Прогнозирование коэффициента миграционного прироста населения методом нейросетевого моделирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №30 (268) июль 2019 г.

Дата публикации: 29.07.2019

Статья просмотрена: 111 раз

Библиографическое описание:

Южанинов, М. И. Прогнозирование коэффициента миграционного прироста населения методом нейросетевого моделирования / М. И. Южанинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 30 (268). — С. 6-10. — URL: https://moluch.ru/archive/268/61831/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье описан опыт разработки и построения нейронной сети для прогнозирования коэффициента миграционного прироста населения с помощью нейропакета «Nsim» (Нейросимулятор 5.0) и библиотеки Keras. Также представлен анализ значимости показателей и оценка влияния параметров на прогнозируемый показатель.

Ключевые слова: коэффициент миграционного прироста, прогнозирование, нейронная сеть, библиотека Keras.

Явление миграции — одно из ключевых понятий демографического процесса, напрямую влияющее на функционирование государства [1]. В Нейросимуляторе [2] была построена модель для прогнозирования коэффициента миграционного прироста. Модель показала наилучшие результаты при использовании функции гиперболического тангенса для входного и выходного слоев, а также скрытого слоя, на котором находится один нейрон. В качестве алгоритма обучения был выбран алгоритм упругого распространения. Для прогнозирования коэффициента было выбрано 15 показателей. Данные были взяты из базы данных Росстата [3]. В обучающую выборку попали данные за 10 лет по регионам.

Далее было проведено исследование значимости параметров с помощью встроенной функции Нейросимулятора. Полученные отсортированные результаты представлены на Рисунке 1.

Рис. 1. Значимость параметров

После обучения нейросети была произведена проверка модели для сравнения реальных и прогнозных значений. Ошибка модели вычислялась по формуле:

(1)

где — реальное значение выходного параметра; — полученное прогнозное значение.

Данный показатель был оценен по следующему принципу: модель считается пригодной для построения прогноза, если значение ошибки модели составляет не более 5 %. Ошибка модели, построенной в Нейросимуляторе, относительно реального значения оказалась равна 3,93 %, поэтому модель было принято считать пригодной для прогнозирования.

Разработанную математическую модель можно использовать для исследования закономерностей предметной области. Было проведено исследование для следующих показателей:

– отправление пассажиров железнодорожным транспортом общего направления (отмеченный, как самый значимый показатель);

– распределение числа прибывших по направлениям передвижения в пределах региона.

На примере конкретного региона были изменены значение исследуемых параметров на фиксированную величину. Остальные входные параметры оставались неизменными. Возможно отследить следующие зависимости прогнозируемого параметра (Рисунки 2–3).

Рис. 2. Влияние показателя «Отправление пассажиров железнодорожным транспортом общего направления»

Рис. 3. Влияние показателя «Распределение числа прибывших по направлениям передвижения в пределах региона»

Как видно из диаграмм (Рисунки 2–3), увеличение коэффициента миграционного прироста связано с увеличением количества пассажиров, отправляющихся железнодорожным транспортом общего направления, и с увеличением процента распределения числа прибывших в пределах региона.

Для создания второй модели прогнозирования была написана программа на языке Python с использованием библиотеки Keras. Keras — открытая нейросетевая библиотека, нацеленная на оперативную работу с сетями глубинного обучения [4].

Для чистоты эксперимента модель строилась на тех же данных. После установки всех необходимых параметров и выбора оптимизатора, который даёт наилучший результат, была рассчитана итоговая ошибка модели по формуле (1). Ошибка составила 4,6 %.

Заключение

В ходе выполнения данной работы были рассмотрены и применены две технологии искусственного интеллекта для прогнозирования коэффициента миграционного прироста. В качестве результата были получены приемлемые ошибки прогнозирования: 3,93 % для Нейросимулятора и 4,6 % для Keras. Полученные результаты ошибки относительно реального значения говорят о том, что модель, построенная при помощи Нейросимулятора, выдает более точный прогноз, чем модель, построенная в библиотеке Keras. На рисунке 4 представлена диаграмма сравнения реальных и полученных значений прогнозируемого параметра для проверочного множества.

Рис. 4. Сравнение результатов

Литература:

1. Формула миграционного прироста — URL: http://ru.solverbook.com/spravochnik/formuly-poekonomike/formula-migracionnogo-prirosta/

2. Нейросимулятор 5.0: свидетельство о государственной регистрации программы для № 2014618208 от 12.07.2014 г. / Черепанов Ф. М., Ясницкий В. Л. (РФ)

3. Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017, стр. 1–1404

4. Keras Documantation — URL: https://keras.io

Основные термины (генерируются автоматически): миграционный прирост, прогнозирование коэффициента, железнодорожный транспорт, общее направление, реальное значение, влияние показателя, значимость параметров, нейронная сеть, Отправление пассажиров, Распределение числа.


