Внеаудиторная работа как компонент самореализации студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (27) апрель 2011 г.

Статья просмотрена: 1111 раз

Библиографическое описание:

Покушалова, Л. В. Внеаудиторная работа как компонент самореализации студентов / Л. В. Покушалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 4 (27). — Т. 2. — С. 118-120. — URL: https://moluch.ru/archive/27/2909/ (дата обращения: 05.10.2024).

Языковая подготовка по иностранному языку (ИЯ) является неотъемлемой частью профессиональной подготовки и формирования профессионального портрета выпускника современного технического вуза инновационного типа, который должен создаваться таким образом, чтобы вырабатывать и развивать у студента умение учиться, отражал бы готовность к формированию творческой личности специалиста способного к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности. Приобретению выше указанных качеств будет способствовать грамотная организация самостоятельная работа студентов (СРС), которая становится особенно актуальной и значимой в настоящее время, в условиях реформирования высшего профессионального образования.

Эффект от самостоятельной работы можно получить от того, как спланирована самостоятельная работа, как она контролируется и сколько академических часов на нее отводится. В национально исследовательском Томском политехническом университете (ТПУ), институте международного образования и межкультурной коммуникации (ИМОЯК) разработано положение об организации и активизации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по ИЯ на основе нормативных документов, согласно которому:

  1. СРС направлена на достижение соответствующего уровня иноязычной культурно-коммуникативной компетенции путем формирования самообразовательной компетенции, способствующей поддержанию и повышению уровня владения ИЯ.

  2. СРС дополняет аудиторную работу и базируется на следующих принципах:

  • программно-целевой – подчинение требованиям нормативных документов, регламентирующих объем и содержание СРС;

  • системно-структурный – создание и функционирование методической системы организации СРС, включающей цель, задачи, руководство и контроль;

  • личностно-ориентированный – максимальная ориентация на личность студента, его реальные потребности, интересы и мотивы;

  • деятельностный – приоритетная ориентация на овладение студентами способами выполнения СРС.

    1. СРС включает воспроизводящие и творческие виды деятельности:

  • самостоятельная работа, предназначенная для выполнения всеми студентами заданий для закрепления знаний и дальнейшего формирования навыков и развития умений. Характер такого вида СРС предопределен требованиями рабочей программы дисциплины, содержанием УМК и лабораторного практикума;

  • самостоятельная индивидуальная работа, направленная на корректировку навыков, восполнение пробелов в системе языковых знаний у отдельных студентов на основе дополнительного к УМК языкового материала;

  • самостоятельная индивидуальная работа в рамках вариативного компонента дисциплин специальностей/направлений. Результаты представляются в форме деловых игр, презентаций, анализа конкретных производственных задач и ситуаций, отчета о выполненной лабораторной работы, раздела/ части курсового проекта/ работы, производственной /исследовательской практики, НИРС и др.

Выбор средств, источников информации, способов решения коммуникативных задач производятся студентом самостоятельно;

  • самостоятельная работа студента по собственной инициативе. Данный вид СРС включает подготовку и участие в научных студенческих конференциях, олимпиадах, конкурсах научно-исследовательских работ, сдачи экзамена на международный сертификат и др. Участие студента способствует осознанию возможностей применения ИЯ в реальных сферах общения.

  1. Характер учебных материалов для СРС должен способствовать развитию:

  • мотивации к дальнейшему изучению ИЯ;

  • коммуникативных умений и приобретению опыта общения в академической, научной и профессиональной сферах деятельности.

    1. Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм: самоконтроль и самооценка студента; контроль и оценка со стороны преподавателя.

    2. Контроль за выполнением и результатами СРС со стороны преподавателя должен носить систематический характер.

    3. Руководство СРС осуществляется в установленном порядке в соответствии с требованиями утвержденных рабочих программ по дисциплинам «Иностранный язык» и «Профессиональный иностранный язык », вариативного компонента дисциплин специальностей/направлений.

    4. Внеаудиторная самостоятельная работа в институте/ на факультете организуется на базе Центра языковой подготовки (ЦЯП).

Целью самостоятельной работы студентов1-2 курсов неязыковых специальностей ТПУ является закрепление навыков по аспектам языка, развитие умений во всех видах речевой деятельности, тренировка форматов профессионально-ориентированных заданий, развитие разносторонних интересов, способностей и мотивации студентов в процессе овладения ИЯ согласно задачам данной РП.

Самостоятельная работа дополняет аудиторную работу студентов, призвана решать следующие задачи:

  • приобретение новых знаний, формирование навыков и развитие умений, обеспечивающих возможность осуществления профессионально-риентированного общения на ИЯ;

  • развитие умений исследовательской деятельности на материалах заданий на ИЯ.

Формами СРС в процессе изучения дисциплины ИЯ выступают:

    • домашняя работа;

    • лабораторная работа (выполнение заданий на основе компьютерных обучающих программ в различных форматах);

    • творческие, поисковые, проектно-ориентированные задания;

    • участие в НИРС, УИРС, образовательных мероприятиях и проектах.

Все вышеперечисленные виды СРС выполняются на основе различных организационно-учебных форм: индивидуальная, парная и групповая формы работы зависимости от цели и вида задания.

Обучение в ТПУ предусматривает разноуровневое обучение студентов. По результатам входного тестирования, который определяет уровень знаний по ИЯ, студенты распределяются в группы элементарного, базового, продвинутого и высокого уровня, поэтому для выполнения СРС студентам предлагается выбрать задания в соответствии с уровнем обучения студентов и пределах соответствующего уровня сложности по темам модулей рабочей программы со шкалой их оценивания. В качестве наглядного примера может служить фрагмент из тематики заданий в рамках самостоятельной деятельности студентов второго курса.


Тема модуля

Уровень

Курс /сем.

Балл

1/2

6. Образование

ТПУ. Факультет кафедра (лаборатория, направления подготовки). Известные ученые ТПУ и стран изучаемого языка. Обучение за рубежом. Университеты России, стран изучаемого языка.

Элементарный

1. Подготовка викторины на тему «Известные ученые ТПУ».

20


Базовый

1. Подготовка викторины на тему «Образовательная система в странах изучаемого языка и в России».

20


Продвинутый

1.Подготовка в малых группах презентации «Образованиe в России в будущем» и ее защита.

20


2/3

7. Наука и

технологии.

Инновации.


Базовый

1. Подготовка доклада/реферата «Выдающийся ученый ТПУ / России / мира» (биография, изобретение).

2. Подготовка новостей по теме «Последние инновации и достижения в науке и технологиях».

3. Подготовка доклада (используя Интернет, журналы, газеты) о наиболее значимых, интересных изобретениях за последние двадцать лет.

20



20



20

Продвинутый

1. Рассказ-рекомендация об одном из научных журналов (постоянные рубрики, статьи).

2. Подготовка докладов «Интуиция и научные открытия», «Glorious failures» (изобретения, которые так и не вошли в нашу жизнь).

3. Составление библиографии, тематически связанной со специальностью.

20



20




20

Высокий

1. Участие в конкурсе на лучшее представление последних достижений в области науки и технологии.

2. Проведение и рассказ о результатах опроса (Group survey) на тему «Самое выдающееся изобретение, которое изменило жизнь».

3. Подготовка рассказа об инновациях, разработках, патентах факультета/кафедры.

20



20




20

Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

  • уровень освоения студентов учебного материала;

  • умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

  • сформированность общеучебных умений;

  • умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

  • обоснованность и четкость изложения ответа;

  • оформление материала в соответствии с требованиями;

  • умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

  • умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

  • умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

  • умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что СРС, организованная в ТПУ, обеспечивает мотивационно-ценностное отношение студента к самостоятельной работе, способствует повышению эффективности обучения ИЯ и дает возможность личностного включения студента в освоение профессиональной деятельности как процессу формирования профессионально значимых качеств будущего специалиста.


Литература:
  1. «Основные положения концепции языковой подготовки в Томском политехническом университете», Петровская Т.С., Малетина Л.В.

  2. «Требования к уровню владения иностранным языком студентов неязыковых специальностей Томского политехнического университета», Петровская Т.С., Малетина Л.В.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, развитие умений, внеаудиторная самостоятельная работа, Россия, вариативный компонент дисциплин специальностей, Иностранный язык, подготовка викторины, подготовка доклада, самостоятельная индивидуальная работа, языковая подготовка.


Похожие статьи

Познавательная активность студентов как детерминанта профессиональной компетентности будущих специалистов

Социально-психологический тренинг как эффективный метод развития профессионального самосознания студентов

Исследовательское обучение как средство формирования информационной компетентности студентов

Инновационные средства организации самостоятельной работы студентов

Развитие воображения как средство повышения качества языковой подготовки

Презентация как ключевой аспект формирования знаний, умений, навыков учащихся

Психологическое сопровождение личностно-профессионального развития студента вуза

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций

ВУЗ как социокультурная среда стимулирования коммуникативной компетентности

Личностная рефлексия как фактор развития личности подростка

Похожие статьи

Познавательная активность студентов как детерминанта профессиональной компетентности будущих специалистов

Социально-психологический тренинг как эффективный метод развития профессионального самосознания студентов

Исследовательское обучение как средство формирования информационной компетентности студентов

Инновационные средства организации самостоятельной работы студентов

Развитие воображения как средство повышения качества языковой подготовки

Презентация как ключевой аспект формирования знаний, умений, навыков учащихся

Психологическое сопровождение личностно-профессионального развития студента вуза

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций

ВУЗ как социокультурная среда стимулирования коммуникативной компетентности

Личностная рефлексия как фактор развития личности подростка

Задать вопрос