Франчайзинг: особенности и важные правила | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Рубрика: На правах рекламы

Опубликовано в Молодой учёный №30 (268) июль 2019 г.

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

None

Ведение бизнеса сопряжено с множеством трудностей, особенно, если начинать свое дело с нуля. Но можно воспользоваться уже раскрученной торговой маркой и не менее успешно работать, развиваться и получать прибыль.

Что это такое?

Франчайзинг – это вариант организации бизнес отношений между продавцом и покупателем франшизы. По сути, это предоставление права работать под раскрученным брендом – использовать фирменный стиль, знак обслуживания, деловую репутацию за определенную денежную плату (роялти). В дословном переводе термин обозначает «льготное предпринимательство».

Чаще всего франшизу покупают у крупных сетевых компаний, товары которых пользуются стабильным спросом.

Сторона, предоставляющая франшизу – франчайзер, а покупающая – франчайзи. В плату входит: единовременный пашуальный взнос за приобретение товарного знака, а также роялти – регулярная плата за использование марки.

Каким бывает?

Наиболее часто используется два варианта франшизы:

  • Прямой – при сотрудничестве непосредственно с владельцем бизнеса. Подходит для местных компаний.
  • Мастер-франшиза – при работе под международным товарным знаком. В таком случае правом передавать франшизу фирма наделяет конкретную компанию в другой стране.

Исходя из направления деятельности, выделяют:

  • Деловой – продажа лицензии на реализацию товаров или услуг под конкретной маркой.
  • Сервисный – для обслуживания клиентов по договору.
  • Товарный – для торговли продукцией.
  • Промышленный – для изготовления изделий по фирменной технологии.

Важные тонкости

Использование франшизы имеет несколько особенностей.

Бизнесмен получает возможность работать и быстро расширяться без затрат на раскрутку, ведь бренд уже узнаваемый. У него появляется наработанная база клиентов, поставщиков.

  • Каждого нового франчайзи обучают, консультируют по вопросам бизнеса, управления, правовой базе.
  • Коммерческие риски потери денежных средств минимальны.
  • Практически отсутствуют затраты на маркетинг и рекламу – все это чаще всего предоставляется обладателем франшизы.
  • Получение скидок на покупку материалов, сырья, оборудования.
  • Отсутствие конкуренции со стороны других франчайзи.

Покупатель при этом не только приобретает права, но и определенные обязанности, прописанные в договоре.

  • Так, его свобода ограничивается в области ценообразования – установить стоимость выше или ниже невозможно.
  • Строго ограничен список поставщиков, партнеров по бизнесу.
  • Прописаны все корпоративные стандарты – от униформы до делового этикета внутри коллектива.
  • Зависимость от головного офиса – если фирма обанкротится, то это же последует с франчайзи.
  • Ограниченность срока действия договора.

При выборе франшизы отталкивайтесь от следующих параметров:

  • Обращайте внимание на спрос в конкретной местности.
  • Останавливайтесь на нише, где вы чувствуете себя наиболее комфортно.
  • Если продукция, производимая франчайзером имеет невысокое качество, то подыщите себе другого партнера, даже если это очень известный бренд.
  • Если компания относительно «молода» (с регистрации прошел всего лишь год), то это повод насторожиться.
  • Изучите юридическую документацию на наличие регистрации в Роспатенте, проверьте финансовые показатели, в том числе, от контрагентов.
  • Проанализируйте ведение бухгалтерского учета – насколько верно составлена документация.
  • Переговорите с действующими франчайзи  - это поможет увидеть реальную картину бизнеса.

И помните, что никакие обещания на словах не имеют юридической силы, поэтому отображайте все договоренности в письменном виде – в законно оформленном и завизированном договоре.



Задать вопрос