Ключевые слова

прогнозирование, нейронная сеть, коэффициент миграционного прироста, библиотека Keras

Похожие статьи

Использование искусственных нейронных сетей для...

Значение средней квадратичной ошибки также определяет качество обучения нейронной сети, представляется данный параметр в

По результатам регрессионного анализа реального и смоделированного выхода для обучающей выборки, можно судить о коэффициенте корреляции.

Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта

- осуществление мониторинга функционирования общественного транспорта; - формирование и оптимизация единой маршрутной сети общественного

- оперативное информирование пассажиров на остановках (вокзалах) общественного транспорта с помощью остановочных...

Мобильность населения как социальный приоритет...

В статье проанализированы социальные приоритеты государственной транспорт-ной политики в России. Сделан вывод о необходимости разработки и внедрения социальных транспортных стандартов как основы повышения качества жизни населения России.

Распределение параметров по значимости

Статистическиу значимость каждого из факторов проверяем по соотношению критерия Стьюдента, рассчитанного по величине коэффициента регрессии и погрешности опыта, с табличным критерием Стьюдент ( : Погрешность опыта определяется величиной...

Моделирование регионального развития на основе нейросетевых...

Динамично меняющаяся внешняя среда и ускорение процессов модернизации отраслевой структуры регионального хозяйства повышают требования к научной обоснованности и корректности методов прогнозирования социально-экономического развития в системе...

Анализ миграционной привлекательности территорий Дальнего...

Статья посвящена анализу миграционной привлекательности территорий Дальнего Востока. Рассматриваются: показатели сальдо миграции в субъектах ДФО, динамика сальдо межрегиональной миграции в пределах ДФО...

Транспортное поведение индивидуумов — основной источник...

Удовлетворить спрос на перемещение от одной точки города до другой можно с помощью личного автотранспорта, общественного транспорта, велосипеда или пешком. Однако при значительном расстоянии между пунктом возникновения потребности в перемещении и...

Роль железнодорожного транспорта как районообразующего...

Железнодорожный транспорт, имеющий огромное значение в освоении и организации территорий, становлении экономики, а также жизнеобеспечении сети населенных пунктов, является одним из важнейших видов транспорта в России. В связи с этим на сегодняшний...

Выбор оптимального маршрута грузоперевозок автомобильным...

Обучение искусственной нейронной сети представляет собой процесс настройки модели по данным

На каждом шаге обучения значение скрытого слоя рекуррентной нейронной сети

Следующим шагом — является выбор параметров обучения сети. Не меньший интерес в...

Похожие статьи

Использование искусственных нейронных сетей для...

Значение средней квадратичной ошибки также определяет качество обучения нейронной сети, представляется данный параметр в

По результатам регрессионного анализа реального и смоделированного выхода для обучающей выборки, можно судить о коэффициенте корреляции.

Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта

- осуществление мониторинга функционирования общественного транспорта; - формирование и оптимизация единой маршрутной сети общественного

- оперативное информирование пассажиров на остановках (вокзалах) общественного транспорта с помощью остановочных...

Мобильность населения как социальный приоритет...

В статье проанализированы социальные приоритеты государственной транспорт-ной политики в России. Сделан вывод о необходимости разработки и внедрения социальных транспортных стандартов как основы повышения качества жизни населения России.

Распределение параметров по значимости

Статистическиу значимость каждого из факторов проверяем по соотношению критерия Стьюдента, рассчитанного по величине коэффициента регрессии и погрешности опыта, с табличным критерием Стьюдент ( : Погрешность опыта определяется величиной...

Моделирование регионального развития на основе нейросетевых...

Динамично меняющаяся внешняя среда и ускорение процессов модернизации отраслевой структуры регионального хозяйства повышают требования к научной обоснованности и корректности методов прогнозирования социально-экономического развития в системе...

Анализ миграционной привлекательности территорий Дальнего...

Статья посвящена анализу миграционной привлекательности территорий Дальнего Востока. Рассматриваются: показатели сальдо миграции в субъектах ДФО, динамика сальдо межрегиональной миграции в пределах ДФО...

Транспортное поведение индивидуумов — основной источник...

Удовлетворить спрос на перемещение от одной точки города до другой можно с помощью личного автотранспорта, общественного транспорта, велосипеда или пешком. Однако при значительном расстоянии между пунктом возникновения потребности в перемещении и...

Роль железнодорожного транспорта как районообразующего...

Железнодорожный транспорт, имеющий огромное значение в освоении и организации территорий, становлении экономики, а также жизнеобеспечении сети населенных пунктов, является одним из важнейших видов транспорта в России. В связи с этим на сегодняшний...

Выбор оптимального маршрута грузоперевозок автомобильным...

Обучение искусственной нейронной сети представляет собой процесс настройки модели по данным

На каждом шаге обучения значение скрытого слоя рекуррентной нейронной сети

Следующим шагом — является выбор параметров обучения сети. Не меньший интерес в...

Задать вопрос