Автор: Воронин Вадим Борисович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (27) апрель 2011 г.

Статья просмотрена: 1593 раза

Библиографическое описание:

Воронин В. Б. Интеллектуальный капитал: как фактор повышения конкурентоспособности бизнеса и инвестиции в будущее // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.1. — С. 142-145. — URL https://moluch.ru/archive/27/2898/ (дата обращения: 14.12.2017).

В статье исследуются общие положения концепции интеллектуального капитала, как фактора повышения конкурентоспособности бизнеса, а также аспекты предпринимательства в экономике знаний. Ключевые слова: интеллектуальный капитал, экономика знаний, инновация.

В последние годы в экономической науке все более настойчиво стали подниматься вопросы полного, комплексного подхода к человеку труда с позиций концепции человеческого капитала. В настоящее время успех и развитие национальных программ, коммерческих и некоммерческих образовательных организаций в конкурентной среде все в большей степени зависит от интеллектуального капитала (ИК). В современных компаниях, организациях все в большей степени доминируют не основные фонды и материальные запасы, а информация, знания и другие элементы интеллектуального капитала. К интеллектуальному капиталу относят человеческий капитал и структурный капитал, внутренний и внешний по отношению к организации. Под человеческим капиталом понимается совокупность знаний, компетенций и связей, которые имеют работники организации.

Более того, в условиях глобализирующегося мира сложившееся понятие человеческого капитала становится слишком узким и утилитарным для характеристики творческого потенциала общества в современном развитии и требует расширительного толкования. Необходимость расширения практики ее использования в теоретико-методологическом и методическом плане вызвана задачей повышения роли социальных факторов в развитии общества и осознанием того, что стержневым элементом концепции человеческого капитала является фактор образования.

Названные аспекты особенно важны для России на новом этапе ускоренной диверсификации производства и перевода экономики на путь индустриально-инновационного развития. Сегодня становится ясным и значимым, что вне подхода к человеку с позиций концепции человеческого капитала и, вместе с тем, игнорирования задачи повышения его образовательно-квалификационного уровня переход к новой экономике может затянуться. Компетенции делятся на профессиональные, социальные (способность налаживать связи внутри организации) и деловые (способность налаживать связи с внешним окружением).

В этой связи возрастает значение обоснованности роли фактора интеллектуального капитала в образовании и в экономическом развитии страны. Несмотря на то, что за некоторый промежуток времени независимого развития образовании были приняты важные нормативно правовые документы в сфере образования, они не позволяют пока раскрыть в полной мере потенциал образовательного фактора. В частности, Государственная программа развития образования ориентирована на решение макроцелей, заключающихся в приближении образования к уровню мировых стандартов, ускоренному вхождению страны в мировое образовательное пространство.

Вместе с тем, остаются вне внимания проблемы развития образования в регионах страны, территориальные программы развития образования недостаточно взаимосвязаны с программами индустриально-инновационного развития. Не до конца изучены проблемы управления развитием образования в условиях осуществляемых в стране процессов децентрализации государственных функций управления. В результате можно констатировать, что сфера образования как в стране в целом, так и в регионах не представляет единую систему.

Таким образом, сегодня остро стоит задача дальнейшего развития научного подхода к решению вопросов совершенствования управления образовательным фактором, направленных на обеспечение устойчивого роста экономики в целом. Анализ исследований за последние годы показывает, что они в основном посвящены общетеоретическому анализу проблем образования и вопросам развития отдельных аспектов сферы образования, свидетельствуя о том, что в России еще не сформировалась окончательная схема комплексного, системного подхода к проблеме с позиций учета прямых и обратных связей между экономическим ростом и образовательным фактором.

Таким образом, в современной экономике знаний на первый план выступает за­дача управления интеллектуальным капиталом предприятий, т.е., в более ши­роком смысле, управления знаниями. Отметим, что эта задача должна эффек­тивно решаться не только на уровне отдельных компаний, но и на региональ­ном и национальном уровне, так как от успешного распространения новых зна­ний в формализованном и неформализованном виде, в конечном счете, зависит конкурентоспособность системы предприятий в регионе или на уровне страны, а следовательно, и конкурентоспособность региона и национальной инноваци­онной системы в целом.

Исходя из вышесказанного предположения, можно дать определение Термин «инновационная экономика» подчеркивает, что в последнее вре­мя производственный процесс в развитых странах все в большей степени стал опираться на инновации и деятельность по производству знания. Доля рабочей силы, занятой в производстве материальных продуктов, стала меньше доли за­нятых в производстве, распределении и обработке знаний. Расширение сектора «производства и экономике знаний» за счет материального производства стало одной из ос­новных тенденций экономического развития этого периода.

Ключевыми функциями инновационной экономики являются:

-производство знаний, т.е. получение и развитие новых знаний;

передача знаний, т.е. развитие образования, увеличение и улучшение каче­ства человеческого капитала;

-распространение знаний и их применение для решения различных техниче­ских, технологических и социально-экономических проблем.

-стратегическое управление экономикой знаний.

Способность национальной экономики абсорбировать знания и произво­дительно их использовать, таким образом, будет все в большей мере определять экономическую силу нации и ее благосостояние. Открытость общества для им­порта разнообразных знаний, идей и информации, способность экономики про­дуктивно их использовать в возрастающей степени определяют успешное соци­ально-экономическое развитие.

Стратегия роста, основанная на знаниях, не ограничивается инвестиция­ми в человеческий капитал с целью повышения образования. Она нацелена на обеспечение открытости для инноваций и знаний в более широком смысле, и предусматривает инвестиции в элементы постоянного капитала, которые со­держат знания, а также инвестиции в людей и институты, направленные на уве­личение способности аккумулировать и использовать знания.

Кроме того информационные технологии и информационно-коммуникационная система в экономике начинает играть ведущую роль в совре­менном обществе, уровень развития которого в значительной мере определяет­ся степенью использования средств обработки информации (компьютеров, вы­числительной техники, ксероксов, телефонов, программного обеспечения), плотностью потока изобретений новых продуктов и новых технологий с помо­щью компьютерных программ.

При этом характерная черта современного производства - осуществляется наличием компонента знаний в каждом продукте и услуге. Интеллектуальная работа, специальные знания и коммуникации становятся факторами не только создания добавленной стоимости, но и конкурентоспособности, экономического развития организа­ций.

Переход к новому обществу, в котором знания становятся ведущим фак­тором общественного производства, знаменует одновременно переход к новой структуре стоимости того, что мы потребляем. По существу изменения не столько на макроуровне, сколько на микроуровне определяют существенные сдвиги в экономических характеристиках современного общества. Это выража­ется, в частности, в том, что изменяется структура себестоимости всех матери­альных продуктов, производство становится все более наукоемким.

Кроме того уже сейчас очевидно, можно сказать, что успех в интеллектуальной экономике зависит от новых умений и новых видов организации и управлений. Под воздействием возрастающей роли знаний в экономике меняются и условия конкуренции на рынке. В конце XX века в сфере стратегического управления возникло новое аналитическое направление, известное как ресурс­ный подход. Он позволяет объяснить конкурентные преимущества предпри­ятий не только их различиями в положении на рынке, но и в обеспечении и комбинации критически важных фирменных ресурсов.

Обладание доступом к важнейшему ресурсу в настоящих условиях пред­ставляет собой путь создания конкурентного преимущества фирмы. Однако конкуренты могут имитировать его и разработать методы замены этого ресурса.

Следовательно, для достижения устойчивых конкурентных преимуществ ресурсы предприятия должны отвечать следующим критериям:

-сформировать ценности в системе клиента, сервисного обслуживания;

-быть оригинальными по отношению к конкурентам;

-быть трудно имитируемыми;

-быть трудно заменимыми в системе экономике знаний.

Многие компании, которые обладают необходимыми знаниями, способны коор­динировать использование своих традиционных ресурсов или комбинировать их новыми и особыми путями, обеспечивая большую выгоду для потребителей, чем конкуренты. Следовательно, знания могут составлять наиболее важный ре­сурс, а способность получать, интегрировать, накапливать, сохранять и приме­нять их есть наиболее важный способ создания конкурентного преимущества.

Подчеркивая роль знаний в конкурентной борьбе, следует отметить такое важное свойство знаний как кумулятивностъ. Появление новых знаний увели­чивает вероятность появления новых идей, продуктов и процессов. Таким образом, существует определенная взаимосвязь между доступным обще­ству (и предприятиям) запасом знаний и потоком инноваций в течение некото­рого периода времени (например, в рамках доминирующей информационной технологии).

Интеллектуальный капитал - это совокупность сумм знаний всех работников компании, обеспечивающая ее конкурентоспособность. Интеллектуальный капитал - это интеллектуальная материя, включающая в себя знания, опыт, информацию, интеллектуальную собственность - все, что позволяет создавать ценности. Это коллективная умственная энергия. Ее трудно выявить, еще труднее ею эффективно пользоваться. Но уж если вы ее открыли и заставили себе служить - вы непобедимы.
В России громадные материальные и финансовые ресурсы вложены в научные исследования и НИОКР.

Как же в России умеют управлять интеллектуальным капиталом - добывать, увеличивать, хранить, торговать им или распределять его?

Внутренний структурный капитал подразделяют на ноу-хау, организационные структуры, процессы, методы, информационные системы обмена информацией и применения общего знания, системы и процессы управления, позволяющие концентрироваться на стратегии и приспособлять ее к условиям среды. Внешний структурный капитал представляет собой устойчивые связи организации с внешними партнерами - поставщиками, посредниками, клиентами (отношения с клиентами называют еще клиентским капиталом).

В условиях глобализации не только и не столько труд или капитал является источником прибыли организации, а все системы, в которой производится и потребляется продукция. Идеи, знания и информация, в том числе и электронная (особенно интернет-ресурсы), являются неотъемлемой и важнейшей частью этой системы. Они взаимосвязаны как с процессами производства продуктов, так и с процессами организации предприятия, обмена информацией с клиентами, потребителями, поставщиками, конкурентами. Особое значение для привлечения инвестиций имеет оценка интеллектуального капитала.

Широкое распространение данной теории определяется тем, что в центре внимания концепции оказался главный фактор социально-экономического развития - человеческий капитал в его качественно преобразованном мире и применение его в образовательной деятельности многих преподавателей. Кроме того, в условиях глобализирующегося мира сложившееся понятие человеческого капитала становится слишком узким и утилитарным для характеристики творческого потенциала общества в современном развитии и требует расширительного толкования. Необходимость расширения практики ее использования в теоретико-методологическом и методическом плане вызвана задачей повышения роли социальных факторов в развитии общества и осознанием того, что стержневым элементом концепции человеческого капитала является фактор образования. Кроме того можно отнести следующие моменты данных факторов исследования сущности и значимости интеллектуального капитала.

-необходимо рассмотреть и предложить темп диверсификации производства и перевода экономики на путь индустриально-инновационного развития. Так как сегодня становится ясным, что вне подхода к человеку с позиций концепции человеческого капитала и, вместе с тем, игнорирования задачи повышения его образовательно-квалификационного уровня.

-рассмотреть уровневые моменты перехода к новой экономике.

В этой связи возрастает значение обоснованности роли фактора образования в экономическом развитии страны. Несмотря на то, что за годы развития концепции человеческого капитала были приняты важные нормативно правовые документы в сфере образования, они не позволяют пока раскрыть в полной мере потенциал образовательного фактора. В частности, Государственная программа развития образования ориентирована на решение макроцелей, заключающихся в приближении образования к уровню мировых стандартов, ускоренному вхождению страны в мировое образовательное пространство.

Вместе с тем, остаются вне внимания проблемы развития образования в регионах страны, территориальные программы развития образования недостаточно взаимосвязаны с программами индустриально-инновационного развития предпринимательства. Не до конца изучены проблемы управления развитием образования в условиях, осуществляемых в стране процессов децентрализации государственных функций управления. В результате можно констатировать, что сфера образования как в стране в целом, так и в регионах не представляет единую систему.

Таким образом, на сегодняшний день остро стоит задача дальнейшего развития научного подхода к решению вопросов совершенствования управления образовательным фактором, направленных на обеспечение устойчивого роста экономики. Пришедшая на смену индустриальной постиндустриальной фазой развития экономики и предпринимательства - экономика знаний, в качестве основного ресурса выдвигает знания, обладание которыми определяет конкурентоспособность субъектов экономической системы. В отличие от индустриальной экономики, основанной на материальных активах и финансовом капитале, основу экономики знаний составляют нематериальные активы и интеллектуальный капитал.

Таким образом, современные теории подчеркивают, что именно знания дают предприятию конкурентные преимущества.

Что делают преимущество устойчивым? Знания, особенно полученные в результате специфического опыта фирмы, имеют тенденцию к уникальности и трудны для имитации. Однако в отличие от многих традиционных ресурсов нелегко выйти на рынок со знаниями в «готовой для использования» форме. Для того чтобы получить аналогичные знания конкуренты должны обладать аналогичным опытом, и они ограничены в возможностях ускорить свое обуче­ние даже при больших инвестициях.

Конкурентное преимущество, основанное на знании, устойчиво, так как чем больше фирма знает, тем больше она может узнать. Устойчивость в конку­рентном преимуществе может приходить к фирме, знающей что-то, что обеспе­чивает возможность синергизма знаний, недоступную конкурентам. Новые зна­ния интегрируются с существующими в организации, для разработки уникаль­ного видения и создания новых, более значимых знаний. Организации, следова­тельно, должны осуществлять мониторинг тех областей обучения и экспери­ментирования, где потенциальный конкурент может увеличить свои знания. Следовательно, существенность знания как основы конкурентного преимуще­ства идет от знания, большего, чем у конкурентов, при наличии временных ог­раничений для конкурентов в достижении такого же уровня знаний. В отличие от физических ресурсов знания увеличивают свой экономический потенциал возврата при использовании, т.е. возникает самовоспроизводящийся цикл.

Таким образом, экономика знаний принципиально меняет все традиционные принципы, подходы и модели развития конкурентоспособного предпринимательства. Предпринимательство в экономике знаний все больше ориентировано на максимизацию рыночной стоимости компаний, в которой основной удельный вес начинают занимать нематериальные активы (технологические, маркетинговые, клиентские и т.п.), которые являются следствием эффектного использования интеллектуального капитала фирмы. Следовательно, в условиях экономики знаний возрастает роль эффективного управления интеллектуальными ресурсами.

Следовательно, необходимы дополнительные исследования по выработке новых положений, гипотез, теории расширенного воспроизводства интеллектуального капитала научно-инновационных кадров с использованием методологии институционального анализа.

Все это обусловливает необходимость интеллектуализации предпринимательства, выражающуюся не только в том, что основным экономическим продуктом предпринимательской деятельности все чаще выступает интеллектуальный продукт (ноу-хау, программное обеспечение, методика, информационные технологии и т.п.) и высокотехнологичный продукт (доля затрат на НИОКР в продукте более 3,5%), но и в том, что сами предприниматели становятся интеллектуалами (или скорее интеллектуалы предпринимателями), знаменуя развитие нового типа предпринимательства - интеллектуального.


Литература:

  1. Человеческий капитал / Экономическая энциклопедия. М., 1999.- С.275.
  2. Через знания к звездам //Управление компанией. - 2001, №5.
  3. Черняк Л. Управление знаниями и информационные технологии// Открытые системы. - 2000, № 10.

  4. Шаталова Н.И. Трудовой потенциал работника. - М.:, ЮНИТИ, 2003. - 399с.

  5. Шеер Август-Вильгельм. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы. - М.: Весть-Метатехнология, 2003. - 178с.

  6. Шмален Г. Основы и проблемы управления предприятием: Пер. с нем. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 512с.
  7. Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки// Мировая экономика и международные отношения. - 2001, №12. - С.42-49.

  8. Экономика знаний: уроки для России (научный доклад). - М.: ЦЭМИ РАН, 2002.

  9. Янковский А. Предпринимательская деятельность и кадровый капитал // Маркетинг. - 2000, №1.
Основные термины (генерируются автоматически): человеческого капитала, интеллектуального капитала, концепции человеческого капитала, экономике знаний, развития образования, экономика знаний, позиций концепции человеческого, индустриально-инновационного развития, человеческий капитал, понятие человеческого капитала, структурный капитал, Интеллектуальный капитал, проблемы развития образования, программа развития образования, новых знаний, экономики знаний, программы развития образования, развития научного подхода, элементом концепции человеческого, программами индустриально-инновационного развития.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос