мире и обостренное восприятие всего, что связанно с личностным самовыражением, а тело является одним из таких средств;

-обострение проблем сексуального поведения и сексуальной культуры в условиях современной цивилизации. Эротизм уже давно перестал быть элементом частной жизни, «личным делом». Через средства массовой информации, рекламу он становится навязчивым и агрессивным;

-вопросы, связанные с эвтаназией, репродуктивными технологиями, абортами, клонированием, трансплантацией органов, медицинским законодательством;

-приобретение телом в условиях современной цивилизации особого смысла как носителя символической ценности. Новые социальные группы и молодежные образования: гомосексуалисты, панки, байкеры, скинхеды, рейперы, скейтбордисты, роллеры, диггеры, нудисты и др. стремятся к утверждению своего статуса и внешней атрибутики;

-повышенная значимость в условиях общества потребления вопросов имиджа как умения представить себя покупателю, работодателю, избирателю в соответствующем состоянии здоровья духа и тела [4.С.3-4].

Изучение тела и телесности находится на пересечении ряда наук, но одной из первых, еще в середине XIX в., вопросами телесности стала заниматься антропология, где проблема тела занимала важное место в ранних теориях ритуала, космологии и социальной структуры. Как уже было отмечено, проблемы, так или иначе связанные с человеческим телом, на протяжении эпох разрабатывались в самых разных научных областях. Анатомия и физиология, антропология и биомеханика накопили огромный материал о теле как биологическом феномене, как природном фундаменте человеческого существования. Значение тела для понимания психики человека, характер его связи с сознанием индивида все более широко исследуется в психофизиологии, психосоматике. Значительная естественнонаучная база сформировалась в таких "телесно-окрашенных" сферах деятельности, как спорт и физическая культура. Но все это относится преимущественно именно к естественнонаучному, а не гуманитарному знанию [1.С.58-68].

Таким образом, в то время как проблематика тела вошла в антропологию на фундаментальном онтологическом уровне, в рамках социологической науки (отчасти ввиду того, что ее теоретические разработки основывались на концепции рационального экономического действия) социология тела как единая теория так и не была сформирована [9.С.142].

Рационалистическая традиция противопоставления «человека телесного» и «человека духовного» постоянно воспроизводится в современной практике, в том числе в различных социальных институтах (в семье, системе образования и воспитания), которые закрепляют и продолжают эту традицию. Широкое распространение получила практика, при которой телесные качества человека являются объектом воздействия сами по себе, а интеллектуальные и духовные – сами, без какого–либо серьезного сопряжения их между собой. Следствием такой практики является, с одной стороны, широко распространенный «телесный негативизм», который проявляется в недоверии к телесному опыту, равнодушию к собственному здоровью. А с другой стороны соматизация человека, возведение в абсолют его «мускульно-мышечных» достоинств. По сути, и первый и второй подходы имеют единую основу – априорное исключение телесного бытия человека из социокультурного пространства, вынесенность телесно-духовных характеристик человека за рамки процесса культурной социализации. Эта позиция в значительной степени закрепляется сложившейся системой образования и воспитания [4].

Быховская отмечает, что такой дихотомический подход, разъединяющий телесность и духовность человека как в теоретической рефлексии, так и в практической повседневности, вовсе не безобиден для общества и своими последствиями значим отнюдь не только для исследователей данной проблемы [1]. Это и углубление и обострение проблем здоровья; это и укрепление оснований роста девиантного поведения (в ситуации, когда развитие и «накачивание» человека телесного оторвано от его культурно-нравственного развития); это производство и закрепление условий (наряду с экономическими и другими факторами) для формирования «одномерного», «частичного» человека, человека-функции с акцентом на «рацио» или на «физику»; это и отсутствие у значительной части людей эстетически приемлемых навыков различных (прежде всего повседневных) видов двигательной деятельности [1].

По Круткину, человек не просто изначально телесен, но изначально является «телом-В-мире». Человеку не просто дается данное тело, ему дается тело в данном мире. Тело и общество не находятся в состоянии антагонизма, как принято считать в радикальных версиях психоанализа. Общество генетически «входит» в плоть индивида, оно социотехнически «входит"» и в его тело [3.С.148]. Тело, прошедшее социализацию, перестает быть просто физическим, о нем уже нужно говорить как о социальной телесности. Человек находит свое Я как вовлеченное в ситуацию телесное существо. Это его Я телесно: «Я – солдат», «Я – негр», «Я – калека», «Я – красавица» [3.С.148].

Общество не просто «входит» в человека, оно управляет им, в том числе с помощью телесности. Основным инструментом управления для государства является его социальная политика. Социальная политика - это система мер, осуществляемых государством, общественными организациями, местным самоуправлением и предприятиями по широкому кругу вопросов, связанных с общественным благополучием, а также сам процесс принятия решений. Социальная политика понимается и как целенаправленная деятельность государства по перераспределению ресурсов среди граждан с целью достижения благополучия [8.С.116].

Динамика ориентиров социальной политики воплощается в изменяющихся способах регулирования человеческих ресурсов, включая специфические практики дисциплинарного управления через манипуляции телами граждан. В частности, интерес представляет управленческий эксперимент по созданию «советского тела» [8.С.117]. Советское визуальное производство в полном соответствии с каноном модернистской культуры представляло идеальных граждан как здоровых, зрелых и внешне привлекательных — однако эти иконические образы парадоксальным образом сочетались с совсем иными персонажами [7.С.104]. Благодаря визуальным методам, в частности анализу журнальных фотографий, можно проследить процесс конструирования новой телесности в СССР [2].

Медицинский дискурс во многом определял советскую телесность, как на уровне институциональных изменений, так и на уровне репрезентаций. Уже с начала своего существования, советская политика уделяла огромное внимание медицинским вопросам. Уже в первые годы после революции был создан ряд научных учреждений, целью которых была охрана общественного здоровья. Основные усилия в 1920-е гг. были направлены на профилактику и борьбу с эпидемиями; в 1930-е - решались экономические задачи, и медицина локализировалась на производстве. Выжимая ресурсы из рабочей силы, социалистическая система трудовых отношений напрямую зависела от телесных практик работников и потому отливала их в нужные формы: режим трудового дня, питания и отдыха, репродуктивное поведение и сексуальная жизнь — все подчинялось экономическим и идеологическим требованиям советского государства [8.С.118].

Политика государства в годы Великой Отечественной Войны и послевоенный период, вплоть до начала 1950-х годов была сосредоточена на обороне, а также не экономическом восстановлении страны. В послевоенный период происходят значительные перемены: увеличивается объём средств, выделяемых из госбюджета на здравоохранение, растёт число докторов.

В годы «оттепели» санитарно-профилактическая медицина уступает место лечебно-профилактической. Это заметно по визуальному ряду данного периода: со страниц журнала "Здоровье" производственная тематика уходит на второй план. Вместо неё появляется больше материалов, посвященных отдыху, лечению в санаториях. Особую популярность к концу 1950-хгг. приобретает тема туризма и свободного отдыха [2.С.113].

Именно в 1960-е годы зарождается средний класс, своего рода «советская буржуазия», которая несла в себе новые социальные коды публичных и приватных телесных практик, правила заботы о себе и получения удовольствия, способы манипуляции с властью и подчинения ей [8.С.119].

В связи с падением хрущевского режима, в период так называемой стагнации (1966-1982) политические и экономические условия социальной политики претерпели колоссальные изменения. Но, несмотря на это, благодаря многолетнему расширению медицинских услуг и постепенному улучшению их качества к 1980-м гг. Советский Союз построил одну из наилучших в мире систем здравоохранения, в частности, по доступности сервисов и количеству врачей на тысячу населения[8.С.119-120].

Логическим завершением «модернистского проекта по управлению телом советского гражданина» стало отсутствие четких и определенных телесных форм повседневности. В постсоветской России эмансипация тела достигла неожиданных пределов. Появилось множество жизненных стилей и стратегий, что привело к изменениям в повседневной жизни, спорте, досуге, медицинском и социальном обслуживании [8.С.131].

Подводя итог, нужно отметить, что, несмотря на кажущееся отсутствие телесности в социальной политике, тело в разнообразных формах всегда оказывается в центре ее практик: «Тела инвалидов, "этнические" тела, тела детей, сексуализированные тела, старые тела, тела в нужде, тела в опасности, тела в риске — все это в сердце социальной политики» [8.С.131]. В последние годы формируется признание роли телесности в повседневной жизни, открываются новые возможности для анализа судьбы тела в проектах социальной политики, новые измерения практик социального обслуживания [8.С.133].


Литература:

1. Быховская И.М. Человеческая телесность как объект социокультурного анализа. (история проблемы и методологические принципы ее анализа)// Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. - М. , 1993. - С. 58-68. 

2. Викулина Е. И. Конструирование новой телесности: медикализация и забота о себе в годы «оттепели» //СОЦИС. 2010. №09. С.113-119.

3. Круткин В.Л. Телесность человека в онтологическом измерении. Ижевск. 1997.

4. Лохов С. А. Феномен тела как проблема философской антропологии : автореф. дис. М., 2003.

5. «Подходы к пониманию «Я-телесного» в психологических исследованиях». http://www.econf.rae.ru/pdf/2010/03/0deb1c5481.pdf Обращение к ресурсу 20.03.2011.

6. Розин В.М. Как можно помыслить тело человека, или На пороге антропологической революции. http://www.antropolog.ru/doc/persons/rozin/rozin8 Обращение к ресурсу 20.03.2011.

7. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Образ власти и власть образа. Больное тело в культуре// Теория моды, 2010. № 18. C. 91—116.

8. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Социология тела и социальной политики//Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Том VII. 2. С.115-137.

9. Тернер Б. Современные направления развития теории тела//THESIS. 1994. №6.

Основные термины (генерируются автоматически): Социальная перцепция граффити, социальной политики, средства массовой информации, проблема концептуализации тела, условиях современной цивилизации, различных концепций тела, модели тела, осознанием тела, социальная политика, социальных практик, проблема тела, России эмансипация тела, проблематика тела, анализа судьбы тела, Значение тела, Изучение тела, социология тела, Феномен тела, новой телесности, Социология тела.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос