Организационно-педагогические процессы формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников средствами фольклора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (268) июль 2019 г.

Дата публикации: 28.07.2019

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Прокопьева М. Н. Организационно-педагогические процессы формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников средствами фольклора // Молодой ученый. — 2019. — №30. — С. 122-125. — URL https://moluch.ru/archive/268/61804/ (дата обращения: 16.09.2019).



В статье раскрыты результаты диагностики по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Использование образовательно-коммуникативной программы фольклора будут положительно влиять у детей старшего дошкольного возраста по формированию коммуникативных навыков. В статье предлагаются педагогические условия использования фольклора воспитателями или педагогами в условиях ДОО.

Ключевые слова: коммуникация, навык, коммуникативный навык, коммуникабельность фольклор.

Формирование коммуникативных навыков у дошкольников — актуальная проблема, так как степень сформированности коммуникативного навыка влияет не только на обучение в школе, но и на процесс социализации ребенка. По требованиям в основных положениях федерального государственного стандарта дошкольного образования, необходимо повысить уровень коммуникативного навыка у детей дошкольного возраста. С этой целью в стандарте дошкольного образования отведен раздел «коммуникация», которая рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия.

В дошкольных образовательных организациях проблема решения эмотивно-смыслового контакта помогает снизить уровень проявления в неумении слушать, адекватно реагировать, вести диалог, неумелом применении имеющийся коммуникативный опыт. Но, данный процесс бывает осложнённой недостаточной морфофункциональной незрелостью сенсорных систем старшего дошкольника.

Это обстоятельство акцентирует поиск педагогических средств, положительно влияющих на процесс формирования коммуникативных навыков в целом.

На практике в условиях дошкольных образовательных организаций недостаточно применяются возможности фольклора как образовательный ресурс, отмечается также снижение интереса к традиционным формам культуры коммуникации, которые оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу дошкольника.

В фольклоре имеется достаточно много средств, которые предопределяют возможности формирования коммуникативных навыков в соответствии с ведущей эквивалентностью на уровне перспективного развития.

На основе концептуальных идей Т. М. Дридзе и Т. З. Адамьянц были выделены пять уровней развития коммуникативных навыков у старших дошкольников:

1 уровень — адекватное объяснение текста, т. е. высокий уровень понимания партнёра ребенка по общению;

2 уровень — частично адекватное объяснение — это понимание партнёра по общению, в основном, но вместе с тем идет выполнение коммуникативного действия по образцу, подражая действиям воспитателя (педагога) или сверстников;

3 уровень — неадекватное объяснение — это понимание отдельных элементов, эмоциональная реакция выражена в слабой степени;

4 уровень — объяснение «по установке» — это понимание некоторых элементов коммуникативного сообщения, эмоциональная реакция на коммуникативное намерение партнёра почти не выражается;

5 уровень — избегание коммуникации, полное отсутствие эмоциональной реакции на коммуникативное воздействие.

На основе этих уровней разработаны критерии оценивания: первый уровень — высокий; второй — средний; третий — достаточный; четвёртый — низкий; пятый — совсем низкий.

Нами были применены наблюдение беседы, педагогический эксперимент и тестирования с целью выявления исходного уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Чтобы разграничить коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста по уровням их развития, были использованы проективные методики М.Панфиловой и Р.Жиля, объективная методика М. А. Никифоровой и А. М. Щетининой, также методика Т. З. Адамьянц «Горка понимания».

С помощью данных методов и методик мы постарались рассмотреть развитие коммуникативных навыков в двух направлениях: эмотивно-когнитивном и креативном.

Эмотивно-когнитивный критерий характеризуется степенью эмоциональной отзывчивости в процессе коммуникации дошкольника, понимания речевого сообщения партнёра по общению.

Креативный критерий характеризует степень самостоятельности и тождественности объяснения текста, опосредующего процесс коммуникативного взаимодействия.

Опираясь на эти критерии, показателями сформированности коммуникативных навыков являются такие качества, как стабильность, уверенность, точность, равновесие, и реактивность их выполнения.

Исследование уровня общения по методике М.Панфиловой «День рождения» у старших дошкольников в контрольной группе на констатирующем этапе показало следующие показатели:

– желание общаться в широком кругу в контрольной группе отмечено у 45,0 %. детей. Общение в узком кругу составляет 55, 0 %. Потребность в общении не сформирована у 68,3 %. детей старшей дошкольной группы. Эмоциональные предпочтения в контрольной группе дети отдают родителям;

– в экспериментальной группе общению со взрослыми и детьми предпочитают 28,6 % детей, с детьми — 74,3 %. Около 71 % старших дошкольников предпочитают общение в семье, почти 20 % дошкольников предпочитают общаться со сверстниками.

Полученные результаты показывают, что дети старшего дошкольного возраста и в экспериментальной и в контрольной группах вполне доброжелательны к общению со взрослыми, детьми, но приоритет дети отдают в соответствии с половой идентификацией.

По методике Р. Жиля оценивались социальные приспособленности ребёнка, интересы его межличностных отношений и их особенностей, некоторые характеристики его поведения.

Данные результаты показали высокие и средние результаты межличностных отношений и поведенческих отношений в обеих группах. Наиболее высокие и средние показатели были по отношению к родителям как к семье. В экспериментальной группе — 44,9 %, а в контрольной — 44,8 %. Эталоном для старших дошкольников также является воспитатель. В экспериментальной группе отношения к воспитателю составила 27,9 %, в контрольной 25,3 %.

В обеих группах отметили также наблюдательность: в экспериментальной группе её показатель — 34,2 %; в контрольной 33,4 %. Стремление общаться с малыми группами отмечено у 28,0 % воспитанников экспериментальной группы и у 27,4 % в контрольной.

Отрицательные качества как изолированность, конфликтность, тревожность, также проявляются в обеих группах примерно одинаково.

Таким образом, результаты исследования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста по методике Р.Жиля подтверждают данные, полученные по методике М.Панфиловой.

Исследование уровней по эмотивно-когнитивному критерию по методике А. М. Щетининой и М. А. Никифоровой разрешило изучить доброжелательные коммуникативные качества старших дошкольников.

По коммуникативным качествам общий средний балл в экспериментальной группе составил 2,7; коммуникативных умений — 2,4; коммуникативных способностей — 2,5.

Средний балл коммуникативных качеств в контрольной группе составило 2,6; коммуникативных умений — 2,3; коммуникативных способностей — 2,4.

Первоначальные показатели коммуникативных навыков являются почти одинаковыми, и в обеих группах было выявлено открытость в общении, непосредственность, искренность, большое желание общаться, также выявлены проявления инициативности, эмпатийности, доброжелательности.

С помощью методики Т. З. Адамьянц «Горка понимания» исследовались интерпретационные навыки. Данная методика была использована как креативный критерий, так как её результаты показали степень самостоятельности и идентичности анализа старшими дошкольниками музыкального и поэтического текстов, опосредующего процесс коммуникативного взаимодействия.

Все дети старшего дошкольного возраста в более или менее стали понимать устные текстовые образцы. Успехи «в подъёме» на «горку понимания» в процессе обсуждений зарегистрированы в индивидуальной карте.

По данным индивидуальных карт, наиболее успешно дошкольники справляются с заданиями объяснения текстов сказок, стали рассуждать по характеристике элементов музыкального языка фольклора. В экспериментальной группе частично целесообразный уровень отмечен у 26,7 % воспитанников старше-подготовительной группы, неадекватный — у 48,3 %, объяснение по установке отмечена у 21,7 %. В контрольной группе частично целесообразный уровень отмечен у 20,0 %. воспитанников, неадекватный — у 50,0 %, объяснение по установке — у 30,0 %.

Таким образом, полученные данные по начальным уровням коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют об однородности экспериментальной и контрольной групп.

Образовательно-коммуникативная программа для детей старшего дошкольного возраста «Айыы үөрэҕэ», была апробирована на дополнительных занятиях по фольклору.

Программа создана с целью развития формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора.

Программу разделили на тематические блоки: «Герои этноса Олонхо»; «Ыйдар суолталара» (национальное значение месяцев года); «Социальные роли в фольклоре»; «Олонхо»; «Тойук»; «Сказка и быль»; «Национальные праздники»; «Образы зверей и птиц в фольклоре»; «Хомус».

Тематический выбор определялся пространством контекстуального прочтения старшими дошкольниками фольклорных текстов, их ценностным наполнением.

Выбор средств изучения каждой темы осуществлялся с учётом их изменчивости и с учетом первичного информационного опыта у старших дошкольников по заданной теме.

В программе определили специально подобранные элементы фольклорного текста: музыкальные элементы фольклорного произведения олонхо, тойук, поэтические элементы фольклорного произведения из олонхо, былин, пословиц, пластические элементы фольклорного произведения из хоровода осуохай, национальных игр, художественно-прикладные элементы фольклора туойсуу, хоһуйуу (импровизация качеств человека художественными словами).

С целью обеспечения доступности понимания и объяснения текстов из олонхо, тойук, осуохай, были включены знаковые системы фольклора. Через разные интеграции знаковых систем предлагались инструкции «коммуникативных игр», построенных на основе кинестезии, мимики, пантомимики.

Символические аналогии знаковых систем как ноты, слова, рисунки, цифры, символы, способствовали принятию необходимых знаний и навыков старших дошкольников в область доступного, воспринимаемого, понимаемого процесса формирования коммуникативных навыков.

Апробация на практике предложенной технологии как педагогическое условие формирования коммуникативных навыков, представляла последовательная смена трёх этапов: «Знакомство жанрами фольклора», «Аптаах холбуйачаан» («Волшебный сундучок фольклора»), «Мин төрүттэрим үгэстэрэ».

На первом этапе производилось включение старших дошкольников в коммуникативно-познавательную деятельность через игру, так как игра обеспечивает мотивацию дошкольников по освоению фольклора.

На втором этапе углублили представления старших дошкольников о фольклоре и его средствах. Дети продолжали приобретать информации, и старались запоминать и использовать ее в коммуникативную деятельность

Третий этап — этап реализации, т. е., время демонстрации приобретенных знаний и навыков, время самореализация детей на основе опыта общения через «олонхо», «тойук», загадки, сказок.

На всех этапах исследуемого процесса методы и формы совпадали интересам и потребностям детей старшего дошкольного возраста, были адекватны возрасту и направлены, по концепции ЛС. Выготского, на «зону их ближайшего развития». В программе основными формами образовательно-развивающей работы на первых двух этапах были игры, НОД, праздник; на третьем этапе — дискуссии, импровизация «олонхо», «тойук», игры на хомусе, конкурсы, соревнования. Связующими методами всех этапов являлись национальные подвижные и настольно-познавательные игры, эстафеты, упражнения.

Результативность сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы после апробации коммуникативно-образовательной программы «Айыы үөрэҕэ” оказались достаточно выше показателей сформированности данных навыков, чем у детей старшего дошкольного возраста контрольной группы. Высокий уровень в экспериментальной группе отмечен у 25,0 %, что на 20,0 % выше, чем в контрольной группе. Частично высокий уровень отмечен у 46,7 % воспитанников экспериментальной группы, а в контрольной — у 33,3 % воспитанников. Количество детей старшей группы, находящихся на достаточном уровне в экспериментальной группе, уменьшилось на 21,6 %, в контрольной уровень остался прежним (50,0 %). Старшие дошкольники, объясняющие текст по установке, после проведения формирующего эксперимента показали более высокие уровни. На низком уровне в экспериментальной группе осталось 3,3 % воспитанников, сдвиг значений составил 18,4 %. В контрольной группе объясняющих по установке стало 11,7 %, что на 8,4 % больше, чем в экспериментальной группе.

Анализ полученных данных показал положительные изменения в сформированности коммуникативных навыков в обеих группах, что связано со спецификой выделенных навыков, а также влиянием других факторов на их формирование.

Литература:

  1. Адамьянц, Т. З. Социальные коммуникации: учеб. пособие для вузов / Т. З. Адамьянц. — М.: Дрофа, 2009. — 203 с.
  2. Алифанова, Е. М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: автореф. дис. …канд. пед. наук / Е. М. Алифанова. — Волгоград, 2001. — 21 с.
  3. Андреева, Г. М. Социальная психология; Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 363 с.
  4. Аюпова, Э. И. Формирование коммуникативных навыков акцентуированных подростков 13.00.01: дисс. …канд. пед..наук: 13.00.01: / Э. И. Аюпова. — М., 2007. — 222 с.
  5. Бережнова, Л. Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 240 с.
  6. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов: 17000 сл. — М.: ООО «Издательство Апрель», ООО Издательство «Русский словари», 2004, — 957 с.
  7. Дридзе, Т. М. Язык и социальная психология: Учебное пособие / Под ред. и с предисл. А. А. Леонтьева. Вступ. ст. е.М.Акимкина. Изд.2-е, доп. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 240 с.
  8. .Каргин, А.С Комплексный подход к изучению фольклора: от полидисциплинарности к интерконтекстуальной фольклористике / А. С. Каргин // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. Том 1. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2005. — С. 29–44.
  9. Колесникова, И. А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова; под ред. В. А. Сластёнина. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 336 с.
  10. Куприянова, Л. Л. Русский фольклор. Программа и методические материалы для уроков музыки в начальной школе / Л. Л. Куприянова. — М.: «Мнемозина», 2008. — 62 с.
  11. Леонтьев, А. А. Психология общения: Учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений. — 3-е изд. — М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. — 368 с.
  12. Мехнецов, А. М. Российский фольклорный союз — десять лет спустя / А. М. Мехнецов // Фольклор и молодёжь. От истоков к современности. — М.: Российский фольклорный союз, 2000. — С. 30- 37.
  13. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластёнина.- 5-е изд. доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 200 с.
  14. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. е.С. Рапацевич. — Мн.: «Соврем. слово», 2005. — 720 с.
  15. Селевко, Г. К. Воспитательные технологии / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 320 с.
  16. Справочные материалы по педагогической психологии / авт. — сост. Б. Р. Мандель. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 384 с.


Задать вопрос