Автор: Осипова Екатерина Александровна

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №4 (27) апрель 2011 г.

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Осипова Е. А. Термин «корела» в письменных источниках XII – XV вв.: территориальная и этническая идентификация // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.2. — С. 40-42.

Изучая исторические явления, исследователи постоянно встречают в источниках различные термины. Для полного и правильного понимания различных исторических явлений необходимо изучать эти термины, искать те исторические реалии, скрывающиеся за ними.

Интерпретация термина «корела» позволит установить первоначальное его значение, смысл, вкладываемый в него в XIIXV вв.

В отечественной историографии истории карел достаточно хорошо изучена ранняя история этого этноса, его положение в составе Новгородской республики, переселение на территорию центральной России. Это хорошо отражено в работах таких исследователей, как Ю. В. Готье [1], А. С. Жербин [2], С. И. Кочкуркина [3], В. Л. Янин [4]. Вместе с тем термину, которым обозначается эта финно-угорская этническая группа, внимание не уделялось. Поэтому остаётся непонятным, является ли этот термин этническим самоназванием, или обозначением этноса, данным извне.

Целью данной работы является поиск смысла и значения термина «корела», его идентификация, ответ на вопрос: что же изначально обозначал термин.

В источниках (летописи и берестяные грамоты) мы встречаем немалое количество упоминаний о «кореле». Для того чтобы определить значение изучаемого термина, необходимо обратиться к каждому такому сообщению и попытаться выяснить содержание термина, исходя из контекста летописного сообщения.

Запись в летописи под 1143 годом говорит: «Ходиша корела на Емь» [5, с. 27]. Данное летописное сообщение позволяет говорить о том, что термином «корела» здесь обозначены, конечно, люди, совершившие поход на «Емь». Никаких иных данных мы отсюда извлечь не можем.

Под 6656 (1148) г. в Ипатьевской летописи читаем: «…поидоша Новгородци с Изяславом всими силами своими и Пльсковице и Корела…» [6, стб. 449]. Для анализа данного сообщения имеет значение упоминание о «плесковичах». Очевидно, что «пльсковице» – это те, кто проживал во Пскове, то есть в данном случае термин имеет территориальное значение, связывая конкретный город и его жителей. Если это так, то тогда и термин «корела» должен обозначать людей, проживавших на определённом месте и в этом году участвовавших в походе князя Изяслава.

По всей видимости, в этом же значении употреблён термин «корела» и в сообщении под 1191 г.: «Ходиша Новгородци с Корелою на Емь…» [5, с. 39]. Здесь мы снова видим, что карелы были в составе войск Новгорода во время похода на «Емь».

Из летописной фразы 1227 г.: «Князь Ярослав Всеволодович пославе крестити множество Корел…» [6, стб. 449] - мы получаем сведения о крещении карел, из чего следует, что данный термин обозначает здесь население.

Запись 1228 года говорит: «и тех Корела, где любо обшед, или в лесе или на ниве или в вежах, и тех, выводяше избиша» [5, с. 270]. Ввиду того, что смысл фразы подразумевает исполнителем неких действий карел, мы можем сказать, что термин «корела» выступает здесь в качестве наименования людей.

Летописное известие 1241 г. говорит: «поиде князь Олександр на Немци…с Новгородци и с ладожаны и с Корелою…» [5, с. 78]. В связи с тем, что в войске князя Александра наряду с новгородцами и «ладожанами», жителями Новгорода и Ладоги, фигурирует «корела», можно сказать о том, что термин «Корела» в данном сообщении также подразумевает людей, участвовавших в походе.

«Корела такоже много зла створиша волости их» [5, с. 80] из этого сообщения 1253 г. видно, что термин «корела» в данном случае обозначает также людей, сделавших много неприятностей некой «волости». Такой вывод исходит из грамматической структуры фразы.

Далее под 1269 годом читаем: «Князь же хоте идти на Корелу, и умолиша Новгородцы не идти на Корелу» [5, с.88]. Из этого, отдельно взятого сообщения также не ясно, что обозначено термином «корела». Некоторую ясность вносит летописное сообщение под 1270 г.: «И совокупишеся вся власть Новгородчская, плесковици и ладожане, и Корела, Ижера…» [5, с.321]. В нем обращает на себя внимание то, что перечисляется вся «волость Новгородская». Очевидно, что эта «волость» - территория Новгородской земли. Оказывается, что в состав «Новгородской волости» наряду с другими входит и «Корела». Но что такое здесь «Корела» - этнос или нечто другое? Ответ на поставленный вопрос заключен в самой записи: здесь названы «ладожане», «плесковици» и «ижеряне». Эти термины, очевидно, обозначают тех, кто проживал в Пскове, Ладоге и на Ижере (Ижора – река, приток Невы).

Таким образом, анализ этих сообщений позволяет говорить о том, что термин «корела» обозначает тех, кто проживал на определенной территории и по её названию получил свое наименование. В таком случае, представляется справедливым говорить о том, что название местности было первичным по отношению к населению, на ней проживавшем, и, таким образом, можно судить о том, что термин «корела» имеет в данном сообщении не этническую, а территориальную окраску.

Иное значение анализируемому термину можно придать при рассмотрении других сообщений. Так, летописное упоминание 1278 г. повествует о том, что «князь Дмитрий с Новгородци … казни Корелу и взя землю их на щит» [5, с. 323]. В данном случае значение термина можно проинтерпретировать как население, ибо князь Дмитрий мог наказать самих карел. Скорее всего, указание «взя землю их» подразумевает место проживания карел и подтверждает версию о значении «корелы» как населения.

Под 1284 годом в летописи читаем: «…воевода немечский …с Немци… хотяще на Кореле дань взятии» [5, с. 325]. Из этой записи не совсем ясно, что обозначено термином «корела». Прояснить его значение поможет упоминание из Ипатьевской летописи 859 года: «Имаху дань Варязи приходяще из заморья на Чуди и на Словенех» [7, стб. 13]. Обе фразы построены по одному синтаксическому принципу. Из упоминания 859 г. очевидно, что дань взималась с населения – Словен и Чуди. Тогда справедливо применить такой вывод к упоминанию о «кореле». Значит в отрывке «хотящее на Кореле дань взятии» термин «корела» обозначает людей.

В летописном сообщении 1293 г. говорится: «поставиша город на Корельской земле» [5, с. 327]. В данном сообщении напрямую указывается конкретная территория – «Корельская земля».

Далее читаем: «В лето 6803…поставиша Свея город в Кореле» [5, с. 327]. Само построение фразы говорит нам о том, что термин «корела» имеет здесь территориальное значение. Некий упомянутый город был построен «в Кореле», следовательно «Корела» выступает здесь в значении территории.

Летописец в 1314 г. фиксирует следующее: «Избиша Корела городчан, кто был Руси в корельском городке, и введоша к собе Немец; Новгородци же идоша на ни, и предашася Корела, и избиша Новгородци Немец и Корелу переветников» [5, с. 94]. Данное летописное сообщение позволяет говорить о том, что термин «корела» подразумевает здесь население. «Корела - переветники», скорее всего, обозначает карел – перебежчиков, предателей, т. к. все известие повествует о предательстве карел по отношению к Новгороду.

Летописное известие 1316 г. вновь повествует о том, что «соидеся вся волость Новгородская: пльсковичи, ладожане, рушане, Корела, Ижера, Вожане» [5, с.95]. Здесь опять же перечисляется вся «волость Новгородская». В древней Руси для обозначения территории, объединённой одной верховной властью, употреблялись термины: «земля», «волость», «власть» [8, с. 32]. Тогда, можно предположить, что в приведенной фразе под терминами «пльсковичи», «ладожане», «рушане» и пр. перечисляются земли, входившие в состав «Новгородской волости». Несмотря на то, что «пльсковичи», «ладожане», «рушане» обозначают тех, кто проживал в Пскове, Ладоге, на р. Вага, первоочередной смысл этих терминов подразумевает территорию. На основании такого анализа, термин «Корела» имеет здесь также территориальный смысл.

Запись в летописи под 1337 годом сообщает: «Корела, подведше Немец, побиша Русь Новгородцев многа и ладожан гости и кто жил крестиян в Кореле…» [5, с. 348]. В данном сообщении мы встречаем сразу два упоминания о «кореле». В первом случае термин «корела» обозначает людей, приведших с собой шведов, а во втором совершенно ясно, что он выступает в качестве названия определённой территории, где и происходили все эти действия.

Запись 1338 г. говорит: «Воеваша Немец с Корелою много по Обонижью» [5, с. 348]. Ввиду того, что шведы («немцы») вели военные действия с карелами можно заключить, что исследуемый термин обозначает здесь население.

Под этим же годом далее читаем: «ходиша молоди новгородстии с воеводами и воеваша Городецкую Корелу немечкую» [5, с. 348]. Что такое «корела» в данном случае? Можно предположить, что здесь имеется в виду «корела» - население, проживавшее в немецком городке.

Летописное сообщение 1396 г. отмечает: «пришедшее немцы в Корельскую землю» [5, с. 387]. Здесь мы опять видим прямое указание территории – «Корельской земли».

Летописное известие 1444 г. сообщает: «Ходиша Корела на Мурмань» [5, с. 424]. Данное сообщение позволяет говорить о том, что термином «корела» здесь обозначены люди, совершившие поход на «Мурмань».

Таким образом, мы получаем 19 сообщений о «кореле» из летописных источников. Из них 13 являются сообщениями о «кореле» как о населении, а пять как о территории, причем еще два упоминания напрямую называют Карельскую землю.

Для более полного анализа значения термина «корела» необходимо также изучить берестяные грамоты. Таких грамот, с прямым упоминанием карел, немного.

В грамоте № 286, датируемой 1338-1339 гг., читаем: «…(Ныне) ця послале кореле на Каяно море…» [9]. В данном известии сообщается, что карелы послали своих гонцов на Каяно море. Несомненно, что здесь термин «корела» обозначает людей.

В другой грамоте № 248, относящейся к периоду 1396-1409 гг., говорится следующее: «Беют челом корила погоская Кюлолаская и Кюриеская Господину Новугороду…» [10]. Данная грамота является челобитной от карел, проживающих в Кюлолакшском и Кирьяжском погостах. Тогда совершенно очевидно, что термин корела обозначает в этой грамоте население, проживающее на определённой территории.

Таким образом, представляется справедливым говорить о том, что в берестяных грамотах термин «корела» обозначает население.

Итак, по данным письменных источников мы видим, что основная часть сведений о «кореле» содержится в Новгородской первой летописи. На основании источников можно выявить два основных значения исследуемого термина: обозначение населения и обозначение территории, при первичности последнего.

Проведя анализ источников, возвращаемся к главному вопросу - что же изначально означал термин «корела»? Полученные сведения и их возможные интерпретации дают два основных значения термина «корела»: название населения и территории. Что же первично: название, данное населению, или название местности? Сравнительный анализ термина «корела» с другими терминами – названиями («ладожане», «ижера», «плесковицы») позволяет сделать вывод, что он обозначает жителей определенной территории, название которых образовано от географической территории, т. е. от определённой местности. В таком случае, первичным является название территории, и термин «корела» изначально обозначал территорию. Поскольку наибольшая часть упоминаний о «кореле» содержится в Новгородской первой летописи, целесообразно сделать вывод, что такое название «корела» дали территории именно новгородцы.

В ранних записях летописи мы не встречаем названия «корела». В списках народов, окружающих славян, называются лишь следующие: «и се суть … языце иже дань дают Руси: Чудь, Весь, Меря, Мурома, Черемись, Мордва, Пермь, Печера, Ямь, Литва, Зимегола, Корсь, Нерома, Либь» [6, стб. 8]. Можно предположить, что относительно некоторых неуказанных народов (корела, ижора, водь) летописец колебался, причислять ли их к числу платящих дань славянам [8]. Но вполне возможно, что летописцу не были ещё известны термины «корела», «ижера» и пр. В новгородской летописи в этот же период также нет термина «корела». Но и такого пространного перечня народов тоже не встречается. Летописец называет лишь три народа: «В времена же Кыева и Щека и Хорива новгородстии людие, рекомии Словении, и Кривици и Меря» [5, с. 106]. Поэтому представляется возможность предположить, что термин «корела» появился в новгородских летописях позднее, введенный новгородцами в употребление для обозначения определённой территории, а затем и зависимого от них населения.


Литература:
  1. Готье Ю.В. Замосковный край в XVII веке. – М., 1906.

  2. Жербин А.С. Переселение карел в Россию в XVII веке.- Петрозаводск: Государственное издательство карело-финской ССР, 1956. – 78 с.

  3. Кочкуркина С.И. Корела и Русь. – Л. : Наука, 1986. – 142 с.

  4. Янин В.Л. Я послал тебе бересту. – Изд. 3-е. – М. : Издательство Московского университета, 1998. – 192 с.

  5. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. – М., Л., 1950. – С. 27, 39,78, 80, 88, 94, 95, 106, 270, 321, 323, 325, 327, 348, 387, 424.

  6. Полное собрание русских летописей. Т. 1. – М., 1962. – Стб. 8, 449.

  7. Полное собрание русских летописей. Т. 2. Ипатьевская летопись. – М., 1998. – Стб. 13.

  8. Насонов А. Н. Русская земля и образование территории древнерусского государства. – СПб., 2006. – С. 32, 34.

  9. Берестяная грамота № 286: [ Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http:// www. gramoty. ru. – Загл. с экрана.

  10. Берестяная грамота № 248: [ Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http:// www. gramoty. ru. – Загл. с экрана.

Основные термины (генерируются автоматически): термин «корела», термина «корела», значения термина «корела», термином «корела», письменных источниках, случае термин, термин «чобанбейи», термин «корела» должен, Летописное известие, употреблён термин «корела», определённой территории, случае термин «корела», письменных источниках Урарту, летописное сообщение, грамотах термин «корела», термин этническим самоназванием, Интерпретация термина «корела», состав «Новгородской волости», принципов золотого сечения, применения принципов золотого.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос